Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Всеволод Потапов о Chaos Constructions 2011

АрхивИнтерактив
автор : Андрей Письменный   01.12.2011

Организатор питерского фестиваля компьютерного искусства рассказал о российской демосцене, модных веяниях и своём видении будущего.

С точки зрения журналиста Chaos Constructions - одно из самых нетипичных мероприятий. Я на него ехал впервые и, честно признаться, несколько побаивался, что поездка на выходные в Питер пройдёт впустую. Это не было редакционным заданием, меня не приглашали организаторы, мне не звонили сотрудники пресс-центров и не обещали ублажать и развлекать. Вместо этого я собирался как в настоящий поход - взял рюкзак, запасся едой, прихватил спальный мешок и подстилку. На "Хаосе" в полном соответствии с названием никто не водит за ручку и не говорит, куда нужно смотреть. Однако стоит проявить любознательность и желание общаться, как Chaos Constructions оказывается интереснейшим местом.

О том, что я почти добрался до нужного места, я понял, ещё только выйдя из метро "Кировский завод". Вокруг гуляли, курили и общались молодые люди с характерной символикой на футболках - из компьютерных игр, с логотипами Chaos Constructions или всяким сугубо тематическим юмором. Пробравшись между ними, я очутился перед дверью, ведущей в большое тёмное помещение, из которого широко вокруг разносился шум, органично сливающийся с "восьмибитной" музыкой.

За день, проведённый внутри, я обнаружил много интересного: выставку старых компьютеров (на одном из которых даже удалось попрограммировать), игровую зону и загадочный уголок нелюдимых хакеров. Я успел побеседовать с создателями лазерного проектора, тут же показывавшего мультфильмы на стене зала, обладателем фабрикатора RepRap, посмотреть конкурс демосцены для ZX Spectrum и не менее впечатляющий конкурс Realtime Projection.

Даже сама заставка Chaos Constructions - это демо

На второй день мероприятия мне удалось взять интервью у одного из организаторов Chaos Constructions - Всеволода Потапова, известного также по никнейму Random.

- Расскажите о происхождении Chaos Constructions.

- Первой подобной организованной тусовкой, посвящённой демосцене, был Enlight. Если до него какие-то встречи и были, то совсем уж неофициальные. В 1997 году у Enlight были проблемы с организацией: не справились с потоком посетителей, и второй день не состоялся. В 1999 году мы переняли у него эстафету.

- В те годы мероприятие проходило в таком же формате, как сейчас?

- В 1995 году Enlight был скорее камерным мероприятием - только для своих. Практически никто о нём не знал, да и узнать было непросто. Тогда не было интернета, знания распространялись разве что через FIDO. Бала такая эха - RU.demoscene.

- Кроме плохой организации Enlight были, наверное, какие-то другие причины сделать свою пати? Что вас лично к этому подтолкнуло?

- Честно говоря, одной из причин стало то, что я переехал в другую страну - Австралию. Мне было сложно там адаптироваться, и я как раз очень много времени проводил в FIDO, потому что языка не знал, а общение нужно было. К тому же я спектрумист с тех времён, очень много времени посвятил компьютеру Scorpion. Был у нас такой коллектив - питерский "Скорпион". Это был замечательный компьютер - он просто-таки развратил программистскую общественность возможностью в любой момент одним нажатием кнопки перейти в дизассемблер и увидеть изнанку программы. Потому, собственно, я и был спектрумистом.

- Но как это привело к мысли устроить мероприятие в Санкт-Петербурге?

- Я не могу сказать, что проснулся как-то утром и понял, что ночью мне приснился куб и этот куб сказал мне, что нужно устраивать мероприятие. Такого не было. Задумка о "Хаосе" возникла в конце 97 года, а в 98 году образовался некий вакуум: в Москве проводилось мероприятие "Фантоп", а вот в Питере ничего похожего не было. Зато ажиотаж чувствовался, и я подумал: почему бы и нет? Я всё равно каждый год планировал летом приезжать, так почему бы не устроить мероприятие, тем более что нет другого? В 98 году мы договорились не проводить "Хаос", чтобы "Фантоп" прошёл нормально, а в 99 провели первый раз.

- В первый раз сложно было организовывать мероприятие?

