Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Creative GigaWorks S750

Архив
автор : Андрей Волов   07.04.2004

Эту модель ждали с нетерпением. На осенней презентации в Москве Creative много рассказывала о GigaWorks S750 (и показывала, но только виртуально, в картинках и без звука).

Эту модель ждали с нетерпением. На осенней презентации в Москве Creative много рассказывала о GigaWorks S750 (и показывала, но только виртуально, в картинках и без звука). В кулуарной беседе сотрудник компании бил себя в грудь и торжественно клялся: S750 должна стать бескомпромиссной.

В стремительно расширяющемся стане активной мультимедийной акустики новоиспеченную GigaWorks S750 и сравнить-то не с чем. Модель уникальна. S750 полностью разработана в США в стенах Cambridge SoundWorks [3]. От Creative Labs, собственно, коробка, шнуры, мотки кабелей, толстенно-огроменная инструкция да сопровождение.

Прочие полезные сведения

Russian people редко заглядывают в инструкцию, предпочитая осваивать технику методом "научного тыка". Всяческие предупреждения, особенно набранные мелким шрифтом, игнорируются. Вместе с тем, в прилагаемой инструкции имеются прелюбопытные замечания:

"…Настоящее изделие соответствует Директиве Европы по электромагнитному излучению 89/336/EEC в редакции от 92/31/EEC".
"…Данное изделие генерирует, использует и может излучать электромагнитные волны в радиодиапазоне и, будучи установленным с отклонением от требований инструкции, может стать источником радиопомех".
"…Все кабели, используемые для подключения компьютера и периферийных устройств, должны быть экранированы и заземлены".

Так, а что на практике? Если вы подключили S750 к шестиканальной звуковой карте, то один из концов (с сереньким коннектором) прилагаемого шнура 4 х 4 повиснет в воздухе. При этом другой конец может оказаться либо подключенным к S750, либо нет. По логике вещей, во избежание нежелательных последствий, его лучше отключить. Соответственно, если подключается 7.1-карта, то следует подсоединить все четыре миниджека, причем в обе стороны, и не отключать при воспроизведении стереомузыки. То есть ничего из кабелей-разъемов не должно торчать-болтаться "оголенным" концом. Это же касается акустических кабелей, идущих от сабвуфера к сателлитам.

* Не включая резиновый подвес диффузора.
** Вместе с ножками.
*** Без подставки.

Технические решения и дизайн

Во-первых, коммутация всех кабелей очевидна и при последовательном подходе у зрячих не вызовет трудностей. Промаркировать "колоночные" провода следует самостоятельно, самоклеющиеся метки в комплекте предусмотрены. Целлофановые пакетики с мотками помечены наклейками с указанием длины: вроде бы мелочь, а заморочек уменьшает нешуточно.

Во-вторых, дублирование функций управления на проводном и дистанционном пультах - очень удачное решение, повышающее удобство эксплуатации изделия. На проводном пульте все переключения-настройки можно делать практически на ощупь. А разместив его под левой (свободной) рукой, начинаешь получать удовольствие от процесса оперативной подстройки. Единственное замечание: для индикации уровня припасены лишь семь зелененьких светодиодов, хотя громкость регулируется с гораздо более мелким шагом, причем нелинейно (последние шаги широкие). У тембра же число градаций не кратно семи, и выставить точно на "12 часов" затруднительно.

В-третьих, "готовые к употреблению" три варианта установки/монтажа сателлитов. В комплекте есть пластмассовые подставки с крепежными винтами, самоклеящиеся резиновые ножки-пупырышки и саморезы с дюбелями. Заимствованные от моделей MegaWorks подставки на фоне повзрослевшего корпуса сателлита выглядят цыплячьими лапками, да и с жесткостью подкачали, но возложенные функции выполняют.

В-четвертых, продвинутый ВЧ-динамик, в своем роде, гипертвитер. Просьба не путать с миниатюрными широкополосниками, имеющими фольгированный (или алюминиевый) диффузор. Этот высокочастотник - купольного типа, то есть обод катушки воздействует на мембрану по кольцу периметра. Подобные динамики характеризуются минимальной направленностью. Длина волны ультравысоких частот такова, что даже на одном сантиметре волна не успевает "пробежать всю дистанцию", поэтому во избежание паразитных резонансов мембрана должна быть жесткой и легкой. Отсюда экзотические материалы - титан, сплавы бериллия.

В-пятых, улучшенный СЧ-динамик. Подвес стал резиновым и довольно мягким. Диффузор, похоже, либо из полипропилена, либо из специально обработанной целлюлозы.

Наконец, фирменная запатентованная система усиления BUSH на мощных полевых транзисторах. Все вышеперечисленное доказывает неординарность новой флагманской модели от Creative.

