Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Такая разная эргономика

Архив
автор : Алексей Долецкий   06.05.2004

Термин эргономика был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследовательского общества.

Что это?

Термин эргономика был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагалось название эргология, в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, а в ФРГ — антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.

Определений этого становящегося популярным слова — много. Одним из самых полных является следующее: «Эргономика — научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ».

И раньше, и сейчас оптимизацией труда занимались специалисты разных направлений (гигиенисты, физиологи, психологи и др.), поэтому эргономика объединяет и дополняет знания, накопленные в других областях.

Эргономика подразделяется на микро-, миди- и макроэргономику.

Макроэргономика занимается исследованием и проектированием систем «человек — общество», «организация — система организаций».

Мидиэргономика изучает системы «человек — коллектив», «коллектив — машина», «человек — сеть», «коллектив — организация».

Микроэргономика посвящена разработкам на уровне «человек — машина».

Имеются два принципиальных подхода в эргономике: приспосабливание человека к работе и приспосабливание работы к человеку. Это отнюдь не одно и то же. Если в первом случае во главу угла ставится эффективность, то во втором решающим будет удобство (этот подход перекликается с другим направлением — Usability Engineering, которое для краткости часто называют юзабилити). Это вовсе не значит, что высокоэффективная система обязательно будет неудобной, а удобная система — неэффективной. Дело просто в расстановке акцентов.

Лирическое отступление (а как «у них»?)

Федеральный стандарт США от 2001 г.* требует, чтобы каждый работодатель был готов предоставить сотрудникам основные сведения о том, какие нагрузки могут оказаться опасными для их здоровья и привести к таким заболеваниям, как синдром лучезапястного канала (так называемый карпальный тоннельный синдром). В ответ на обращение сотрудников, испытывающих подобные нагрузки, работодатель обязан разработать полную программу претворения в жизнь требований эргономики, которая должна предусматривать:

- назначение ответственного за вопросы эргономики и извещение персонала об опасных нагрузках;
- анализ факторов риска на конкретном рабочем месте и управление ими с последующим распространением опыта управления на все рабочие места, где сотрудники выполняют аналогичную работу;
- обучение персонала, которое должно начинаться не позднее, чем через 90 дней со дня получения сотрудниками должностных инструкций, и повторяться каждые три года;
- привлечение профессионалов в области здравоохранения для оценки ситуации и наблюдения за ее последующим развитием, а также для наложения ограничений на выполнение работ, небезопасных с эргономической точки зрения, до устранения неблагоприятных для здоровья факторов;
- пересмотр программы по эргономике не реже, чем раз в три года;
- ведение регистрационных записей на бумаге или в электронной форме и их хранение в течение трех лет (для компаний со штатом одиннадцать человек и более).

* www.osha-slc.gov/ergonomics-standard/index.html.



Микроэргономика, или «Компьютерные вредности»

Основными факторами, отрицательно влияющими на здоровье при работе за компьютером, как и при любой сидячей работе, являются следующие1:

- Малоподвижность (гиподинамия)

Длительное нахождение в любом, даже самом удобном положении ведет к застою крови во внутренних органах, лимфатических сосудах, капиллярах и венах конечностей (особенно ног), а также к повышенной нагрузке на одни и те же части опорно-двигательного аппарата. Если это повторяется изо дня в день и из месяца в месяц, неработающие мышцы атрофируются, появляются боли в спине, постепенно образуется подкожная жировая клетчатка и пр. Все это, конечно, здоровья не прибавляет.

- Длительно повторяющиеся однообразные движения

Они могут вести к физическому повреждению суставов и сухожилий. Когда кисть малоподвижна и долго напряжена, в ней застаивается кровь и замедляется снабжение тканей кислородом. Происходит отек, карпальный тоннель (канал на ладонной поверхности запястья, внутри которого проходят сухожилия и нерв) сужается и сжимает нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение. У людей, вынужденных подолгу напряженно держать мышь, возникает эпикондилит локтевого сустава. Раньше такое заболевание часто встречалось у теннисистов, поэтому оно получило название «локоть теннисиста». Сейчас можно говорить о «локте программиста». Однако организму вредит не только усталость тех групп мышц, которые эти движения выполняют, но и образование устойчивых очагов возбуждения центральной нервной системы с торможением других ее участков, что приводит к повышенной утомляемости и снижению работоспособности.

