Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Поделись улыбкою своей

Архив
автор : Киви Берд   12.04.2004

Как гласят сетевые предания, в 1982 году Скотту Фальману, профессору Университета Карнеги-Меллон, пришла в голову великая идея: использовать набор из двоеточия, тире и скобки как символ, обозначающий юмористическую окраску написанных слов.

Как гласят предания интернета, в сентябре 1982 года Скотту Фальману, профессору информатики Университета Карнеги-Меллон, пришла в голову великая идея.

В электронном письме, посланном в университетскую дискуссионную группу, Фальман предложил использовать набор из трех текстовых знаков "двоеточие-тире-скобка закрывающая", как символ, обозначающий юмористическую окраску написанных слов. Идея мгновенно прижилась, и с тех пор широко улыбающаяся по вертикали физиономия прочно вплелась в пеструю ткань юной интернет-культуры, попутно породив новое слово "эмотиконы" и целую галерею символьных комбинаций, призванных хотя бы примерно передать интонацию той или иной фразы. Но начиналось все именно с улыбки.

Месяц назад из печати вышла довольно необычная книга "Краткая истории улыбки" (A Brief History of the Smile), написанная австралийским искусствоведом, историком и писателем Ангусом Трамблом, ныне куратором Музея искусств при Йельском университете. В этой весьма эклектичной, но яркой и живой работе Трамбл исследует эволюцию феномена улыбки от древнейших маскоподобных изображений на древних скульптурах до времен интернета.

Исследование Трамбла свидетельствует, что в разные эпохи и в разных культурах восприятие улыбки могло быть диаметрально противоположным. Если священная улыбка на изображениях Будды всегда воспринималась как отражение высшего просветления, то в Британии викторианской эпохи, скажем, улыбка с приоткрытым ртом трактовалась как грубая непристойность. В целом же, на протяжении многих столетий отношение к улыбке было скорее настороженным, нежели доброжелательным.

На многочисленных примерах из разных культур Ангус Трамбл показывает, что устоявшиеся предрассудки начали уходить в прошлое в конце XIX и XX веках, по мере революционных перемен в стоматологии и зубоврачебной технике, а также - второй мощнейший фактор - вместе с изобретением фотографии и кино. В прежние эпохи подавляющее большинство людей, даже благородного сословия не могло похвастать здоровыми зубами. Естественно, демонстрировать их на людях считалось неприличным. Но как только появилась возможность исправить ситуацию, тут же начали меняться и критерии "приличий".

Кульминацией нового отношения людей к улыбающимся физиономиям можно считать знаменитое лицо-улыбку, появившееся буквально всюду в 60-ых годах. Даже тщательное исследование Трамбла не смогло установить, где родился этот символ. Все говорит за то, что образ лица-улыбки - огромный рот "до ушей" и две точки глаз на желтом фоне - возник сразу в нескольких местах. Просто потому что идея изобразить широкую улыбку на любом предмете, имеющем подходящую форму, приходила в голову очень многим. Например, фруктовая фирма Sunkist начала изображать "нечто похожее на улыбку" на своем апельсине-логотипе еще в 30-ые годы. В 60-ые одна крупная страховая компания, желая добавить оптимизма своему имиджу, поместила дугу с парой "глаз" на пуговицы униформы и круглые бляхи сотрудников. Ну, а проникновение знаменитой улыбки в интернет было лишь делом времени. Если бы не профессор Фальман, наверняка это предложил бы кто-то еще.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.