Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как раскрутить сайт?

Архив
автор : Сергей Петренко   17.07.2003

Никаких особых премудростей в раскрутке сайта нет и не предвидится. Вспомните: как вы обнаружили новый для себя сайт? Правильно, нашли в поисковиках. Кликнули по баннеру. Кликнули по ссылке на уже знакомом сайте. Прочитали в рассылке. Ничто не ново.

— Как раскрутить сайт? Очень просто — копируешь сайт на диск, привязываешь к нему веревку и начинаешь раскручивать его над головой.
Сергей Осипов,
администратор форума Besplatno.ru, 2000

Почему-то большинство начинающих вебмастеров, услышав ответ на вопрос, как мне раскрутить сайт, обижаются на советчика и начинают намекать на необходимость ограничения свободы слова для одного, отдельно взятого человека. Впрочем, налицо некритичность восприятия: такой ответ вполне достоин вопроса.

Однако не будем увлекаться теоретизированием. Если начать обсуждать предназначение сайта, смысл его создания, наполнение тем или иным содержанием, мы не успеем оглянуться, как место, выделенное под эту статью, закончится, а до раскрутки сайта мы так и не доберемся. Дабы избежать этого и хоть полусловом упомянуть о необходимости работы над содержанием сайта, сделаем зарубку на память:
Сайт должен регулярно обновляться и быть интересен посетителям.

Если это утверждение не вызвало у вас возражений, идем дальше и договоримся еще о двух условиях. Мы не будем рассматривать способы раскрутки, требующие солидных расходов. Речь пойдет о небольших сайтах, чаще всего любительских. Откуда у них, вернее их владельцев, деньги на рекламу? Окупить бы расходы на хостинг, ну, может быть, еще на доступ в Интернет вебмастеру, который по совместительству является еще и владельцем сайта.

Второе условие касается цели нашей деятельности. Раскрутку зачастую понимают как увеличение посещаемости сайта тем или иным способом (в некоторых случаях — любым доступным). Неважно, мол, что за посетители приходят, неважно, что они уходят моментально, даже не ознакомившись с первой страницей сайта, — вебмастеру просто приятно в таких случаях смотреть на счетчик.

Но к сожалению такого вебмастера, толку от такой раскрутки немного, о чем мы поговорим позже. А сейчас сформулируем собственное определение цели раскрутки практически любого сайта:

Раскрутка сайта заключается в привлечении на сайт посетителей, заинтересованных в его содержании.
Мы друг друга поняли?
Тогда вперед — посмотрим, чем мы можем воспользоваться в своей деятельности по раскрутке сайта и к чему нас это приведет.

Куда пойти, куда податься?

Еж-паук неуклюже топтался на месте. Похоже было, что ему хочется идти на все четыре стороны одновременно.
А. и Б. Стругацкие.
«Понедельник начинается в субботу»

Ежу было легче — ему только хотелось. Нам же придется пойти одновременно в совершенно разные стороны. Поэтому, планируя такое фантастическое путешествие, для начала оглядимся.

Вообще-то, никаких особых премудростей в раскрутке сайта нет и не предвидится. Вспомните: как вы обнаружили новый для себя сайт? Правильно, нашли в поисковиках. Кликнули по баннеру. Кликнули по ссылке на уже знакомом сайте. Прочитали в рассылке. Ничто не ново под Луной — и тем же путем на сайты попадают практически все посетители. Так давайте взглянем на эту ситуацию с другой стороны.
Итак, у нас имеются следующие способы раскрутить сайт:
- баннерная реклама;
- обмен ссылками;
- продвижение в поисковых системах и каталогах;
- почтовые рассылки;
- клик-клубы, системы активной рекламы и т. д.;
- платная реклама.
Хоть мы и условились молчать о платной рекламе, но порой она бывает весьма полезна. Поэтому пару слов мы о ней скажем. Но позже, когда дойдет очередь до последнего пункта. А пока пойдем по порядку и, перекрестясь, начнем.

