Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Платеж зачислен

АрхивИнтерактивные интервью
автор : Андрей Ященко   27.01.2009

Гарретт Джонстон, директор по стратегическому маркетингу МТС, отвечает на вопросы читателей "КТ-Онлайн" и рассказывает о 3G, связи для безработных, подражании США, новой жизни яйца и многом другом.

Я давний абонент МТС. У меня вопросы по "этике". Мне телефон нужен для: звонков, SMS, как записная книжка. Соответственно, модель "пожилая" (как, впрочем, и я) - Siemens M35.Без рекламы никуда, это нормально. Но почему реклама обращается ко мне на ТЫ? Разве большинство абонентов МТС — тинейджеры?
Дальше, замечательный сервис - пропущенные звонки. Но с каждым сообщением приходит реклама такого объёма, что мой телефон бьёт её на 3 SMS'ки. Проехал в метро, 3-4 пропущенных звонка, и несколько минут игры на клавиатуре для их просмотра и удаления.

ОК. Во-первых – почему мы обращаемся на «ты». Мы обращаемся на «ты» потому, что рыночные исследования, которые мы проводили, говорили о том, что для очень многих абонентов МТС – слишком серьезный, слишком далекий, слишком авторитетный. И абоненты хотели бы увидеть (по крайней мере – они выражают это желание на подсознательном уровне) оператора, который более неформален, более легок в общении с людьми. И многим нравится, что мы обращаемся на «ты». Это, кстати, делают и два основных наших конкурента.

При более близком рассмотрении исследований рынка мы поняли, что разные сегменты хотят разного. Бизнесмены, например (владельцы малого/среднего бизнеса и корпоративные клиенты), все-таки, предпочли бы на «вы», потому что для них это такая же бизнес-транзакция, как все остальные, и они больше ценят эффективность сервиса, чем какую-то психологическую близость. Если же говорить не о бизнес-сегменте, а об обычных людях, о потребительском сегменте, тоже есть достаточно серьезные его подчасти, которые приветствовали бы обращение на «вы».

Поэтому, скорее всего (не обещаю, но это весьма вероятно) мы будем пересматривать свою политику. И в следующем году (2009 я имею в виду), начиная со второго квартала, мы будем усиливать ее и будем выпускать еще более сегментированные предложения. И наше обращение «ты» или «вы» может варьироваться в зависимости от того, с каким сегментом мы разговариваем.

Мы будем стараться сегментировать аудиторию правильно, и я надеюсь, что люди, как и человек, который задавал этот вопрос, не почувствует дискомфорта на уровне нашего обращения, или, как по английски говорится, нашего «tone of voice». И надеюсь, в течение ближайших двух лет… Видите ли, мы запускаем очень скоро огромный проект, который предназначен для того, чтобы не было необходимости даже и говорить о макро-сегментах – предпринимателях, там, или каких-то обобщенных моделях поведения — чтобы речь шла о сегменте из одного человека.

То есть мы будем все больше и больше переходить на рекламу на уровне одного человека, в соответствии с желаниями каждого человека. Потому что я допускаю, что в пределах бизнес-сегмента мы также будем ошибаться – хотя бизнес в целом хочет «на вы», есть бизнесмены, молодые ребята, которые хотят на «ты». И также есть молодежь, которая в основном хочет общения на «ты», но будет и молодежь, которая предпочтет услышать «вы».

И реально решить эту проблему (абсолютно правильно был задан вопрос) – это сегментировать на уровне этого абонента. И ниже. И, конечно, если речь идет о каналах, которые общедоступны… Я не могу менять телевизионный сигнал, чтобы кому-то было «ты», а кому-то – «вы». Но я могу менять рекламу, которая подается через мобильное устройство на уровне одного человека.

Или, когда телевидение перестанет быть средством массовой информации и становится средством индивидуальной информации, тогда уже преобразование природы самих медиа-каналов будет способствовать индивидуализации сообщений до уровня, позволяющего нам удовлетворить вот такие запросы. Потому что их очень много, и «ты/вы» - это только макушка вершины айсберга.

