Архивы: по дате | по разделам | по авторам

А ну-ка, девушки!

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   14.01.2003

В современном образовании - замечательная аномалия. Среди выпускников высших учебных заведений все больше девушек, но это никак не касается информационных технологий: ИТ-специальности, по причинам непонятным, остаются уделом сильного пола.

Прежде чем перейти к обсуждению собственно темы, хотелось бы заметить, что феномен, о котором пойдёт речь в сегодняшней колонке, несомненно существует и в России, но в силу известных причин (а именно, отсутствия в широком доступе заслуживающих доверия результатов масштабных демографических исследований), отнюдь не кажется столь очевидным, каким он выглядит применительно к США. Поэтому особая просьба ко всем, у кого есть личный опыт столкновения с подобными явлениями - поделитесь, пожалуйста, на форуме. А теперь - к сути вопроса.

Минувший год в США выдался особенным: в соотношении выпускников высших учебных заведений впервые за последние полвека наблюдается беспрецедентный перекос в сторону слабого пола. Говоря точнее, в среднем по стране, от 57% и более выпускников - женщины. Местами ситуация ещё хуже: так среди афроамериканцев к сильному полу принадлежит лишь каждый третий выпускник. Демографы отмечают, что тенденция превосходства женщин над мужчинами в образовании обозначилась в середине 80-х, а сегодня достигла своего пика. Впрочем, пик - не значит завершение. Как посчитал некий остряк-социолог, в случае, если события будут развиваться в том же духе, Штаты получат своего последнего мужчину-бакалавра в 2068 году. После чего ВУЗы будут принадлежать исключительно слабому полу.

Наблюдаемая ситуация носит красивое название gender gap, что переводится на русский язык примерно как "разрыв полов". Чем она обусловлена - пока не знает никто. По некоторым наблюдениям, представительницы слабого пола просто-напросто более заинтересованы в учёбе, а мужчины - сиюминутным обеспечением своего благосостояния. Никто не знает и как исправить эту ситуацию. Редкие попытки ввести уравниловку при приёме студентов (ограничить относительное число студенток) расцениваются как нарушение равноправия полов, что чревато судебным преследованием.

При всей загадочности феномена, негативные последствия разрыва полов очевидны всем. Представить их совсем несложно: перекос среди выпускников учебных заведений автоматически означает аналогичный перекос среди руководителей компаний, среди учёных и т.д. Устраните из процесса передачи знаний половину нации - и вы получите множество общественных проблем в будущем.

Gender gap - штука сама по себе замечательная. Но изюминка, которую хотелось бы обсудить вместе с вами, кроется чуть глубже. На днях газета New York Times опубликовала статью, посвящённую аномалии, выявленной в расстановке сил в информационных технологиях. В общем и целом речь всё о том же - о диспозиции полов. Фокус в том, что если во всех остальных сегментах образования слабый пол идёт впереди или вровень с сильным, то в ИТ - всё обстоит с точностью до наоборот: подавляющее большинство выпускников компьютерных и прочих ИТ-специальностей в США - мужчины. Местами соотношение доходит до 9:1 (понятно в чью пользу). В специализированных женских учебных заведениях компьютерные специальности попросту не приживаются. Отсюда - масса проблем, первая и самая очевидная из которых: Штатам не хватает своих ИТ-специалистов и их приходится импортировать. В чём причина такого перекоса?

Списать всё на отсутствие среди слабого пола технически талантливых личностей не удастся - по причинам, описанным тремя абзацами выше. Возможно, виновата природная предрасположенность женщин к гуманитарным наукам? Литература, история - вероятно, всё это привлекает их больше, нежели математика и программирование? Возможно, причина в количественном превосходстве представителей сильного пола в группах, изучающих ИТ. Есть и другие предположения: может быть, всё дело в предпочтениях к той работе, что представительницы слабого пола проводят самостоятельно. Пустая математическая конкретика, которая - как считают некоторые - больше по душе студентам и которой больше всего в современном процессе подготовки ИТ-специалистов, для студенток менее привлекательна, нежели собственный большой проект, имеющий какую-то практическую ценность.

Так или иначе, аномалия в ИТ несомненно существует. Какие причины за ней стоят и какими последствиями она чревата ещё только предстоит выяснить, поэтому давайте обсудим это вместе (и, конечно, особенно хотелось бы услышать мнения читательниц КТ)!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.