Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Игра и Боль

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   21.03.2003

Как свидетельствуют результаты недавнего психологического исследования, компьютерные игры способны помочь человеку переносить боль. Не пора ли противникам электронных развлечений пересмотреть свои взгляды?

У каждого из вас почти наверняка остались детские воспоминания о борьбе с болью: детство - беззаботная пора, но разного рода прививки, анализы и прочие медицинские штучки столь же малоприятны, сколь и неизбежны. Классический способ помочь ребёнку преодолеть страх перед очередным уколом - конфеты. Мне, например, по сей день вспоминается кулёк с арахисом в глазури, который вручали перед постановкой порции витаминов в мягкое место. Между тем прогресс не стоит на месте и лучший способ помочь ребёнку преодолеть его страх сегодня переместился на рабочий стол, где стоит угадайте что. Да, персоналка, с набором зубодробительных игрушек, столь почитаемых малолетними, юными и не очень пользователями. По крайней мере, так утверждает американский психолог Брайан Роденбуш (Bryan Raudenbush), из самых лучших побуждений решившийся на совершенно зверский эксперимент.

А начиналось всё безобидно: услышав как-то от семейного приятеля, сколь сложно заставить детей оторваться от компьютерных игр, Роденбуш задумался над возможностью использовать эту привязанность во благо. Брайан специализируется на боли и был в курсе того, что визуальные раздражители могут улучшить способность человека переносить её. А что такое компьютерные игры, как не идеальный визуальный раздражитель, всецело завладевающий умом и сердцем игрока? Конечно, не факт, что ход мыслей учёного был именно таким, но нам в данном случае важно другое - а именно опыт, поставленный по мотивам рассуждений.

Набрав группу добровольцев в 30 человек из числа своих студентов, Роденбуш заставил каждого пройти весьма жестокий тест: постараться как можно дольше вытерпеть прикосновение к руке очень холодного предмета. Когда терпеть боль становилось невыносимо, руку можно было отдёрнуть. Технические подробности пусть останутся за кадром, поскольку опыт сам по себе был довольно сложным - в нём учитывались не только личные ощущения подопытных, но и пульс, кровяное давление, потребление кислорода и многое другое. Главное, что каждый участник эксперимента проходил через три этапа: на первом терпеть холод нужно было просто так, на втором и третьем человека садили за компьютер, с запускавшимися на нём играми. В свою очередь одна игра была логической, другая - шутером от первого лица. В результате было выяснено следующее: логическая игрушка ничем не помогла - занимаясь ею, игрок отдёргивал руку столь же быстро, как и в случае, если он терпел боль ничего не делая. А вот шутер помогал перенести экзекуцию в среднем на минуту дольше. Вывод прост: при необходимости компьютерные игры могут стать хорошим подспорьем для борьбы с болью.

В своём эксперименте Роденбуш был ограничен студентами, но, по его мнению, у детей наблюдаемый эффект должен быть выражен ещё более ярко - поскольку они лучше взрослых "погружаются" в игровую атмосферу. Практическим же следствием всего этого может стать появление компьютерных игр в медицинских кабинетах, где они помогут пациентам переносить болезненные процедуры. Кроме того, по мнению учёного, игры могут быть частью терапии для людей, преследуемых хронической болью.

Впрочем, до того счастливого момента, когда компьютерные игрушки войдут в арсенал врачей и, может быть, даже появятся специальные игры, пройдёт ещё немало времени. И чтобы не скучать, давайте обсудим общую идею положительного влияния компьютерных игр на человека: ведь найденный Роденбушем пример - не единственный, правда? Подключайтесь к дискуссии!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.