- Конечно, не без приключений. Всё ведь своими силами делалось - организаторы "Энлайта" присоединились к нам только в 2004 году. А В 1999 я только приехал из Австралии, на "Энлайте" ни разу не был. Мне это вообще казалось странным мероприятием: компьютерщики (особенно тех времён) - люди довольно оторванные от реальности. Но потом я, видимо, втянулся. Здесь нельзя не упомянуть моих друзей, благодаря которым проходили первые CC: Merlin, Mandor, Hurtman, Monster, Kevin, Зеров, БигБлак, Вова Хекс, Captain...

- Как много людей приходило на Enlight и Chaos Constructions в разное время?

- В 1996 году было не так много, но уровень уже был выше, чем в 1995-м. Когда в 1997 году не состоялся второй день Enlight, было где-то около тысячи человек. В 1998-м, как я уже говорил, в Питере мероприятия не было. В 1999 году мы первый раз проводили Chaos Constructions, и народу тогда было значительно меньше, чем на Enlight'97. Пришло примерно 100-150 человек, может, 200 в пиковый момент. На следующий год, в двухтысячном, было, по-моему, 600 человек, и на уровне 500-600 человек посещаемость и оставалась.

- И до сих пор остаётся?

- Возможно, был год, когда было больше, но мне может и казаться - статистики-то в то время никто не вёл. Сейчас у нас есть система входа-выхода, она позволяет точно узнать, сколько людей на мероприятии, в любое время.

- Сколько сейчас?

- Я ещё не смотрел, статистика офлайновая, но в первый день в зале было порядка 400 человек.

- Вам самому мероприятие до сих пор интересно?

- С каждым годом моя роль в организации меняется. Я стараюсь всё время устраивать что-то новое, находить что-то, что мне интересно. В самые первые годы мне приходилось делать очень большую часть организаторской работы. В этом году я с радостью замечаю, что есть вещи, которые могут происходить без меня. Значит, я могу сфокусироваться на каких-то определённых вещах, которые этого требуют. Таких, например, как показ работ: сделать так, чтобы больше не было полуторачасовых задержек, как в этот раз.

- Говорят, сейчас старые компьютеры снова набирают популярность. Вы замечаете что-то подобное?

- Да, выставочная часть Chaos Constructions стала играть большую роль, чем раньше. Когда мы начинали, мероприятие было посвящено в основном демосцене и разным новым веяниям. А сейчас нового очень мало. Наверное, потому что всё, что можно было открыть в компьютерной области, уже открыто. Разве что квантовые компьютеры могут вдруг изобрести. И люди стали приходить, чтобы посмотреть, с чего они начали.

- Получается, что сперва мероприятие было о новых технологиях, а потом вышло так, что о старых?

- Вообще уже в 2004 году была выставка старых компьютеров. Да и сами демо - это работы с ограниченными условиями. К примеру, для старых компьютеров вроде ZX Spectrum или "БК".

- Но раньше-то эти ограничения были чем-то естественным - просто люди работали на этих компьютерах. Теперь же ограничения стали жанром.

- Работы для современных ПК тоже есть, и это отличные работы. Но то, что конкурсы за двадцать лет не изменились, это, по-моему, только к лучшему. Без ограничений это не было бы конкурсом. К примеру, если просто записать анимацию и приделать к ней загрузчик с плеером, это не будет настоящей демкой (хоть некоторые и так делают). Когда нужно придумать алгоритм и есть ограничения на ресурсы, это куда интереснее.

- Я спрашивал к тому, что ощущаю интересную дилемму. Рассказать непосвящённому человеку, чем интересно мероприятие о новых технологиях, - раз плюнуть. А вот со старыми куда сложнее. Если смотреть со стороны, то видишь только, как странные люди в тёмном помещении делают под хрипяще-пищащую музыку что-то странное со старой техникой. Посоветуйте, как мне, к примеру, рассказать маме, чем я занимался на выходных.

- В общих чертах очень просто: сказать, что с компьютерщиками провел выходные. А вот в подробностях я даже не знаю. Здесь, на самом деле, каждый находит для себя своё, и заняться можно много чем. Кстати, это отличительная черта новых мероприятий от того, с чего мы начинали. Раньше были сплошные конкурсы. Люди приходят, у них есть расписание - в час музыка, потом графика, все по порядку. Сейчас такого нельзя сделать, потому что есть отдельные зоны, в которых свой график. Есть семинары, где люди узнают что-то новое, есть игровая зона, где отдыхают и играют в игры, хакерская зона, ну и так далее.

- Кстати о хакерском направлении. Как вы к нему относитесь?

