Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Наступление гибридов

АрхивСтатьи
автор : Иван Карташев   21.04.2008

За семь лет продажи автомобилей с гибридным приводом - сочетанием электромотора и двигателя внутреннего сгорания - выросли более чем в тридцать раз, и уже не составляет труда предсказать их облик на следующие пять лет.

Популярность гибридных автомобилей растет с каждым годом. По данным Ассоциации электротранспорта США (EDTA), в 2007 году продажи гибридных автомобилей на американском рынке превысили 330000 штук против более чем 246000 штук годом ранее. А в 2000 году в США было продано 9367 гибридов, то есть за семь лет продажи выросли более чем в 30 раз.

Этому процессу способствуют как экономические соображения - экономия на продолжающем дорожать бензине и установленные в США налоговые льготы для покупателей гибридов, так и борьба с выбросами парниковых газов, которая выражается в введении ограничений на расход топлива. Например, недавно мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг объявил о новых ограничениях на расход топлива так называемыми "черными такси", которые обслуживают корпоративных клиентов и обычно комплектуются седанами класса люкс. Новые ограничения таковы, что уложиться в них без использования гибридного привода просто не получится.

Для этого, впрочем, есть все условия. С каждым годом расширяется и ассортимент гибридных машин, причем основная масса новинок - это седаны и SUV среднего класса и выше. Но начало рынку гибридов положила все же компактная машина.

Пионером американского рынка гибридов стала компания Honda, которая в 1999 году начала продажи компактного двухместного гибрида Insight. Новинка позиционировалась как транспортное средства наступающего XXI века и продавалась до 2006 года. Она оснащалась трехцилиндровым однолитровым бензиновым двигателем мощностью 70 л.с. и вспомогательным электромотором мощностью 10 кВт. Машина демонстрировала рекордно низкий расход топлива - 3,8 л на 100 км или, согласно утвержденной в прошлом году новой методике расчета топливной экономичности - 4,4 л на 100 км. По этому показателю Insight до сих пор остается вне конкуренции.

Однако широкой популярности машина не снискала - всего в мире было продано около 18000 Insight. Это неудивительно, ведь небольшая двухместная машина почти за 20000 долларов вряд ли могла привлечь много покупателей за исключением состоятельных энтузиастов техники и защиты окружающей среды. Для привлечения более широкой аудитории необходимо было выпустить гибрид, близкий по характеристикам к массовым автомобилям и при этом умеренно дорогой.

Широкое распространение гибридов связано с другой японской компанией - Toyota. В 1997 году в Японии, а в 2001 году на американском рынке появилась модель Prius - на вид вполне обычный компактный седан. Поначалу продажи Prius были относительно невелики, но всё равно многие желающие купить гибрид проводили в очереди до полугода. Вскоре и Honda выпустила гибридные версии полноразмерных моделей Civic и Accord.

В 2004 г. дебютировало новое поколение Prius с кузовом лифтбэк, позиционируемая в США между моделями Corolla и Camry. Эта машина быстро покорила американский рынок. По опубликованной на сайте electicdrive.org статистике, в 2004 году было зарегистрировано 53761 Prius, а в 2005 Toyota удвоила продажи (107897 машин). К концу 2007 года Toyota продала уже более 181000 "Приусов" (то есть более половины от числа проданных гибридов). Продажи же ближайшего конкурента - Honda Civic Hybrid все это время оставались на уровне 25000-30000 штук в год. Цены на Prius в США начинаются от 21100 долларов - не слишком дорого, но и не слишком дешево, учитывая, что цены на бензиновую Toyota Corolla в Америке начинаются с 15250 долларов, а минимальная цена на модель Camry составляет 18720 долларов.

В последние несколько лет Toyota закрепила успех Prius и взяла курс на "укрупнение" гибридов. Гибридный привод был появился в SUV Highlander, а затем в седане Camry. Кроме того, Toyota оснастила гибридным приводом несколько моделей своей люксовой марки Lexus, причем гибридный Lexus, в отличие от Toyota, можно приобрести и в России. В итоге на продукцию Toyota приходится львиная доля продаж гибридных автомобилей в США, да и в мире тоже.

