Архивы: по дате | по разделам | по авторам

НПП: стратегия есть, ждём тактики

АрхивСтатьи
автор : Евгений Крестников   15.04.2011

Национальную программную платформу одобрили. В чём разница между "программной платформой" и простым линуксом, кому достанутся деньги, и не закончится ли дело очередным "распилом"?

В начале апреля Правительственная комиссия по информационным технологиям и инновациям одобрила создание так называемой национальной программной платформы (НПП). После публикации министерством перечня платформ и поясняющей справки к нему возникло немало вопросов. Документы критиковали за отсутствие конкретики. Кроме того, высказывались опасения, что наличие в проекте только одного координатора, ОАО "Концерн Сириус" (ГК "Ростехнологии"), может привести к очередному "распилу".

Вспомни, как всё начиналось

Прежде чем переходить к анализу документов, стоит изучить историю развития понятия НПП. Термин "национальная ОС" (о платформе тогда не говорили) появился в 2007 году после заявления исполняющего обязанности министра информационных технологий и связи Леонида Реймана. Речь тогда шла лишь о создании пакета свободных программ для школ.

Затем последовали встреча разработчиков свободных продуктов с Дмитрием Медведевым, который тогда был первым вице-премьером, и собственно реализация проекта. Школьный Linux - тема для отдельной беседы; прямого отношения к НПП он не имеет.

Что касается развития платформы, то процесс шёл ни шатко ни валко до осени 2010 года. Проблема обсуждалась, отраслевые ассоциации вырабатывали какие-то документы и предложения, но в прессу просачивались только разрозненные факты. Можно вспомнить подписанную РАСПО, АРПП и РУССОФТ "Маршрутную карту развития российской индустрии разработки ПО", а также документ под названием "Российская программная платформа" (РПП). Его первый вариант был подготовлен весной 2010 года силами экспертов ассоциаций РУССОФТ и АРПП, а возникшие при обсуждении разногласий проблемы и привели к появлению маршрутной карты.

Это был подготовительный этап. Окончательная расстановка сил стала понятной лишь во второй половине 2010 года, когда ГК "Ростехнологии" приобрела компанию "АЛЬТ Линукс" через ОАО "Концерн Сириус", а фонд NGI (который многие аналитики связывают с именем Леонида Реймана, экс-министра и экс-советника президента РФ) купил французскую компанию Mandriva и российскую PingWin Software. Генеральный директор последней, Дмитрий Комиссаров, вошёл в состав совета директоров Mandriva. Кроме того, на горизонте появилась компания РОСА, которая занимается адаптацией Mandriva к российским реалиям и принимает активное участие в разработке оригинального дистрибутива (многие "фишки" Mandriva 2011 beta 2 реализованы именно в ROSA Labs).

С этого момента всем было понятно, что есть как минимум два крупных игрока, готовых побороться за лидерство в проекте. Кроме них имеются различные отраслевые ассоциации, разработчики проприетарного ПО, аутсорсеры, академические заведения и т.д.

Заинтересованных сторон много, их цели различаются, поэтому борьба была нешуточной. В ноябре 2010 года появилась информация, что в начале 2011 года пройдёт тендер на почётное звание оператора НПП. Также стало известно о результатах заседания президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации. Здесь впервые был официально подтверждён тот факт, что НПП является именно технологической платформой, а не операционной системой.

Технологическая платформа - это пул инвесторов и исполнителей, созданный для решения глобальных технологических задач. Проект финансируется через госкорпорации (с возможным привлечением бюджетных ассигнований), образовательные и научно-исследовательские учреждения, а также частные компании. В конце прошлого года в России было заявлено более сотни различных платформ. В итоговый перечень вошло только 27.

Тендер так и не состоялся, и в итоге координатором платформы стала компания "Концерн "Сириус". Безоговорочная победа "Ростехнологий" стала очевидной ещё в конце ноября прошлого года. Тогда Минэкономразвития (МЭРТ) поддержало концепцию модных в Европе технологических платформ, а заявку по НПП в МЭРТ подавала именно компания "Сириус". Прочие заинтересованные участники также не остались за бортом. Для создания пула им предложили подписать меморандум. В создании НПП будут участвовать более 85 компаний, в число которых входят ГК "АйТи", ГК "Армада", "АЛЬТ Линукс", ABBYY, 1С, PingWin Software и многие другие. Их список не регламентируется государством и может расширяться, но очевидно, что первую скрипку будут играть "Ростехнологии" через "Сириус".

