Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Черно-белая сказка

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   31.12.2002

Сегодня, когда цветная фотография стала нормой и правилом, черно-белые снимки зимнего утра маленькой деревушки по-прежнему восхищают, исключительно соответствуя сказочному новогоднему настроению. Есть ли будущее у черно-белой фотографии и переживет ли она пришествие цифровых технологий?

Чудеса под новый год - дело обычное, особенно, если вам меньше восьми лет. Но чем дальше, тем хуже: в сознательном и зрелом возрастах дело чаще ограничивается просто приятными сюрпризами. Хорошо если необычными - тоже своего рода маленькое чудо. Об одном из таких маленьких чудес сегодня, накануне новогодней ночи, хотелось бы рассказать. Впрочем, сперва позвольте ещё одно небольшое отступление. В мир фотографической техники.

Фотолюбители со стажем прекрасно помнят магазинные полки 15-летней давности: цветные фотоматериалы и реактивы для их обработки были тогда если не редки, то всё же не совсем обычны. Балом тогда правила чёрна-белая фотография. Сегодня - и не только у нас - всё поменялось кардинально: чёрно-белой плёнки на прилавках порой уже и не найти… Но перехожу к сути. Пару дней назад мне по счастливой случайности удалось полюбопытствовать подарком, что приготовил на Новый год мой брат своей подруге. Собственно, на первый взгляд подарок обычен: симпатичный фотоальбомчик с парой десятков фотографий в нём. Изюминка в том, какие это фотографии: отснятые ранним зимним утром в маленькой деревушке на цифровую мыльницу, они... чёрно-белые. Иллюстрации к колонке взяты именно оттуда, в Сети уже есть и полная версия, но о том, что это подарок, никто пока не знает, так что - тссс, вам ничего не говорили! :-)

В оригинале фотографии, конечно, были цветными, но Саня (мой брат) проделал некоторую подготовительную работу, прежде чем поместить их в упаковку. Прежде всего, в графическом редакторе они были преобразованы в чёрно-белый вариант, после чего подверглись лёгкой размывке (а именно, совмещены со своей же размытой копией, прозрачностью в 30%) и обрамлены в декоративную рамочку. Всё дополнил маленький, тёмный фотоальбомчик. Делов-то. Но вглядитесь в них, и вы меня поймёте: здесь нет звука, нет температуры и запахов, нет снега под ногами, лишь только чёрно-белое фото на экране. И всё же всё это - здесь: абсолютная тишина раннего деревенского утра, морозный воздух без малейшего ветерка, лёгкая дымка из редких очагов, запредельно высокая, на грани слышимости нота первых солнечных лучей. Полноцветное фото, при всей его скрупулёзной точности, умертвило бы эту сказочную, поистине новогоднюю картину. И именно здесь скрыта та зацепка, что послужила точком к написанию сегодняшей колонки. Что делает чёрно-белую фотографию столь выразительной?

Несмотря на её (чёрно-белой фотографии) почти полное исчезновение из обихода, выставки художественного фото, где мастера используют лишь два цвета, нередки, и вам наверняка тоже приходилось задаваться этим вопросом. Но единственно правильного ответа на него, к сожалению (а может быть - к счастью?) не существует. Сколько людей - столько мнений. Есть лишь некоторые общие соображения.

Один из аспектов, возможно придающих чёрно-белому фото его сказочную таинственность - физическая неточность в отображении пространства на таком снимке. Аналоговые материалы (чёрно-белая фотоплёнка, фотобумага), равно как и цифровые, воспроизводят отснятую картину не совсем точно с точки зрения человеческого глаза: главная причина искажений - преобразование исходно цветной картины в вариант, где все краски отображаются лишь оттенками серого. В результате зритель вынужден самостоятельно догадываться, мысленно восстанавливать тот вариант, что увидел бы он, находясь на месте фотографа. Такое фото будит воображение, фантазию, выгодно отличаясь от полноцветной картины.

Но, конечно, списывать всё на свойства одного лишь изображения нельзя. Процесс чёрно-белой фотосъёмки обладает своей спецификой, требующей от фотографа одновременного учёта десятков параметров или, говоря иначе, своего видения мира, умения подобрать ракурс так, чтобы не только устранить возможный хаос в наслоении деталей, но и угадать игру света и тени на будущем снимке. Не меньшее значение имеет и постобработка, которая много облегчена появлением цифровой техники.

Естественно, что существует и спор между сторонниками чёрно-белой и цветной фотографии о преимуществах и недостатках той и другой. Смахивающая по своей продолжительности и богатству аргументации на ещё более давний спор о том, является ли фотография искусством, эта дискуссия вряд ли когда-то вообще завершится. Но тем интересней участие в ней. Так есть ли будущее у чёрно-белой фотографии во времена, когда цвета можно измерять с точностью в десятки бит? Действительно ли существует таинственность чёрно-белого изображения или всё это - субъективные впечатления кучки энтузиастов? А если существует - то чему она обязана своим возникновением? И можно ли считать цифровой снимок достаточной заменой традиционному, плёночному? Поделитесь своими соображениями в общей дискуссии! И ещё раз - с наступающим!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.