Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новые паровозные технологии

АрхивReaditorial
автор : Василий Чуприн   01.04.2010

Наш читатель предлагает ознакомиться с подробнейшим обзором лампового усилителя. Определённо, этот текст написан аудиофилом и предназначен для аудиофилов.

Наш читатель предлагает ознакомиться с подробнейшим обзором лампового усилителя. Определённо, этот текст написан аудиофилом и предназначен для аудиофилов. Авторская орфография и пунктуация сохранены. - прим. ред.

Аннотация

Статья посвящена детальному обзору лампового усилителя «ASKET» производства малоизвестной фирмы «СовИнж Аудио». На примере данного образца современных ламповых усилителей рассказывается об особенностях ламповой техники вообще, о значимых нюансах, присущих ламповой аудиотехнике высокого класса, а также о мифах и легендах, сложившихся вокруг ламповой техники в современном сообществе ценителей качественного звука.

Введение

Лампы (вернее, радиолампы) манили меня своим волшебным теплым светом давно. Еще в те далекие времена, когда я, будучи ребенком, заглядывал сквозь вентиляционные отверстия внутрь корпуса какого-нибудь лампового электронного устройства - радиолы или телевизора. Но к тому времени, когда ко мне пришло хоть какое-то понимание работы электронных приборов, «его светлейшество» радиолампа окончательно ушла со сцены. И свой радиолюбительский путь мне пришлось начинать уже в дружной компании скучных и холодных полупроводников. А потом пришла эпоха цифры, которая и вообще одним махом положила конец моему едва начавшемуся радиолюбительству.

Не знаю как вам, а лично мне всегда казалось, что цифровые устройства совместить с ламповыми никак нельзя. Ну судите сами. Цифровые устройства питаются очень низкими напряжениями и презирают всевозможные помехи и шумы. Ламповые схемы наоборот — питаются очень высокими напряжениями и, как всякая аналоговая техника, весьма чувствительны к помехам и шумам.

Мои представления были разрушены одним малозаметным фактом: в 2002 году вполне себе компьютерная фирма AOpen выпустила на рынок материнскую плату AX4B-533 Tube, на которой была установлена радиолампа, а за компанию и несколько «аудиофильских» конденсаторов MultiCap, резисторов Vishay и проводов CARDAS.

Так вот! Ламповая схема использовалась в усилителе интегрированной звуковой карты и, говорят, здорово смягчала отвратительный цифровой звук, порождаемый бюджетным аудиочипом.

Затея компании AOpen была подхвачена очень вяло. Вялость движения по непосредственной интеграции радиоламп с цифровыми устройствами объясняется очень просто. Реализация и практическая ценность такого рода решений весьма сомнительны - для хорошего звука одной лампы, грубо говоря, было мало.

И даже трех ламп все равно мало!

Потому что не в лампах счастье. Важны и другие компоненты. Например, согласующие трансформаторы.

Тут нужен хотя бы простой, но полноценный ламповый усилитель звуковых сигналов, а он много весит, много стоит, много электричества кушает и безумно греется.

Тем не менее, немногочисленные последователи и, в первую очередь, сама AOpen, учли ряд ошибок пионера. В лампах они разглядели совсем другие ипостаси: модность, элитарность и богатейший моддерский потенциал.

Так, в одной из следующих «ламповых материнок» AX4GE Tube-G, AOpen уже использовала конденсаторы попроще, зато окружила слабо светящуюся лампу светодиодной подсветкой (в лучших китайских традициях - «вырвиглазно-синего» цвета), что явно свидетельствовало о более «правильном» сдвиге фокуса в сторону визуальных эффектов.

Однако, несмотря на некоторую надуманность применения ламповых конструкций в составе ультрасовременных цифровых устройств, потенциал связки цифрового источника звука (особенно, если он высококачественный) с аналоговым звуковым трактом на лампах все же был продемонстрирован широким слоям населения. Дело за малым - за лампами!

И вот тут нас поджидает одна засада. На фоне более чем доступных цифровых аудио решений любые ламповые схемы стоят совершенно нереальных денег, а в пределе легко могут приблизиться к стоимости нового импортного автомобиля малого класса! Оно где-то даже и понятно, почему так. Ламповые схемы не технологичны. Чаще всего собираются с помощью архаичного объемного монтажа (а это всегда ручной труд), который применялся в 60-х и ранее. Не экономичны: КПД составляет единицы процентов. И совершенно не практичны: греются до сотен градусов, весят десятки килограмм и т.д. и т.п.

«Братья китайцы» пытаются помочь несчастным аудиофилам в меру своих нескромных сил (ведь ручной труд у них совсем не дорог) и производят более-менее доступные по цене устройства. Но их лампы почему-то не звучат. А как вы хотели?! Чтобы сделать качественную радиолампу, недостаточно в стеклянную колбу запаять несколько проволочек с жестяночками! В Европе, Америке и СССР десятилетиями шлифовали конструкции электронных вакуумных приборов. Подбирали для электродов сплавы, содержащие драгоценные металлы. Разрабатывали составы покрытий и нюансы точного изготовления сеток, катодов и анодов радиоламп. Целые институты трудились! Далеко не все можно скопировать, разбив лампу и посмотрев, что у нее внутри.

Но если в китайскую схему воткнуть породистые лампы, то и после этого она не станет звучать по высшему разряду, потому что для хорошего звука важно и качество монтажа, которое у наших трудолюбивых товарищей традиционно хромает, и качество остальных компонентов схемы: резисторов, конденсаторов и, самое главное, трансформаторов!

Ведь если подумать, на чем поднялась китайская электроника? На цифре! А для цифры не так уж важно, сколько и каких шумов порождают резисторы и конденсаторы. Так что в ламповой электронике китайцы - дети малые.

