Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Империя Commodore

Архив
автор : Олег Чебенеев   05.11.2003

В 1947 году двадцатилетний польский паренек Джек Тремиэл (Jack Tramiel) решил оставить свои скромные пожитки на родине и двинуться в Америку. Вскоре он заключил контракт с крупной фирмой на сборку и продажу ее пишущих машинок в Канаде.

Строительство империи

В 1947 году, пережив войну, концлагеря и тяжелые лишения, двадцатилетний польский паренек Джек Тремиэл (Jack Tramiel) решил оставить свои скромные пожитки на родине и двинуться в Америку. Вскоре он заключил контракт с крупной фирмой на сборку и продажу ее пишущих машинок в Канаде. Переехав в Торонто в 1954 году, Тремиэл создал небольшую компанию, которую назвал Commodore, и взялся за работу. Бизнес шел успешно, и Джек стал подумывать о том, чтобы заняться собственной продукцией, вместо того чтобы представлять чьи-то интересы. Но делать пишмашинки было не рентабельно и рискованно — вокруг крутилось полно конкурентов. Гораздо перспективнее выглядели новые, малоисследованные отрасли.

Сначала такой отраслью стало производство счетных машин, и компания Commodore расширила свое название до Commodore Business Machines. Большое значение имел приход в Commodore Ирвина Гоулда (Irving Gould), который в обмен на председательское место вложил в фирму солидные средства, чем буквально вытащил ее из финансовой ямы. Видя, что громоздкие считалки не пользуются большим спросом, Ирвин посоветовал Джеку съездить в Японию. Вернувшись, Тремиэл рассказал, что там уже вовсю пользуются микрокалькуляторами. Быстро переоборудовав производство и закупив необходимые детали, руководители фирмы направили деятельность в новое русло. Все шло как по маслу, пока в 1975 году главный поставщик чипов для их калькуляторов — фирма Texas Instrument — не решила заняться собственным производством и не остановила поставки. В результате этого Commodore вновь стала нести убытки. Противостоять новому серьезному конкуренту имеющимися силами было практически невозможно.

Тем временем во многих газетах широко освещалось судебное разбирательство компании Motorola с бывшим сотрудником Чаком Педдлом (Chuck Peddle). Именно Чак сконструировал микропроцессор 6800, а затем, решив продолжить исследования самостоятельно, уволился и приступил к работе над 6510. Боссам Motorol’ы не понравилось, что некоторые идеи были «позаимствованы» у них. Джек Тремиэл посчитал, что Чак сможет принести пользу, поэтому предложил Ирвину купить его маленькую фирму MOS Technology (сделка обошлась Commodore в $800 тысяч). В 1975 году как раз стали появляться первые персональные компьютеры.

Чак получил указания сконструировать собственный компьютер, который планировалось продемонстрировать на Чикагской выставке передовых технологий в 1977 году Работая днями и ночами, Педдл все-таки успел к сроку. На выставке стенд Commodore украшала рекламная вывеска с ярким названием товара «Commodore PET». Компьютер произвел впечатление, и в офис компании поступило огромное количество заказов на общую сумму около 3 миллионов долларов. PET пользовался большой популярностью в школьных учреждениях и какое-то время даже носил титул «самого школьного компьютера». Но чтобы окончательно завоевать массовый рынок, нужно было подумать о цене — первоочередном факторе для многих покупателей, — а также о графических и звуковых возможностях (у PET с этим было туго). Все эти пожелания воплотились в новой машине Commodore — VIC-20.

VIC стоил $299, выводил цветную графику, но имел всего 5 Кбайт ОЗУ. Впрочем, для не требовательных к ресурсам пользователей это был отличный выбор. К тому же у этой, примитивной с виду, персоналки неплохо обстояло дело с программным обеспечением: по количеству софта VIC опережал даже компьютер Sinclair. Борясь с конкурентами за внимание покупателя, руководство Commodore приняло решение снизить цену. В пик ценовой войны VIC-20 можно было купить всего за $55. Конечно, производство компьютеров шло в убыток. Но разработчики делали ставку на то, что с ростом армии пользователей «Вика» возрастут продажи софта и аксессуаров для него. И это с лихвой окупало нерентабельность самого компьютера.

Но ни PET, ни VIC не были даже на половину такими популярными, как следующая модель — Commodore 64.

