Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дзын-н-нь

Архив
23.05.2003

Первым MP3-плейером Creative на жестком диске был весьма удачный Nomad (D.A.P.) Jukebox, по размерам сравнимый с классическими CD-плейерами и даже уступающий им в компактности.

Первым MP3-плейером Creative на жестком диске был весьма удачный Nomad (D.A.P.) Jukebox, по размерам сравнимый с классическими CD-плейерами и даже уступающий им в компактности. С тех пор, развивая идею, компания выпустила еще два поколения Jukebox в этом форм-факторе, а в конце прошлого года представила более компактный Jukebox Zen, представляющий большой интерес прежде всего как альтернатива известному Apple iPod.

Новинка гораздо меньше увесистых пирожков-предшественников и напоминает по габаритам (75,9x112,6x24,5 мм) старые кассетные плейеры. Корпус Zen изготовлен из анодированного алюминия и выглядит (весит плейер, кстати, тоже немало — 270 г) очень солидно. Держать его удобно, пальцы сами ложатся на управляющие клавиши, расположенные слева и справа — по всей видимости, из дизайнерских соображений. Поначалу в восьми кнопках — по четыре с каждой стороны — путаешься, но со временем, разумеется, привыкаешь. Кнопки довольно упругие, а клавиша включения к тому же слегка утоплена, так что мне удавалось нажать ее только ногтем; это не очень удобно, учитывая, что для включения Zen необходимо удерживать кнопку некоторое время, зато исключает возможность случайного нажатия. Размещена она на левом боку плейера, над ней — пятивольтовый разъем адаптера питания, чуть ниже — клавиша, переключающая режимы отображения плей-листа и проигрываемой композиции, еще ниже — регулятор громкости (см. фотографии на следующем развороте).

Справа располагается колесико прокрутки, клавиша вызова управляющего меню, кнопки Play/Pause и переключения на предыдущую/следующую композицию. Под колесиком пристроилась кнопка Reset, которая помогает в случае каких-либо неожиданных проблем. Мне столкнуться с таковыми не пришлось, устройство работало стабильно, но ради спортивного интереса кнопочка была нажата. Все композиции и настройки, что логично, остались на месте.

Отсутствие кнопки «Стоп» обескураживает. Ее функцию выполняет последовательное нажатие кнопок «вперед»/«назад». Не совсем ясно, зачем понадобилось переучивать пользователей; остановить композицию с тем, чтобы прослушать ее «когда-нибудь после» с начала, требуется довольно часто, и невозможность сделать это традиционным способом раздражает.

Из недостатков управления можно еще отметить сложную схему блокирования клавиш, защищающую от случайного нажатия. В большинстве плейеров это делается естественным образом: специальной клавишей-слайдером, так чтобы на ощупь можно было не только переключить состояния, но и без нажатия опознать текущий режим. В Zen для включения режима «запора» нужно вызвать меню, колесиком выбрать пункт, а потом подтвердить его выбор нажатием. Проделать все это «вслепую» невозможно. Для снятия «запора» нужно нажать любую кнопку, в появившемся запросе выбрать положительный ответ и нажать подтверждение. Если плейер висит в чехле на поясе, эта процедура возможна только после предварительного заучивания последовательности нажатий кнопок.

Первое нажатие на любое плечо клавиши регулирования громкости вызывает появление на экране шкалы регулятора, и только дальнейшие нажатия увеличивают или уменьшают громкость. При слепом управлении такое поведение озадачивает.

Кстати, о громкости. Ее шкала разделена на 25 единиц, но даже в максимальном положении звук все равно тихий, чтобы при использовании прилагающихся наушников (посредственного для Creative качества, хотя и стильно выглядящие; точно такие же прилагаются ко всем HDD-плейерам, выпускаемым компанией) его не забивал уличный шум, не говоря уже про рев и скрежет метропоездов. Те же самые наушники, подключенные к плейеру iRiver iMP-150, выдали в максимальном положении регулятора более громкий звук. Однако на максимальном положении слушать музыку на Zen не очень хочется, так как уже при 18–22 единицах (из, напоминаю, 25) заметны искажения, особенно на низких частотах, а в положении 22–23 единицы симфонические произведения плавно превращаются… в общем, не должны они ни во что превращаться. Не наушники тому виной, так как Koss R/100 и Philips SBC HP900 выдали те же ощутимые артефакты при высокой громкости. В среднем же и минимальном положении регулятора громкости качество выдаваемого Zen звука не вызывает никаких нареканий. Если при этом слушать не стандартную «музыку с CD-качеством», то бишь MP3 с битрейтом 128 кбит/с, а что-то приличное, то и более качественная акустика, нежели головные телефоны, не выявляет недостатков звучания. Жаль только, что аппарат не оборудован разъемом Line-out для получения на внешней системе неискаженного звука.

