Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Обзор серийных видеокарт нижнего ценового уровня — Gigabyte R92128DT (Radeon 9200) и R92S128T (Radeon 9200SE)

АрхивВидео
автор : Макс Курмаз   24.09.2003

Борьба в секторе бюджетных видеокарт продолжается. ATI сделала следующий ход, выпустив Radeon 9200SE.

ATI определенно ревнует своего главного конкурента - NVIDIA. Убедительная победа в области производительных 3D-ускорителей для игр не остановила канадского разработчика видеокарт. ATI захотела выиграть в другой нише – массовых бюджетных видеокарт для компьютеров начального уровня. Чтобы завоевать и пользователей, и системных интеграторов, нужно было предложить доступную по цене и в то же время современную видеокарту.

Разрабатывать чип «с нуля» - непростое дело, требующее и времени, и денежных ресурсов. Поэтому разработчики при создании своих бюджетных графических чипов часто берут уже готовый образец из другой ниши и вносят в него регрессивные изменения, снижающие игровую производительность видеокарты. ATI часто пользовалась этим приемом в прошлом, и продолжает практиковать его и сейчас: вспомним Radeon VE, Radeon 8500LE или Radeon 9500 (подробности архитектуры чипов ATI можно узнать из нашего обзора «Видеоускорители. Весна-лето` 2003. Часть I» http://www.terralab.ru/video/25244/)… Новая видеокарта Radeon 9200SE тоже стала результатом подобного эксперимента.

Один из главных партнеров канадцев – Gigabyte Technology – не остался в стороне от этого события и выпустил видеокарты на базе «новинки». Впрочем, ее рассмотрением мы займемся немного позже, а пока взглянем на представителя «оригинального» Radeon 9200 в исполнении того же производителя.

Gigabyte R92128DT

В ассортименте фирмы есть несколько моделей Radeon 9200, отличающихся количеством установленной оперативной памяти и дополнительных чипов. Как следует из названия, R92128DT – это модель со 128 Мб памяти и выходами на телевизор и цифровой монитор, но без возможностей видеозахвата изображения и аппаратного мониторинга. Дизайн видеокарты немного отличается от эталонного дизайна Radeon 9200 – Gigabyte как опытный разработчик видеокарт может себе это позволить. Микросхемы памяти, а их восемь (по четыре с каждой стороны печатной платы), имеют цикл 4 нс, что достаточно для работы памяти на частоте 250 МГц. Тем не менее, R92128DT полностью соответствует стандартам ATI: чип работает на частоте 250 МГц, память – на частоте 200 МГц. Для охлаждения применен обычный пассивный радиатор.


Видеокарта комплектуется:
• компакт-диском с драйверами и утилитами;
• переходником для подключения аналогового монитора к разъему DVI;
• кабелем S-Video, который одновременно служит переходником для подключения телевизора с композитным входом.

Качество изображения, выводимого на экран, не отличается от качества других современных видеокарт. Разрешение 1280х1024 вполне приемлемо для работы, других требований к бюджетным видеокартам обычно не предъявляется. Установка и настройка прошли успешно, в играх проблем не замечено.

Немного о разгоне. Известно, что видеокарты Radeon 9000 (а этот чип практически идентичен Radeon 9200) имеют механизм защиты от разгона, заключающийся в том, что все настройки тактовой частоты сбрасываются на умолчание при запуске 3D-приложений. Однако разгон видеокарты Gigabyte оказался вполне возможен: используя утилиту PowerStrip, я добился стабильной работы видеокарты на частотах 260/250 МГц. Прирост скорости составил в среднем около 10%.

Что такое Radeon 9200SE

Есть два способа понизить производительность видеокарты – «притормозить» или графический чип, или видеопамять. ATI использовала оба приема. Как известно, Radeon 9200 использует 128-разрядную шину памяти. У Radeon 9200SE эта шина 64-разрядная, причем частота памяти снижена с 200 до 166 МГц. К счастью, эта память – DDR, а не SDRAM, поэтому ее пропускная способность все-таки осталась приемлемой для этого сектора. Очевидно, что цель подобных урезаний - упрощение дизайна видеокарты. Ведь 64 линии данных – это не 128, поэтому производитель может использовать печатную плату меньших размеров или с меньшим количеством слоев, чем при изготовлении полноценного Radeon 9200. А память DDR, причем со временем выборки 6 нс (для частоты 166 МГц), сегодня – самая массовая, поскольку используется при изготовлении модулей системной памяти.

Чип RV280, устанавливаемый на Radeon 9200SE, не подвергся никаким изменениям. Он все так же имеет четыре конвейера рендеринга с одним модулем текстурирования на каждом, поддерживает вершинные и пиксельные шейдеры в соответствии с требованиями DirectX 8, имеет два встроенных RAMDAC с частотой 400 МГц и встроенный ТВ-кодек, поддерживает интерфейс AGP 8x. Для Radeon 9200SE отбираются чипы, не прошедшие через выходной контроль и способные работать только на частоте 200 МГц, а не 250 МГц, как чипы Radeon 9200. Впрочем, из-за сниженной производительности подсистемы памяти чип не будет работать с полной нагрузкой, и потому проблем с его работой возникать не должно.

По частотам Radeon 9200SE является полным аналогом NVIDIA GeForce4 MX420, или MX440SE-64, как его сейчас называют производители видеокарт. Однако по функциональности он явно лидирует.

Gigabyte Maya-II R92S128T

Это небольшая бюджетная видеокарта с неожиданно большим объемом памяти – 128 Мб. Для чего разработчикам понадобилось устанавливать на Radeon 9200SE столько видеопамяти? Ведь известно, что для большинства современных игр объема 64 Мб хватает с лихвой, особенно если не увлекаться высокими разрешениями. А Radeon 9200SE трудно назвать очень производительной видеокартой, способной «тянуть» высокие разрешения. Но оставим это на совести разработчиков.