- Переутомление глаз (компьютерный зрительный синдром)

Оно возникает по трем причинам: «сухой глаз», спазм аккомодации, утомление сетчатки и коры больших полушарий.2

- Электромагнитное излучение

По мере совершенствования компьютерной техники эта некогда главная страшилка отходит на второй план (конечно, при соблюдении установленных в СанПиНе3 требований).

- Шум

Считается, что уровень шума, издаваемого современным компьютером, невелик (обычные источники звуков — вентиляторы, винчестер, CD/DVD-привод, принтер). Однако при необходимости умственной концентрации, выполнения творческой работы этот фактор начинает раздражать и приводит к повышению утомляемости и снижению внимания.

- Долгое пребывание в замкнутом, а еще хуже — душном и прокуренном помещении

Можно, конечно, написать о том, что в душных помещениях люди чаще простужаются, что от недостатка кислорода к концу дня болит голова и работоспособность на нуле, что в легких курильщика скапливается столько пыли, что их не берет скальпель… Но ведь компьютеры здесь ни при чем.

Мышь может больно «кусаться»

Сперва появляется ощущение, будто мурашки бегут по руке, потом всю руку до локтя пронизывает острая боль, затем рука немеет. Так описывают «мышиный укус» пациенты доктора Эмиля Паскарелли из Колумбийского университета (США), в основном люди, имеющие дело с компьютерной графикой. Им приходится чуть не тысячу раз на дню производить однообразные мелкие движения рукой — двигать мышку и нажимать на кнопки. Новый компьютерный недуг уже получил название Repetitive Strain Injury (хроническое растяжение сухожилий травматического характера), сокращенно — RSI.


Как с этим бороться

«Правильные» мышки, клавиатуры и кресла (а с подачи компании Personal Computing Environments — даже «персональная компьютерная среда», на фото) — все это понятно и более или менее доступно. К тому же эргономика выходит на первый план как дополнительное качество продукта, которое можно продать. Однако даже в эргономически оптимальных условиях некоторые люди могут испытывать мышечное напряжение в конце рабочего дня. Причина — в неспособности постоянно контролировать свою позу. При работе за компьютером они часто поднимают плечи, вытягивают шею, склоняются над клавиатурой. В подобном случае можно овладеть навыками самоконтроля с помощью биологической обратной связи — особой методики, позволяющей человеку «научиться слушать» свое тело (что особенно приятно, сделать это можно не отходя от компьютера). При этом обеспечивается произвольная регуляция большинства физиологических показателей, в том числе и степени напряжения мышц, с последующим закреплением выработанной способности в виде стереотипных действий4.

И наконец, для борьбы со всеми факторами, ослабляющими здоровье при работе за компьютером, надо хотя бы раз в час устраивать перерывы. Если вы курите и нет желания/силы воли бросить, то хотя бы выходите в другое помещение — это и небольшая разминка, и забота о «кремниевом друге».


1 См. также статью «Эргономика работы за компьютером — субъективные заметки» (www.ixbt.com/peripheral/ergonomic.html ).
2 См. в этом номере «Monitor’инг качества жизни».
3 «Российская газета» от 21.06.2003.
4 См. также www.ad.neuro.tele-kom.ru/diss.htm.

Субъективная удовлетворенность

Удовлетворенность работой, в отличие от вышеперечисленного, — свойство сугубо индивидуальное, не поддающееся измерению и стандартизации. Тем не менее, ее отсутствие в не меньшей степени приводит к раздражительности, повышенной утомляемости и рассеянности (которую часто принимают за ослабление памяти, забывчивость), что требует больших усилий для поддержания работоспособности. Поэтому удовлетворенность работой тоже попадает «в поле зрения» эргономики. Субъективная удовлетворенность складывается из многих составляющих. Ниже приведены лишь некоторые из них.

- Субъективное восприятие скорости работы

Она напрямую зависит от активности пользователя, так что субъективная длительность последовательности действий всегда меньше такой же по времени паузы.