Баннерная реклама

Пару лет назад это был любимый вид рекламы для небольших сайтов. Для многих — и вовсе единственный. Баннеры вешали все кому не лень, не утруждая себя мыслями о том, что рекламируется, как сочетается с сайтом и что делать с накопленными в баннерных сетях показами. Впрочем, с последним все было просто: накопленные показы либо выкупались самими баннерными сетями, либо продавались на вторичном рынке. Лишь единицы запускали собственные баннеры, быстро убеждаясь в бесполезности этой затеи. Да-да, в практически полной бесполезности баннерной рекламы для небольших сайтов. Нужны пояснения? Пожалуйста.

Элементарная арифметическая задачка: сайт в сутки делает, скажем, две тысячи показов. Для простоты примем, что все они начисляются на наш аккаунт в баннерной сети. Неплохо, между прочим, — для этого нужно, чтобы в сутки на сайт заходило до пятисот посетителей. Начнем откручивать указанные 2000 показов: ну, пусть у нас очень хорошие баннеры (за которые в большинстве случаев надо платить, если вы не можете сделать их самостоятельно), пусть их CTR (отношение числа показов к числу кликов) составляет 1% (достойный показатель даже для тематических баннерных сетей), так каков же будет результат? Задачка действительно проста — к нам придет двадцать посетителей.

Как же так? — спросите вы. Почему же все рекламные кампании в Интернете обязательно включают в себя баннерную рекламу? Почему же крупнейшие сайты увешаны баннерами, как новогодние елки? Если баннерная реклама неэффективна, зачем ею пользуются все эти гиганты?

А вы не забыли, что мы говорим о раскрутке небольших сайтов? Для больших сайтов — то есть с большой посещаемостью и большим количеством страниц — баннерная реклама вполне эффективно выполняет свои задачи. Но арифметика там совсем другая.

Впрочем, никто не мешает владельцу сайта вешать рекламу и накапливать показы, чтобы в дальнейшем, когда на счету в баннерной сети будет более или менее солидное количество показов, устроить большую рекламную кампанию.
Я не останавливаюсь на перспективах участия в баннерных сетях с целью заработка на выкупе показов или их продаже на вторичном рынке, ибо речь совсем не об этом. Продавать показы можно потом, когда раскрутим сайты. Иначе копить пакет показов, который не стыдно выставить на продажу, придется долго.

А посему делаем еще одну зарубку на память:
Баннерная реклама, как способ залучить новых посетителей, для небольших сайтов бесполезна.
И идем дальше.

Обмен ссылками

Ты — мне, я — тебе.
Принцип жизни

Самый простой и доступный способ раскрутки. Договариваетесь с таким же, как вы, вебмастером и ставите ссылку на его сайт. За это он ставит ссылку на ваш сайт.

Возможны варианты, которые делают обмен ссылками не совсем обменом. На ваш сайт может сослаться владелец другого сайта, которому он очень понравился. На ваш сайт может сослаться автор сетевого обозрения или популярный блог. На ваш сайт может сослаться автор другого сайта, перепечатавший статью с вашего сайта (и лучше, если он сделает это с вашего ведома).

Эффект от обмена ссылками или их размещения на других ресурсах может быть разным, но неизменно — положительным. Если, конечно, на ваш сайт не ссылается, как на образец тупости, весь Рунет.

Но если все нормально, то, разбросав по Рунету ссылки, вы убиваете двух зайцев: получаете посетителей, приходящих непосредственно по ссылкам, и увеличиваете авторитетность сайта с точки зрения поисковых систем. Кстати, упоминание сайта в таких сетевых обозрениях, как Экслер.ру (www.exler.ru) или *anfrax.ru (www.anfrax.ru), может привести на сайт несколько тысяч посетителей в течение дня.

Помните, что инициатива в Интернете не наказуема. Вы вполне можете предложить ссылку автору сетевого обозрения. Как говорится, сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Главное, не переборщите. Хвалить себя, конечно, не обязательно, но рассказать одному-двум людям о своем сайте нелишне.

Кстати, обмен ссылками ведется постоянно. Так что, продолжая заниматься этим, перейдем к следующему пункту.