Когда он появился на прилавках в 1982 году, публика встретила его не слишком восторженно, в основном из-за высокой цены. C-64 стал первым компьютером с интегрированной звуковой платой, что позволяло воспроизводить звуковые эффекты недоступного остальным платформам качества. В это время на рынке персональных компьютеров шла ожесточенная борьба. Компании Texas Instruments, Atari, Sinclair Research и некоторые менее известные всеми силами продвигали свои разработки, стремясь вырваться в лидеры продаж. Сопровождалось это новой волной ценовых войн. Commodore, опустив цену C-64 до $200, вынудила конкурентов понести многомиллионные убытки.

В то время как большие боссы рвали на голове волосы от вынужденного снижения цен, простым пользователям это было лишь на руку. В 1983 году стало ясно, что лучшим компьютером по соотношению цены и качества является именно C-64. Где еще можно было найти за две сотни баксов полноценную персоналку с цветной графикой, звуком и неплохим объемом памяти (64 Кбайт)? В Америке, а затем в Европе начался настоящий бум. Число владельцев C-64 увеличивалось на несколько миллионов ежегодно, доходы к Commodore текли рекой. Но именно в тот момент, когда фирма находилась на самом гребне успеха, ее создатель Джек Тремиэл объявил о своем уходе. «По личным причинам», — объяснил он удивленной общественности и занял руководящий пост в Atari.

После ухода лидера корпорация продолжала выпуск C-64 и пробовала экспериментировать с другими моделями. Сначала вышел более расширенный вариант популярного компьютера — C-128, затем появились Plus/4, Commodore PC и Commodore Z8000. Но ни один из них не стал особо популярным. Со временем на рынок стали выходить более мощные компьютеры, и дела Commodore пошли на спад. В 1985 году компания потеряла 237 миллионов долларов и залезла в долги.
Cпасти ее могло только чудо. И этим чудом стала Amiga.

Amiga — твой надежный друг

Идея создать компьютер, который сделает революцию в мире Commodore и Apple, родилась в 1982 году в небольшом городке Лос-Гатос (Калифорния). Несколько инженеров, включая автора идеи Джея Майнера (Jay Miner), объединились в группу под названием «Хай-Торо». Они не хотели делать аналог популярных компьютеров — их целью было создать самую мощную, самую многофункциональную машину. Достичь этого можно было, напичкав ее самыми передовыми и дорогостоящими комплектующими — но компьютер планировалось сделать доступным для среднего потребителя, поэтому инженеры подошли к проблеме с другой стороны. Они решили наделить его такой архитектурой, при которой разными процессами (графика, звук, расчеты) управляли бы отдельные чипы, уменьшая нагрузку на центральный процессора. В основу новой платформы легла идея многозадачности. Выполнять несколько действий одновременно тогда могли только дорогостоящие мейнфреймы IBM и DEC. Джей Майнер со своими коллегами собирался наделить таким свойством персональный компьютер, причем как на программном, так и аппаратном уровне.

К осени 1983 года большая часть работы была сделана. В лаборатории «Хай-Торо» лежали три главных сопроцессора Agnus, Daphne и Portia, прикрепленные к большим печатным платам и соединенные друг с другом, а в центре находился процессор Motorola 68000. Конструкция была еще очень громоздкой, но отлично работала. Оставалось только уменьшить ее до размеров персонального компьютера. В течение следующих четырех месяцев удалось решить и эту задачу.

В начале 1984 года разработчики решили, наконец, раскрыть свои карты. Оставалось только придумать подходящее название для компьютера — Майнер хотел, чтобы оно как можно лучше отражало суть машины, ее дружелюбную архитектуру и удобство в использовании. Поэтому из длинного списка возможных вариантов было выбрано слово «Amiga» («подруга», в переводе с испанского). Презентация Амигадэйли состоялась на чикагской выставке «Consumer Electronics». Для демонстрации ее возможностей программисты Эр Джей Микэл и Дейл Лак написали ставшую впоследствии легендарной программу Boing Ball: на экране монитора перед глазами изумленных зрителей летал объемный, в красно-белую полоску шар, звучно ударяясь о стены и отбрасывая тени. Многие не верили, что это сделано на компьютере. На выставке Амига была королевой бала. Но до победы было еще далеко. Деньги, вложенные в создание компьютера, давно закончились, и ко времени релиза Amiga Inc. (новое название «Хай-Торо») находилась на грани банкротства.

