Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Program mode

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   07.10.2003

Мода в виртуальном пространстве - такое же обычное явление, как и модные течения в окружающем нас физическом мире. Моде на программы подвержены большинство из нас.

Мода в обычном, окружающем нас мире - штука привычная: все эти штаны, причёски, боевые раскраски и образы жизни, сменяющиеся с периодичностью пару раз в год, и есть её проявления. Мода - быстропроходящее увлечение, формируемое отчасти нашими желаниями, но больше - умыслом дизайнеров одежды ли, техники или чего угодно другого. Изюминка феномена моды в том, что он отнюдь не является привилегией оффлайна - физического мира, в котором обретаемся мы с вами. Совершенно аналогично тому, как рождаются и умирают на подиумах модели прет-а-порте, идёт их смена и в пространстве виртуальном: так, к примеру, в софтверной индустрии не прерывается ни на час круговорот модных технологий, выбраться из которого - задача не из лёгких. Любопытнейшая статья, посвящённая софтверной моде, была опубликована на днях онлайновым изданием Software Reality (см. "Software Fashion"): будучи довольно специализированной, она содержит несколько базовых посылок, которые будут интересны большинству компьютерных пользователей, а потому давайте разберём их.

Прежде всего следует понимать, что индустрия программного обеспечения - такое же благодатное поле для развития модных тенденций, какое представляет из себя любая другая область человеческой деятельности. И общий алгоритм модных течений здесь в точности тот же: на первом этапе рождается некая новая технология (или конкретная разработка), тщательная рекламная раскрутка которой на втором этапе приводит к популярности на третьем. Вслед за чем следует массовое использование и... забвение. Почему забываются новейшие и популярнейшие разработки? Всё очень просто: большинству увлечённых они просто не нужны.

Софтверная мода больше чем какая-либо другая эксплуатирует человеческую жадность. Когда жертве модных тенденций кажется, что все вокруг только и делают, что говорят о новой вещице и используют её, выбора уже не остаётся - универсальный аргумент "все делают это" включает банальную жадность и свойства объекта поклонения становятся не важны. В том же направлении работает и другая особенность, присущая, к сожалению, очень многим обывателям - готовность поверить во всё и вся, что только скажут рекламные агенты. Примеры? Windows 95, которую из-за её "революционного интерфейса" покупали даже те, у кого не было компьютеров. WAP - "мобильный Интернет" на крохотном экранчике телефона. Java - платформонезависимый универсал, медленный до непрактичности.

Главный результат модных увлечений в софтверной индустрии - использование новых технологий и разработок не по назначению. При том, что продукт может быть пригоден для решения какой-либо одной задачи, он рекламируется как универсальный инструмент, после чего именно в таком качестве и начинает применяться покупателями, пытающимися не считаться с оказавшейся ужасающе низкой эффективностью. Претензии того же WAP на охват всего Интернета оказались беспочвенными. Да и без операционных систем с оконным интерфейсом можно было ещё десяток лет обойтись...

Как только низкая эффективность модной технологии в качестве универсального инструмента становится очевидной большинству, шумиха вокруг неё утихает и внимание обывателей переключается на другую новинку - благо, недостатка в них никогда не было. Изюминка в том, что некоторые разработки оказываются счастливыми находками, которые перерастают из категории моды в категорию классики, находя своё место в жизни и оставаясь на плаву долгие годы. К примеру, именно такая завидная судьба у языка Java. Отсюда, кстати, и практический совет: чтобы не стать жертвой модного увлечения, достаточно оценивать новинки по их заслугам, а не по популярности.

Впрочем, всё, означенное выше, относится к прошлому. Как обстоят дела сегодня? Взгляните на Windows XP - фетиш, которому предстоит быть забытым уже в ближайшие пару-тройку лет: промежуточная система, вслед за которой придут продукты пусть и с тем же именем, но наделённые совершенно иными свойствами (насквозь защищённые, автоматизированные). Ещё один модный идол - XML, что пытаются запихать везде и всюду. Наконец, Linux - что это? Не такая же ли это модная вещь, что останется уделом узкого круга специалистов, после того как её попробует большинство обывателей? Подключайтесь к дискуссии, обсудим!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.