Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ексель-Моксель

Архив
12.11.2003

Долгое время на рынке ручных компьютеров со встроенными клавиатурами превалировала компания Psion PLC со своими устройствами. С тех пор как она ушла с него, выбор клавиатурных КПК оскудел.

Долгое время на рынке ручных компьютеров со встроенными клавиатурами превалировала компания Psion PLC со своими устройствами. С тех пор как она ушла с него1, выбор клавиатурных КПК оскудел.

Современных моделей на платформе Pocket PC не много (можно отметить, например, новую iPAQ h4350 с клавиатурой thumbboard), и взоры покупателей логичным образом обращаются к платформе Palm, на которой вышло несколько очень интересных КПК от разных производителей. Тут и сама Palm со своим корпоративным Tungsten C (см. www.terralab.ru/mobilis/ 25278), и Handspring Treo 300, и модели от Sony.

Продукты японской корпорации всегда отличались высоким качеством и инновациями. Они первыми обзавелись экранами с высоким разрешением (еще под Palm OS 3, когда в самой Palm и не думали про будущий Tungsten T); именно CLIE первыми научились воспроизводить MP3 и до сих пор делают это самым экономичным и удобным способом; встроенные камеры тоже впервые появились именно в топ-моделях от Sony2. Клавиатурных же моделей в продуктовой линейке компании не было долго. Вначале клавишами снабдили дорогие модели: PEG-NX70V, NX60 и NR70V. Потом вышел представитель среднего класса TG50, который, несмотря на относительно невысокую цену, имел богатую аппаратную и программную начинку. После небольшого перерыва компания вновь представила клавиатурный КПК, на сей раз — топ-класса.

Говоря о новинке, мы будем иметь в виду сразу две модели: UX50 и UX40. Разница между ними лишь в том (кроме цены, разумеется), что у старшей модели есть модуль беспроводной связи Wi-Fi, а у младшей нет. В традиционной зеленой коробке находится стандартный для Sony набор: сам наладонник, крэдл, адаптер питания с кабелем, кабель USB — mini USB, диск с драйверами, дополнительным ПО и описанием.

КПК напоминает ноутбук (не только внешним видом, но и ценой). Аналогичный дизайн корпуса можно наблюдать у Sharp Zaurus. Только у Zaurus разворот экрана изображением вверх при закрытой клавиатуре имеет прямой смысл — для работы в вертикальной ориентации как с традиционным бесклавиатурным устройством, в таком положении колесико располагается аккурат под большим пальцем левой руки; но UX50 не умеет поворачивать изображение на 90 градусов, только на 180, так что если перевернуть экран картинкой вверх и закрыть им клавиатуру, то все равно работать придется, держа компьютер горизонтально, что не очень неудобно.

Раскрыв корпус UX, мы первым делом видим клавиатуру — большую и гораздо более удобную, нежели у моделей линеек NX/NR, TG50 или Tungsten C. Она занимает всю нижнюю часть компьютера, причем ряды клавиш волнообразно возвышаются. В нижней части располагается колесико Jog-Dial с кнопкой Back и три кнопки, вызывающие по умолчанию веб-браузер, почтовый клиент и календарь; их, разумеется, можно переназначить. Во время работы кнопки подсвечиваются желтым, но подсветку можно отключить. Полезной функцией, которой очень не хватало TG50, можно назвать «залипание» клавиш: вовсе не обязательно держать нажатыми Shift или переключатель функционального режима (кнопка, обычно помеченная как «fn», у UX50 — синий кружок), одного нажатия вполне достаточно для переключения режима.

Слева вверху (под дисплеем, «на линии сгиба») на торце наладонника размещена камера, которую можно вращать в любую сторону относительно оси прокрутки. Помимо упомянутых кнопок для быстрого вызова приложений, UX50 оснащен еще одной (в верхней правой части торца) — «Capture/Rec», которая вызывает приложение CLIE Camera и служит «курком фотоаппарата». Очень удобно закрыть клавиатуру, повернуть наладонник экраном к себе, чтобы использовать его как видоискатель, развернуть камеру от себя и «ловить кадр», нажимая аппаратную кнопку. Технические характеристики камеры вполне стандартны для этого класса устройств: 0,3-мегапиксельная матрица с трехкратным цифровым зумом, позволяющая делать снимки с разрешением 160x120, 320x480, 320x240 и 640х480 точек. Можно использовать фильтры: «черно-белый», «негатив», «сепия», «арт» и «солнечная засветка», яркость регулируется в диапазоне ±2. Есть десятисекундный автоспуск. Баланс белого имеет ограниченную настройку: выбор из четырех режимов. В целом комфортность работы с камерой и качество получаемых снимков значительно выше, чем у прочих современных КПК и смартфонов. Надо еще учесть, что камера умеет снимать видеоклипы с разрешением 160x112 и скоростью 30 кадров в секунду длительностью до часа, причем они тут же сжимаются в формат MPEG4. В общем, нужду нетребовательных покупателей в цифровой «мыльнице» UX50 удовлетворяет полностью.