И это касается не только МТС, эти вопросы задают самым разным компаниям в других, не связанных с телекоммуникациями отраслях. Конечно, я думаю, мы здесь спозиционированы лучше, чем многие другие отрасли, потому что мы как раз владеем теми каналами, которые, вероятнее всего, будут способствовать индивидуализации сообщений, так что у нас не будет отговорки на вопрос «почему бы не сделать так?».

Что касается услуги «Кто звонил?», мы работаем над тем, чтобы со всеми услугами сервера, которые доставляют их до конкретного человека, «почувствовали», считав IMEI каждого телефона, о какой модели устройства речь идет, какая у него, соответственно, память, какие у него возможности экрана, разрешение экрана… Короче, сообщения какого объема телефон может отображать. И это своего рода такой же ответ на вопрос, который я дал по первому случаю.

Только здесь мы говорим не о сегменте одного человека, а о сегменте одного устройства. И поверьте мне, это очень сложно, потому что есть очень много разных сервисных сообщений, есть очень много разных устройств. Еще у каждого устройства есть очень много версий. Плюс, в России есть очень много серых телефонов. И даже тот же Nokia N59, который в российской спецификации что-то позволяет, не позволяет этого в дубайском варианте той же модели. А поскольку очень много телефонов привезли через Дубай, то не факт, что даже когда мы понимаем, какое устройство, мы знаем – какой это вариант этого телефона.

Мы также не поймем, насколько заполнена его память – мы понимаем только его стандартные возможности. И если человек загрузил очень много своих контактов, то, возможно, останется слишком мало памяти. Поэтому, мы работаем над тем, чтобы динамически понимать не только – какое устройство, но и его состояние, какая это аппаратная версия, и какой релиз софта. Это так называемый “smart sensing”… Когда мы поймем, что вот такое вот устройство, такой год выпуска, для такой страны выпущен, такой софт, такая загрузка CPU на данный момент, то будем знать и какого уровня сообщение можно сейчас давать. Но это опять — в перспективе на ближайшие два года – это не то, что мы реализуем завтра.

И, конечно, мы должны давать абоненту возможность отказаться от любой рекламы, какое бы устройство у него ни было. Чтобы он мог сказать – я хочу получить только эти сообщения. Мы не делаем этого на сегодняшний день не потому, что мы не хотим этого делать. Даже если совсем меркантильно смотреть на этот вопрос… Если человек не хочет этой рекламы, то от того, что мы даем ему ее, мы не улучшаем его восприятие товаров и услуг, которые рекламируются. Это не в наших интересах, меркантильных даже интересах, засунуть человеку эту рекламу без его согласия. Это просто вопрос уровня развития нашей биллинговой системы, наших CRM-систем — для того, чтобы мы могли реагировать динамически на отказ клиентов от принятия таких видов услуг. И какие возможности ему давать, чтобы… Это тоже не поможет, если каждый сервис будет сопровождаться тридцатью вопросами – от чего он хочет отказаться/не отказаться — при том, что необходимо добиться, чтобы абонент он не отказался от нужных ему вещей. Не выплеснул с водой и ребенка, как мы говорим. Как-то надо умно эти вопросы строить, чтобы мы создавали для абонента минимальную головную боль, добиваясь наилучшего результата. То, что мы называем по-английски “constrained optimisation” – оптимизация в условиях многосложных ограничений.

Компания МТС завуалированно повысила цены на услуги сотовой связи, отменив ряд выгодных тарифов, позволяющих много разговаривать за умеренную плату (например MAXI One в Москве), и отменив посекундную тарификацию. Думается, мировой финансовый кризис не слишком повлиял на затраты абонентов на сотовую связь - однажды начав, люди не перестают общаться. Cоздается впечатление, что менеджмент компании перекладывает издержки своей неэффективности на плечи абонентов, ведь именно это объяснение напрашивается при наблюдении за скрытым повышением цен компании МТС. Ваши комментарии?

Я не знаю случаев, когда мы отменяли бы посекундную тарификацию. Обычно, в каждом из 88 макрорегионов России есть тарифные планы, где предусматривается посекундная тарификация, есть и поминутная тарификация. Есть даже такая штука, где тарифицируется первая минута, как минута, а потом, после первой минуты, тарифицируется посекундно.

