Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вы полагаете, все это будет носиться?

АрхивПлатформа
автор : Максим Отставнов   02.04.2001

Что такое Wearable PC? Предлагаем реальный обзор одеваемого компьютера Mobile Assistant IV компании Xybernaut.

Бернд Видманн (Bernd Wiedmann) работает генеральным менеджером в компании Xybernaut, которая поставляет носимые компьютеры, поэтому он образец своего железа просто принес в редакцию.

Этакий каламбур. На самом деле, появился он — с немецкой пунктуальностью точно в оговоренное за месяц до этого время — с целым чемоданом товара, отдельные айтемы из которого доставались в нужные моменты и образовали к концу разговора на редакционном столе изрядную кучу.

— Mobile Assistant предназначен, в основном, для использования там, где до обычного компьютера — даже блокнотного — трудновато дотянуться. Такое устройство гораздо удобнее, если ты ползешь под мостом, чтобы проверить его состояние, или лезешь на кран и смотришь, что там сломалось. Если ты чинишь станки или проверяешь состояние конвейера, ноутбук обычно тоже некуда поставить.

Процессорный блок MA IV. 

Пока Видманн все это рассказывает, я нацепляю полуторакилограммовый пояс с «Мобильным помощником» и надеваю оголовье с наушниками, микрофоном и дисплеем (подробные характеристики см. в таблице в конце материала). Видманн нажимает кнопку, и перед правым глазом у меня возникает полупрозрачный призрак загружающейся Windows 98. Половину нашего разговора я так и буду сидеть в нем, периодически фокусируя глаз то на экране, то на собеседнике, и — визуального — дискомфорта не почувствую, хотя через некоторое время оголовье надоест. Эргономика.

Тем временем, Козловский, придирчиво оглядев прилагающийся репликатор с кучей разнообразных портов, остается, по-видимому, доволен: «Все здесь есть, а если чего-то не прицепишь, сам виноват». В подтверждение Видманн достает целый ворох коммуникационных PCMCIA-прилад.

Mobile Assistant IV, так сказать, в сборе,
то есть в одетом состоянии.

— В офисе можно использовать обычный Ethernet, на небольшом расстоянии — RadioLAN, а на месте — GSM. Я так отправлял почту, пока был в Нижнем Новгороде.

По поводу имеющего не вполне портативный вид репликатора Видманн поясняет, что к разъему можно присоединять более компактные репликаторы, отвечающие конкретным нуждам: только USB или два последовательных порта и т. п.

У Xybernaut есть подразделения в Америке, Европе и на Востоке. Я спрашиваю о целевых отраслях-потребителях их продукции.

— Это производственная сфера и отрасль связи. Есть фирмы, которые продают оборудование по всему миру. Представьте, каково обслуживать машины где-нибудь в Ливане или Афганистане. А так — можно снять фотографию и сразу послать ее домой, или проконсультироваться по сети, или получить инструкции…

Оголовье с прикрепленной
(справа) видеокамерой.

На столе появляется USB-телекамера с креплением для оголовья: Видманн моментально присоединяет ее к «Помощнику» и запускает какой-то софт, чтобы продемонстрировать в работе.

— …И пока это наши основные потребители. А еще интерес проявляют в новых СМИ (New Media): журналисты, передающие сообщения с места, хотят использовать наше оборудование для живых репортажей в Сети. Разрешающая способность камеры недостаточна для телеэкрана, но для Web-фото или видео — в самый раз.

Я, привыкнув к странной «мыши» и клавиатуре, умудряюсь сам запустить видеоролик, рассказывающий о счастливом обладателе «Помощника» с какого-то американского «Серпа и молота»1. Не выдержав, интересуюсь ценой оборудования рабочего места.