- Вот о хакерах лучше не будем. Один семинар по открыванию замков чего стоит. Они вчера показывали людям, как вскрывают замки. Самые обычные замки, которые у людях на дверях висят! Но взламывают не только их - вчера вот наш же сайт взломали. Заходишь, а там полоска "Группа Red Dots желает вам приятного фестиваля".

- Эта секция всегда была на CC?

- Она появилась в 2006 году, многим это было интересно, и в 2007 мы даже провели отдельное мероприятие по этому поводу - HackAround. В том же году, кстати, нашу базу первый раз и взломали.

- А как у них организован конкурс? Я ходил мимо, видел табло с доской позора, но со стороны что-то очень сложно понять.

- Конкурс у них выглядит так: вот сеть, ты к ней подключаешься проводом. Вот, собственно, и всё - дальше ищи серверы, подключайся к ним и взламывай.

- Доска с этим как-то связана?

- Нет, доска позора - это отдельная тема. Сниффером прощупывают общественный трафик, и, как только проходят пароли открытым текстом или в слабозащищённом виде, его вскрывают и показывают на доске. Просто показать, что люди, которые в открытом виде посылают пароли, - дураки.

- Сурово! Но вернёмся к компьютерному искусству. Как вы думаете, может эта культура когда-нибудь стать мейнстримной?

- Смотря что имеется в виду под мейнстримом.

- Ну, например, чтобы не нужно было вход для девушек бесплатным делать. Чтобы они и без этого сами сбегались сюда.

- Нет, вход для девушек - это устоявшаяся традиция, от которой отказываться сложно. Я вообще считаю, что билеты на мероприятие, которое знакомит человека с этой культурой, должны быть бесплатными или стоить символических денег. Тогда и будет шанс стать мейнстримом.

- Речь скорее не о мероприятии, а о культуре. Сейчас вроде бы в моде девяностые, и старые компьютеры и игры - их важная часть. Тогдашняя молодёжь подросла и стала оборачиваться назад.

- Ну, геймерская ностальгия вполне имеет шанс быть мейнстримом - особенно на Западе. А вот демосцена, да ещё и в России, стать мейнстримом точно не сможет. Это искусство, и ему нужна определённая элитарность.

- Но работ-то всё меньше. Вон для ZX Spectrum было всего две. Разве это нормальная ситуация?

- Тут вот в чём дело: получилось очень нехорошо, что в год проходило много мероприятий, и работы по разным пати распространялись. Собственно, так же было в самом начале демосцены. В этом году мы решили, что если на конкурсах вообще не будет работ, то мы разрешим присылать демо, сделанные для других мероприятий. Но если не объявить об этом заранее, то это поставит авторов в неудобное положение. Можно подумать о том, чтобы сделать так на следующий год, тогда в одном конкурсе смогут встретиться все работы. С другой стороны, от демки, победившей вчера, я был просто в шоке - в приятном смысле. Никогда не думал, что в 2011 году, через столько лет после пика популярности "Спектрума", будут такие потрясающие демо.

Демо Paralactika группы deMarche - победитель в конкурсе работ для ZX Spectrum

- Авторы - какая-то легендарная группа?

- Легендарная в своём роде, потому что активна в России. Если говорить про демосцену, то у нас в России активные группы можно сосчитать по пальцам одной руки, и это, конечно, печально. Вообще я в этом году понял, что демосцена как таковая в России приняла какую-то свою завершённую форму: нет новых людей, ничего нового не происходит. Есть определённые группы, некоторые из них присылают работы, но больше никого. И с этим нужно что-то делать, но я не знаю, можно ли.

- Мне кажется, такие вещи скорее сами появляются и исчезают.

- А мы просто должны быть наблюдателями? Ждать, пока всё просто завянет? Не знаю, не знаю.

- Главное, наверное, чтобы появлялись. Мне кажется интересным направление самодельного "железа". За рубежом сейчас очень популярна самодельная электроника, и у нас тоже встречаются хорошие проекты. Вот, например, кто-то RepRap привёз, кто-то лазерный проектор соорудил...

- Кстати, офигенный проектор! Ребята нам написали всего за день до мероприятия.

- Может быть, за этим будущее - ближайшее, по крайней мере?