Ну, это не совсем выгодно, если человек мало разговаривает. Обычно, масса звонков происходит по 20-30 секунд…

Это зависит от тарифного плана. Если люди берут ТП, который сделан для достаточно крупных пользователей, людей, которые интенсивно используют мобильный телефон… Потому что средняя продолжительность звонка – это как средняя температура по больнице. И тарифные планы с посекундной тарификацией с 61-й секунды – они обычно рассчитаны на пользователей, где средняя продолжительность звонка превышает 60 секунд, а не на тех, кто будет мало разговаривать.

И чтобы мы просто отменили посекундную тарификацию – я такого случая не знаю. Возможно, в некоторых случаях мы поменяли тарифные планы, которые были чисто посекундными, на 61-ю секунду, или поменяли тарифные планы, которые были с 61-й секундой на поминутные. Но обычно, когда мы это делаем, мы даем другие льготы. Поэтому, я бы хотел понять, о каком конкретно случае идет речь, и в каком регионе это произошло. Поскольку мне кажется маловероятным, чтобы мы просто так это сделали.

А что касается того, что мы перекладываем на абонентов издержки своей неэффективности… Нууу… Конечно, мы не везде такие эффективные, какими хотели бы быть, но мы ставим перед собой достаточно амбициозные цели. Наша минута разговора и так уже в несколько раз дешевле, чем в Западной Европе, особенно сейчас.

Затраты на персонал в нашем бизнесе не играют такой серьезной роли: стоимость «голов» в России не намного уже меньше, чем на Западе, особенно хороших «голов» – даже и больше. И основные элементы нашей себестоимости – базовые станции, коммутаторы – они все производятся не в России, они покупаются за ту же валюту, что тратят на них и западные операторы. Но западные операторы имеют цены за минуту разговора или за текстовое сообщение от 3 до 10 раз выше, в зависимости от страны.

В Ирландии, например, ARPU одного абонента - почти 60 долларов, в то время, как ARPU одного абонента в России, в зависимости от сегмента – от 9 до 11 долларов. При том, что российский человек разговаривает в месяц почти столько, сколько ирландец, просто там этот сервис гораздо дороже стоит. Там еще и выплата стоимости телефона идет, но даже если это убрать, пусть половина – стоимость телефона, убираем 30 долларов… 30 долларов в месяц вместо 9 – это почти в четыре раза разница. Так что эффективность, или неэффективность… Я считаю, что то, что в международном плане мы достигаем такой маржи, при том, что мы даем весьма низкие цены, и при том, что мы привлекли в прошлом году в России больше абонентов новых, чем любой другой оператор, и увеличили свои доходы быстрее, чем любой другой оператор… Это говорит о какой-то эффективности.

В конце-концов, нам нет никакого смысла… Если я, опять же, буду думать чисто меркантильно – только о том, как я могу извлечь как можно больше денег как можно быстрее, при как можно меньшей себестоимости, постоянно менять цены… Для любого маркетолога, российский потребитель – это очень серьезная аудитория. Потому что он, с одной стороны, очень образованный, а с другой стороны – у него есть время считать. То есть он и умеет считать, и имеет время считать. Наш, западный – у него есть умение считать, но нет времени считать. А человек в Саудовской Аравии – есть время считать, но не умеют они считать. В России – есть и то, и другое. Обмануть потребителя в стране, где за 75 лет научились читать газету, начиная с последней страницы – очень сложно, очень непросто. И мы это понимаем, и понимаем, что если мы будем зарабатывать себе репутацию перекладывающих свою неэффективность на плечи наших абонентов, то нам было бы жить в этой стране крайне непросто… Вообще, предположение, что мы это делаем – это, конечно, легко сказать, но даже если бы мы не хотели бы быть честными, нас окружающая среда просто заставила бы быть честными.

Реплика в продолжение темы эффективности и тарифов. Мировой финансовый кризис на дворе, неплохо было бы сделать социальные тарифы...

Мы будем делать социальные тарифы, я над ними уже работаю вместе с коллегами. Но эти социальные тарифы мы планировали до кризиса, они не связаны с ним – это просто желание обслуживать каждого человека. Потому что мы прекрасно понимаем, что в мире, когда вся жизнь человека сосредоточится вокруг связи, понимание “high value customer” и “low value customer” исчезнет. Потому что каждый клиент может быть прибыльным.