Поисковые системы и каталоги

Мое любимое!
Мистер Зорг («Пятый элемент»)

Полностью согласен с мистером Зоргом — это действительно мое любимое. И самое необычное.
Необычность продвижения в поисковых системах заключается в простейшем соображении: это единственный способ раскрутки, напрямую связанный с качеством сайта. К тому же это единственный способ, который не требует от вас ни малейших усилий, но все равно дает эффект (пусть и не слишком большой).

В чем прелесть продвижения сайта в поисковиках? Во-первых, в заинтересованности посетителей. На ваш сайт, посвященный способам оптимизации Windows XP, приходит посетитель из «Яндекса», набравший запрос «оптимизация Windows XP». Можете себе представить более заинтересованного посетителя? Вот и я не могу.

А во-вторых, продвижение в поисковиках ничего от вас не требует, кроме работы над сайтом. Не надо ставить ответных ссылок, не надо крутить баннеры, не надо ходить на поисковик — надо просто сделать сайт.

Но! Как всегда в этой жизни, есть «но!». Москва не сразу строилась, и эффект от продвижения в поисковиках вы увидите не сразу. Минимальный срок ожидания — две недели, чаще — месяц. Впрочем, специалисты, занимающиеся продвижением сайтов в поисковых системах, работают над сайтом не меньше двух месяцев — только потом можно говорить о результатах.

Впрочем, нам торопиться некуда. Так и так несколько месяцев понадобится на наполнение сайта необходимым содержанием — статьями, ссылками и прочим (мне не встречались сайты, в момент открытия содержащие несколько сот статей и полный каталог ссылок).

Кстати, подкреплю свои слова числами: по разным оценкам, посещаемость с поисковых систем составляет до 50% общей посещаемости сайтов в Рунете. Учитывая, что баннерные системы мы отбросили, для небольших сайтов эта доля может быть еще больше. Так что овчинка стоит выделки.

Один из способов «выделки» — регистрация в каталогах. Я намеренно не говорю о каталогах как о способе продвижения сайта. С расширением Рунета большинство каталогов разрослись настолько, что регистрация в них продвижению сайта не поможет. Но и тут есть «но»: крупные каталоги часто используются поисковыми системами как «источники авторитетности» сайтов, в них зарегистрированных. Кроме того, многие каталоги дают возможность поиска по своим базам — что увеличивает количество пользователей, которые могут найти ваш сайт. И третье «но», самое приятное: некоторые каталоги используются поисковыми системами как источник дополнительных сведений о сайтах; иначе говоря, регистрация в этих каталогах может дать некоторое преимущество вашему сайту в результатах поиска поисковых систем.

Подытожим: посещаемость с поисковых систем и каталогов может и должна составлять основную часть в посещаемости небольших сайтов. Запомним это и перейдем к следующему пункту.

Почтовые рассылки

Под почтовыми рассылками имеются в виду, прежде всего, рассылки, выпускаемые на самом сайте. Но сначала — небольшое отступление.
Выше мы говорили о способах привлечения посетителей на сайт — баннерах, ссылках и поисковиках. Однако все эти способы лишь приводят новых посетителей, но удержать их на сайте не помогут. Что же нужно сделать, чтобы пользователь возвращался на сайт снова и снова? Как вариант — организовать почтовую рассылку. Да, для этого он должен прийти на сайт и подписаться на нее. Впрочем, это не обязательно: если вести рассылку на сервере рассылок вроде Subscribe.ru или Maillist.ru, то довольно много подписчиков можно привлечь анонсом на самом сервере.

Разумеется, подписка на рассылку требует определенной мотивации; иначе говоря, это уже — действие, на которое пользователь должен отважиться. Казалось бы, по этой причине подписчиков должно стать меньше. Но…

Есть такое понятие «proven buyers» («проверенные покупатели», то есть люди, о которых уже известно — они могут купить что-либо в Сети). Как правило, информация о них базируется на простой логике: эти люди уже делали покупки в Интернет-магазинах, поэтому реклама, направленная на них, более эффективна, чем в других аудиториях.

