Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Line Out

Архив
автор : Андрей Волов   19.11.2003

Судьбу Sound Blaster Extigy, довольно сильного продукта, простой не назовешь. Внешний звуковой контроллер на шине USB способен, кажется, на все и даже не имеет конкурентов, но... продается слабо (ситуацию не поправляет даже то, что цена в российской рознице упала до 130 долларов).

Продукцию Creative Labs можно любить или не любить, но в трудолюбии и усердии, с которым инженеры и маркетологи компании разрабатывают новые ниши мультмедиа, родоначальнику саундбластера не откажешь. В общем-то, не секрет, что все развлекательные устройства, кроме звуковых карт, акустических систем и, пожалуй, плейеров, фирма собирает с миру по нитке и лишь доводит до ума под собственной маркой, но Sound Blaster — это святое. Пусть не всегда революционное, но оригинальное, даже баги, или, если угодно, фичи, — подчас те же, фирменные.

Судьбу Sound Blaster Extigy, довольно сильного продукта, простой не назовешь (см., например, обзоры www.terralab.ru/multimedia/16796/ и www.terralab.ru/multimedia/16460/). Внешний звуковой контроллер на шине USB способен, кажется, на все и даже не имеет конкурентов, но… продается слабо (ситуацию не поправляет даже то, что цена в российской рознице упала до 130 долларов). В качестве работы над ошибками, что ли, Creative решила выпустить недорогую заплатку для ниши внешних аудиоконтроллеров — звуковой блок Sound Blaster MP3+, предназначенный также преимущественно для владельцев ноутбуков и, в меньшей мере, прочих компьютеров со слабенькими аудиоконтроллерами или вовсе без оных. Разберемся кратенько, что из этого вышло.

Для витрины — традиционно стильная коробка, с прозрачным пластиковым окном, чтобы сразу лицезреть продукт во всей красе. Открыв, убеждаешься: «маешь вещь». В комплект входит серебристый аккуратный (120х70х25 мм) внешний блок самой карты, USB-шнур, диск с драйверами и программным обеспечением от Creative, переходник со стерео RCA на мини-джек («мама»), «клипса» и липучки для крепления на корпус ноутбука или десктопа. Оптический шнур отсутствует как класс, а жаль. Рекомендованная цена — около 60 долларов; предложение  в Москве пока очень узкое, но можно найти и за 50.

Внутри — печатная плата, на которой примостились не только разъемы входов и выходов, но и регулировочное колесико громкости наушников. Как выяснилось, Sound Blaster MP3+ базируется на аудиопроцессоре Creative CA0185-QAT и кодеке AD1885. Что конкретно представляет собой CA0185-QAT, к сожалению, выяснить не удалось. Судя по всему, это специализированный DSP скромной производительности, способный обрабатывать аудиосигнал в цифре (функции эквалайзера и прочей типичной ЦОС) и обслуживать цифровые входы-выходы. Кодек же AD1885 от Analog Devices — старый знакомый, хорошо себя зарекомендовавший на материнских платах: АС97 2.1, стерео 16 бит, полный дуплекс, мультибитные дельта-сигма АЦП и ЦАП с динамическим диапазоном не ниже 90 дБ, частота дискретизации от 7,04 до 48 кГц с шагом 1 кГц, встроенный микрофонный усилитель, режим цифрового микширования, высококачественный CD-вход, стереоусилитель на наушники.

Выход на наушники снабжен независимой регулировкой громкости, но при включении штекера звук с линейного аналогового выхода будет выключаться, как в обычной магнитоле. Сбоку, рядом с USB-входом, имеется переключатель между режимами «Digital Only» и «Digital/Analog». Назначение первого угадывается из названия, но его главная обязанность — передавать упакованный поток DolbyDigital/DTS-звука прямиком на оптический выход и далее на внешний декодер. В режиме «Digital Only» все аналоговые входы и выходы карты становятся недоступны, а для цифрового оптического выхода появляется выбор частоты дискретизации 44,1 или 48 кГц. В режиме «Digital/Analog» частота дискретизации на оптическом выходе фиксирована — 48 кГц. В обоих режимах оптический вход может работать на частоте 32, 44,1 или 48 кГц.