И важно, например, чтобы у людей без работы была услуга, когда они могут получать электронную почту, звонки, и другие сообщения бесплатно. Возможно, исходящие – тоже бесплатно. Мы договариваемся с правительством России, что будет специальная sim-карта для людей, потерявших работу, которую нам оплачивает государство по какому-то соглашению – покрывает наши издержки, по крайней мере.

Нам тоже интересно привлечь людей, которые не стали бы абонентами, или перестали бы быть ими. Потому что, если ищешь работу, например, то важнее, чем быть на связи, я просто не могу себе представить ничего. Неделю тут, две недели там – хотя бы подрабатывать. Это государству выгодно, это человеку выгодно, и это нам выгодно. Классическая ситуация треугольного преимущества. Поэтому, мы работаем над целой серией таких тарифных предложений.

И если думать очень смело, хотя мы над этим не работаем… Представляете себе человека, который сидит в тюрьме? Сколько людей выходит из тюрьмы каждый год? 300 тысяч, 400 тысяч? Если бы кто-то посетил этих людей до того, как они выходят, подарил им sim-карту, которую они смогут использовать, когда они выйдут, новые визитные карточки, где их новый номер указан, и какой-то стартовый баланс, чтобы человек, выйдя из тюрьмы, мог начать новую жизнь…Я не говорю, что мы будем это делать. Но мы думаем об очень многих разных вариантах, как сделать людей богаче связью, и этим сделать нас богаче. Именно в этой последовательности.

Гарретт, вот честно - будет 3G в Москве в 2009-м, или шансов по-прежнему мало?

Смотря что иметь в виду под «будет 3G». Это тоже самое, что спросить – будешь ли ты пить шампанское в 2009 году? Наверное – будешь. Будешь ли ты пить его каждый день и каждый час? Наверное – нет. 3G будет в Москве в 2009 году. Но это не будет покрытие, которое будет везде и во всех ситуациях, во всех квартирах.

В зависимости от того, как быстро мы получим необходимый частотный диапазон (доступ к нему), то это может быть всеобъемлющее покрытие, и может быть очень ограниченное покрытие. Я прогнозирую, сделаю такой смелый прогноз, что в 2009 году у нас будет по крайней мере центр Москвы, и мы будем покрывать как можно больше жилых районов за пределами Садового кольца и потом за пределами МКАД.

Мне надо будет проверить последовательность ситуации, поговорить с Сушарским и его ребятами, как обстоит дело в Москве, перед тем, как это выложим. Если честно, я не знаю последнего статуса, я не так сильно интересовался этим, потому что 3G в Москве для нашей компании — успех его или неуспех в следующем году – не играет такой серьезной роли. В 2010 году будет серьезная роль. В 2009 году мы буде сфокусированы на том, чтобы каждый москвич, бедный или богатый, имел возможность пользоваться базовыми услугами на очень хорошем, качественном уровне. Чтобы не было тех ситуаций, о которых вы говорили, с переполненными сообщениями ящиками, чтобы голос человека был слышен.

До сих пор, даже на Западе, качество голосовой связи – оно не очень высокое. И очень часто стараются говорить по обычному телефону, потому что иногда качество бывает таким, что не слышишь другого человека. Это очень базовая услуга, GSM существует почти тридцать лет. И, особенно в условиях кризиса, важно не чтобы мы сделали много всего, а чтобы то, что мы сделали работало хорошо. Я считаю, что в Москве это приоритет наш на следующий год.

3G - это… Если получится сделать – отлично, но я считаю, что это, скорее, 2010 год. Не все от нас зависит.

Так называемая кредитная форма расчетов — максимальный кредит абоненту составляет 300 рублей. Очень "большая" сумма! Особенно если учесть, что для получения этого "кредита" абоненту нужно внести залог в... 300 рублей! Хотя для избранных абонентов, с большим стажем в МТС, залог не требуется. Как Вы считаете, какое напрашивается мнение об отношении компании к абонентам?