На правом торце КПК располагается разъем для наушников и слот Memory Stick, причем последний немного удобнее, чем у прочих моделей: карточка сидит туже и глубже, ее трудно извлечь случайным нажатием и потерять. UX50 умеет работать со всеми форматами Memory Stick, включая Memory Stick PRO объемом до 1 Гбайт (наконец-то!), но не поддерживает скоростную передачу данных, а музыкальные файлы в формате ATRAC с защитой от перезаписи умеет проигрывать только с карты MagicGate Memory Stick объемом до 128 Мбайт (вот горе-то!).

На левом торце находится кнопка включения, которая выполнена в форме полукруглого рычажка и действует так же, как в моделях линейки SJ/SL: при переводе вниз происходит включение/выключение, а в верхнем положении наладонник «запирается» и служит только для прослушивания музыки. Соответственно есть и унаследованная от старых моделей проблема: при резком неосторожном сдвиге рычажка вниз пружина отталкивает его слишком далеко вверх, так что компьютер, вместо того чтобы включиться, переходит в режим «hold». Над рычажком установлен традиционный для Sony двухцветный светодиод, сигнализирующий о состоянии КПК: включен-выключен-заряжается. Правее располагается инфракрасный порт (IrDA 1.2), а еще правее — разъем mini-USB для синхронизации с настольным компьютером, закрытый специальной заглушкой на резиночке.

Новый дизайн сказался не только на самом КПК, но и на крэдле: он теперь нужен только для подзарядки аккумуляторов, а синхронизация происходит через описанный выше разъем на корпусе наладонника. Крэдл плоский, выглядит как нашлепка (довольно элегантная, впрочем), которую можно закрепить на задней стороне устройства. С точки зрения пользователя было бы удобнее наоборот: чтобы кабель для подзарядки подключался напрямую к устройству, а синхронизация осуществлялась через крэдл. В таком случае можно было бы брать с собой в поездку помимо устройства только кабель...

В целом UX50 маленький и изящный. Он лишь слегка больше Palm Tungsten T и немного меньше Sharp Zaurus SL-C700 (Tungsten T: 102x76x15 мм, Zaurus SL-C700: 120x83x19 мм, UX40/50: 103x87x18 мм). Весит машинка всего 175 г (сравните с 225 г Zaurus или 230 г NX73V). В кармане она помещается преспокойно, кроме того, у нее есть специальное ушко для шнурка (маленький шнурок «на кисть» прилагается). Стилус крепится снизу, он такой же, как у NX73, — тонкий и складной.

При включении нас встречает новый красивый CLIE 3D Launcher. Охарактеризовать его основные черты можно словом «рюшечки»: курсор в виде летающих синих мушек, «сферический» взгляд как через лупу — это проще показать на фотографии, чем описать. Он довольно удобен, но на всякий случай оставлена возможность переключиться в традиционный Standard View. Изучение прилагаемого ПО показывает, что отнюдь не все программы — даже из стандартных — умеют работать в новом разрешении. Скорее наоборот: большая часть работает в 320x320, а некоторые старые программы вообще не смогут запускаться в горизонтальной ориентации. При этом справа (по умолчанию) или слева остается поле, в котором располагается всё то, что у обычных наладонников находится в нижней части дисплея: традиционно разбитое на две части поле граффити, экранные кнопки вызова калькулятора, поиска, регулятора яркости и т.п., а также новшество - удобная информационная полоска, с которой можно вызвать часы, информацию о карте расширения и необходимые программы для работы с ней и регулятор громкости. Еще можно отметить, что физический размер экрана уменьшился немного по сравнению с предыдущими топ-моделями, например NX80. В результате старые приложения (те, которые могут запуститься) выглядят непривычно маленькими - разрешение-то осталось то же. На самом экране, кстати, справа располагаются индикаторы работы модулей беспроводной связи.

Месторасположение панели граффити можно указать вручную. Также можно определить вручную запуск программ с функциональных клавиш Ctrl+1-0. Это очень здорово, но следует отметить неприятный момент: пользовательский интерфейс не адаптирован к использованию клавиатуры и без стилуса работать практически невозможно. Даже курсорные клавиши понимаются отнюдь не всеми программами.