Спасти ситуацию могла только поддержка крупной компании. Сотрудники Amiga Inc. обратились к таким монстрам как Sony, Apple, Silicon Graphics, Phillips, Hewlett-Packard, Sears, — но их боссы остались равнодушными к предложению. Никто не хотел вытаскивать малоизвестную фирму, главный проект которой к тому же не был еще доведен до конца. Единственными, кто предложил свое покровительство, стала Atari Corporation. Джек Тремиэл, который тогда занимал в ней президентский пост, быстро сообразил, что с помощью новых технологий Amiga Inc. он сможет обойти своего конкурента — фирму Commodore.

Тремиэл одолжил Майнеру и его товарищам 500 тысяч долларов на погашение долгов с условием отдачи в течение месяца. Ставка делалась на то, что Amiga Inc. не сможет рассчитаться и Atari заявит о своих правах. Когда до окончания срока оставалась неделя, Тремиэл предложил продать ему все акции фирмы по бросовой цене. Положение, в которое попали создатели нового компьютера, было незавидным.

Спасение пришло неожиданно. За три дня до истечения срока в офис Amiga Inc. позвонил президент корпорации Commodore и предложил куда более приемлемые условия. Выкупив все права на Амигу, Commodore попросила Морса и его людей остаться и даже выделила на дальнейшие разработки 27 миллионов долларов. С такой поддержкой команда Amiga Inc. могла уже не думать ни о чем другом, кроме совершенствования своей «подружки». К проекту были подключены другие компании, включая Metacomco и Electronic Arts, которые занялись написанием ПО и расширением аппаратных возможностей. Из игровой консоли, роль которой ей первоначально предназначалась, Амига стала превращаться в мощный инструмент для выполнения самых разных задач.

Коммерческая презентация уже доведенного до ума компьютера состоялась 23 июля 1985 года в Нью-Йорке. Представленная 16-битная модель Amiga 1000 имела процессор 7,14 МГц, 256 Кбайт ОЗУ, 4-канальный стереозвук, многозадачную ОС, 880-Кб дисковод и мышь. Графический чипсет позволял выводить на экран 4096 цветов, что на фоне повсеместных шестнадцати казалось чем-то невероятным. Новинка стоила $2000 — дороговато, но в своей ценовой категории равных Амиге не было. Многочисленные представители прессы, посетившие презентацию, встретили новую платформу с восторгом. Но вопреки ожиданиям бума продаж не последовало. Многие пользователи предпочли Амиге новую 16-битную поделку от фирмы Atari — Atari ST. В первую очередь из-за ее невысокой цены (менее тысячи долларов), а во вторых — из-за большего ассортимента программ.

В 1987 году Commodore выпустила две новые модели: low-end — Amiga 500 и high-end — Amiga 2000. Сбросив изрядную часть цены, Амига 500 ненамного уступала своим старшим собратьям в производительности. К этому времени изготовители ПО уже успели оценить потенциал «подружки» и с завидным усердием принялись писать для нее софт. Помимо игр, большим спросом пользовались программы для обработки 3D. Вообще, графика и анимация всегда были коньком Амиги — с ее помощью создавались такие вещи, которые в другом случае без оборудования стоимостью десятки тысяч долларов сделать было бы невозможно. Благодаря притоку программ, пользователи стали все больше интересоваться новым компьютером. Время восьмибитных персоналок заканчивалось, пора было переходить на более мощную платформу. И Амига подходила для этого как нельзя лучше. К 1990 году компьютер Амига стал самым продаваемым. Его обладатели гордились своей машиной, а многие из тех, кто еще не успел ее приобрести и сидел на стареньких восьмибитках, втайне им завидовали.

В 1990 году Commodore объявила о выпуске A3000 — новой 32-разрядной модели с улучшенной архитектурой и расширенными возможностями. Одновременно увидела свет Workbench 2 — операционная система с выдающимися для своего времени возможностями.

Amiga 3000 вкупе с соответствующим ПО представляла собой профессиональную платформу для работы с графикой. Многие солидные фирмы полностью перешли на нее, активно используя в работе. Большую популярность она получила на телевидении, где широко применялась для создания спецэффектов.

Декабрь 1992-го стал месяцем рождения Amiga 4000/040, основанной на новом процессоре и технологиях. Эта был самый мощный компьютер в линейке Амиг, рассчитанный на профессионалов. А чуть позже Commodore представила усовершенствованную домашнюю платформу — Amiga 1200. Эта модель стала главным хитом из всех машин Commodore, выпущенных в 90-х, и самой популярной Амигой в народных массах.