На самом деле, это ограничение – оно не связано с отношением компании к абоненту. Мы понимаем, что для того, чтобы абоненты нам доверяли, мы должны доверять абонентам. Здесь не финансовый риск, а просто возможности наших систем обрабатывать личные кредитные лимиты. В идеальном случае надо выписывать человеку индивидуальный кредитный лимит в зависимости от его личных обстоятельств, истории, и так далее.

Мы не умеем пока еще это делать. Я должен проверить точную дату запуска следующего релиза биллинговой системы, который позволит сделать индивидуализированные кредитные лимиты. Но я уже имел разговор, потому что я знаю об этой проблеме, эта сумма в 300 рублей, даже в условиях, когда мы не можем делать индивидуальные кредитные лимиты – это не очень щедро, и она оформляется не самым удобным образом. Мы будем в любом случае это пересматривать. У меня workshop по этому поводу 27 января, большая дискуссия с финансистами из бизнес-единицы «Россия» по поводу кредитной политики.

Я вообще сторонник того, чтобы дать кредит всем абонентам, которые уже три месяца обслуживаются в сети. Взять весь трехмесячный счет, и на эту сумму давать кредит. Конечно, будут дефолты, но зато будет гораздо больше довольных абонентов. Мы даже это не умеем делать пока еще – тоже есть техническое ограничение. Но есть еще юридическая тонкость по поводу нашей возможности потом взыскать этот долг, если этот долг…

В общем, технические такие моменты. Но я могу с уверенностью сказать, что тот абонент, который задавал этот вопрос, заметит значительное улучшение кредитных условий и в плане размера, и в плане удобства оформления этого кредита. Возможно даже, он ничего не должен будет оформлять, мы все сделаем за него. Он это заметит к 30 июня 2009 года, это я могу сказать со стопроцентной уверенностью. Мы знаем эту проблему, человек прав абсолютно.

У меня как у активного абонента МТС с шестилетним стажем, складывается впечатление, что в плане маркетинга, рекламы, имиджа компании у МТС не все замечательно: ощущение, что компания в первую очередь нацелена на работу с корпоративными клиентами, а затем уже - с физическими лицами. Реклама не так привлекает, не создает того настроения, если хотите - ощущения "гордости" за своего оператора, как у основного конкурента, осуществившего крайне удачный ребрендинг. Однако, несмотря на это, я все-таки (в основном) являюсь абонентом МТС. Причина - качество обслуживания, качество связи и др. услуг меня устраивает больше от МТС. Ваше мнение по этому вопросу?

Действительно, корни МТС лежат в том, что мы начали как оператор, обслуживающий бизнес-сегмент. Потому что, когда мы начали свою деятельность в России, при тех ценах, которые существовали 15 лет назад на рынке, самые первые, и самые выгодные клиенты – это были бизнес-клиенты. И вообще, мобильная связь первоначально была сделана не как услуга для массового рынка, а как услуга для компаний, корпоративных клиентов. И сами создатели GSM удивились темпам роста и темпам возникновения массового рынка, которые они увидели в результате развития стандарта GSM.

Могу сказать, что — да, наверное в нашем корпоративном ДНК есть то, что «наш бизнес – это бизнес». Это неплохо, потому что бизнес-люди – они настаивают на гораздо более высоких стандартах надежности, сервиса. Все-таки, если от телефонного звонка зависит сделка стоимостью в миллион долларов, а не просто «как дела у Кати?», то это немножко другое отношение к качеству. И, конечно, физические лица, клиенты, они тоже пользуются выгодами этого более внимательного отношения к качеству связи и качеству обслуживания, которые были отмечены человеком, задающим этот вопрос.

А то, что в результате реклама недостаточно привлекательная… Наши исследования говорят о том (да и я сам часто хожу по улице, разговариваю с нашими клиентами), что реакция очень смешанная. Кому-то нравится, кому-то не нравится. Но в целом, если смотреть на наши ролики, и сравнить с реакцией на ролики наших основных конкурентов, мы выглядим достаточно хорошо.