— Цены от 3800 долларов в базовой конфигурации до 7000 в полной. В России целый ряд отраслей могут потратить столько на оборудование рабочего места — начиная с железных дорог и заканчивая службами спасения и газовыми отраслями: все, у кого точки обслуживания разбросаны по всей стране, а число квалифицированных специалистов ограничено. Подготовленному инженеру гораздо проще сидеть у себя в Москве и иметь трех-четырех сотрудников, обладающих базовыми навыками, но не знающих в совершенстве того или иного устройства.

Я стараюсь никак не выказать сомнений по поводу платежеспособности служб спасения (у ближайшей из которых нет денег даже на покупку снаряжения для извлечения котенка из мусоропровода), но все же задаю вопрос о том, насколько удачной была поездка в Нижний и Москву.

Оголовье с телефонной гарнитурой и проекционным
дисплеем на деле не такое уж компактное. 

— Целью первого визита было установление отношений и встреча с партнерами для пилотных проектов. И — найти бизнес-партнеров, которые захотели бы устанавливать свой софт на нашу систему и продавать готовые решения. Некоторые встречи были весьма обнадеживающими: я показал оборудование и услышал идеи, касающиеся того, как оно пойдет на этом рынке. Теперь жду деловых предложений. Мы нигде не занимаемся прямыми продажами, мы работаем с партнерами, поскольку конечным пользователям интересны полные решения.

— А что именно могут привнести партнеры?

— Специализированное программное обеспечение двух родов. Во-первых, специфичное для конкретных отраслей и конкретных клиентов. Во-вторых, связанное с распознаванием речи и текста на русском. Вот этих двух важных вещей нам сейчас не хватает.

Дальше разговор поворачивает в более интересном направлении. Когда Видманн увлекается, в его великолепной интеллигентной английской речи появляется легкий немецкий акцент.

— А еще я встречался с софтверными компаниями, которые делают интересные вещи с анимированными турами и трудовой подготовкой в виртуальной реальности. То, что они делают, применимо во всей Европе, и мне всегда интересно найти новую технологию — программную или аппаратную, — которую можно было бы продвигать на Западе.

По сути, глаз видит увеличенное отражение миниатюрного
дисплея, имеющего разрешение 800х600.

— OK, но пока я вижу обычный десктоп под Windows или под Linux. А позиционирование устройства требует определенного сдвига интерфейсной парадигмы. Есть какие-то идеи?

Видманн смеется:

— Именно над этой проблемой мы работаем более чем с двадцатью университетами и институтами по всему миру. Сейчас мы вложились в разработку базового софта, который позволит запускать машину, регистрироваться, восстанавливать состояние после ошибки, перезагружаться и т. п. с голоса, без клавиатуры. Мы хотим речевой движок засунуть вглубь, в ядро.

«Наручный» сенсорный дисплей

Я не решаюсь запустить речевую распознавалку. Может, лезть под мост в оголовье и удобно, но с непривычки полчаса в комнате уже в тягость, и я переключаю вывод на портативный чувствительный дисплей — мне он напоминает разросшийся до неприличия Rex. Видманн поясняет, что есть еще «дневной» дисплей повышенной яркости, с которого можно считывать на солнце, но он тяжелее, поэтому нам его не принесли.

— А еще мы активно сотрудничаем с исследователями в области приложений, использующих данные о местоположении (location-aware applications). Чтобы, комбинируя глобальное позиционирование и распознавание образов с камеры, устройство знало бы о том, где вы находитесь и что делаете. И — в чем заключается задача. Тогда оно сможет вести вас, говоря, например: «Ты находишься в этой точке, а надо пройти в ту. Для определения маршрута я покажу тебе на карте эти точки. А когда ты войдешь в комнату, я узнАю обстановку и смогу помочь тебе сориентироваться внутри, чтобы ты занял правильную позицию для проведения осмотра».

«Наручная» клавиатура. 

А еще… Ну, маленькую клавиатуру вы видели, но на ходу она не слишком удобна. Мы другие лучшие способы ввода… например, жестами: «да», «нет», «выбрать», «сфотографировать». Сейчас мы работаем над тем, как задействовать датчики движения.