1 Компания Psion Teklogix недавно начала выпускать модель Netbook Pro, которая представляет собой нечто среднее между наладонником и ноутбуком. Она оборудована экраном с разрешением 800х600 и полноценной клавиатурой, работает на 400-МГц процессоре Intel XScale PXA255 под управлением… Windows CE.NET 4.2. В розничной продаже Netbook Pro не появится — он предназначен исключительно для корпоративного рынка.
2 Самым крупным (и, возможно, единственным, если не считать относительно высокой цены) недостатком Sony CLIE всегда был формат карт расширения: дорогой и медленный Memory Stick, который Sony продвигает где только можно.

Программное наполнение UX50 на высоте. Только для работы с изображениями предлагается восемь различных приложений, если не считать управляющих камерой. Предустановлен браузер NetFront — специальная версия для Sony, почтовая программа, универсальный просмотрщик Picsel Viewer, Macromedia Flash Player 5, альтернативная система ввода Decuma Input (вряд ли она заинтересует русскоязычных пользователей) и многое другое. Но ни в каком виде — ни предустановленным в памяти КПК, ни на компакт-диске — нет офисного пакета. Честно говоря, это странно, учитывая место, которое линейка UX занимает в модельном ряду Sony и цену новинок.

Audio Player практически не изменился за прошедшие годы, и это прекрасно. Он имеет вполне достаточную функциональность и способен удовлетворить практически любые запросы. Те, кому хочется разнообразия, могут установить — впервые в истории Sony — внешний плеер, например, от Aerodrome Software. Связано это с тем, что UX50 работает под управлением Palm OS 5.2 и поддерживает стандартные вызовы новой операционной системы.

Говоря о программном обеспечении, следует упомянуть оригинальную организацию памяти. Всего в наладоннике установлено 104 Мбайт, из которых 64 — микросхемой Nand Flash. Объем немаленький, но пользователю доступно из них довольно немного. 16 Мбайт флэш-памяти занимает операционная система и предустановленные программы, еще столько же отводится для резервного копирования системы; 30 Мбайт (реально — 29) отводится для личных нужд пользователя, в КПК это называется «Internal Media». Этой памятью могут пользоваться встроенные программы, работающие с камерой, а также графические приложения, диктофон и аудиопроигрыватель. 8 Мбайт SDRAM отводится процессору, 16 Мбайт занимает операционная система и еще 16 собственно остаются пользователю для повседневной работы. Подытоживая: 16 Мбайт RAM «как у всех», 29 Мбайт встроенной флэш-памяти и 16 Мбайт для резервного копирования. Не понятно, что помешало разработчикам реализовать автоматическое копирование по достижении аккумуляторами некоторого критического значения (как, например, это можно сделать у наладонников ASUS), — его можно осуществлять только вручную.

Рюшечки рюшечками, но перейдем к производительности и экономичности.

Наиболее комфортным для работы в общем случае является минимальное положение регулятора яркости экрана. При этом в отличие от последних моделей Palm, например Zire 71, удержание кнопки включения в течение четырех секунд традиционно отключает подсветку полностью, что может пригодиться в целях экономии энергии в критических ситуациях или при работе на ярком солнечном свету. При разряде аккумулятора до 10% автоматически отключаются модули беспроводной связи и карта Memory Stick. К сожалению, регулировать этот момент (например, установив другое пороговое значение) нельзя. Однако после того, как аккумуляторы «выдыхались» и UX50 отказывалась проигрывать дальше музыкальные файлы, заряда еще вполне хватало на два-три часа чтения или работы со стандартными приложениями.


Непрерывный скроллинг большого текста в программе iSilo при включенной на максимум подсветке (яркость примерно как у последних моделей HP iPaq или ASUS) продолжался 2 часа 40 минут. Сели при этом батареи почти полностью. При минимальной яркости тот же процесс продолжался немногим дольше — 3 часа 40 минут, причем за 20 минут до конца было выдано первое предупреждение. Судя по всему, скроллинг текста процессор CXD2230GA воспринимал как чрезвычайно ресурсоемкую задачу и соответственно старался работать на «максимальных оборотах».

Прослушивание четырех музыкальных композиций с карты памяти по кругу при включенной на максимум подсветке экрана и выключенном звуке продолжалось примерно 3,5 часа. Результат довольно посредственный (см. таблицу), хотя и лучше, чем у предшественников на Intel Xscale. При минимальной яркости экрана результат значительно улучшился: 7 часов 35 минут, причем оставалось 15%. А вот прослушивание в режиме mp3-плеера (с включенной на максимум громкостью и выключенным дисплеем — режим «hold») продолжалось просто неприличное время: 13,5 часов! И после этого еще оставался ресурс в 13% от заряда аккумуляторов — этого хватает чуть ли не на день работы в режиме органайзера. Причем следует учесть, что была выставлена максимальная громкость и к тому же файлы считывались с карты памяти, а если бы использовалась внутренняя флэш-память Internal Media, то результаты были бы еще выше.