Понимая все это, ваш покорный слуга и не рыпался. Ждал, пока соберется приличная сумма свободных денег, которую он потратит на настоящий качественный ламповый усилитель.

Муки выбора

И вот однажды, заглянув на Интернет-аукцион «Молоток», я почти случайно наткнулся на выставленный для продажи ламповый усилитель за вменяемые деньги. Несложный поиск продемонстрировал всю ценовую гамму ламповой техники, и оказалось, что не все так страшно!

Во-первых, можно купить старый и не очень породистый ламповый усилитель. Звучать он будет по-ламповому на все сто! Правда, ему может потребоваться изрядное техническое обслуживание: замена высохших электролитических конденсаторов, ламп и трескучих потенциометров в регуляторах громкости и тембра. Если речь идет о наследии советской промышленности, то такая реставрация не будет дорогой. А если вы с паяльником «на ты», то можете отважиться и сделать из деталей приобретенного устройства настоящий Hi-End! Ведь самое главное и дорогое у вас уже будет: лампы, трансформаторы и корпус. Именно так поступают почти со всеми дожившими до наших дней отечественными ламповыми усилителями «Прибой».

Во-вторых, можно купить что-то самодельное. На мой взгляд, это очень хороший вариант. Радиолюбители достигают немалых высот в построении ламповых схем, и очень даже может быть, что вам посчастливится купить великолепное по качеству устройство. Недостаток у самодельных конструкций только один: чаще всего они выглядят кустарно. Зато это ручная работа!

А в-третьих, вам может повезти и вы купите современное, «породистое» устройство, но изрядно бывшее в употреблении.

Лично для себя я счел приемлемыми первый и последний варианты. Но судьба распорядилась иначе. На глаза мне попался новый усилитель от никому не известной фирмы «СовИнж Аудио». Название компании радовало, потому как ностальгические приступы по советскому жизненному укладу с годами лишь усиливались и учащались. Усилитель назывался «ASKET».

Выглядел он и вправду аскетично, но при этом весьма симпатично. Технические характеристики были совершенно замечательными для его класса, а нераскрученность брэнда гарантировала адекватную стоимость - 250 - 300$ за новое устройство в коробке.

Вот смотрите, какие характеристики заявляет производитель:

  • Диапазон воспроизводимых частот: 18 Гц – 22 кГц
  • Неравномерность в диапазоне частот 20 Гц – 20 кГц: 1.5 дБ
  • Неравномерность  в диапазоне частот 40 Гц – 15 кГц: 1.1 дБ
  • Динамический диапазон: -77 дБ
  • Сопротивление нагрузки: 4 Ом / 8 Ом
  • Номинальная выходная мощность: 3.2 Вт на канал
  • Максимальная выходная мощность: 4.0 Вт на канал
  • Максимальная амплитуда входного сигнала: 0.75 В
  • Коэффициент нелинейных искажений: 0.05%
  • Нелинейные искажения + шум: 0.2%
  • Уровень шума: -80 дБ
  • Максимальная потребляемая мощность: 60 Вт

Сам производитель, между прочим, позиционирует свое устройство для работы совместно с цифровыми источниками звука.

Делать покупки сломя голову не в моих правилах, и поэтому было решено для начала собрать максимум доступной информации с нескольких аудиофильских форумов. Итак, я начал «трясти» народ на предмет знаний о предмете.

Знаний оказалось немного. Да просто ноль! А на основе внешнего вида устройства ничего толкового никто мне так и не сказал. В 95% комментариев была одна и та же мысль: «Аскет» звучать не будет, потому что стоит слишком дешево. Количество снобизма в среде аудифилов, к сожалению, нередко превышает все разумные пределы.

В общем, чем больше я читал комментарии «старших товарищей», тем сильнее крепло во мне желание доказать им, что они сильно не правы (на тот момент я почему-то нисколько не сомневался в том, что подвоха в случае с «Аскетом» не будет).

И вот сверхбюджетный ламповый усилитель «ASKET» в моих безжалостных руках.

Комплект поставки

Упакован он так же аскетично, как и наречен: полиэтиленовый пакет и простая картонная коробка.

В комплекте лишь минимум всего самого необходимого:

  • сам усилитель;
  • сетевой кабель с евро-вилкой;
  • аудиокабель RCA-mini-jack средней породистости. Качество самого кабеля приличное, контакты позолоченные. Только вот зачем эта позолота, если на самом усилителе RCA-разъем обыкновенный? Видать, в нагрузку досталась;
  • и книжечка руководства по эксплуатации.

Внешний вид весьма оригинален. Гламурным его точно не назовешь. Ну на то он и «Аскет».

Обычно дизайну современных ламповых усилителей уделяется самое пристальное внимание. Чего только народ не придумывает! Но все неизменно выставляют лампы напоказ и очень часто без какой-либо защиты этих хрупких электронных приборов. Все эти дизайнерские изыски по большей части красивы, но совсем не практичны. А ну как под одной крышей с аудиофилом проживают животные, малые дети и прочие несознательные граждане?

Создатели «Аскета» пошли своим путем. С одной стороны, они повторили ставшую классической компоновку шасси ламповых усилителей: впереди лампы, сзади коробки с трансформаторами и все это на виду.

С другой - попытались соблюсти некие современные дизайнерские каноны, и так называемый «подвал» шасси усилителя выполнили похожим на корпус тонкого и плоского DVD-плейера.

Использовать объемный монтаж в «СовИнж Аудио» не стали - всю схему усилителя разместили на печатной плате.