Я думаю, что то, что путает людей, раздражает людей – это не качество рекламных роликов, их привлекательность, а то, что, возможно, не очень понятна наша миссия. Есть лицо МТС – из чего оно состоит, что это значит? «Билайн», с его «Живи на яркой стороне» - может быть, это более понятно людям. Или «МегаФон» – «Будущее зависит от тебя», может быть, тоже более понятно людям. Это очень субъективно, сложно сказать по исследованиям. Но у меня есть ощущение, что люди не очень хорошо понимают, для чего существует МТС. Я думаю, что 2009 год будет годом раскрытия, наконец-то…

…яйца 

…яйца, и вопроса, для чего существует МТС, и кто мы вообще такие, и так далее. И я думаю, что когда мы это раскроем… Уже год над этим, как это ни странно звучит, идет очень интенсивная работа. Вы знаете, я считаю, что бренд – это такая вещь, когда каждый человек в компании, от уборщицы до управляющего директора, имеет свое четкое мнение. И есть очень много людей внутри компании, вне компании (инвесторов, и так далее), чье мнение надо учесть при определении очень четкого сообщения для общественности – кто мы.

Но мы закончили процесс сбора мнений, у нас был ряд обсуждений на тему того, будем ли мы говорить все, что мы думали, или мы будем это обновлять в связи с кризисом, в связи с новыми рыночными условиями. Решение финальное еще не принято, но, по крайней мере, понятно, между чем и чем мы выбираем внутри компании. Я опять могу с уверенностью сказать, что люди увидят новое лицо МТС, наконец-то, и поймут, для чего существует компания. Что ребрендинг, который длится с 2004 года, закончится в 2009-м.

Те вопросы, о которых вы говорили – бизнес-оператор, не бизнес-оператор – им уделяется очень много внимания здесь внутри компании, очень много разных мнений об этом. Но мы близки к нахождению ответа, который, мы считаем, будет восхищать людей, будет нас дифференцировать от других самым ярким образом и поможет людям понять нашу рекламу, весь наш образ действий. Чтобы они поняли – кто мы, мы должны сами были понять это.

И, к сожалению, процесс затянулся, но вы должны иметь в виду – у нас очень много новых людей. В том числе – зарубежных профессионалов, которые много лет работали в разных областях. И присутствие профессионалов – это, конечно, здорово, потому что можно услышать опыт с каждого континента планеты, из каждого региона России. И не только из телеком-индустрии – по ребрендингу, проведенному нашим персоналом в других отраслях, FMCG, например. И может быть, к лучшему, что мы не сразу, когда меняли логотип, меняли цвет, дали людям время привыкнуть к тому, как мы выглядим, а потом уже начали говорить – кто мы есть. Чуть-чуть стриптиза (англ. Streap tease – «обнажение с заманиванием, подразниванием»). 

Скажите откровенно - в какой-нибудь стране есть понятие "национальный роуминг" или еще лучше - "внутрисетевой(!) роуминг"? Разве абоненты, проехав пару сотен километров на автомобиле в пределах одной страны теряют связь из-за отсутствия роуминга? Или платят за звонки, как на другой конец света? Понятно, что международный роуминг — отдельный вопрос. Но в пределах одной страны, хотя бы ее части (мы не говорим о звонках Москва — Владивосток) — это слишком. Не считаете?

Хотелось бы при поездках по России, не платить за внутрисетевой роуминг (или тратить минуты включенные в абонентскую плату, а не деньги). Потому что, мне выгоднее купить новую СИМку, и выбросить ее по отъезду из города, а ведь она тоже денег стоит.

Ровно год назад подключился к МТС, но после одного звонка в Пензенскую область был неприятно удивлен стоимостью 1 минуты разговора - 27 рублей (сравнимо со стоимостью звонка в Океанию). Скажите изменилось ли что за год?