29 апреля 1994 года ударом для поклонников Commodore стало заявление руководства компании о банкротстве. Несмотря на успешные продажи, большая ценовая конкуренция на рынке и резкое падение доллара привели к тому, что последние годы Commodore работала в убыток. И когда дела пошли совсем плохо, боссы компании выставили все имущество на аукцион. Тендер на приобретение всех прав выиграла немецкая фирма ESCOM — крупнейший продавец PC в Европе. Под крылом нового производителя возобновился выпуск Amiga 1200 и Amiga 4000, а также началась разработка новой PowerAmiga.

Но покровительство ESCOM длилось недолго. Вскоре права на торговую марку снова были выставлены на продажу, и Amiga обрела нового хозяина — корпорацию Gateway. Сейчас все разработки ведутся ее подразделением, носящим историческое имя — Amiga Inc. Несмотря на проблемы, связанные с поголовным распространением PC, работа над производством этих машин все еще продолжается.

А поклонники Амиги все еще не перестают верить, что их любимая платформа сможет когда-нибудь о себе заявить.

Взлет и падение игровой корпорации

Когда Нолен Бушнел (Nolan Bushnell) приступил к работе над видеоигрой Pong, он старался сделать ее как можно более простой. Для того чтобы полностью посвятить свое время созданию игры, Нолен и его приятель Тед Дэбни (Ted Dabney) даже уволились с работы и в 1972 году организовали фирму Atari.

Теннисный симулятор мгновенно стал хитом. Это была первая видеоигра, реализованная на игровом автомате. Машина Pong стоила менее тысячи долларов и отлично смотрелась в американских барах — изделия Atari стали расходиться большими партиями по всем штатам. За год Нолену удалось заработать три миллиона при практически нулевом начальном бюджете. В 1975 году появилась домашняя версия «Понга», которая еще больше подняла объемы продаж. Еще несколько месяцев погода на рынке для  Atari была безоблачной, но уже в следующем году стали появляться и быстро расходиться новые игровые консоли, основанные на картриджах. В отличие от «Понга», они не ограничивались одной игрой — достаточно было поменять картридж. Конечно, на фоне этих приставок «Понг» смотрелся неважно, и Atari срочно приступила к разработке новой системы.

Проект назывался Video Computer System (2600). Эта игровая платформа основывалась на картриджах, в качестве процессора имела популярный 6502, а размер ОЗУ составлял 2 Кбайт. Судя по всему, VCS ждал успех, но у компании не хватало денег, чтобы запустить его в производство. В конце 1976 года Нолену ничего не оставалось, как продать Atari корпорации Warner Communications. Разработка 2600 продолжилась на новом месте. В 1977 году VCS наконец появилась на прилавках магазинов и тут же стала самой продаваемой игровой системой. Автоматы с лейблом Atari устанавливались повсюду, даже на улицах.

Между тем люди, стоявшие у истоков Atari, недовольные бюрократической атмосферой в корпорации, стали один за другим уходить в более демократичные места. Одним из последних ее покинул  Нолен Бушнел. Впрочем, уход пионеров большой роли не сыграл — Atari Inc. вскоре приступила к разработке персональных компьютеров. Первыми моделями стали 400 и 800, основанные на процессоре MOS 6502C и, в принципе, ничего особенного из себя не представляющие. Основным направлением по-прежнему оставались игровые автоматы. Обеспечивая ими всю Америку и Европу, Атари к весне 1982 года переступила двухмиллиардную планку годовых доходов. Но в это время на рынок электронных развлечений пришли намного более совершенные консоли.

В течение буквально одного месяца некогда популярные машины стали никому не нужны. Пять лет выпуская VCS 2600, компания даже не пыталась улучшить эту модель или сконструировать что-то новое. Боссы Warner Communication, которым владение Atari стало обходиться слишком дорого, поняли, что пора от нее избавляться. И когда в 1984 году бывший президент Commodore Джек Тремиэл предложил выкупить Atari, они с облегчением передали в его руки практически обанкротившуюся компанию.