Выход на наушники, вынесенный на проводной пульт, становится обычным делом. Ведь на большинстве звуковых карт он совмещен с фронтом и будет занят при подключенной акустике.

Экспертное прослушивание

GigaWorks S750 прослушивалась на трех разных звуковых картах от Creative - Audigy 2 ZS, Audigy и Live!. Был припахан и встроенный в "материнку" шестиканальный АС'97-кодек ALC650.

Audigy 2 ZS продемонстрировала лучшую локализацию воссоздаваемых источников звука в пространстве, но звучание, в целом, воспринималось как жестковатое, излишне подчеркнутое в деталях. Я бы даже сказал, слишком пронзительное (очевидно, так специально задумано, чтобы проняло даже самых тугоухих). Высокие и средние частоты приходилось убирать: то тембром, то эквалайзером. Впрочем, для людей с пониженной чувствительностью слуха на средних частотах это не актуально.

С просто Audigy звучание было наиболее комфортным, разве что иногда хотелось теперь уже прибавить высоких частот.
На Live! сильно страдала точность, бас был разухабист, и многие подробности, заложенные в записи, из него не выплыли.
На удивление хорошо прозвучал ALC650, хотя многоканальный расклад в его исполнении не шибко радовал, особенно в играх.

В связке с аналоговым плеером (с выхода на наушники) GigaWorks S750 выступила не лучшим образом, к тому же, сказывалась невысокая чувствительность AUX-входа. Зато с МР3-плеерами, в частности от Creative, звучание было распрекрасным, хотя и не таким громким, как хотелось бы.

Когда работают только два фронтальных сателлита, складывается впечатление (особенно на записях со скромным уровнем), что суммарной мощности маловато. Она как бы "утекает" в нехилый сабвуфер. При этом пиковый запас мощности у системы имеется! Выкрутив громкость до отказа (вот-вот шум полезет) и уменьшив уровень саба (чтобы, как музыка заиграет, стекла не вылетели), получим ощутимые нелинейные искажения, особенно заметные на средних частотах. Это неприемлемо для формата DTS, в котором динамическая компрессия практически не применяется. В плане мощности гораздо веселее, если сабвуферу дружно аккомпанируют (Stereo Copy) все семь сателлитов, но этот режим есть далеко не у каждой звуковой карты. Огорчает, что для AUX-входа все сателлиты GigaWorks S750 не задействуешь.

Мы уже писали, что Creative мудрит с названием и коммутацией окружающих каналов. Так вот, электронные мозги GigaWorks S750 склонны путать свои же "Side" и "Rear". Даже если "родной" драйвер включен в режим 7.1, а электронный апмиксинг в GigaWorks S750 (из 5.1 или из 6.1 в 7.1) вырублен, то в играх и при проигрывании Dolby Digital через медиаплеер звук идет на "Rear", а при воспроизведении фильмов со звуком Dolby Digital 5.1 (и тестов!) - на "Side". Причем со сторонним драйвером типа kX на "Rear" - тишь да гладь. Если же драйвер 7.1-карты включен в "спикерный" режим 5.1, начинается полная чехарда: например, правый "Rear"-сателлит может молчать, как партизан на допросе. В связке S750 с Audugy 2 ZS в программном микшере карты почему-то не регулируется уровень сабвуфера…

Сразу чувствуется на слух, что АЧХ тестируемой акустики не имеет выраженного горба в районе 1-4 кГц (на мощности "до середины") и вообще достаточно равномерна по всему диапазону частот. Умеренная тенденция нарастания высоких частот не должна докучать. Куда загибается АЧХ на ультравысоких частотах, на слух не определишь, но прикидки с подручным микрофоном показывают, что "ультра" излучаются вплоть до 40 кГц и даже выше (!). Простейший эксперимент с перемещением головы-уха по отношению к оси излучения свидетельствует о малой направленности сателлитов в горизонтальной плоскости.

Теперь об особенностях восприятия звучания GigaWorks S750. Высоким частотам для полноты аудиофильского счастья не помешало бы еще чуток прибавить в изящности-утонченности. Но это уже пожелание, а не упрек. Средние частоты обычно сдержаны, душа у них явно не нараспашку. К тому же, имеется провальчик согласования с сабвуфером на нижней середине. При настройке уровня сабвуфера около отметки 50% бас доминирует над остальными частотными составляющими на большинстве музыкального материала. Исключение - многоканальный звук в формате DVD-Audio (да особо качественный в Dolby Digital), выполненный с большим динамическим диапазоном без "накачки" низов - здесь мощь баса задействуется в меру. Сам бас очень глубокий, на редкость резвый и размашистый в динамике. Колбасит так, что спинка стула массирует позвоночник.

