Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Через три недели Diaspora постарается убить соцсети

АрхивСтатьи
автор : Михаил Карпов   27.08.2010

Diaspora - это что-то вроде клиента для социальных сетей, но если у реципиента тоже есть Diaspora, информация будет послана ему с помощью пиринговой технологии.

Разработчики опенсорсной "альтернативы Facebook" под названием Diaspora собираются запустить проект через три недели.

Проект Diaspora зародился на волне шумихи о проблемах с сохранением частной информации в Facebook, которая прокатилась по англоязычному интернету весной. Четыре молодых разработчика, за плечами которых нет ни единого серьёзного проекта, предложили создать децентрализованную социальную сеть - и внезапно оказались в центре всеобщего внимания.


Создатели Diaspora

Разница между Facebook и Diaspora примерно такая же, как между Livejournal и Wordpress. Завести блог на Livejournal очень просто, но за это нужно терпеть сомнительные эксперименты "Супа" и назойливые баннеры. Блоговый движок Wordpress совершенно бесплатен, но чтобы он заработал, требуется сервер и хоть и небольшие, но всё же усилия. Зато получившийся в итоге блог принадлежит тебе на все сто процентов.

Diaspora, по замыслу её создателей, будет иметь примерно ту же функциональность, что и другие социальные сети, но, подобно Wordpress, представляет собой не общий для всех веб-сервис, а бесплатную и свободную программу, которую можно установить на собственный сервер. Это защитит приватные данные не только от посторонних глаз, но и от владельцев социальных сетей.

Поскольку каждый экземпляр Diaspora связан со всеми остальными, общаться со знакомыми можно и в том случае, если они зарегистрированы на другом сервере. В этом смысле Diaspora похожа на электронную почту: для того, чтобы отправить письмо на, к примеру, mail.ru, не требуется заводить почтовый ящик именно там - сгодится любой.

Многие сомневались, что из этого что-то выйдет - смущала и неопытность зачинщиков проекта, и суть их идей. Децентрализация успокаивает только тех, кто думает, что главная проблема Facebook - это не вызывающее доверия руководство компании. Однако это не так. Главная проблема Facebook и любой другой социальной сети почти неразрешима: она в том, что интернет придуман не для хранения секретов, а для распространения информации. Даже самые лучшие намерения этого не изменят.

Впрочем, куда больше было тех, кто не только встал на сторону Diaspora, но и поддержал их делом. Когда создатели Diaspora объявили о затее на сайте Kickstarter, позволяющем каждому желающему найти средства для финансирования собственного проекта, тысячи людей, не задавая лишних вопросов, пожертвовали им деньги. Проект быстро собрал больше 200 тысяч долларов.

Небольшую сумму "повстанцам" подкинул даже сам глава Facebook Марк Цукерберг. Вместо того, чтобы отыгрывать полагающуюся ему роль Дарта Вейдера, он объявил, что Diaspora - это "крутая идея" и напоминает ему ранние годы Facebook. Несколько лет назад у компании был проект под названием Wirehog, тоже основанный на пиринговой технологии, но его быстро зарезали, чтобы не привлекать внимания борцов с пиратством.

Собрав деньги, четвёрка основателей Diaspora пропала из поля зрения публики. Лето почти закончилось, давно прошёл срок, когда они обещали сообщить миру о результатах работы, а на сервере проекта было по-прежнему пусто. Скептики злорадствовали.

26 августа, наконец, появились кое-какие вести. В объявлении, помещённом в блоге разработчиков Diaspora, указано, что разработчикам пришлось временно отказаться от многих возможностей, которыми они намеревались оснастить клиент. В первой версии Diaspora не будет плагинов и программного интерфейса. Причина исключительно в том, что создатели хотят поскорее запустить проект.

В первой версии основное внимание уделено пользовательскому интерфейсу и так называемому "интеллектуальному шейрингу" - то есть возможности легко задать, какой контент виден коллегам, какой друзьям, какой родственникам и так далее. Проблема, кстати, важная - недавно Цукерберг говорил о том, что люди не любят пользоваться списками для определения того, кто будет видеть размещённую в социальной сети информацию.

Что будет дальше? Полезность социальной сети напрямую зависит от того, насколько она популярна. Между тем, когда скандал вокруг Facebook давно утих, о Diaspora почти все забыли. Даже если её разработчикам удастся довести работу до конца, это ещё не значит, что они найдут пользователей. Неудивительно, что они так акцентируют внимание на пользовательском интерфейсе - ведь люди склонны использовать то, что им более понятно.

Скорее всего, когда в сентябре будут опубликованы исходные коды первой версии, их скачают лишь гики - а их определённо мало для успеха. Возможно, затем появятся хостинги Diaspora, доступные для простых пользователей, которые не желают возиться с собственным сервером, но будут ли они популярны? Не исключено, что это зависит от того, насколько хорошо налажено взаимодействие серверов Diaspora с другими социальными сетями.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.