Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Только не зовите хакера!

Архив
автор : РОМАН МИНДЛИН    26.05.1997

 

Письмо нашего читателя Романа Миндлина пришло Евгению Козловскому. Он посчитал, что опубликовать его было бы вполне уместно. Так мы и сделали, обговорив, разумеется, все детали с автором, которого вполне можно считать одним из героев этой темы номера.


Уважаемый г-н Козловский!

Абсолютно случайно в руки попал номер "Компьютерры" с вашей статьей "Подставка для чашки кофе". Вообще-то, я редко читаю не только "Компьютерру", но и все другие издания главным образом из-за отсутствия времени. Тем не менее находится время на чтение электронной почты, поэтому историю, положенную в основу статьи, знаю, как говорится, не понаслышке, а в оригинале, на английском.

Хотя я не об этом. Студенту так или иначе приходится зарабатывать деньги (если мама с папой не имеют собственного, пусть даже не большого банка). Каждый делает это по-своему: разгружает вагоны, выгуливает соседскую собаку, караулит магазин и т. д. Я избрал более легкий путь - не нужно мерзнуть, надрываться, бегать, - я стал обучать людей "компьютеру".

Не хочу, чтобы вы приняли меня за тех мальчиков, которые один раз приходят, представляются хакерами, рассказывают много историй, безнадежно улучшают (точнее сказать, портят) компьютер и больше никогда не появляются. Я не хочу, чтобы вы приняли меня и за тех ребят (очень умных и классных), которые если и говорят что-то, то поймет это разве что другой из них, а вместо просто bat-файла пишут программу на ассемблере, в которой никто, кроме них самих, разобраться никогда не сможет.

Нет, я самый обычный ламер. Тем не менее постепенно разобрался в некоторых офисных приложениях (Microsoft Office, UUPC и др.). Даже обучился таким штучкам, как работа с незнакомой программой через телефон, не имея под рукой компьютера ("але, что там на экране?.. ага, нажмите "Ok", а теперь что?"). Так вот, сегодня, по прошествии всего-навсего трех лет, могу похвастаться некоторыми успехами: за это время я обучил не менее десятка (всего лишь десятка, может, и больше - не считал) квалифицированных пользователей. Кто это, квалифицированный пользователь? Я думаю так: это человек, который больше не звонит каждые десять минут по телефону и не спрашивает, какую кнопку нажать на сообщение "Press any key...". Кроме того, эти люди умеют сами находить ответы на собственные вопросы.

Итак, к чему я все это... За эти годы я нашел решение, точнее, способ решения поставленной вами проблемы. И даже, наверное, не способ. Просто так я поступал в тех отдельных случаях, с которыми сталкивался. Мысль первая: нужен учитель, и не просто учитель, а профессиональный. Книжка Фигурнова здесь не поможет (хотя в свое время я отдал должное и ей), тем более здесь не помогут книги "Для чайников" (им должного я уже не отдавал). К сожалению, здесь не поможет и просто профессионал - каким бы он ни был, донести до новичка свои идеи он не сможет. Нужен учитель! Я несколько раз попадал в неприятные ситуации, когда к человеку, просившему помочь, присылал своих друзей, разбирающихся в программах не хуже меня. Результатом были возмущенные возгласы.

Когда же приезжал я, все становилось на свои места. Я долго пытался понять, в чем же дело? Оказалось - лишь в способе изложения. Меня понимали буквально с полуслова, в то время как моего приятеля не могли понять вообще. Мне повезло, я тренировался на своих хороших знакомых и на родственниках. Они пострадали, а не я.

Очень важно: подходить нужно постепенно. Впервые сидящему за компьютером человеку не стоит рассказывать о различиях операционных систем, лучше расскажите что-нибудь из истории вычислительной техники. Никогда не говорите "это я уже рассказывал", наберитесь терпения и расскажите снова. Вообще, первое занятие лучше посвятить включению/выключению компьютера и способу нажатия правой кнопки мыши. Покупая кому-то новый (первый) компьютер, я всегда ставлю Microsoft Word в Startup, не объясняя даже, что это есть "программа" и сейчас она "загружается". Просто: "Нажмите Power и ждите такой вот картинки". Завтра я расскажу, что такое Save и Load, чем отличается окно от экрана, и т.д.

Обратите внимание: перед тем как начать карьеру консультанта, поучитесь сначала у профессионального преподавателя, и не важно, какого предмета. Вы почерпнете много нового и полезного, а главное, избежите многих досадных недоразумений.

Вторая, самая главная мысль: у человека должна быть необходимость в компьютере. Лучшего всего - статья на десять листов, которую завтра нужно сдать (при этом, уходя домой, нужно сказать: "после десяти мне, пожалуйста, не звоните"). Уверяю вас, за одну ночь выучится! Это, конечно, шутка, но вся моя идея здесь. Говорят, зайца можно научить курить - было бы желание. Так вот - можно, но желание должно быть у зайца (желание научиться курить).

Когда мне звонят мамы с просьбой научить девочку писать программы, я сразу же отказываюсь. Никогда девочка с истфака (и т. п.) не научится программированию, как бы ей ни хотелось получить пятерку на экзамене.

Ну и в заключение история. У меня есть бабушка, Вероника Михайловна. Она переводчица, всю свою жизнь пользовалась печатной машинкой. Однажды кто-то принес ей IBM PC XT (жалко было выбрасывать). На следующий день печатная машинка полетела в окно! Однако компьютер через неделю сломался, причем совсем (годы берут свое). Я же был поднят среди ночи, и уже на следующий день мы купили новый аппарат. С тех пор прошло несколько месяцев. Вероника Михайловна перевела несколько книг, а я не слышал звонков от нее уже несколько недель. Конечно, пришлось объяснять пять раз различий между Norton и Windows, пришлось убить пару дней на то, чтобы научить ее попадать мышью в нужное место, и т. д. Но это не годы, ушедшие у других на обеспечение себе душевного спокойствия! Кстати, термин "операционная система" я использовал впервые несколько дней назад! В общем, метод работает, и если это хоть кому-то интересно, то пишите и спрашивайте - отвечу всем. Не нужно только бояться компьютера. Испорченный компьютер восстанавливается за пару часов, старые файлы списываются с дискеты, и можно экспериментировать снова.

Только не зовите хакеров, не убедившись, что они те, за кого себя выдают.

С уважением, Роман Миндлин,

root@rm1371.spb.edu

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.