Классический пример: в 1930 году в Нью-Йорке обитатели нового офисного здания постоянно жаловались на долгое ожидание лифтов. Приглашенные инженеры выяснили, что нет никакой возможности ни ускорить лифты, ни увеличить их число или вместимость. Тогда на подмогу позвали дизайнера, который решил проблему, повесив зеркала на стенах площадок для ожидания лифта. Теперь люди были заняты рассматриванием себя и окружающих во множестве отражений. Их мозг не томился от скуки, а время летело5.

Интересно, что хотя мышь была разработана для облегчения и ускорения работы пользователей, использование клавиатуры субъективно происходит быстрее (не в этом ли причина превознесения идеологии Unix с его интерфейсом командной строки?).

- Вероятность стрессовых ситуаций

Невозможно полноценно работать с системой, которая по несколько раз на дню ругает тебя. Поэтому многим пользователям (особенно начинающим) трудно сохранить спокойствие в борьбе с вечно новыми ошибками разных известных программ. Недаром в руководствах по эргономическому проектированию (например, www.mediaterra.ru/ui/un2_quality.htm) рекомендуется отказаться от сообщений об ошибках. Если программа видит, что человек ошибся, — значит, в большинстве случаев она знает и как сделать правильно. Почему бы тогда ей не выполнить нужное действие самостоятельно, не выставляя пользователя неумехой? Правда, при создании «умных» программ важно не переборщить, не показывать пользователю, что его мнение о необходимых действиях программы никого не интересует. Простой пример подобной гиперопеки — автозамена в Word’е. Зачастую проще отказаться от нее, нежели вручную править все разногласия. А ведь если б эта функция отключалась, скажем, после трех отмен, то программа лучше отвечала бы предпочтениям разных людей.

- Эргономичный интерфейс

Изначально эргономика задумывалась как некая гуманистическая составляющая науки о предметах, призванная сделать общение с техникой более комфортным и производительным. В настоящее время этому мешают традиции и стереотипы. Так, вероятно, по традиции или из-за стремления сэкономить на комплектующих (а чем еще объяснить?) большинство компьютеров имеют USB-разъем сзади, что при распространении внешних носителей (особенно флэш-драйвов) с этим интерфейсом вынуждает выполнять танцы вокруг системного блока либо портить интерьер дополнительными проводами. Другой пример: кнопки управления телефоном и карманным калькулятором расположены по-разному, что провоцирует возникновение ошибок.6 Почему не исправить? Нельзя — традиция.

Мидиэргономика, или «Сгорел на работе»

В начале семидесятых годов минувшего века американские психологи обратили внимание на то, что у некоторых людей после нескольких лет, казалось бы, «непыльной» работы состояние становится как при тяжелом стрессе. Уровень психоэмоционального напряжения, с которым мы живем сегодня, выше, чем был столетие назад. В последнее время стресс стал одним из самых серьезных неблагоприятных факторов работы.
Это происходит не потому, что жизнь тяжелее, но из-за новых типов стрессов, с которыми мы должны справляться. Одним из них является фактор времени.

Организационная зависимость

Стремление повысить производительность, уменьшая временны,е издержки, существует с зарождения человеческого общества. В современном офисе оно особенно заметно, поскольку на рутинных операциях «самым слабым» звеном является пользователь, производительность которого гораздо ниже производительности компьютера. Но уменьшение времени, необходимого для каждого индивидуального движения, ставит оператора перед новыми ограничениями.

Лет десять назад французские врачи обратили внимание на корреляцию между появлением у служащих признаков околосуставного поражения и введением качественных и/или количественных изменений в их рабочие действия. Некоторые из этих изменений постепенно лишили служащих возможности выбирать время перерыва, изменять темп или объем выполненной работы и работать независимо от быстродействия машины или темпа коллег. В результате появилось то, что ныне называют организационной зависимостью. Французское эпидемиологическое исследование выявило, что люди, считающие себя высокозависимыми, в 3,56 раза чаще страдают запястным туннельным синдромом, нежели те, кто имеет низкий уровень организационной зависимости.7

Другой особенностью работы, связанной с компьютером, является прямое или косвенное взаимодействие с большим количеством людей, от которых многое зависит — распорядок дня, сроки выполнения работы и частота их смены, да и просто настроение. Если к высокому темпу труда и воздействию описанных ранее «компьютерных вредностей» присовокупить натянутые отношения с коллегами — вы имеете готовый рецепт стресса.

