Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кино-кино-кино!

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   12.11.2002

Усилиями пяти крупнейших кинокомпаний планеты в Сети открыт новый сервис по цифровому кинопрокату.

Стремительная эволюция компьютерной и вообще цифровой техники, приключившаяся в последние пару десятилетий, позволила миллионам и миллионам человек получить почти ничем не ограниченный доступ к безграничному океану информационных ресурсов. Но иллюстрировать сей огромный потенциал одной лишь возможностью сутками сидеть в Интернете будет, пожалуй, несколько вульгарно. На самом деле - и все мы, конечно, это понимаем - диапазон возможностей куда шире. Одной из таких новых возможностей должно было стать видео по заказу: услуга, что позволила бы получать доступ к желаемому видеоконтенту буквально в пару кликов мыши, обещавшая в один момент уничтожить традиционные сети видеопроката. Тем не менее, потребовались два десятка лет эволюции, прежде чем начали появляться первые, достаточно функциональные системы такого рода. Одна из них, претендующая на звание безусловного мирового лидера, открыла свои двери вчера. Это - Movielink, онлайновый киносервис, созданный совместными усилиями пяти крупнейших кинокомпаний планеты.

Впрочем, попытка посмотреть на него вживую для вас, скорее всего, закончится неудачей: в настоящее время детище Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, Sony Pictures Entertainment, Universal и Warner Bros. проходит тестирование, подключиться к которому могут лишь жители США (но если любопытство одолевает, достучаться до него всё же можно - воспользовавшись прокси-сервером, имеющим американский IP-адрес). Тем не менее, принцип работы Movielink известен. По своей сути, это онлайновая коллекция цифровых копий кино- и видеофильмов, которые, за определённую плату, можно заполучить в ограниченное пользование. Цена одной ленты варьируется от 2 до 5 долл., находясь в прямой зависимости от её возраста и кассового успеха в прошлом. Выбрав фильм и оплатив его кредиткой, посетитель просто выкачивает копию (через соединение в 3 Мбит/с это занимает около 15 минут) на свою машину. Единожды воспроизведя, её можно смотреть сколько угодно раз - но лишь в течение следующих 24 часов, по истечении которых она "самоуничтожается", становясь бесполезной. Нетронутой картина может храниться на компьютере целый месяц - после чего её "срок годности" также истекает. Все эти технические чудеса реализованы на обычном программном обеспечении - с помощью механизмов управления цифровыми правами, встроенных в платформу Windows Media или RealVideo (в зависимости от того, что предпочтёт клиент). Тестирование сервиса продлится три месяца, после чего его откроют для всего мира.

На этом собственно техническая часть заканчивается и начинается чистый маркетинг: привлечь внимание сетян, а тем паче заставить их платить деньги за нечто эфемерное, вроде самоуничтожающихся видеокопий, в условиях процветания бесплатных файлообменных сетей, задача непростая. В коллекции Movielink пока лишь около двух сотен картин, включая и ленты первой величины: "Гарри Поттер", "Игры разума" и т.п. Но за контентом дело не станет - в конце концов, организаторы сервиса контролируют по некоторым оценкам (а именно по оценкам экспертов компании Intertainer, о которой речь пойдёт ниже) до 60% всего мирового рынка кинопродукции. Конечно, новые фильмы будут попадать в Movielink не сразу же по их выходу на большие экраны, а лишь после выпуска на кассетах и дисках - но до того момента, когда их смогут посмотреть зрители кабельного телевидения. Организаторы Movielink надеются, что 25 миллионов пользователей высокоскоростных Интернет-подключений в США образуют достаточный начальный рынок для проверки и отладки всей системы; выход же на рынок мировой сможет обеспечить предприятию и коммерческий успех. Правда, первую прибыль всё равно ожидают не раньше, чем через три - четыре года.

И вот уж где-где, а в оценках прибыльности бизнеса цифрового кинопроката эксперты Movielink не ошибаются: ведь новый сервис, конечно же, не первый и не единственный в своей области. Два самых известных его предшественника - Intertainer и CinemaNow (среди инвесторов обоих - Microsoft) занимаются онлайновым прокатом фильмов уже несколько лет. При этом CinemaNow с миллионом посетителей каждый месяц, удаётся заставить платить лишь один процент из них (остальные привлечены халявой, в избытке выложенной на серверах компании) и рассчитывать на первую прибыль только к 2004-му году, а самый старый и успешный, Intertainer, насчитывая 147 тыс. подписчиков, пару месяцев тому назад вообще закрылся - подав судебный иск против Movielink и её организаторов. Обвинения просты: крупнейшие кинокомпании пытаются монополизировать рынок проката фильмов, неумеренно завышая лицензионные отчисления за предоставляемый сторонним прокатным сервисам контент. Впрочем, лиха беда начало: популяризация скоростного доступа к Сети обещает сделать выживание сервисов вроде Movielink и Intertainer много проще - а значит и возродить конкуренцию.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.