Производительность нового процессора протестировать удалось только относительно. Дело в том, что синтетические бенчмарки совершенно не отображают реальной картины: процессор далеко не всегда воспринимает предположительно «тяжелые» задачи как таковые и не работает в полную мощь (это, впрочем, не ново: достаточно вспомнить хотя бы провал известного пакета VOBenchmark для платформы Pocket PC при тестировании процессоров семейства Intel XScale). Проигрывание видео тоже не лучший выход: визуально у всех последних моделей ручных компьютеров с лихвой хватает мощности для плавной демонстрации видеороликов, а использовать для подсчета кадров в секунду сторонние (не предустановленные на КПК) программы не всегда честно по той причине, что они зачастую не умеют использовать в полной мере новые аппаратные особенности устройств.

В тестовой лаборатории TerraLab для оценки производительности традиционно использовалась процедура замены в текстовом редакторе слова «the» на «ooops» в английском переводе романа «Мастер и Маргарита». На Pocket PC для этого служит стандартный редактор Pocket Word, на Palm OS — WordSmith. На наш взгляд, это на сегодняшний день наиболее реалистичный тест производительности, отвечающий нуждам пользователей. Его мы использовали и в этот раз (см. таблицу: чем меньше время — тем лучше). Но следует учесть, что не совсем ясно, насколько текстовый редактор WordSmith воспринимается новым процессором как требовательное к ресурсам приложение. Возможно, если появятся оптимизированные продукты, они будут работать значительно быстрее. Помимо этого хочется отметить, что ресурсов процессора вполне хватает для обслуживания всех красот нового интерфейса UX50, гладкой работы с камерой и моментального запуска практически всех приложений. Полную версию отчета с детальными тестами и выводами читайте на сайте TerraLab.ru.

К вопросу о деньгах. Sony действительно смогла сделать ноутбук размером с карманный компьютер, но и цена у него — как у лаптопа. На сайте компании UX40 стоит $600 вместе с кожаным чехлом, а UX50 — $700. В фирме Digital Nature (www.diginat.ru), которая предоставила КПК на тестирование, UX40 стоит $621, UX50 — $722. Но российским пользователям этот наладонник без русификации ни к чему, так что придется раскошелиться еще и на программный русификатор и гравировку клавиатуры; готовые машинки в сети магазинов «Компьютер на ладони» стоят $750 и $800 соответственно.

Новые модели серии UX еще до своего выхода наделали шуму: было известно, что они работают на новых процессорах и имеют «нетрадиционную экранную ориентацию». И то и другое выделяло их из общей массы наладонников на Palm OS 5. И то и другое могло получиться очень хорошо или очень плохо. Что из этого вышло — читайте ниже.

Первые слухи о том, что Sony не удовлетворяют представленные на рынке чипы и она решила всем показать, где раки зимуют и как надо правильно разрабатывать процессоры, появились в Интернете еще весной. Название и характеристики ожидаемой японской гордости стали известны только летом, когда была объявлена первая модель, которая будет работать на новом чипе: UX50. Итак, процессор CXD2230GA изготавливается на собственных производственных мощностях Sony. Он выполнен на ядре ARM и включает в себя массу интересного: SRAM, DRAM, ядро 2D-графики, ряд периферийных интерфейсов и т. д. Одной из его примечательных особенностей является — естественно — низкое энергопотребление, которое в сочетании с технологией динамического управления напряжением питания и тактовой частотой чипа (Dynamic Voltage and Frequency Management), позволяющей динамично менять его энергопотребление в зависимости от нужд выполняемой задачи, должно в теории демонстрировать чудеса длительности автономной работы КПК... Ну кто из призводителей мобильных процессоров не делает таких сильных заявлений?

Я, например, узнав про «собственный» процессор, сразу вспомнил печальный опыт Apple: некогда она пыталась решить проблему, связанную с тем, что компания Motorola слишком медленно разрабатывала новые процессоры, и компьютеры Apple не успевали за прогрессом, отставая от конкурентов (в первую очередь, разумеется, от набирающей силы платформы Wintel). Процессоры семейства Motorola 68000 (да-да, привет, Palm!) в те времена уже не годились для высокопроизводительных настольных систем, а x86… Специалисты Apple не верили в перспективы CISC. Компания в те времена (конец 80-х) находилась на гребне успеха, и руководство в лице Джона Скалли ничтоже сумняшеся приняло решение о разработке собственного процессора. К сожалению, выяснилось, что эта задача, как бы помягче сказать, не слишком легкая, и исследовательскому отделу Apple, несмотря на присутствие отличных специалистов и мощное финансирование, она не по плечу. В итоге выбор пал на RISC-процессоры PowerPC, о чем Скалли недавно публично сожалел.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.