Служебное преследование

8–10 % европейцев страдают от преследования на службе. Как эпизод при положительном в целом социальном климате, такие действия могут даже быть безобидными. Однако если поведение коллег, которое воспринимается как нежелательное, повторяется регулярно, это становится серьезной проблемой.

Часто преследование происходит внутри организации, которая разрешает такие виды поведения. Обидчик должен чувствовать свою безнаказанность или иметь поддержку (по крайней мере, неявное разрешение) старших, чтобы вести себя подобным образом. В некоторых фирмах авторитарный стиль руководства может быть частью организаторской практики.

Немного скучных цифр

По данным Европейской Комиссии (см. документ «Guide to work-related stress», 1999), больше половины из 147 млн. европейских рабочих трудятся в условиях стресса. Больше трети из них несвободны планировать свои задачи. Кроме того, 45% утверждают, что они выполняют монотонные задачи, а 50% недовольны частым совершением повторных действий.

Вероятно, эти причины внесли вклад в характер заболеваний: 13% рабочих жалуются на головную боль, 17% — на мышечные боли, у 30% болит поясница, 20% беспокоит немотивированная усталость.



«Большой Брат» в офисе все расскажет боссу

Жизнь работников современных офисов, и без того нелегкая, скоро может стать еще более трудной из-за постоянного контроля с помощью специальных датчиков и компьютерных программ. Проект американских ученых под названием Mentor/Pal позволит создать такие условия в офисе, что компьютер будет сообщать работникам о том, что они слишком много разговаривают, слишком часто пьют кофе или же слишком плохо спали ночью. Разумеется, те же сообщения будут дублироваться боссам компаний.8

Макроэкономика, или «Большое видится на расстоянии»

В настоящее время наблюдается глобализация рынка рабочей силы, чему способствует как специфика ряда современных специальностей, не требующая физического присутствия человека на определенном месте, так и развитие телекоммуникационных технологий. С одной стороны, это обостряет конкуренцию среди нанимателей — человеку, ищущему место, проще и найти работодателя, и взаимодействовать с ним. Регулярная смена рабочих мест иногда даже становится своеобразным показателем престижа. Например, в Англии хороший специалист, как правило, меняет работу не реже одного раза в четыре года. С другой стороны — появляется возможность использовать более дешевую рабочую силу из стран Азии, Восточной Европы и бывшего СССР. Кроме того, для людей, не имеющих фиксированного рабочего места, не разработаны эргономические нормы. Кто будет проверять, в каких условиях трудится человек дома?

Что дальше?


«Соль жизни или поцелуй смерти» — так охарактеризовал роль работы в жизни человека профессор психосоциальной медицины Каролинского института Л. Леви9. Чем она станет для того или иного индивидуума — зависит от того, насколько эргономичным будет его деятельность. В настоящее время большинство крупных предприятий учит служащих, как использовать программное обеспечение, но пренебрегает обучением тому, как работать на компьютерах продуктивно, заботясь при этом о своем здоровье. Конечно, рано или поздно ситуация изменится. Уже видны некоторые подвижки. Множатся эргономичные клавиатуры, мышки, мониторы и т. д. Компьютерные программы проявляют все большую заботу о пользователях. Но, с другой стороны, если расходы на заботу о здоровье сотрудников превысят определенный предел, не поднимется ли вторая волна интереса западных фирм к индийским, российским и другим ИТ-специалистам, чей труд, а главное — здоровье, гораздо дешевле? Все же, вероятно, пока весь процесс взаимодействия человека с компьютером не стал направленным на заботу о пользователе, лучше руководствоваться принципом «помоги себе сам».


5 www.mediaterra.ru/ui/un2_ch10.htm.
6 www.pc.ibm.com/ww/healthycomputing/index.html.
7 www.europe.osha.eu.int .
8 www.cnews.ru/newtop/index.shtml?2004/02/06/154807 .
9 www.europa.eu.int/comm/employment_social/h&s/publicat/pubintro_en.htm.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.