Так делалось уже на излете ламповой эпохи. Многие аудиофилы ругают печатный монтаж почем зря. Ваш покорный слуга лишен таких предрассудков и открытому виду платы скорее рад (помните еще не совсем угасшее движение за прозрачные корпуса электронных устройств? Вот тут оно почти то же самое. Так что, моддеры, - радуйтесь! - печатную плату довольно хорошо видно).

И пока далеко не убежал в сторону звука, отмечу еще одну моддерскую радость - оранжевый светодиод подсветки. Он выполняет функции индикатора питания и, что наверное даже главнее, освещает лампы и плату красно-оранжевым светом, который очень сильно похож на цвет свечения нитей накала радиоламп.

Резон такой подсветки очевиден: сами лампы светятся тускло (раскаленные катоды почти полностью закрыты жестянками анодов и потому лампы почти не светятся), самих ламп мало - всего лишь три штуки. Для звука оно, может, и нормально, а вот для красоты явно недостаточно.

Чуть «утопленная в подвале» плата усилителя с расположенными на ней лампами прикрыта довольно-таки массивной металлической крышкой, сплошь усеянной круглыми отверстиями, служащими для охлаждения горячих радиоламп, ну и для красоты, наверное, тоже. Крышка привинчена болтами - так что ее можно легко снять для замены ламп, например.

Сама же крышка не так проста, как кажется. Во-первых, она имеет двойной металлический потолок. Я слегка опешил от такой несуразности. Неужели для хитрого экранирования от помех? Но потом в голове родилась версия: если бы не было двойного потолка, верхняя плоскость крышки во время работы усилителя сильно разогревалась и пользователь мог бы обжечься. Во-вторых, читая руководство по эксплуатации, я обратил внимание на то, что корпус усилителя строго по ГОСТу защищает пользователя от доступа к опасным частям (платы) пальцем или, например, мохнатой лапой. Так что отверстия в крышке вполне определенного диаметра, а не как кому захотелось!

Но если отбросить все мелкие нюансы, что можно сказать про внешний вид усилителя?

Он кондовый! Прямо-таки по-советски :) Лучше всего его опишет такая аналогия - «электротехнический ящик».

Сделан целиком из металла вполне приличной толщины (в Nokia за такую фишку немалых денег просят ;)) Хотя сам металл, судя по всему, не очень качественный. Мягкий. Крышки трансформаторов приклепаны навечно. Как на бронепоезде.

Качество изготовления металлических деталей оставляет желать лучшего. Как и качество покраски. Единственное, что радует, - это технология окраски. Она порошковая. Если кто не знает, такую используют для окраски металлических конструкций, предназначенных для использования на открытом воздухе. Выводы очевидны — так просто не облезет ;). И, похоже, прав был продавец: «Этот усилитель вам придется передать по наследству правнукам». И от себя добавлю: «Дай Бог нам всем дожить до их (правнуков) появления!»

Входной RCA-разъем расположен на передней панели. С точки зрения внешнего вида это может кому-то не понравиться. Хотя лично мне такое расположение видится как раз весьма гармоничным.

Но разработчики, я уверен, думали вообще по-другому. Кроме того, что в текущем варианте дизайна сзади для RCA-входа банально не нашлось бы места, так еще и тянуть его пришлось бы через весь корпус мимо трансформаторов, а это всякие нежелательные наводки, шумы и искажения.

На задней панели примечательны две вещи.

Первая - бюджетные выходные клеммы, которые, к счастью, лично меня не напрягают. Но если вы планируете покупать дорогой аудиокабель для подключения акустических систем и вообще обращаете внимание на направление распространения сигнала по аудиокабелю, то этот усилитель вам, наверное, и не подойдет из-за совершенно «несерьезных» клемм.

Впрочем, их, пожалуй, не составит большого труда заменить на что-то более дорогое и симпатичное. Скажем, на «бананы».

Вторая примечательная вещь - два включателя питания.

Один (тот, что в тон цвету накала ламп - желто-оранжевый) - общий. Он подает питание на усилитель и включает накал радиоламп. Второй ведает исключительно подачей высоковольтного анодного напряжения. Все эти сложности очень подробно расписаны и обоснованы в руководстве по эксплуатации. Я же скажу кратко: «Вещь полезная для продления ресурса ламп, а также в случае установки новых ламп». Включать анодное напряжение всегда нужно немного погодя. После разогрева ламп.

Но если кто-то считает лишними все эти заморочки, то ему никто не мешает держать «анодный» включатель всегда включенным и пользоваться одним лишь общим включателем питания. В советской ламповой технике на это дело вообще никто и никогда не заморачивался. И ничего. Работала она как миленькая десятилетиями.

На дорогущих Hi-End конструкциях используют специальные схемы задержки подачи анодного напряжения на 30-60 секунд. А в совсем уж фанатских конструкциях в выпрямителях анодного напряжения используют вакуумные (то есть, ламповые) диоды - кенотроны. Будучи лампами, кенотроны сами начинают плавно прогреваться. По мере их прогрева растет их проводимость, а следовательно, и напряжение питания усилительных ламп, называемое «анодным».

«Аскет», как видим, предоставляет своему владельцу возможности по сохранению ресурса ламп, но, как говорится, «за собственный счет» :)

А вообще, скажу я вам, это даже и забавно по-своему: щелкнул одним включателем - тот загорелся желтым.

Посмотрел, как ламповые спирали раскраснелись, щелкнул вторым - этот включатель загорелся зеленым... Чувствуешь себя как минимум пилотом звездолета... из книжки писателя-фантаста начала двадцатого века ;)

Руководство по эксплуатации

Наличие в комплекте с приобретаемым прибором полноценного руководства по эксплуатации нынче большая редкость. Чаще всего прилагается листок-другой глянцевой бумаги с информацией, предназначенной скорее для защиты производителя от возможных претензий со стороны покупателя и для соблюдения формальности, нежели для сообщения нам горемычным пользователям их продукции реальной и полезной информации о правилах ее использования.