Для фанатов аудиофильской цифири сообщаю, что Creative заявляет диапазон воспроизводимых частот 20–20000 Гц и отношение сигнал/шум не хуже 98 дБ. На обширном музыкальном материале, отслушанном за неделю, в этих параметрах ни разу не захотелось усомниться (ну разве что 98 дБ теоретически возможны только на максимальной громкости, о которой выше), а проверять это с помощью референсной звуковой карты мы не стали. От паранойи надо лечиться — перед нами все-таки MP3-плейер...

Для обработки звукового потока Zen снабжен встроенным эффект-процессором. Исключительно на мой взгляд, большая часть предлагаемых им функций не что иное, как баловство: наложить эффект ванной комнаты на альбом, например, Van Der Graaf Generator 1970 года, конечно, любопытно, но больше одного раза этого делать не будешь. То же и с функцией time-scale, позволяющей ускорять/замедлять звуковой поток аж в полтора раза. Теоретически можно представить, что time-scale используется при прослушивании аудиокниг, но гораздо полезнее была бы функция регулируемой ускоренной промотки и «несколькосекундного» Replay для изучения иностранных языков. Зато расширенный графический эквалайзер с богатым набором готовых предустановок как нельзя кстати, а с качественными головными телефонами слышно, что EAX-эффекты действительно помогают в отдельных случаях (а в других — по меньшей мере не мешают).

Изображение на экране плейера, имеющем разрешение 132x64, благодаря приятной голубоватой подсветке легко различимо при любом освещении. Для управления устройством используется древовидное меню, такое же, как и у предыдущих моделей Creative Jukebox. Характерной чертой плейеров Creative являются богатые возможности по составлению плей-листов и работе с ними. 20 гигабайт — вполне достаточный объем для того, чтобы в плейер можно было закачать столько музыки, что нормальная навигация становится неэффективной. Для решения (замечу, весьма эффективного) этой проблемы в меню реализованы несколько способов поиска композиций: по названию альбома, имени исполнителя, жанру, названию песни (поддержки каких-либо языков, кроме английского, не предусмотрено).

Настройки Zen не отличаются изобилием. Отрегулировать можно время автоматического отключения подсветки экрана и самого аппарата; режим, в который устройство будет переключаться при старте (плей-лист, меню или последняя проигрываемая композиция); язык меню — и всё. Никаких дополнительных функций, которых можно было бы ожидать от плейера такого класса, нет. К примеру, в MP3/CD-модели iRiver iMP-150, которая более чем втрое дешевле, реализованы такие функции, как плавное выведение громкости звука (дабы не оглохнуть, включив на максимум громкость при прослушивании «Арабского танца» Чайковского, а после этого — Deep Purple), несколько режимов работы подсветки экрана, регулируемая скорость промотки вперед/назад и многое другое. Почему все это не могли сделать инженеры Creative — непонятно.

В комплекте с аппаратом поставляется черный кожаный чехол. Милая вещица, хорошо продумана, не мешает доступу к основным управляющим кнопкам, — правда, до тех пор, пока аппарат лежит на столе. Прикрепить чехол можно только к лямке рюкзака или к поясу, то есть к чему-то, что можно обмотать ремешком-застежкой. Для тех же, кто, подобно мне, согласен с Джеромом К. Джеромом, что «пояс имеет смысл только в том случае, когда он туго застегнут, а это не очень-то приятно», остается возможность пристегнуть плейер к лямке брюк; выглядит это, впрочем, не очень эстетично. Не отключив наушники, достать из чехла устройство нельзя, а снять его с пояса можно лишь двумя руками. Учитывая отсутствие пульта дистанционного управления, желание таскать плейер на поясе пропадает очень быстро, и единственной альтернативой остается ношение в кармане куртки или пиджака — там, откуда аппарат легко достать.

Русский язык поддерживается так же, как и в предыдущих моделях плейеров Creative: при установке странного языка International English успешно читаются русскоязычные теги файлов, но, к сожалению, с пробелом после каждой буквы. То же самое было еще в Jukebox 3, за прошедшее время не произошло никаких улучшений. Это огорчает, но не слишком мешает. Сортировка файлов и альбомов работает, поиска по русскоязычным композициям, как уже было сказано, нет.