Видеокарта содержит четыре микросхемы памяти по 256 Мбит с разрядностью 16 бит. Время цикла этих микросхем – 6 нс, то есть они как раз предназначены для работы на частоте 166 МГц. Тактовые частоты стандартные – 200 МГц для чипа и 166 МГц для памяти. Для охлаждения чипа применен обычный алюминиевый игольчатый радиатор. Печатная плата небольшая, с минимумом дополнительных элементов. У видеокарты два разъема – аналоговый выход на монитор и выход S-Video. Комплектация аналогична R92128DT.



Качество изображения у R92S128T не вызывает нареканий – хорошая четкость сохраняется в разрешении 1280х1024 при 85 Гц.

Эксперименты по разгону не привели к положительным результатам. Утилита Gigabyte V-Tuner позволяет только определять частоты, но не настраивать их, а при использовании PowerStrip артефакты появляются даже после незначительного разгона.

Тестирование.

В состав тестовой конфигурации входили: процессор Pentium 4 2.2 ГГц, плата Intel D845GBV на чипсете i845G, 512 Мб памяти. Устанавливалась операционная система Windows XP Professional и свежие на момент написания статьи драйверы Catalyst 02.6. Видеокарты настраивались на максимальное быстродействие – отключался V-Sync, анизотропная фильтрация и антиалиасинг, включалось сжатие текстур, детальность MIP-уровней ставилась на минимум. Сравним R92S128T с видеокартами Radeon 9000 (Sapphire Atlantis Radeon 9000), Radeon 9200 (Gigabyte R92128DT), GeForce4 MX440 и GeForce4 MX440SE c 64-битной шиной (ASUS V9180 Magic).

Первое, что бросается в глаза – полноценный Radeon 9200 значительно превосходит полноценный вариант GeForce4 MX440. Разница находится в пределах 5-30%. А вот с урезанными вариантами не все так просто. В ряде игр (Giants, Comanche4) Radeon 9200SE проигрывает MX440 с 64-битной шиной. Это связано с тем, что эти игры интенсивно используют блок T&L, который у Radeon 9000/9200 не слишком производителен. В остальных играх лидирует Radeon 9200SE; впрочем, зачастую его преимущество совсем незначительно. Это обусловлено тем, что оба чипа, и RV280, и NV18, одинаково ограничены пропускной способностью памяти.

1024x768x32bit GeForce4 MX440-SE GeForce4 MX440 Radeon 9200 SE Radeon 9200
Unreal Tournament (DirectX) 33,5 36,7 63,2
Giants (DirectX) 60,3 53,4 39,7 69,1
Comanche 4 (DirectX) 25,6 31,2 25,5 34,9
Quake3 Arena (OpenGL) 91,6 143,9 85,5 162,2
Serious Sam (OpenGL) 40,2 58,6 50,9 72,3
Wolfenstein (OpenGL) 59,2 94,3 73,8 115,2


1280x1024x32bit GeForce4 MX440-SE GeForce4 MX440 Radeon 9200 SE Radeon 9200
Unreal Tournament (DirectX) 21,4 22,8 41,3
Giants (DirectX) 40,8 44,3 27,3 59,4
Comanche 4 (DirectX) 19,1 25,7 18,5 30,4
Quake3 Arena (OpenGL) 58,9 95,8 52,5 106,8
Serious Sam (OpenGL) 25,5 38,7 31,8 59,8
Wolfenstein (OpenGL) 38,5 65,3 45,9 87,7

1600x1200x32bit GeForce4 MX440-SE GeForce4 MX440 Radeon 9200 SE Radeon 9200
Unreal Tournament (DirectX) 14,7 15,2 29
Giants (DirectX) 29,8 36 20,4 44,2
Comanche 4 (DirectX) 14,3 18,7 13,9 24,8
Quake3 Arena (OpenGL) 41 69,1 34,9 72,3
Serious Sam (OpenGL) 16,8 26,6 20,8 43,3
Wolfenstein (OpenGL) 25,7 49,6 30,4 60



Разгон (1280х1024) штатный режим разгон до 260/250 прирост скорости
Unreal Tournament (DirectX) 41,3 45,2 9%
Comanche 4 (DirectX) 30,4 32,3 6%
Quake3 Arena (OpenGL) 106,8 119,3 12%
Serious Sam (OpenGL) 59,8 66,4 11%
Wolfenstein (OpenGL) 87,7 95,2 9%

Резюме.

Gigabyte Technology представила в лице R92128DT хорошую игровую видеокарту нижнего уровня. Производительность в 3D достаточна для игры в разрешении 1024х768, а в некоторых случаях – и для 1280х1024. В наличии поддержка выхода на телевизор обоих распространенных форматов, наличие двух выходов на монитор, в том числе и на цифровой, пусть и небольшой, но разгонный потенциал.

Radeon 9200SE – бюджетная видеокарта с хорошими функциональными возможностями и поддержкой всех востребованных сегодня 3D-функций, но низкой производительностью. Она предназначена не для мультимедийных «геймерских» ПК, а для недорогих офисных и домашних компьютеров, на которых запускаются не самые требовательные к производительности игры, да и то лишь время от времени. Так что, Gigabyte R92S128T качественная, но не слишком производительная карта с поддержкой современных 3D-игр.

К сожалению, на момент написания статьи цены на рассмотренные видеокарты все еще не были известны. А ведь для бюджетного сектора этот параметр даже важнее производительности. Нам остается только полагаться на благоразумие производителя. Впрочем, большой объем видеопамяти скорее всего приведет к тому, что цены будут достаточно высокими.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.