А вот в советские времена все было иначе. Бытовая электроника сопровождалась целой стопкой разных брошюрок, содержащих едва ли не конструкторского уровня информацию! К магнитофонам высшего класса, например, прилагался целый альбом принципиальных схем! Вот только качество бумаги было очень неважным. Но если бы можно было выбрать, я бы выбрал «советский вариант».

А тут?

А тут у нас как раз он и есть. Советский вариант. «СовИнж Аудио» в полном согласии со своим названием прилагает к казалось бы совершенно примитивному изделию полноценную книжечку в 50 страниц.

Полистаем?

В самом начале обнаружилась страничка с благодарственным и проникновенным текстом, который сообщает своему наверняка редкому читателю о том, что данное изделие почти полностью состоит из отечественных деталей, сделано в России (а вы как думали!), и это хорошо, потому что кризис на дворе, деньги остаются в стране... Ну про кризис и деньги, конечно, никто не писал. Это я уже сам додумал :) Но смысл, я уверен, примерно такой.

Как к этому относиться - личное дело каждого. Это, скорее, политика, нежели меломанство.

А «полностью», как видим, не получилось - без Китая теперь не могут обойтись даже нео-советские компании.

Дальше интересней. В руководстве по эксплуатации расписано до мельчайших подробностей буквально все! Как подготовить усилитель к первому включению (оказывается, тут ламповая техника приготовила нам небольшой сюрприз). Как включать и выключать усилитель, как его хранить, как перевозить, как и на какие менять лампы(!). А в приложение помещена настоящая микро-энциклопедия, рассказывающая о некоторых особенностях эксплуатации ламповой техники.

Вот уж что-что, а информационную поддержку аскетичной не назовешь! Все это так непривычно, что, как видите, описанию руководства по эксплуатации скромного усилителя я выделили целый раздел своего обзора.

В лучших традициях советских бытовых приборов, к руководству по эксплуатации пришпилена электрическая принципиальная схема, из которой можно узнать кое-что полезное.

Анализ схемы

Рассматривая схему, я, прежде всего, обратил внимание на упоминание еще одного изделия компании - «Аскет-М». Нетрудно было догадаться, что на принципиальной схеме элементы этого варианта усилителя нарисованы серым цветом. В целом же отличий не много. У модифицированного «Аскета» добавлена пара-тройка деталек в блоке питания, катушечка на входе и светодиодные индикаторы уровня входного сигнала.

Индикаторов на корпусе рассматриваемого аппарата не наблюдается, значит, в моих руках самый простой вариант усилителя. Ну и ладно! Не больно-то и хотелось.

Схема усилителя представляет собой самую что ни на есть классику — двухкаскадный ламповый усилитель мощности звуковой частоты. Усилитель однотактный класса А. Между прочим, самый что ни на есть модный вариант. За такими схемами ходит слава наиболее качественных в плане воспроизведения звука, но традиционно слабых с точки зрения мощности. Двухтактный усилитель на тех же лампах был бы в четыре раза мощнее, но и с гарантированными искажениями.

На самом входе перед самой первой лампой стоит разделительный конденсатор. Для звука, говорят, это не очень хорошо, но для гарантированной надежности и безопасности без этой детальки почти нельзя. А поскольку у нас промышленное изделие, то претензии предъявлять было бы не корректно. Сам конденсатор пленочный, советский. Это вполне прилично. Но и не Mundorf. Скажем так, на четверку. Кстати, а ведь его, наверное, можно выпаять и заменить перемычкой. Да просто выводы обмотать неизолированным проводом - вот вам и перемычка. Для экспериментов вполне подойдет. Только осторожно! Смотрите чтобы не замкнуть чего лишнего! И посмотреть, что получится. А можно заменить на более породистый от того же Mundorf.

В первом каскаде используется лампа 6Н3П, которая есть два триода в одном баллоне. Соответственно, по триоду на каждый стереоканал. Триоды - это хорошо. Лампа 6Н3П тоже хорошая, хотя и не для звука разрабатывалась, а для высокочастотных цепей радиоприемников (ну или что-то около того). Ну в общем, тут все в порядке.

Далее следует межкаскадный конденсатор. Вот без него уже, считай, нельзя. Он примерно такой же, как и на входе. Оценка, соответственно, такая же.

Удалять этот конденсатор я бы категорически не рекомендовал. Но его тоже можно заменить на что-то «породистое аудиофильское».

Теперь одна из важнейших составляющих любого лампового усилителя — выходная лампа. У нас она 6П14П. Это весьма знаменитая лампа, разработанная специально для звуковых применений. Ее зарубежный аналог называется EL84. Лампа относится к пентодам и представляет собой значительно усовершенствованную конструкцию самой первой радиолампы - триода. Да по сути, это все тот же триод, у которого есть две дополнительные сетки, используемые для нейтрализации всяких вредных эффектов, которых полным-полно в триодах. Но некоторым аудиофилам всякие там инженеры не указ, и они утверждают, что «чистый» триод звучит лучше всего на свете. Спорить с этим утверждением я не стану. Однако, пентод можно запросто подключить как обычный триод. При этом звучать он начинает по-триодному, но сильно теряет в мощности. У «Аскета» мощность и так не велика, так что тут не до триодного включения, поэтому выходная лампа в данном усилителе работает в родном для нее пентодном режиме.