На GigaWorks S750 можно долго слушать в кайф рок-музыку, даже сжатую на экономичных битрейтах. Отлично идут джаз и классика во всех форматах. На электронике и попсе (приубрав басы, чтобы не довести до кондрашки соседей) можно "обторчаться вчерняк". От техно просто "едет крыша". Качественные записи предпочтительны, но сойдут и залетные пиратские сидючки, передранные с МР3. Однако все только что сказанное справедливо не для максимальной громкости, на которой искажения начинают резать уши.

Надо ли говорить, что с самым распространенным кинотеатральным звуком - Dolby Digital - у S750 все окей. Ну и со всеми играми наш GigaWorks справляется просто играючи, уж простите за каламбур.

Из продвинутых форматов в прослушивании принимали участие треки с прилагающейся к ZS [4] "демонстрашки" многоканального звука в Dolby Digital EX, DTS ES, а также с трех разных DVD-Audio (24 бит/96 кГц, 5.1). Демо-звук убедил: GigaWorks S750 задаст конкурентам головной боли. Что касается DVD-Audio, то тут далеко не все гладко. К огромному сожалению, в отведенное на тестирование время не было возможности проверить, насколько в этом виновата Audigy 2 ZS. То и дело (на отдельных треках) средние частоты воспринимались весьма странно, как будто они, ошалев после зимней спячки, вырывались на свободу и пьянели от свежего воздуха. Дурман среднечастотных составляющих лучше всего был заметен на повышенной громкости. Думаю, подобному слуховому ощущению найдется научное объяснение.

Порадовало, что сателлиты GigaWorks S750 могут работать как на узкой (менее 1 м), так и на средней (около 2 м) стереобазе [5]. Благодаря широкой направленности площадь зоны максимального пространственного эффекта довольно велика, но установка сателлитов на расстоянии в три и более метров друг от друга, скорее всего, приведет к нарушению целостности звукового образа.

К прослушиванию S750 привлекались люди, не избалованные изысканной аудиоаппаратурой класса Hi-Fi. Все слушатели в один голос отмечали два аспекта: "Ну, очень здоровский бас" и "Звук везде". Правда, сие тестирование осуществлялось без злоупотребления громкостью.

Пожелания разработчику

Добавка аналогового входа с корректором для виниловых вертушек сделала бы S750 гораздо популярнее, в том числе среди меломанов со стажем. Или можно сделать корректор в виде отдельного блока и продавать как аксессуар. Если уж замахнулись на супермультимедийную акустику, то она должна быть способна заменить в доме все другие акустические системы вместе с их усилителями. Кстати, S750 очень достойно звучит с хорошим виниловым источником.

Впрочем, для Creative найдется более насущная работенка. Судя по всему, Audigy 2/ZS не пара GigaWorks S750. Гипертвитер постоянно парится от высокочастотных фоновых шумов (см. красный график на скриншоте), заодно втихаря облучая наши с вами органы чувств. Виновата в этом именно Audigy 2! Точнее, ее аналоговые выходы на колонки. А если еще добавить мощи в усилении, то впору запасаться свинцовым кокошником. Более того, на сателлиты прет нехилый импульсный (высокочастотный) сигнал даже тогда, когда S750 почивает, сигнализируя об этом красным огоньком с проводного пульта. Неслышимость таковых фоновых шумов не означает, что они безвредны. От греха подальше, если нужда в звуке отпала, не поленитесь щелкнуть тумблером, расположенным на задней стенке сабвуфера, особенно если S750 подключена к Audigy 2.

Заключение

На сегодняшний день S750 по качеству звучания, несомненно, одна из лучших моделей универсальной (фактически истинно мультимедийной) активной 7.1-акустики.

Чтобы прикинуть отношение цена/качество, разделим цену комплекта на число самодостаточных каналов (включая сабвуфер). Получается 50 у.е. с хвостиком. Вычтя стоимость приличного усилителя мощности с дистанционным управлением, приходим к довольно привлекательному результату. S750, конечно, не заменит компонентную, ювелирно подобранную Hi-Fi-акустику домашнего кинотеатра. А вот с наборами "всё в одном" стоимостью под тысячу долларов с успехом посоревнуется (просуммировав стоимость DVD-привода и даже аудиоплаты, получим ощутимую экономию).

Ниша мультимедийной акустики (вкупе со звуковой картой) для полноценного озвучивания DVD-Audio все еще остается свободной.

Полную версию отчета читайте на Terralab.ru - www.terralab.ru/multimedia/32610 ).

Ссылки

[1] www.terralab.ru/multimedia/31488.
[2] www.terralab.ru/multimedia .
[3] www.cambridgesoundworks.com .
[4] www.terralab.ru/multimedia/32161 .
[5] www.terralab.ru/multimedia/24212 .

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.