- Если говорить про перспективные направления как вообще в электронике, так и в нашей "тусовочной" теме, то мне в первую очередь на ум приходит дополненная реальность. Ещё можно вспомнить геосервисы со всеми ответвлениями и "агентов" - их нельзя назвать Artificial Intelligence, но это такие "умные" компьютерные помощники, которые подсказывают разные вещи. Грубо говоря, открываешь Gmail, а тебе подсказывают, что ты вчера ответ на письмо не закончил. Как Скрепка из Microsoft Word, только для всей компьютерной жизни. За этим, я думаю, будущее. Ну а ещё дальше можно будет мозг в компьютер закачать.

Конкурс Realtime Projection (подробности)

- Ну это пока что не совсем скоро. Поделитесь лучше ближними планами. Дополненная реальность, к примеру, звучит интересно.

- Сегодня как раз по ней будет конкурс - советую посмотреть.

- А на следующее мероприятие какие цели?

- На следующем мероприятии у меня вообще великие цели. Кстати, чем раньше я о них заявлю публично, тем меньше вероятность, что я смогу от них отступить. Одна цель - сделать так, чтобы все посетители могли быть одновременно участниками.

- Это какая-то техническая затея или скорее организационная?

- Я считаю, что это исключительно организационная вещь. Мне хотелось бы, чтобы каждый, кто пришёл, что-то привносил. Собственно, каждый своим приходом так или иначе что-то привносит, и речь о том, чтобы это как-то зафиксировать. Тогда люди, мне кажется, были бы намного заинтересованнее. Сейчас можно, к примеру, смотреть на старые компьютеры, или играть в игры, или соревноваться во взломе серверов. Но тебя никто не ведёт, нет объединяющего стержня какого-то. Мне кажется, было бы замечательной идеей сделать так, чтобы каждый с момента входа сразу был заинтересован. Вошёл - и стал участником какого-то квеста.

- То есть добавить элемент игры?

- Да, что-то вроде игры. Не знаю, правда, нужно ли за неё брать деньги. Если хочется, чтобы было сделано на хорошем уровне, придётся либо платить, либо всё время видеть рекламу. В общем, можно ожидать, что в следующем году у нас произойдёт качественный рывок на новый уровень. Постараемся сделать мероприятие более посещаемым и менее удалённым от обычного мира.

- В смысле - менее загадочным?

- Загадочность - это это как раз бонус. И она не мешает нести наши идеи в массы и рассказывать людям про демосцену и другие виды компьютерного искусства.

Дмитрий Завалишин - основатель и руководитель компании Digital Zone и разработчик собственной операционной системы "Фантом". На Chaos Constructions он был не просто почётным гостем, но и модератором на семинаре по операционным системам, состоявшимся на второй день. Даже когда Завалишин сидел в зале в качестве слушателя, каждый выступающий сталкивался с его каверзными вопросами и комментариями. Для "Компьютерры" же Завалишин по окончании круглого стола рассказал о нынешнем прогрессе в разработке "Фантома" и поделился своими впечатлениями о фестивале.

- Расскажите, как вам Chaos Constructions?

- Хорошо. Я вообще почти каждый раз посещаю Chaos Constructions, а до него посещал Enlight - ещё 96 года. С моей точки зрения, в последние несколько лет фестиваль очень активно растёт и если много лет подряд это был междусобойчик, то сегодня приходит очень много людей, которых интересуют вещи не только основной струи фестиваля. Сегодняшний день - очень хороший пример. Это был день семинаров об операционных системах. Пять семинаров и круглый стол, и практически всё, что там было, я слушал с большим интересом и считаю, что ради одного этого стоило ехать. Основной программе я уделил не очень большое внимание, но были работы, на которые я посмотрел с большим удовольствием.

- Мы с Севой Потаповым обсуждали, что такое Chaos Constructions и как его интерпретировать с культурной точки зрения. Иными словами, о чём фестиваль? Это культурное мероприятие? Это культурное мероприятие о новых технологиях? О старых технологиях?

- Мне кажется, тут есть довольно большая проблема, связанная с тем, что основа этого фестиваля - это ностальгия по старым машинкам, на которых всё было просто. Даже десять лет назад "Спектрум" был ископаемым компьютером. С другой стороны, для многих, как и для меня, Chaos Constructions - это место, где можно встретить определённых людей, с которыми есть о чём пообщаться. Тогда даже не так важно, что происходит на экране или в зале. Ну и к тому же это гарантированное ежегодное посещение Питера, а значит, встреча с питерскими друзьями, что тоже немаловажно.