Чтобы свести убытки к минимуму, Тремиэл продал большинство ненужных помещений, уволил лишних сотрудников и решил полностью перейти на производство персоналок. Менее чем за год ему и его команде удалось разработать компьютеры 520 ST и 1040 ST. Они были намного дешевле, чем Mac и Amiga, и имели отличные графические возможности. Следующие несколько лет Atari экспериментировала, выпуская самые разнообразные модели: Mega, STe, ST book, ATT, Atari Business Computer, STylus. Все они шли под девизом «Мощность без цены». Компания стремилась делать свои компьютеры как можно доступнее, в то же время не отставая от технологий конкурентов. Помимо выпуска персоналок, Atari пробовала свои силы в производстве комплектующих и электронных девайсов. В 1989 году под маркой Atari появляется портативный компьютер Portfolio. Его дизайн стал, по сути, определяющим для всех клавиатурных моделей КПК. Устройство размером с видеокассету представляло собой полнофункциональную IBM PC XT, с процессором 8086, ЖК-экраном (40x8 символов), 128 Кбайт памяти. Оно работало под управлением операционной системы, совместимой с MS-DOS, среди программ были электронная таблица, редактор текстов, органайзер и т. д. Большинство читателей наверняка видели Portfolio в «Терминаторе-2», где мальчик, охраняемый Шварцнеггером, использовал его для взлома.

В начале 90-х руководство компании решило вернуться в игровую область и выпустить Jaguar64 — первую 64-разрядную игровую консоль. Но популярности эта система так и не нашла.

Последствия бума PC отразились на Atari так же сильно, как и на остальных. Как производитель компьютеров на тот момент Atari уже не выделялась ничем, но у нее по-прежнему оставалось имя: лейбл «Атари» был известен во всем мире, и это не раз помогало компании себя выгодно продать. Последним покупателем стала в 2000 году корпорация Infogrames, приспособившая коллектив для разработки компьютерных игр.

 

Александр Соловьев — один из самых верных поклонников платформы Amiga в России, широко известный на демосцене под ником GDM — делится своими взглядами на прошлое, настоящее и будущее этих компьютеров.

Александр, когда и как Амига появилась в России?

— В России эти компьютеры появились благодаря некоторым компьютерным клубам, продававшими ранее Commodore 64/128 и программы для них, позиционировались в основном как дорогой и очень качественный игровой компьютер. Лично мое знакомство с ними, как и у многих, произошло в далеком 1993 году, когда Амигу в Москве можно было найти только в одном месте — в Доме технической книги на Ленинском проспекте. Там же я первый раз увидел и демо, наверное, одно из лучших — «State of the art». Я был поражен.

В начале и даже середине 90-х годов Амига принципиально отличалась от IBM PC существенно лучшей графикой и звуком. Однако такого же распространения, как Спектрум, Амига не получила, и не могла получить. Причина вполне банальна для наших краев — высокая цена. Практически Амигу собрать на коленке почти нереально из-за отсутствия микросхем для нее. Спектрум же мог собрать продвинутый радиолюбитель из комплектующих, продаваемых на различных радиорынках.
Как профессиональный инструмент Амиги в нашей стране использовались в основном в различных студиях кабельного телевидения для быстрого создания эффектных презентаций и наложения текста на видеоизображение, а также для производства трехмерных роликов при помощи программы Lightwave.

Велико ли сообщество Амиги?

— Назвать точное число «амиговцев» трудно. Большинство из них давно имеет как минимум два компьютера: PC для работы, а Амига либо пылится на полке, либо используется достаточно редко, как многие говорят — для души.

Благодаря чему этой платформе удалось стать культовой?

— Многие программы, созданные на ней, были эталоном в середине 80-х — начале 90-х годов. Революционная архитектура компьютера, впервые реализованная настоящая мультизадачность, удобный оконный интерфейс операционной системы, цифровой стереозвук — уникальные особенности, которые и обеспечили культовый статус Амиге.

Как обстоят дела сейчас (я имею в виду прежде всего «реинкарнацию» под названием AmigaOne)?

— Я бы не стал записывать Амигу в артефакты. Точнее, не согласен с контекстом — то бишь упоминанием этой платформы в одном ряду, например, со Спектрумом. Торговая марка Sinclair давно уже не существует, в то время как под торговой маркой Amiga официально выпускается оборудование и сегодня.

Что касается AmigaOne, она была анонсирована еще в 2000 году, но до сих пор не существует внятной политики по дистрибуции платформы. Тем не менее вполне реально заказать себе новую Амигу на PowerPC в Англии. Однако новая операционная система AmigaOS 4 все еще находится в стадии отладки. При всех ее многочисленных плюсах и широких возможностях она является лишь переходным этапом между старой архитектурой процессора 64K и PowerPC.

Массовое же использование новой Амиги зависит, как обычно, от поддержки платформы различными производителями профессионального программного обеспечения — тем не менее, пока мало кто рискует инвестировать значительные средства в продукт, обанкротившийся десять лет назад.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.