Курс на внедрение гибридного привода в полноразмерных моделях взяли и другие производители. Например, первым гибридом американского происхождения стал внедорожник Ford Escape, за которым последовал Mercury Mariner. Компания же Nissan выпустила гибридный вариант седана Altima. Эта тенденция отчетливо прослеживается практически на всех ведущих автосалонах. Подавляющее большинство концептуальных и готовящихся к запуску в производство гибридов - это SUV или седаны среднего класса и выше. К японским и американским производителям готовятся присоединиться и в Европе. Например, на автосалоне в Женеве компания Daimler показала джип Mercedes-Benz GLK с дизель-электрической силовой установкой. В скором будущем ожидается и появление гибридной версии Porsche Cayenne. Что касается компактных машин, то среди концептов все больше полноценных автомобилей нежели гибридов, хотя и здесь есть исключения, например, гибридный Smart.

Внимание к гибридной технике проявляют и в странах, еще не достигших американского или японского уровня автомобилизации. О планах выпуска гибридных автомобилей уже заявила китайская компания BYD, а на олимпиаде в Пекине будут широко использоваться гибриды фирмы Chery.

Собственный гибрид разработала и индийская компания Mahindra. Ее гибридный внедорожник Scorpio был недавно продемонстрирован на Всемирном конгрессе Общества автомобильных инженеров США (SAE). Продажи машины на американском рынке должны начаться в 2010 году.

Облик гибридных автомобилей в ближайшие лет пять можно представить достаточно четко. Это седан или SUV среднего класса или выше производства японской или американской фирмы. Европейские модели наверняка будут представлены в люксовой нише, а китайские и индийские гибриды, если и появятся на рынке, первое время будут дешевой, но не самой надежной, экзотикой. Одновременно начнут получать распространение и гибриды, подключаемые к обычной электросети для подзарядки аккумуляторов.

Сколько бензина экономят гибриды

Эффективность гибридного привода сильно зависит от режима езды. Поскольку для подзарядки аккумулятора используется энергия торможения, то больше пользы от гибридного привода будет в городе при поездках с частыми торможениями и остановками. При движении по шоссе экономия тоже есть, но ее вполне можно списать на менее мощный бензиновый двигатель гибрида.

Самая подробная информация об топливной экономичности собрана на сайте http://www.fueleconomy.gov/. На его страницах можно оценить экономичность всех машин, продававшихся в США с 1985 года, а для удобства американские мили на галлон можно переключить в более привычные нам литры на 100 км. При этом нужно учитывать, что в 2007 году была введена новая расчетная методика, учитывающая более широкое использование кондиционеров и изменения в стиле вождения. Поэтому значения расхода топлива, рассчитанные по новой методике, несколько выше, чем старые.

Итак, по официальным данным усредненный расход топлива на Toyota Prius составляет 5,1 л на 100 км, причем это единственная машина, которая в городе экономичнее, чем на автостраде (4,9 л в городе против 5,2 л по шоссе), гибридная Camry расходует на 100 км пути 6,9 л бензина, тогда как чисто бензиновая модель - 9,4 л. В городе разница более впечатляющая - 7,1 л на 100 км у гибрида против 11,2 л у традиционного двигателя. У джипа Ford Explorer расход топлива составляет 11,2 л на 100 км, а у его гибридной версии - 8,4 л. В городском цикле гибрид экономит на 100 км почти 4 л бензина по сравнению со стандартной моделью. Для сравнения, бензиновый двухместный Smart расходует в среднем 6,5 л бензина на 100 км, а в городе - 7,1 л. То есть с точки зрения поддержания чистоты воздуха в городе Smart эквивалентен гибридной Toyota Camry, а значит в крупных городах от гибридов действительно есть толк.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2018
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.