Дизайн Sound Blaster MP3+ следует признать удачным. Яркий голубой индикатор, мигающий при передаче аудиосигнала, изумительно сочетается с серебристым (сверху) корпусом, который, в свою очередь, гармонирует с черными, серыми и серебристыми ноутбуками. Благодаря черной окантовке с торцов корпуса, позолоченные RCA-разъемы не режут глаз своей блескучей желтизной. Оптические гнезда Sound Blaster MP3+, в отличие от Extigy, имеющей простые заглушки, прикрыты откидными пластмассовыми лючками, выполняющими одновременно роль защелок для штекеров TOSLINK (такая конструкция иногда встречается в ноутбуках). Разве что клипса не очень годится для совсем тонких дисплеев...

Конструктивно и программно допускается горячее подключение Sound Blaster MP3+ путем подсоединения USB-шнура. Если же его отсоединить, автоматически активизируются драйверы другой аудиокарты (при наличии таковой, конечно) даже без перезагрузки операционной системы. Кстати, переключение из «Analog/Digital» в режим «Digital Only» приводит к запуску иного, заточенного под этот режим драйвера.

Весь софт — почти точь-в-точь как у SB Audigy и Audigy2, только плейер DVD-Audio сменила отдельная программа графического эквалайзера, а в программе выбора динамиков вместо вкладки «Bass Managment» появились настройки «Bass Boost» (см. скриншоты). Включение CMSS ввиду отсутствия шести выходных каналов практически бесполезно — примитивное расширение стереобазы. Технологии Audio Clean-Up и Time Scaling по-прежнему доступны, но только через фирменный Creative MediaSource Player (обсчитываются центральным процессором). Желающие ознакомиться с возможностями EAX Advanced HD Console могут заглянуть на www.terralab.ru/multimedia/25232/page2.html, а здесь мы все-таки съязвим, что формально софт SB MP3+ не имеет права носить приставку «Advanced HD», как следует из скриншотов, поскольку эта технология изначально подразумевает сложную пространственную обработку звука силами сигнального процессора и применение формата 24 бит 96 кГц. Программисты явно погорячились: на корпусе и упаковке устройства ничего подобного не заявляется.

Эквалайзер выглядит почти профессионально, однако с клавиатуры не управляется (прощай, точность), а главное, нет индикации перегрузки, посему о появлении клиппинга придется судить исключительно на слух или прикупить кое-что из шароваров. Зато заготовлена куча пресетов, испробывать все — ну очень утомительное занятие.

Ясно, что поднять басы можно с помощью эквалайзера. Но тогда зачем Bass Boost? Масло масляное? Чтобы выяснить это, обратимся к измерениям. В качестве контрольных весов использовалась звуковая карта Audigy2 Platinum EX.

В целом Sound Blaster MP3+ показал неплохие результаты. Некоторые странности следует отнести скорее к специфике функционирования измерительного программного обеспечения (все-таки через USB, а значит, не минуя его драйвер), нежели к чем к глюкам звуковой карты. В основном измеренные значения (АЧХ, отношения сигнал шум, динамического диапазона, нелинейных искажений, интермодуляции и проникновения каналов) для разных входов и выходов ложились в ожидаемые коридоры для хорошего 16-битного дельта-сигма-преобразования, подкрепленного недешевой развязкой. Так, отношение сигнал/шум на аналоговом выходе составило 83,2 дБА, а на оптическом — 99,8 дБА. А вот динамический диапазон на оптическом входе почему-то оказался хуже: всего 65,2 дБА по сравнению с аналоговыми 73,1 дБА. Также на нем порой отмечалась подозрительно высокая интермодуляция. Похоже, оптический вход тестируемой платы не до конца понимал оптический выход Аudigy2. Свидетельство тому — престранная АЧХ, причем как в режиме Digital Only, так и в режиме Digital/Analog (подробный отчет с графиками см. на www.terralab.ru/multimedia/28814). Кстати, судя по полученным графикам, АЧХ у оптического выхода более линейна, нежели у аналогового. В чисто цифровом режиме («Digital Only»), оказывается, с успехом функционирует эквалайзер.