Как бы то ни было, договаривающимся сторонам удалось прийти к компромиссу, и термин "технологическая платформа" приобрёл не техническое значение. Конечно, были и альтернативные концепции. Например, в декабре опубликовали новую версию уже упомянутой РПП, но в серию они не пошли. "Концепция РПП была направлена на развитие индустрии разработки ПО, в то время как НПП направлена на разработку набора передовых технологий и продуктов. Похожие названия, отсюда и возникает путаница, - говорит президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров. - Думаю, что мы продолжим продвижение Маршрутной карты в качестве концепции развития индустрии вместе с Минкомсвязи и в то же время будем работать с Минэкономразвития в рамках консорциума участников в проектах реализации программы НПП".

Что такое НПП и с чем её едят?

Если внимательно изучить документы (в основном справку - в перечне есть только название платформы и данные компании-координатора), можно увидеть, что они определяют только общую стратегию развития НПП. Однако критики забыли, что раньше не было и того - под платформой всяк понимал что угодно. Во многом благодаря журналистам возник некий невнятный термин "Национальная ОС", и в массовом сознании НПП стала чётко ассоциироваться с созданным на народные деньги ещё одним дистрибутивом Linux.

Опубликованная Минэкономразвития справка, во-первых, определяет базовые технологические направления платформы. Говоря коротко, здесь всё - от базового системного ПО (операционные системы, компиляторы, СУБД и т.д.) до облачных технологий, высокопроизводительных вычислений или интеллектуальных поисковых систем. Не забыты и мобильные устройства, навигационные системы, информационная безопасность, а также технологии построения электронных государственных решений (электронное правительство и т.д.). Проще говоря, в список базовых направлений вошла вся отрасль, за исключением её развлекательных направлений.

Далее следует краткое описание предполагаемых задач и основных результатов создания технологической платформы. Цели благие: здесь и изменение структуры затрат на ИТ, и переориентация финансовых потоков на отечественный рынок (импортозамещение), и даже обеспечение национальной безопасности. Говорится о ликвидации отставания в объёме и уровне использования ИТ в экономике, государственном управлении и общественной жизни, развитии системы образования, исследованиях в области ИТ, развитии отечественных центров разработки мирового класса, а также о повышении конкурентоспособности российских продуктов.

Самая интересная часть - классификация результатов по срокам. Сначала определены краткосрочные результаты. Предполагается, что за этот и следующий год будет создана инфраструктура разработки и распространения ПО, а также стандарты для обеспечения совместимости программных систем и типовые решения для реализации социально значимых проектов. В законодательство внесут изменения для правовой поддержки разработанных в рамках госзаказа технологий. Изменится система обучения; в частности, тематика СПО будет включена в программы профильных вузов. Последний пункт в этом списке назван "Технологическая независимость". Он предполагает создание на основе НПП различных технологий, в том числе технологии обработки больших массивов данных и облачного хостинга.

Среднесрочные результаты мы должны увидеть в 2012-2014 гг. Здесь также идёт речь о развитии сети центров компетенции, обучении, правовой поддержке и т.д. Добавляется региональное развитие - инфраструктура поддержки НПП должна быть создана во всех регионах РФ. Кроме того, появляется облачная инфраструктура и построение "электронного правительства" федерального и регионального уровней на её основе. В части технологической независимости речь снова идёт о датацентрах, а также о мобильных решениях на основе НПП.

В долгосрочной перспективе Нью-Васюки должны стать центром Вселенной - речь идёт уже о научных исследованиях (в том числе фундаментальных), образовании, технологической независимости и, разумеется, экспорте российских продуктов и решений.

За что боролись?