С другой стороны, очень хорошо, что появилась семинарская тематика, которая шире и обслуживает интересы людей, для которых старые компьютеры любопытны, но не фетиш. И в сумме получается хорошо. Я бы, конечно, делал больший упор на семинары, но и музей старой техники - это важно. У нас в стране есть ощущение, что все мы здесь какие-то криворукие неумёхи, ничего толкового не сделали и не сделаем. И музей напоминает, что, оказывается, в Советском Союзе делалось много интересной техники, вполне адекватной для своего времени. На это приятно посмотреть.

Я несколько раз говорил с устроителями фестиваля о том, не хотели бы они провести этот эвент в Москве. Это не моя прихоть - это связано с тем, что такое этот фестиваль, на что он ориентирован, чем мог бы стать. Организаторы, к сожалению, постоянно отказываются. В немалой степени потому, что для них историческое ядро, которое посвящено программированию на уже почившей платформе, стало принципиально важным и основным. С моей же точки зрения, это именно фестиваль компьютерного искусства. Если смотреть с этой позиции, становится не так важно, какими инструментами ты пользуешься, а важно, что получается, насколько это интересно, куда это движется.

Если бы я делал такой фестиваль, то, конечно, делал бы упор именно на ту часть, которая считается искусством. Программирование графики в 256 или в 8 цветов - это, безусловно, искусство. Но то, что происходит сегодня, важнее того, что происходило вчера. Программировать на старом компьютере интересно, но, скорее, в режиме аттракциона. Мне бы было интересно, если бы, к примеру, сюда пришли разработчики современных игр и рассказали бы, что происходит в их индустрии.

Ещё жутко жалко, что сегодня не было риалтайм-хардвер-конкурса, который уже два или три года проводил Тимур Ташпулатов. Это была бесподобная и современная идея, которая позволяет людям показать себя. Когда сегодняшний разработчик с его настоящим сегодняшним опытом берёт и показывает, что можно сделать за полчаса-час, это выглядит очень живо и зрелищно.

В прошлом году на этом конкурсе людям раздали устройство с кнопкой и тикающим таймером. Давался час. Нужно было определиться с тем, какие нужно соединить перемычки так, чтобы таймер остановился. Если нажал на кнопку, соединив неправильно, с твоего времени списывается несколько минут.

Мало того, что конкурс был сам по себе интересен, в его рамках случилась неожиданная и занятная история. Суть в том, что на устройстве были доступная и недоступная части. Предполагалось, что в рамках доступной части можно что-то делать, а недоступную часть трогать нельзя. Но нашёлся человек, который понимал, что он не успеет разобраться в комбинаторике доступной части и сделать правильные перемычки. Вместо этого он сделал гениальную вещь, которая спасла бы ему жизнь, разминируй он настоящую бомбу.

Он таки проследил, как устроен выход из этой комбинаторики, и нашёл ту единственную точку, которую надо испортить, чтобы таймер остановился. Он это сделал и остановил таймер запрещённым с точки зрения правил способом. Организаторы у меня тогда спросили совета, я сказал, что, безусловно, дал бы ему какой-нибудь, может не основной, но вторичный приз. Такие решения дорогого стоят! В общем, великолепный конкурс. Я в этом году попытался посодействовать тому, чтобы он ещё раз случился, но этого не произошло.

- За этот фестиваль я услышал про два тренда, которые могли бы помочь ему обрести новую популярность. Во-первых, вчера разговаривал с человеком, который сделал себе фабрикатор RepRap и привозил его показывать. Он мне сказал замечательную вещь: что RepRap может стать новым "Спектрумом" - так же разойдётся по умелым рукам. То есть речь о моде на самодельное "железо". Вторую вещь упомянул в своём интервью Сева - это дополненная реальность.

- Мне тоже очень нравится, что люди стали делать свой "хардвер". Я уже в прошлом году в каком-то интервью жаловался, что люди занимаются созданием реплик железок, существовавших 20-30 лет назад. При этом они отличные проектировщики, умеют работать с FPGA и печатными платами. У них в руках есть все необходимые технологии, чтобы делать что-то новое, но применяли они их для того, чтобы, грубо говоря, ещё раз склепать "Спектрум". Мне же хочется видеть движение вперёд, и сегодня оно заметно. Очень хорошая работа с лазером, который рисует векторную картинку. Мне нравится, когда люди работают над решением актуальных проблем, это всегда интересно.

 

- В статье использованы фотографии Петра Соболева и Алексея Белякова

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.