Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Нить Ариадны в цифровую эпоху

АрхивОнлайн
автор : Григорий Рудницкий   29.08.2008

Российская навигационная система ГЛОНАСС пока еще так и не вышла из младенческого состояния, поэтому нам приходится пользоваться американской GPS. На отечественном рынке GPS-устройств сегодня работает немало производителей, правда, по словам главы российского офиса компании Mio Александра Трухачева, рынок их пока не видит. Mio, разумеется, является одним из немногих исключений.

GPS-приемник сегодня можно увидеть чуть ли не в каждом автомобиле, да и пешеходы, особенно те, кому приходится много перемещаться по городу в поисках того или иного адреса, активно им пользуются. Одним из ведущих мировых производителей GPS-навигаторов является тайваньская компания Mio Technology. На проходящем сейчас в выставочном комплексе "Крокус-Экспо" Московском автосалоне 2008 эта компания представляет новую линейку своих продуктов. Мы задали несколько вопросов главе ее представительства в России Александру Трухачеву.

- Какова текущая ситуация на рынке GPS-устройств в мире и в России? Какое место на этом рынке занимает ваша компания?

- Если говорить в глобальном смысле о ситуации на рынке GPS-навигации, то можно сказать, что лидерами этого рынка являются три компании, общая доля которых составляет примерно 80 процентов.  Это Garmin, TomTom и Mio. На российском рынке в настоящий момент нашим основным конкурентом является компания Garmin. У нас с ней примерно одинаковые доли на рынке - по 35 процентов. TomTom же пока на российском рынке не представлена. Что касается позиционирования, то, помимо трех основных брендов, существуют также марки более высокого класса, хотя и немного из другой области - такие как Pioneer и Sony. Их отличие состоит в том, что свою продукцию они продают чуть дороже, так как сам их бренд стоит дороже, и при этом  они покупают стороннее ПО, так как сами не являются разработчиками движка. В большинстве  своем они берут продукт iGO, у которого отсутствуют столь важные и необходимые вещи, как расширенная адресация, контуры домов и т.д. Также можно говорить и о российских локальных брендах, которые, с одной стороны, обладают довольно неплохими навигационными способностями, а с другой стороны проигрывают зарубежным конкурентам в аппаратном аспекте. Кроме того, у российских продуктов отсутствует целенаправленное маркетинговое продвижение, в силу того, что их разрабочики просто зачастую не знают, как это правильно делать, а таже пока не имеют достаточного количества денег на эти цели.
В силу всего вышесказанного Mio и Garmin являются законодателями мод. Выделить же явного лидера рынка на сегодняшний момент достаточно сложно.

- Как известно, рынок GPS-навигации разделяется на два основных сегмента - смартфоны и КПК со встроенным GPS-приемником и "отдельные" GPS-навигаторы, так называемыми PND. Какой из этих сегментов является наиболее важным для вашей компании?

- Основной наш рынок - это PND. Это автомобильные навигационные устройства, которые содержат навигационный движок и навигационные карты. При этом PND уже не очень отличаются от коммуникаторов. В одной из наших моделей присутствует слот для SIM-карт, так что ее можно использовать и в качестве GSM-телефона. Тем не менее, коммуникатор - это, все-таки, довольно сложное устройство, которое расчитано на продвинутого пользователя. А идеология PND предусматривает, что любой человек должен сразу же после покупки, без предварительного чтения инструкции, уметь их применять.



Продавая же коммуникатор никто сильно не задумывается, какое навигационное ПО и какие карты туда устанавливать, так как это лишь 10 процентов от юзабилити. Напротив, для PND это основное value, которое привносит производитель.

- Есть ли у компании Mio планы по сотрудничеству с российскими разработчиками картографических навигационных систем?

- Да, разумеется. Правда, я пока не хотел бы называть конкретные компании, так как это сотрудничество только начато. Благодаря ему мы на следующий год планируем увеличить покрытие карт по России до 80 процентов. Это будет сделано именно благодаря российским поставщикам.

- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с ценовой политикой на рынке GPS-устройств.

- На текущий момент рынок диктует цену в районе 6000 рублей за устройство с экраном 3,5 дюйма и в районе 9000 рублей за устройство с экраном 4,3 дюйма. Есть еще устройства с добавленным функционалом или с экраном в 7 дюймов. Они, понятно, стоят значительно дороже, и от их продажи производители получают основную прибыль. Могу сказать, что в среднем ценовом сегменте увеличение качества карт или увеличение покрытия на цене устройства ни в коем случае не отразится.

- В каком направлении будет происходить дальнейшее техническое усовершенствование GPS-устройств?

- Для России - это, прежде всего, увеличение картографического покрытия. Второе - дворовые проезды. Это актуально для любого российского города. По сути, речь идет о навигации от подъезда к подъезду. Следующая актуальная вещь - это пробки. Здесь есть много некоммерческих проектов, которые, тем не менее, реально работают. Мы же собираемся предложить именно коммерческий проект. В чем его смысл? Мы установим соответствующее ПО на наши устройства с поддержкой GSM-телефонии. Чем больше будет подписчиков у данного сервиса, тем более достоверной будет информация. Картографическое ПО, которое мы предлагаем, хорошо известно. Это Be-on-road от компании Aponia Software. Благодаря нашим каналам сбыта мы собираемся обеспечить достаточное количество подписчиков, чтобы информация была достоверной. Приведу простой пример. Если на улице одновременно пять машин стоят в пробке, то это будет репрезентативная подборка. А если вся улица едет, а одна машина стоит, так как ее водитель меняет колесо, то репрезентативности здесь никакой. После преодоления определенного барьера подписчиков достоверность информации может дойти до 98-99 процентов. В течение ближайших двух месяцев эта система заработает и будет приносить пользу. Важно отметить, что для подписчиков никаких дополнительных затрат не потребуется, кроме, пожалуй, платы за GPRS-трафик. Но объем трафика будет небольшим. По нашим подсчетам, он обойдется пользователю примерно в 10 долларов в месяц. Но покупая наше GPS-устройство, он одновременно становится и подписчиком данного сервиса.

- И последний вопрос. Мне приходилось бывать на выставке CeBit, и я был удивлен тем, что там целиком большой павильон был занят устройствами GPS-навигации. При этом были представлены десятки производителей. Когда, на ваш взгляд, такое многообразие придет и на российский рынок?

- На самом деле, это разнообразие уже есть. Но большинство в нем представлено пока российскими или китайскими брендами. Но пока у них  недостаточно средств или умения, чтобы преподнести себя на рынке. Поэтому рынок их и не видит. Хотя уже встречаются достаточно успешные проекты.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.