Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пользовательские фильтры в Paint Shop Pro

АрхивГрафика
автор : Петр Каньковски   28.09.2004

Создав собственный фильтр, вы сможете применять к изображению нестандартные эффекты, а также узнаете, как работают многие фильтры (например, Blur, Sharpen, Emboss) в графических редакторах.

Создав собственный фильтр, вы сможете применять к изображению нестандартные эффекты, а также узнаете, как работают многие фильтры (Blur, Sharpen, Emboss) в графических редакторах.

Пользовательские фильтры (Effects > User Defined > New) записываются в виде матрицы коэффициентов (Filter Matrix), делителя (Division factor) и сдвига (Bias). Что же означают эти числа?


Схема: как формируется значение пиксела

Возьмем небольшой фрагмент растрового рисунка (9 точек от A до J) и матрицу (для примера указана матрица чисел от 1 до 9). Фильтр работает следующим образом: значение цвета в каждой точке умножается на соответствующее число в матрице (например, A на 1, B на 2, C на 3 и так далее). Полученные произведения складываются и делятся на Division factor, а затем к частному прибавляется Bias. Чаще всего Bias равно нулю, и формулу можно записать как сумму произведений, деленных на Division factor.

Результат записывается в пиксел E. Чтобы рассчитать другую точку (например, F), программа должна взять 9 соседних с ней точек, снова умножить их на коэффициенты, разделить на Division factor и прибавить Bias. Такие действия повторяются для каждого пиксела изображения.

Если сумма элементов матрицы равна делителю, цвета рисунка сохраняются. Когда сумма всех чисел в матрице больше, чем делитель, рисунок станет светлее, когда меньше — темнее. На интуитивном уровне это можно объяснить так. Точки A, B, C и т. д. имеют примерно одинаковые значения (иначе из них не получился бы рисунок). Если программа вычисляет значение конечной точки по формуле A + 2B + 3C, то результат будет в 1+2+3 раза больше (то есть светлее), чем исходные точки. Поэтому его нужно разделить на 1+2+3, чтобы получить значение того же порядка, что и A или B или C.

По умолчанию в списке пользовательских фильтров находится Sample Blur. Это очень простой фильтр: девять соседних точек складываются (A + B + C + … + J), полученное значение делится на 9 и записывается в центральную точку (то есть в E). Проще говоря, мы находим среднее арифметическое девяти соседних точек. Рисунок при этом становится менее четким, мелкие детали нивелируются, переходы из резких превращаются в сглаженные.

Попробуйте поэкспериментировать с этим фильтром, указав значение Division factor меньше девяти (рисунок станет размытым и одновременно более светлым) и больше девяти (рисунок потеряет четкость и потемнеет).


Фильтр Sample Blur. Выделена центральная точка E

Редактор Paint Shop Pro может использовать не 9 соседних точек, как в нашем примере, а целых 49 (матрица 7 на 7). В следующих выпусках рубрики RTFM будет рассказано о более сложных фильтрах, включая размытие по Гауссу (Gaussian Blur), поиск границ (Find Edges) и эффект гравировки (Emboss).

Остается добавить, что пользовательские фильтры Paint Shop Pro сохраняются в файле pspud.flt в основном каталоге программы (обычно C:\Program files\Paint Shop Pro\pspud.flt). Вы можете скопировать этот файл, чтобы перенести свои фильтры на другой компьютер.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.