Во-первых, есть несколько, если говорить о больших странах, стран, где есть национальный роуминг. Индия – это первый пример, Китай – это второй пример, Бразилия – это третий пример…

…БРИК…

…Да, БРИК. Потому что страны БРИК – они большие, и они, когда выдавались лицензии на сотовую связь, их выдавали по американской модели. Потому что тогда, после распада Советского Союза, после победы Америки… Знаете, я помню, когда я здесь появился в 95-м году, очень интересно было открыть газету: статьи писали, что в России 31 холодильник на 100 человек, а в Америке – 67, что в России – что-то делают, и в Америке тоже что-то делают. И возникало иногда впечатление, что кроме Америки нет больше других стран. Что Россия сравнивается только с Америкой. И мы, европейцы, например, которые сильнее гораздо Соединенных Штатов Америки, будто бы не существовали. Здесь был в ходу доллар, и так далее…

Так вот, американская система выдачи лицензий сотовой связи – это конкуренция между технологиями и выдача географически привязанных лицензий. В Америке выдавались в каждом штате разные лицензии, и так же, в соответствии с американской политикой развития других государств, по американской концепции, выдавались лицензии и в России. Почему в России был AMPS – американский стандарт для мобильной телефонов? Нигде в Европе его больше не было, а в России он был.

Оттуда же идея лицензировать каждую область отдельно друг от друга. В Иркутской области один оператор, в Свердловской – другой, в Смоленской – третий, и так далее. И от того, что эти операторы существовали долгое время независимо друг от друга, они понизили стоимость местных звонков (я уже говорил, что их стоимость в несколько раз меньше, чем на Западе), но они финансировали эти частично-убыточные услуги тем, что они брали деньги за роуминг между собой. Поскольку все эти сети имели разных владельцев. И каждый считал свой интерес.

Потом, когда мы, большая тройка, приобрели этих региональных операторов, мы не могли перебалансировать тарифы с тем, чтобы убрать роуминг, но поднять местные цены. Никто бы на это не пошел. Это было нереально, потому что тогда, когда мы были в разгаре экспансии по всей России, как и наши конкуренты (это были 2001-2003 годы), и сотовая связь начинала становиться массовым сервисом, ни о каком поднятии местных тарифов не могло быть и речи.

Поэтому, такая ситуация – она не отличная, но все остальные варианты еще хуже. Так исторически сложилось. И я думаю, что когда 3G будет по всей стране… 3G-лицензии выдавались в национальном масштабе, по-европейски. Интересно, кстати, говорит ли это о том, что американское влияние исчезает? Может быть…

А в других странах – Китае, Индии, Бразилии, где тоже Америка хотела фигурировать и играть существенную роль при либерализации и трансформации экономических систем, там такая же практика существует, хотя в Европе и самих Соединенных Штатах – уже нет. Нет роуминга между Штатами. Практически. Меньше уже, кстати, чем в России, Китае, или Индии.

Скажем так: со временем, конечно, роуминг уйдет. Он не очень релевантен пока еще, поскольку большинство граждан России, как и большинство граждан Китая или Индии, путешествуют внутри своего региона. А те, кто ездит в Москву, или другие большие города, это бизнес-люди, которые не так чувствительны к ценам. И, наверное, есть возможность выпустить тарифный план для не бизнес-сегмента, где мы не берем за роуминг, но тогда нам придется больше брать за местные звонки.

Какие технологии вам кажутся наиболее перспективными в ближайшие 2-5 лет в телекоммуникациях? и почему? Интересуют и программные, и аппаратные решения.

Если говорить об устройствах, то параллельно идут два противоположных процесса. С одной стороны, происходит конвергенция – все в одном. Но, в то же время, появляется очень много устройств, которые специализированы только под одну задачу. И эти две тенденции будут развиваться параллельно друг другу.

К 2012 году в Западной Европе по объему, впервые в истории сотовой связи, устройства, которые специализированы под одну определенную функцию, будут доминировать. Потому что медленно, но все идет к тому, что у человека будет очень много устройств, каждое из которых специализировано под одну задачу. Как сегодня в доме: есть кофеварка, есть пылесос – нет кофеварки/пылесоса. И к ним сотовая связь будет просто прикреплена, по умолчанию.

… а в последние годы все телефоны, наоборот, обрастали все новыми функциями – фотокамеры, плееры…

Когда мы говорим об устройствах, надо смотреть, где хвост, а где собака. Мы говорим сейчас об устройствах, как о телефонах. Но если взять все домашние устройства сетевые (потому что они будут гораздо лучше работать, когда сетевые, гораздо лучше: от кровати до ковра, от дверей до стен — они будут со связью таким же естественным образом, как сегодня с электричеством), и тогда уже вопрос об устройствах исчезает, потому что беспроводные устройства… Каждое устройство будет беспроводным, фактически.