Пока известно, что на НПП выделят 490 млн рублей государственных ассигнований в течение двух лет (этап краткосрочных результатов). Возникает закономерный вопрос: почему вокруг платформы такой ажиотаж? Деньги-то совершенно смешные. Притом финансирование явно не соответствует поставленным задачам. Полагаю, что подобная методика подсчётов не совсем верна. Стоит посмотреть внимательно на классификацию результатов по срокам - тогда можно увидеть чёткую направленность НПП на весьма дорогостоящие проекты, в том числе облачные. Не стоит считать, что платформа - это только разработка неких аппаратно-программных решений, стандартов и создание соответствующей инфраструктуры.

Представьте, сколько денег будет выделено на внедрение создаваемых решений в масштабах государства. Только на программу "Информационное общество" до 2020 года потратят 88 млрд. рублей. Генеральный директор компании PingWin Software, Дмитрий Комиссаров сообщил корреспонденту "Компьютерры": "Надо понимать, что есть платформа в очень общем виде, требующем ещё длительного периода проработки. И одновременно есть программа "Информационное общество". В программе ИО упоминается НПП, но тождественны ли они - это пока ещё вопрос". А если вопрос о тождественности программ уже возник, то возникает и вопрос тождественности финансирования. А есть ещё Сколково, "Роснано" и прочие инновации-модернизации. Там ведь тоже будут немалые затраты на проекты в области ИТ. И всё это - национальная платформа.

И всё же я не рискну делать даже самые приблизительные прогнозы - сейчас нельзя сказать, чем закончится этот масштабный проект. Противники НПП говорят о "распиле", а её сторонники - о "независимости", "изменении финансовых потоков", "импортозамещении" и прочих вкусностях, вроде развития фундаментальных исследований. Кто из них прав, судить рано.

Валентин Макаров, президент НП "РУССОФТ":

"Вся работа по подготовке пакета документов по проекту НПП для участия в конкурсе Минэкономразвития готовилась централизованно и очень оперативно. Из-за сжатых сроков подготовки документов другой модели, что-то другое, кроме концентрации всего организационного процесса в одних руках (в руках принадлежащего государству предприятия), придумать было трудно.

С другой стороны, такая модель подготовки заявки содержала в себе опасности, о которых говорят многие частные участники рынка. Основные ассоциации разработчиков ПО, участвующие в процессе (РАСПО, АРПП и РУССОФТ), попытались провести менее формальное обсуждение подходов к НПП в рамках панельной дискуссии на ИТ-Саммите, который только что провёл АПКИТ в Суздале 6-8 апреля. Но обсуждения не получилось, поскольку координатор проекта и руководитель "Сириуса" г-н Ухлинов не смог принять в нём участия. Вполне может быть, что его отсутствие было связано с тем, что как раз накануне государством принималось решение по утверждению НПП. Так или иначе, отсутствие координатора проекта на ИТ-Саммите не позволило обсудить проект НПП широкому кругу лидеров ИТ-индустрии и не прибавило оптимизма участникам рынка.

Единственное, что сейчас понятно, - то, что договорившись с Минэкономразвития и с "Сириусом" о совместной работе над проектом, сообщество разработчиков будет следовать достигнутым договоренностям и будет ожидать такого же поведения от других участников проекта".

Дмитрий Комиссаров, генеральный директор PingWin Software:

"Если переходить к самой НПП, то мне видится, что для оценки её перспективности и полезности необходимо оценить документы, специфицирующие в деталях, что входит в платформу, какие стандарты, как и кто занимается сертификацией, каковы средства тестирования и верификации. На мой взгляд, на это уйдет ещё полгода-год.

Что с моей точки зрения принципиально и что уже неоднократно отмечалось и Президиумом совета по информационному обществу при Президенте РФ, платформа - это не ОС, а набор стандартов, определяющих, при соблюдении каких условий - репозиторий в России, полная пересборка из исходных кодов, соответствие стандартам (LSB прежде всего) и т.п. - операционная система может быть сертифицирована как входящая в платформу. Одновременно это и набор стандартов средств тестирования и анализа кодов, которые позволяют включать в платформу middleware и прикладной уровень.

Во всех частях обязательна конкурентная среда. Детализация состава платформы (middleware и прикладной уровень) - задача этого и, наверное, следующего года".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.