Если пытаться судить о звуке пентода против звука триода, то первый, говорят, звучит более современно. Чуть более «по-транзисторному». Второй наоборот — само воплощение старинного лампового звука. На самом деле, как мне кажется, разница минимальная. Но пентод несколько более всеяден в плане музыкальных жанров, а звук у него ничуть не менее ламповый, чем у триода. Впрочем, тут все сильно субъективно.

Что еще можно выудить из схемы усилителя?

Тут есть отрицательная обратная связь (ООС). Говорят, без нее лучше звук, но стабильность параметров схемы не гарантирована. Да пентоду без обратной связи и нельзя никак. В штучных экземплярах усилителей на триодах, да еще и с индивидуальной настройкой, можно обойтись без обратной связи. В промышленных масштабах с ООС, пожалуй, надежнее.

Смотрим на схему далее.

Важной составляющей звука в ламповых усилителях является блок питания. Ведь он не просто предоставляет усилителю питающие напряжения нужной величины. Он выпрямляет изначально переменный ток и сглаживает пульсации после такого выпрямления. Ну и может сам добавлять некоторое количество помех в питающее напряжение, а из него... прямиком в звук...

Так что уделим несколько строк анализу блока питания «Аскета».

Как я уже писал выше, в аппаратуре экстремального Hi-End класса применяют кенотроны. Они, если можно так сказать, очень естественны с точки зрения электротехники и потому не имеют камня за пазухой. Чего не скажешь о повсеместно заменивших их полупроводниковых диодах. У последних, говорят, есть всякие переходные процессы. Почти свободны от всего этого негатива только диоды Шоттки. У Аскета таких нет. У него самый обыкновенный блок питания с полупроводниковым мостом.

Кстати, для «Аскета-М» предусмотрена выделенная на схеме серым цветом модификация - дополнительные конденсаторы, подключенные параллельно каждому из диодов выпрямительного моста.

Но «ASKET» на звание Hi-End и не претендует. В описании к нему заявлено, что он относится к классу Hi-Fi. Так что ему такая АСКЕТичность вполне простительна.

А вот полноценный фильтр помех из сети электропитания у него есть. Поэтому работающая электродрель в соседской квартире посредством электросети звук вам не испортит. Скорее, стены будут так дребезжать, что вы сами ничего не захотите слушать.

Только надо помнить, что все фильтры работают мало-мальски эффективно лишь при подключенном заземлении.

Последняя вещь, которой пугают аудиофилов, это фон переменного тока, выражающийся в доносящемся из колонок тихом низкочастотном гуле. Это далеко не самая фатальная вещь, которая может «убить звук». Слышно ее только в паузах между музыкальными произведениями. Однако, впечатление такая оказия все же испортить может.

Высокое напряжение питания «Аскета» у нас выпрямлено и почти наверняка достаточно отфильтровано конденсаторами большой емкости. Тут подвоха ждать не стоит. Да и о каком фоне переменного тока и мало-мальски значимых пульсациях питающего напряжения можно говорить, если на одних только конденсаторах усилитель звучит секунд 20 (после выключения анодного напряжения).

Другое дело - накал ламп. Опять-таки, у солидной техники его тоже выпрямляют. Но «Аскет» не был бы АСКЕТичным, если бы пал так низко и погряз в роскоши! Никакого выпрямления! Накал питаем прямо от трансформатора переменным током!

Тут надо отметить, что у ламп с косвенным накалом переменный ток накала нигде со звуком не «соприкасается», так что никакого криминала в такого рода питании вроде бы и нет. Да и вся бытовая аппаратура прошлых лет так была устроена. Но ведь «Аскет» у нас с претензией на Hi-Fi! Смотрим на схему. А там все же предприняты определенные шаги. Во-первых, накал радиоламп устроен по схеме с искусственной средней точкой. И этого уже вполне достаточно для АСКЕТичного класса. Но это еще не все. Во-вторых, у «Аскета» на накальных цепях организован весьма приличный положительный потенциал. Почти 50 Вольт (это при величине самого накального напряжения - 6.3 Вольт). Вот этот самый потенциал и не дает в лампах образовываться вредному диоду между нитью накала и катодом, когда на последнем присутствует положительное напряжение, а на спирали - отрицательная полуволна переменного накального напряжения. О как сказал! :)

В общем, судите сами: пара копеечных деталек (резисторов) - и железобетонная перестраховка от фона переменного тока. Вполне себе рациональный подход. Одобряем :)

На этой оптимистичной ноте позвольте и закончить изрядно затянувшийся анализ схемы усилителя.

А как оно работает на самом деле, - послушаем.

Анатомия пациента

А теперь, лично для меня самое-самое интересное. Взгляд внутрь!

Откручиваем 6 винтов, крепящих дырчатую крышку печатной платы, и на всякий случай вынимаем лампы из их панелей (их можно будет вставить обратно, как только снимем крышку всего корпуса усилителя).

Теперь снимаем ручки регуляторов громкости (они застопорены винтами). И, открутив четыре винта с боков корпуса усилителя, наконец-то снимаем его крышку.

Общий взгляд на конструкцию

Внутри нашему взору открываются поистине «сибирские просторы»! Во-первых, внутренний короб зачем-то выкрашен белой краской. Во-вторых, расстояния между элементами усилителя просто огромные по сравнению с обычными электронными приборами. Виден русский размах :)

Кстати, для звука это только плюс: меньше наводок друг на друга сделают компоненты усилителя.

Еще одна примечательность, которую видно на фотографии общего вида: внутри все трансформаторы окружены экранирующими бортиками. То есть, они почти наглухо изолированы друг от друга и от печатной платы усилителя: снаружи - крышками, а внутри - экранами. И, в некотором смысле, изолированы даже двойными стенками.