…у Intel есть интересное направление, они уже не первый год об этом говорят –Radio Free. Оно подразумевает, что стоимость добавления радио-функционала к устройству должна составлять буквально порядка десяти центов, чтобы радио стало бесплатным для любой электроники.

Это будет не только радио. Например, одна очень интересная технология, если переходить к сетям… Традиционно, если ты хочешь очень большую скорость передачи информации, надо использовать оптоволокно. Его надо проложить, надо копать землю, и так далее. И люди начали думать – а если бы можно было сделать оптоволокно, но без проводов. И такая технология появилась – называется Free Space Optics. Это лазерные трансиверы, которые также, как внутри кабеля, передают информацию со скоростью света, с полной возможностью дополнительной модуляции этих сигналов (и сложной, и многосложной модуляции на обоих концах). Единственно, они пока очень чувствительны к погодным условиям, но по этим Free Space Optics уже передавались, по-моему, до 16 Гбит/с. И ребята работают над терабитными скоростями.

И, конечно, может быть здесь технологии и неуместный вопрос, а уместный вопрос – что хотят люди? Если ты хочешь смотреть любой телевизионный канал в Интернете с High Definition качеством, эмуляцией 3D, виртуальной реальностью, и всеми такими вещами, то это требует огромных скоростей. Потому что чем проще и естественней кажется все конечному пользователю, тем более сложными и требовательными становятся приложения. И по пропускной способности, и по скорости.

…Японцы изобрели уже взамен HD Ultra HD – 24 гигабита в секунду…

…Ну вот, меня не надо спрашивать, зачем нам гигабит дома. Будет терабит дома очень скоро.

С точки зрения, может быть, софта — что может ждать абонента сотовой связи, скажем, в ближайшие лет пять? Какой функционал смогут предложить операторы?

Во-первых, он должен ожидать не только сотовой связи, он должен ожидать персональной связи. Где сотовая связь будет одной из многих разных технических видов доступа к абоненту. Также будет фиксированная связь, спутниковая связь, связь в машине, поезде… И очень много гибридов между совсем фиксированной и совсем мобильной. Потому что я бы не стал говорить про сотовую связь, просто про персональную связь.

Так что в течение пяти лет ждите от операторов персональной связи. Которая будет включать в себя все возможные виды связи, вплоть до RFID-связи для товаров. Кстати, главным клиентом через пять лет уже не будет являться человек – это будет машина. Их уже в несколько раз больше, чем людей.

Кстати, интересный момент в этой связи – вот это направление Билайн/Голден и МТС/Комстар. Вот эти связки фиксированной и радиосвязи…

Да-да-да. Вот это так и будет, это неизбежно. Потому что фиксированная и мобильная – это два основных ингредиента персональной связи. Но не единственные.

Чего еще можно ждать?.. Можно ждать, что каждый абонент в течение пяти лет будет иметь базовую станцию у себя дома. Не будет базовых станций на улице, будет базовая станция в квартире. И эта базовая станция будет позволять работать с WiFi, 3G, 4G, GSM… Возможно, с новыми, еще не придуманными стандартами. Поддерживать CB и другие стандарты близкого общения. Personal Networking… Так что ждите, что у каждого абонента дома будет не только телефон, но еще и сеть.

Ещё? Мы – труба, но то, что через трубу идет – оно тоже меняется очень быстро. Ждите Google и других помощников, которые не столько спрашивают, «Что тебе надо?», сколько спрашивают – «Кому надо?». Понимают контекст вопроса. Кто спрашивает, почему спрашивает? Зачем спрашивает? Кто еще спрашивает? Если об этом думать немножко, то это уже совершенно другой уровень. Не тот Интернет, который ты учишь, а тот, который учит тебя...


Вопросы в этом интервью задавали читатели "Компьютерры-Онлайн" на нашем форуме. С какими компаниями вы бы хотели пообщаться? Пишите на адрес site@computerra.ru письма с заголовком "интерактивное интервью", и мы постараемся его организовать.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.