И здесь важны не столько технологии, сколько близость к пользователю и понимание его деятельности. Машина будет с пользователем везде, она будет постоянно ждать команд, и очень важно сделать интерфейс как можно менее навязчивым. Может быть, лучше всего это понимают в авиации.

— А как насчет визуализации?

— Вот поэтому я и упомянул российскую компанию, создающую виртуальное окружение, снимая реальное и добавляя к нему визуальные сервисы. Например, идешь по заводу и видишь на экране этот самый завод со схематикой или пояснительными надписями и себя, идущего по нему…

Но для этого придется сделать устройство гораздо мощнее?

— Да. Сейчас мы работаем над применением PIII 400, и у нас есть в запасе мощный графический чип. Но всегда приходится выбирать между мощностью и энергопотреблением, временем жизни батареи. Сейчас при использовании системы на полную мощность батареи хватает на четыре часа, причем на пояс можно зацепить две батареи.

Батареи — это вес, и он ограничивает. Другие ограничения — это вес жесткого диска с ударопрочным креплением. И — «мышь» на корпусе, от которой мы, возможно, избавимся, поскольку ей есть альтернативы типа твиддлеров.

Видманн достает твиддлер — кажется, это последний гаджет из его чемодана. Твиддлер идет по рукам, разглядывается, ощупывается и, несмотря на протесты хозяина («Никогда не демонстрирую того, чем я сам еще не пользовался!»), в конце концов, подключается к «Помощнику» и демонстрирует готовность к работе. Я замечаю, что, хоть и непривычное2, это устройство вполне можно освоить за пару дней.

— Да, я видел людей, которые виртуозно с ним управляются.

* * *

Далее разговор перешел в совсем уже неформальное русло: мы говорили о возможных сценариях использования носимых компьютеров, об адекватности интерфейсов, о темпах их внедрения и еще много о чем. Видманн счел необходимым подчеркнуть, что «Помощник» является в своей основе «обычным компьютером»3 со всеми вытекающими отсюда приятными последствиями для стоимости разработок софта.


1 В декабре прошлого года «Нью-Йорк Таймс» рассказала о разработках Xybernaut в статье, названию которой я могу только позавидовать: «Компьютеры для рабочего класса». [вернуться]

2 Несмотря на декларируемую новизну твиддлеров, «Альфагрифов» и прочих устройств аккордного ввода, мне они упорно напоминают об отечественной разработке под названием, насколько я помню, «гезотайп», описанной в одном из сборников «Эврика» с четверть века назад. [вернуться]

3 Кстати, его характеристики (см. врезку) практически один в один совпадают с характеристиками моего мини-ноутбука Mitsubishi Amity CN2. [вернуться]


Размеры, мм

190x63x120

Вес «системного блока», г

до 900

Процессор

Intel Pentium MMX 200 или 233 МГц

Память, Мбайт

64–160

Жесткий диск

4,3 (возможен апгрейд до 8)

Аудио

полнодуплексный SB-совместимый чип

Интерфейсы

2хCardBus Type I/II или 1xType III, репликатор портов

Оголовье с дисплеем

монокулярный проекционный дисплей VGA, наушники, микрофон, (опция) видеокамера; вес до 500 г

Наручный дисплей

сенсорный 6-дюймовый VGA; вес 520 г

Питание

литий-ионный аккумулятор весом 460 г; комбинированное зарядное устройство/внешний блок питания

Аксессуары

видеокамера; мини-репликаторы портов мыши и клавиатуры, а также и последовательного и параллельного портов;
репликатор COM, LPT, USB, VGA, а также клавиатурного порта, аудиовход и выход; назапястная клавиатура, пояс с креплением, футляр

Программное обеспечение

OC Microsoft Windows 95/98/NT, или SCO UNIX, или Turbo Linux; IBM ViaVoice или Dragon; Xybernaut LinkAssist


Основные характеристики компьютера
Xybernaut Mobile Assistant IV.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.