Ну а что же с Bass Boost? Если верить всплывающей подсказке, предусмотрено изменение частоты от 10 до 200 Гц с шагом 1 Гц. Хм, заманчиво… Приступим к проверке! Выставляем фейдер «среза частоты» (cut off — название придумала Creative) на 25 Гц. Задираем фейдер уровня (Level, оценивается в %) почти на максимум. АЧХ плавно вздулась холмом (более 9 дБ) с вершиной, действительно, около 25 Гц, но при этом влияние подъема баса распространилось аж до 250 Гц (график зеленого цвета).

Снизив почти до упора уровень и подогнав фейдер к минимальной частоте, наблюдаем маленький холмик (график голубого цвета), подбирающийся к 10 Гц. Далее, выставив частоту среза на максимум, получили вершину холма приблизительно на 200 Гц. При этом пришлось убавить уровень, иначе начинался клиппинг. В итоге получили выпуклость высотой 12 дБ (белый график; учтите, что нормировка опустила АЧХ на –6 дБ), справа простирающуюся до 2 кГц, а слева убавляющую самые низкие частоты с наклоном под 3 дБ на октаву. Тут уже подъем не басов, а средних частот! Как видим, регулировка частоты подъема баса чрезвычайно полезна, но и коварна.

Теперь о линейном аналоговом входе. Скажу сразу: он гораздо лучше большинства аналоговых входов звуковых карт, встроенных в ноутбуки. Однако тягаться с PCI-картами уровня Live! ему, пожалуй, еще рановато. Вроде бы и динамический диапазон более 80 дБА и остальные параметры достойные, только вот все это меряешь при мощном входном сигнале (когда достаточно выставить фейдер в микшере ниже ~30%). А если сигнал слабенький и вынуждает вытягивать уровень, задирая фейдер входа записи до 100%, то фоновый шум вылезет за –60 дБА, что для качественной оцифровки неприемлемо.

Микрофонный вход огорчил. Сигнал/шум под 50 дБА и хуже. А если еще забыть включенным этот вход с задранным уровнем, то шум хлынет на все выходы.

Признаюсь, боялся, что звук с USB-картой начнет заикаться, стоит только чуть поднагрузить компьютер. Как выяснилось, главное, выставить DMA где только можно (в частности, если под ХР, то в IDE-контроллере, если высвечивается выбор, конечно), и тогда музыка звучит нормально. Sound Blaster MP3+ не предназначен для современных игр с продвинутым звуком, и хотя играть, в общем-то, можно, но подтормаживание видео и заикание аудио не исключены.

Выход на наушники, откровенно говоря, не впечатлил, хотя и придраться вроде бы не к чему. Для высокоомных наушников запас по мощности мизерный. Единственный плюс — подъем баса и эквалайзер воздействуют и на этот выход, так что ничто не мешает подстроить звучание на свой вкус.

При воспроизведении через оптический выход влияние особенностей Sound Blaster MP3+ почувствовать трудновато — всё в рамках хороших 16 бит. Как ни странно, Sound Blaster MP3+ берется озвучивать 24 бит 96 кГц (посредством стороннего плейера PowerDVD) — но из этого выходит сплошная какофония.

Очень внимательно мы прослушивали музыку в формате МP3 с разным битрейтом, в надежде, что Sound Blaster MP3+ проявит себя по-особенному. Однако приходится признать: добавочка «МР3+» в названии — всего лишь маркетинговый ход.

Для обладателей скрипучеголосых ноутбуков и немых десктопов без свободных PCI-слотов, а также прочих людей, ценящих супермобильность, 50–60 долларов — не те деньги, чтобы себя обделять. Вставил (в USB) — и готово, тем более что внешнее питание, как для SB Extigy, не требуется. А если еще и активная акустика с оптическим входом простаивает, то тут сам всевышний велел… Цифровой оптический вход же, думается, понадобится единицам (которым ныне 24 бита/96 кГц подавай).

В нашей тестовой лаборатории уже начались испытания объявленной недавно Sound Blaster Audigy2 NX — следующей внешней модели, такой же компактной, подключаемой по USB 2.0, аппаратно ускоряющей трехмерные эффекты в играх, поддерживающей воспроизведение DVD-Audio и декодирование на восемь каналов (5.1/7.1). Но — питающейся уже только от внешнего адаптера и не способной, как Extigy, работать автономно, вообще без компьютера. Все ниши у Creative закрыты.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.