Такую «расточительность» не на каждой Hi-End конструкции увидишь. Очень часто, например, производители именитых «ламповиков» закрывают экранами лишь саму катушку трансформатора, а магнитопроводы просто разворачивают в перпендикулярных направлениях.

Что ж, вера в правдивость заявленных производителем «Аскета» характеристик имеет тенденцию укрепляться на глазах.

Все резьбовые соединения имеют шайбы и замазаны изнутри лаком - чтобы самопроизвольно не раскручивались. Особенно при вибрации и тряске.

Вроде бы не очень нужная для бытовой техники вещь — это ж не самолет! А все равно приятна такая старательность производителя. Причем проявленная там, где ее вряд ли кто увидит и отметит. Впрочем, может быть, производитель как раз и рассчитывал на таких вот не в меру любознательных граждан, как ваш покорный слуга. Тем не менее, продолжаем укрепляться в вере дальше и надеяться, что в остальном все будет так же неплохо.

А теперь пройдемся по всему усилителю от сетевой розетки к выходным клеммам.

Блок питания

Итак, вот он, заявленный в схеме сетевой фильтр, интегрированный в вилку (или розетку?) питания.

Не упразднили по примеру китайских товарищей. Хорошо.

Идем дальше. А дальше у нас включатели питания и сетевой тороидальный трансформатор.

Трансформатор по габаритам солидный и сделан добротно. Попутно замечаем, что один вывод от трансформатора идет на корпус. Надо полагать, это внутренний экран трансформатора. Тоже одобряем.

А че это его производитель так водрузил-то? На кронштейне и вертикально... Не знаю, и даже догадок никаких нет.

Сбоку прямо на трансформаторе приютился желтенький самовосстанавливающийся предохранитель (а вовсе не конденсатор, как можно было бы подумать).

Наверное, это хорошо. В случае чего менять его не придется. Приклеен он прямо к трансформатору посредством так любимого китайцами термоклея. Хитрость производителя я разгадал далеко не сразу и сначала было вознегодовал на такую неаккуратность. Но потом сообразил, что так инженеры «СовИнж Аудио» убили сразу двух зайцев: выполнили классическую защиту от короткого замыкания, например, в обмотке трансформатора и защиту от перегрева этого самого трансформатора (самовосстанавливающийся предохранитель срабатывает еще и при нагреве свыше 80 градусов — это я выяснил, просмотрев скачанный в сети видеоролик про такие предохранители). Одно только смущает, что такие предохранители имеют предельное рабочее напряжение 250 Вольт, и потому серьезный скачок напряжения может легко вывести их из строя. Я так думаю, какой-нибудь дополнительный стабилизатор сетевого напряжения этому усилителю не помешает.

Далее еще один любопытный элемент. Уже после выхода из трансформатора на накальной обмотке сидит мощный (10 Вт) резистор очень малого сопротивления.

И, как я понимаю, несколько снижает напряжение накала. Может, лампы бережет таким образом, а может еще чего - не знаю. Еще одна загадка. Любопытен только один момент. Резистор просто и без затей прикреплен пластиковыми стяжками, но сидит на... (внимание!)... термопасте! Паста эта явно предназанчена для того, чтобы служить термоинтерфейсом между нагревающимся резистором (а иначе зачем он такой мощный, да и накальный ток далеко не мал) и экраном. В общем, внутренний экран сетевого трансформатора служит еще и теплоотводом. Плохеньким конечно, но все же... Еще одно оригинальное решение, однако.

Дальше ничего интересного. Питающие напряжения приходят на плату усилителя. Кстати, переменные напряжения подаются посредством тщательно закрученной витой пары. Где-то читал я про то, что это сильно снижает наводки.

Ну а на плате у нас расположены и диодные мосты, и конденсаторы блока питания.

От отдельного (и весьма мощного выпрямителя) питается светодиод индикатора питания и декоративной подсветки платы.

Тут можно производителю и вопрос задать: «А чего ж накал от выпрямителя не запитали, коли он у вас все равно имеется?!» И нет ответа ;)

Печатная плата

Так мы незаметно добрались и до печатной платы. Схему анализировать по печатной плате - занятие неблагодарное. Да мы, собственно, это уже и сделали по прилагающейся к усилителю принципиальной схеме. Могу лишь заметить, что монтаж очень аккуратный - не подкопаешься.

Сама плата изготовлена из очень толстого стеклотекстолита. Тут, кстати, стоит сделать небольшое «лирическое» отступление.

Советская промышленная ламповая техника, выполнявшаяся с использованием печатного монтажа, заработала себе славу не очень надежной как раз благодаря отвратительному качеству печатных плат. Из-за циклических перепадов температур контакты ламповых панелей с дорожками печатной платы со временем становились ненадежными. И тогда в устройстве возникала очень труднодиагностируемая неисправность. Помните, как иногда «чинили» рябь изображения в ламповых телевизорах? Кулаком по нему - хрясь! И, бывало, помогало. Контакт на какое-то время восстанавливался.

А причина была не в самих печатных платах как таковых, а скорее, в материале, из которого они изготавливались. Он назывался фольгированный гетинакс и представлял собой прессованную бумагу, пропитанную каким-то клеевым составом. Ну и чего хорошего можно было ожидать от такого хрупкого материала? У «Аскета» используется современный стеклотекстолит (по сути, стеклопластик). Этот материал на порядки лучше гетинакса по всем статьям. И по прочности, и по температурной стойкости и еще по многим другим параметрам. Так что зазря ругать печатную плату рассматриваемого агрегата не будем.

Еще один нюанс мне удалось разглядеть на печатной плате. Ламповые панели окружены рядом отверстий.