Zen умеет проигрывать не только MP3 (8–320 кбит/с с частотой дискретизации 44 кГц), но и WMA (64–160 кбит/с) и даже несжатые WAV. Для загрузки музыки используется прилагаемая программа Creative Playcenter 3. Никаких нареканий она не вызвала, все довольно удобно и понятно, можно разобраться за несколько минут. Если выделить файлы и отправить их в плейер, то аппарат зашуршит головками жесткого диска, а на экране настольного компьютера в подробностях отобразится процесс копирования. Если же при помощи ПК удалять большой объем музыки из плейера, то, несмотря на наличие кнопки, процесс уже невозможно остановить.

Сейчас в Москве можно купить новый Zen USB 2.0, который помимо интерфейса IEEE 1394 использует шину USB 2.0. Нам же на тестирование досталась модель с поддержкой USB 1.1. При попытке скопировать в плейер 600–800 мегабайт музыки (или любой другой информации: ПО позволяет выделить специальный раздел на диске Zen и использовать его для хранения и переноса любых типов данных) сразу осознаешь, насколько, в сущности, медленно работает шина USB. IEEE 1394, конечно, улучшает ситуацию, но все равно — ежели вы намерены оперировать гигабайтами, запаситесь терпением.
Время автономной работы плейера от одной зарядки литий-ионных аккумуляторов составляет около двенадцати часов (у Zen USB 2.0 — 14 часов). Столько заявлено производителем, и именно столько Zen проигрывал по кругу плей-лист из двух сотен файлов (разумеется, с выключенной подсветкой экрана). Так что если вы заядлый меломан и ни минуты не можете прожить без музыки, то не беспокойтесь: заряда батарей хватит до вечера, а там можно подключиться хоть к стандартному пятивольтовому адаптеру, хоть к шине USB. Радует, что плейер умеет подзаряжаться от шины USB. Правда, медленнее, чем при использовании адаптера питания (в таком варианте при полной разрядке аккумуляторы заряжаются под завязку часа за четыре), но зато не нужно возиться с лишними проводами и занимать розетку. Если вечером составить сколь угодно большой список композиций для завтрашнего прослушивания, подключить аппарат к USB и запустить копирование, то утром плейер будет заряжен и готов к работе. Почему-то индикатор заряда аккумулятора не отображает процесс подпитки от USB, хотя исправно делает это при подключении адаптера питания.

Zen имеет функцию записи с внешнего источника (с микрофона или FM-приемника), с помощью специального пульта дистанционного управления, который подключается к расширенному разъему на наушники (его хорошо видно на фотографии). К сожалению, для отечественных потребителей эта возможность фактически бесполезна: такие аксессуары у нас в продаже пока не встречаются.

Микропрограмму Zen можно обновить. Последняя версия на сайте www.nomadworld.com — 1.12.02. Она добавляет такие возможности, как обмен музыкой между двумя плейерами по прямому кабелю IEEE 1394, улучшенный скроллинг меню и еще кое-какие мелочи.

В Москве на конец марта примерная цена Zen составила 350 долларов, хотя отметим, что пятигигабайтный iPod стоит столько же. Но в iPod можно не только залить Linux удовольствия ради, но и использовать его как записную книжку, пульт дистанционного управления и многое другое. Энтузиасты в Интернете разве что драйвер мыши для него пока не написали. Zen же — «вещь в себе» (хотя копировать iPod было бы по меньшей мере глупо). Двумя его главными достоинствами мне видятся емкие аккумуляторы (целый день работы — не шутка!) и умение заряжать их от шины USB. Предустановки EAX и графический эквалайзер, безусловно, не останутся невостребованными, но принципиально повлиять на решение о покупке они не могут. Габариты и вес аппарата великоваты, чтобы носить его не замечая, хотя он и меньше своих предшественников. Заинтересовать Zen может тех, кто нуждается в очень большом количестве музыки на длительный срок (например, в командировке) и не желает таскать с собой стопку компакт-дисков. Или же, например, если у вас вся коллекция музыки помещается в 20 гигабайт, то Zen выглядит хорошим решением — можно загнать в плейер все сразу и больше не беспокоиться о том, что любимую песню, которую хочется послушать именно сейчас, забыл дома. Только купите наушники получше тех, что идут в комплекте.

В целом, учитывая все вышесказанное, складывается ощущение, будто создатели Zen предполагали его использование в режиме «нон-стоп». Загрузить много музыки, составить бесконечный плей-лист, нажать кнопку и погрузиться в нирвану на 12 часов — вот для этого Zen годится как нельзя лучше. А нацепить плейер на пояс рядом с сотовым телефоном и поехать на работу — здесь Zen уже на любителя.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.