Аналогичная схема срабатывает и в нашем случае. Логика проста: если посещение вашего сайта так повлияло на пользователя, что он подписался на рассылку, то свою «лояльность» вашему сайту он уже доказал. Когда завтра ему придет письмо, рассказывающее о новых материалах на сайте, — он, по меньшей мере, его прочитает. И примерно в 20% случаев — сходит на сайт. А если на рассылку подписалось 4000 человек (не самый большой показатель), значит, в ближайшие два-три дня вашему сайту обеспечено восемьсот визитов.

Правда, выпускать рассылку дело не простое. И труднее всего — обеспечить регулярность ее выхода. Новую статью на сайт можно выложить на пару дней позже, ссылку можно поставить на неделю позже, но рассылка, не появившаяся вовремя, оставляет неприятное ощущение. И еще один момент. Если включать в рассылку только анонсы материалов сайта, подписчики со скуки начнут отказываться от подписки. Если выпускать все статьи, которые публикуются на сайте, — то подписчики не будут ходить на сайт, зачем им читать одно и то же? Если, наконец, в рассылке публиковать одни статьи, а на сайте — другие… ну, и долго вы так протянете? В общем, найти золотую середину непросто. Но если вам это удастся, то каков будет эффект!

Почти соблазнив вас вести рассылку и немного остудив ваш пыл, я перейду (исключительно в ознакомительных целях) к методам, о которых не принято говорить вслух в приличной компании.

Системы активной рекламы и т. п.

Такой хоккей нам не нужен!
Николай Озеров

Давным-давно, когда главной подпоркой для самомнения вебмастера служило количество баннеропоказов на его сайте или количество хитов и хостов по счетчику «Рамблера», несколько вебмастеров задумались: если мы так хотим увеличить свою посещаемость, почему бы нам не помочь друг другу и не увеличить ее, посещая сайты друг друга? Принцип простой: я пришел к тебе на сайт, ты приди на мой. Сначала это было любительством. Потом появились скрипты, реализующие принцип взаимных посещений. Потом эти посещения превратились в мини-валюту, вроде баннеропоказов. А потом стало ясно, что ничего не мешает взять деньги у владельца сайта и показать его сайт, не утруждая богатого собрата походами по чужим сайтам.

Но я не собираюсь писать историю клик-клубов и систем активной рекламы, как их обычно называют, или систем активной накрутки, как я язвительно замечаю в адрес моего знакомого — владельца одной из таких систем. Вопрос в другом: использовать ли такие системы для раскрутки сайта?

И мы решительно повторяем слова великого комментатора: такой хоккей нам не нужен. А также футбол, лапта и синхронное плавание.
Ибо результат подобной раскрутки прост: избыток посетителей, утомившихся за первые же тридцать секунд просмотра главной страницы. А чтобы их было много, надо потратить много времени на другие сайты. Нажимая на кнопку в окне, между прочим. Посмотрите 1000 сайтов — к вам придет 1000 человек. 1000 сайтов по 30 секунд на каждом — 500 минут. Восемь с лишним часов. Полный рабочий день, между прочим, и даже не пообедать. А когда же своим сайтом заниматься? Не говоря о том, что сайт-то некоммерческий, как мы договорились в самом начале, а значит, вебмастер должен еще где-то работать. На все времени явно не хватит. В результате постепенно упадет посещаемость из других источников. И чтобы сохранить хотя бы прежние позиции, придется продолжать пользоваться вышеупомянутыми системами. И зачем нам этот апокалипсис?

Вернемся, однако, к цели раскрутки сайта. Степень заинтересованности пользователей систем активной рекламы вы вполне можете себе представить. И это еще не все отрицательные последствия таких систем. Участвовать в них запрещено правилами большинства рейтингов и баннерных систем. Сайт просто будет исключен из них — с аннулированием всех накопленных показов. Результат поиска в «Рамблер» серьезно зависит от показаний счетчика «Рамблер Топ100», поэтому искусственное увеличение посещаемости приведет лишь к ухудшению позиций сайта в результатах поиска.