Надо полагать, вентиляционных. Вот только дно корпуса под платой «глухое» и притока холодного воздуха не обеспечивает. Разве что из «подвала» (напомню, так называют внутреннюю полость корпуса лампового усилителя, где, собственно и смонтирована его схема).

Ну и последний на сегодня «донос» на печатную плату: большинство деталей на ней реально советские. И для звука это хорошо, потому что советские металлопленочные резисторы очень мало шумят, а советские пленочные конденсаторы пусть и не демонстрируют чудес аудиофильности, но свою работу делают добротно и звучат на свои деньги с многократным перевыполнением пятилетнего плана партии... Ой!..

Радиолампы, конечно же, тоже советские.

А вот все электролитические конденсаторы - импортные. Думаю, они надежнее советских.

Внутренние «коммутации»

Теперь очень важный элемент - подача звукового сигнала на плату усилителя. От самого обыкновенного RCA-разъема, без единого нанограмма золота...

...усиливаемый сигнал идет по экранированным проводам к регуляторам громкости, а от них по таким же проводам уже на плату.

К проводам «истинные аудиофилы» относятся с особым трепетом. Я пока еще не заболел этой болезнью, поэтому просто расскажу все, что вижу, а вы уж судите сами.

Так вот, входной сигнал идет по самому обыкновенному экранированному проводу отечественного производства.

Экран у этого провода «голый». Я такой видел лет двадцать назад, когда потрошил старые ламповые радиолы. Но создатели «Аскета» все же укутали провод в ПВХ-изоляцию. Наверное, для того, чтобы исключить хоть какую-то возможность контакта экрана с корпусом. Скорее всего, это правильно.

Центральная жила экранированного провода кроме пластиковой изоляции обмотана шелковой нитью.

Я неслучайно разглядел этот момент. Дело в том, что один мой знакомый профессиональный акустик, между прочим, едва ли не с ученой степенью (определенно не скажу - неприлично такие вещи у человека спрашивать «в лоб»), говорил мне, что обмотанные шелком провода звучат намного-намного музыкальнее. Вот так-то! Знали об этом создатели «Asket-а» или просто купили провод какой придется — мне, наверное, никогда не узнать, но запишем этот маленький факт в виде крохотного плюсика усилителю.

А теперь пришло время изрядной ложки дегтя в казавшуюся до сих пор «медовой» конструкцию «Аскета».

Во-первых, переменные резисторы регуляторов громкости самые обыкновенные. По конструкции похожи на старые добрые советские. Сделаны очень добротно, но это скорее всего «китай». Так что аудиофильских ALPS-ов не ждите. Вот она, бюджетная сущность рассматриваемого аппарата во всей своей неприкрытой срамоте!

Впрочем, давайте будем реалистами: пара самых дешевых потенциометров ALPS будет стоить четверть от всей стоимости рассматриваемого усилителя. Вы все еще жаждете видеть их в данном агрегате? Я нет. А если отбросить аудиофильские предрассудки, то вот эти недорогие регуляторы громкости вполне прилично выполняют свою работу. Шума не создают, крутяться плавно и немного «вязко». Как раз то что нужно.

Во-вторых, соединяющие плату с выходными трансформаторами синенькие провода просто в нее впаяны, тогда как другие соединители на плате сделаны через разъемы.

Я бы сделал предположение, что это сделано для лучшего звука, но ведь дальше на пучке проводов поближе к трансформатору «сидит» разъемное соединение! Впрочем, это я просто предираюсь. На звук такие вещи вряд ли оказывают влияние.

В-третьих, соединяющие плату с трансформаторами провода довольно тонкие. Вот этот проступок мне видится более значимым. Жирного минуса ставить не будем, потому что на этой стадии у сигнала очень высокое напряжение и мизерные токи. Если какие-то помехи или наводки с амплитудой в пару милливольт и возникнут, то они затеряются на фоне полезного усиленного сигнала с амплитудой в пару сотен вольт. Выходной трансформатор благополучно трансформирует сотни Вольт полезного сигнала в единицы Вольт, а милливольты помех - в микровольты, которые не услышать никогда и никаким самым натренированным человеческим ухом. Даже если этот человек - истинный аудиофил.

А чтобы не так обидно было думать о тонких проводах, сам себя утешу тем, что они тоже из разряда «шелковых»!

Коли уж мы заговорили о соединительных проводах, то теперь мне придется забежать немного вперед и рассказать о проводах, соединяющих выходные трансформаторы с переключателем сопротивления нагрузки и выходными клеммами.

Вот тут уже по проводам распространяется готовый усиленный аудиосигнал. И производитель, дабы не дразнить настоящих ценителей качественного звука, выполнил все соединения настоящим аудиокабелем вполне приличного для данной мощности сечения.

Выходные трансформаторы

Итак, мы наконец добрались до наиболее интересного и, пожалуй, самого значимого элемента любого лампового усилителя - выходных трансформаторов. От их качества зависит очень и очень многое. Прежде всего, диапазон воспроизводимых частот. И самое главное - воспроизведение низких частот. Ведь для самих ламп передать их - не велика сложность (да вообще никакая не сложность!). А вот для трансформатора это целая «наука».

Все это дело усугубляется тем, что в нашем случае усилитель однотактный. Это значит, что на первичной обмотке выходного трансформатора присутствует постоянное напряжение смещения. Оно подмагничивает магнитопровод, и у того может не хватить запаса при намагничивании от полезного сигнала, потому как у железа магнитопровода уже наступит насыщение. Данное мной объяснение, скорее всего, не очень точное и правильное, но основной смысл такой.