Не говоря уже о более отдаленных, но не менее негативных перспективах: большинство профессиональных промоутеров легко распознают следы использования таких сервисов. Негативная репутация вашему сайту практически гарантирована.
Надеюсь, что и по этому пункту у нас достигнуто согласие. Посему перейдем к последнему пункту.

Платная реклама

Вот наконец мы и добрались до этого пункта. Для начала объясню, почему, несмотря на условие, которое мы приняли в начале статьи, я все же решил сказать пару слов о платной рекламе.
Еще пару лет назад небольшой сайт не имел шансов воспользоваться теми или иными возможностями платной рекламы, но с тех пор ситуация изменилась. Оговорюсь, что постоянная реклама все равно не по карману небольшому сайту. Поэтому платной рекламой стоит пользоваться только для продвижения каких-либо событий, акций и т. д. Для этого лучше пользоваться системами контекстной рекламы — «Яндекс.Директ» или «Бегун». Обе системы предоставляют относительно широкие возможности рекламных кампаний за небольшие деньги. Потратив всего пару десятков долларов, вы заимеете пусть не очень много, но целевых посетителей. Тот же «Бегун» позволяет купить именно клики — заплатив от 5 центов за клик. Чем плохо привлечь несколько сотен посетителей, заплатив столь скромную сумму?

Другой вариант использования возможностей платной рекламы — реклама в рассылках. Правда, стоимость ее уже выше, поскольку добавляется ограничение на минимальный заказ. Но, опять-таки, речь идет о сравнительно небольших суммах — минимальный заказ на Subscribe.ru обойдется в $100, за что ваша реклама будет размещена почти в 50 тысячах писем, отправленных с сервера.

Я специально остановился только на таких способах рекламы, которые обеспечивают целевой отклик и высокую эффективность расходов. На самом деле, вариантов гораздо больше.

Подведем итог нашего небольшого обзора.
Как видите, эффективных способов раскрутить сайт предостаточно. Я не упоминал многочисленных советов и хитростей, нетрадиционных способов раскрутки, практически не касался возможностей продвижения, доступных владельцам крупных корпоративных сайтов — и все равно с трудом удержался в предписанных редактором размерах статьи.

Но в заключение хочу поделиться одним удивительным наблюдением, вполне, впрочем, объяснимым логически.
Наблюдая за многими некоммерческими сайтами в течение нескольких лет, сравнивая их посещаемость в разное время, я обнаружил любопытную закономерность: если сайт обновляется, пусть даже нерегулярно, его посещаемость растет. Пусть невысокими темпами — но растет.

И это логично. Ведь если население Интернета увеличивается с каждым днем — значит, что то же самое должно происходит и с аудиторией сайтов. И если сайт сохраняет и удерживает своих приверженцев, то новые пользователи присоединяются к старым, увеличивая посещаемость сайта.
И мы опять вернулись к тому, с чего начали:

Сайт должен регулярно обновляться и быть интересен посетителям.
Вот главное средство раскрутки сайта. А все остальное — от лукавого. 

Несколько рекомендаций по обмену ссылками:
- Партнеров для обмена ссылками выбирайте с умом. Поверьте, оттого, что на ваш замечательный сайт о ролевых играх будет ссылаться сайт о вязании, толку не выйдет. Аудитория у вас разная, рассчитывать, что по ссылке придет ощутимое количество посетителей, не приходится, эффект для поисковиков тоже минимальный, — а время и силы потрачены.
- Играйте честно. Если обязались поставить ссылку, ставьте ее. Не надо пользоваться специальными тегами, которые позволяют закрыть ссылки от индексирования поисковыми системами, — в лучшем случае обратная ссылка будет такой же, что сведет к нулю как минимум половину эффекта от обмена.
- Нет ничего плохого в том, чтобы самому предложить текст ссылки. Сочините его и предложите партнеру по обмену им воспользоваться. Вы-то лучше знаете, о чем ваш сайт и чем можно завлечь посетителя.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.