Так вот, чтобы эффект от подмагничивания убрать, в разрыв магнитопровода вводят немагнитный зазор - прокладку из тонкого немагнитного материала - например, бумаги. Есть такое дело у трансформаторов «Аскета»?

Есть. Уже хорошо.

Следующая вещь, которая важна для правильного звукового трансформатора - индуктивность. Чем она больше, тем лучше трансформатором будут передаваться низкие частоты. Определяется не в последнюю очередь опять-таки, мощью магнитопровода. Как этот параметр оценить? А очень просто! Есть негласное аудиофильское правило: мощность выходного трансформатора должна быть в 10 раз больше выходной мощности самого усилителя.

У «Аскета» максимальная выходная мощность не более 4 Вт на канал. Значит, и выходные трансформаторы у него должны быть размером Ватт на 40. Определить мощность трансформатора в моих условиях не представляется возможным. Но если судить по их геометрическим размерам и соотнести оные с размерами трансформаторов в блоках питания, для которых мощность известна, то у «Аскетичных» трансформаторов имеются гарантированные 50 Вт. Так что с аудиофильской точки зрения у препарируемого агрегата все в полном порядке. Хотя и без фанатизма.

Кстати, на трансформаторах от руки написаны какие-то цифры (на одном из рисунков выше это было хорошо видно). Что они обозначают, догадаться невозможно, но по значению цифры близки между собой. Скорее всего, трансформаторы подобраны попарно на максимальное соответствие друг другу по параметрам.

Еще один момент, касающийся конструкции магнитопровода: считается, что чем тоньше пластины, из которых он набран, тем лучше для воспроизведения низких частот. У «Аскета», на мой взгляд, пластины самые обычные - не тонкие, не толстые. Даже ближе к электротехническим. В общем, чудес не ждем, но и рыдать нет никакого повода.

Ковыряемся дальше.

В радиолюбительских форумах настоящих ценителей лампового звука полно рецептов правильного приготовления выходного трансформатора. Трансформатор варят на умеренном огне несколько часов в смеси воска и парафина с добавлением воробьиного помета. Насчет последнего ингредиента я, конечно, пошутил :)

Но смысл таков - трансформатор должен быть монолитным. Зачем - не знаю. Может быть, для того, чтобы под действием переменных магнитных полей обмотки и пластины магнитопровода не «играли» и таким образом не вносили искажений в воспроизводимый сигнал?

В арсенале компаний, занимающихся производством трансформаторов и прочих «мОточных» изделий нет проварочных цехов, но есть гораздо более эффективная технология - вакуумная пропитка. Я так думаю, у «Аскета» все сделано по-взрослому - его трансформаторы (все! и выходные, и сетевой) «с головы до пят» пропитаны специальным электротехническим лаком. По крайней мере, выглядят «Аскет-ичные» трансформаторы в точности, как и трансформаторы из старой военной ламповой аппаратуры, кою мне довелось в юности курочить. Только там вообще все было залито таким же лаком, что сильно осложняло процесс корректного извелчения из списанных блокой нужных мне деталей.

В общем, думаю, нормальные у этого усилителя трансформаторы. Все, что реально нужно и важно - в них сделано.

А это что за цилиндрик на проволочке примостился прямо на выводах первичной обмотки выходного трансформатора? Может быть, он нам звук будет портить?!

К счастью, думаю, нет. Это вполне безобидный для аудиофила газовый разрядник на 350 Вольт.

Работает просто и эффективно: если напряжение на его выводах хоть немного превышает 350 Вольт, то внутри данного прибора возникает разряд, шунтирующий в нашем случае первичную обмотку выходного трансформатора. В общем, это она самая и есть - упомянутая в руководстве по эксплуатации «система защиты выходных трансформаторов от включения без нагрузки». Полезная штука, на самом деле. У однотактных ламповых усилителей есть такая «болезнь». Есть включить их без нагрузки, то напряжение на выходном трансформаторе растет лавинообразно и достигает таких высот, что возникает пробой (то есть, тот же самый разряд) выходной лампы и выходного трансформатора. Лампа-то переживет подобную неприятность, а вот выходной трансформатор - нет.

Несмотря на наличие такого защитного элемента, я бы владельцу «АСКЕТа» настоятельно не рекомендовал испытывать судьбу. Разрядник-то примет на себя удар - сомнений нет, но ведь это означает по сути, короткое замыкание в цепи анода лампы! И хотя для лампы (в отличие от транзистора), это не так фатально, но все равно ничего хорошего. Особенно если это будет длиться сколь-либо продолжительное время.

Ну вот, собственно, обзор внутреннего устройства лампового усилителя и закончен. Теперь самое время с полным осознанием послушать, что получилось у «СовИнж Аудио».

Контрольное прослушивание

Была б моя естествоиспытательская воля, я бы этот раздел выкинул не жалеючи!

- Почему?! - скажете вы изумленно. - Ведь ради удовольствия от прослушивания все эти усилители и существуют!

- Потому, - отвечу я вам, - что прослушать собственно сам усилитель мы не сможем никогда. Мы всегда неизбежно будем слушать связку «Усилитель - Акустическая система». А это уже совсем не та правда, которая нам нужна.

Именно поэтому меня так забавляют аудиофильские рассказы о том, что «послушал я такой-то усилитель на таких-то лампах - звук был прозрачный, кристально чистый и т. п.»

Другой ему говорит о том, что «на тех же лампах, но с какими-то небольшими изменениями в схеме бас стал мясистым, упругим, а «верха» рыхлыми»...

И никому почему-то невдомек, что прежде всего они слушали пусть одни и те же лампы в сходном схемотехническом оформлении, но на разных акустических системах, в разном акустическом оформлении и в разных комнатах с разной мебелью, коврами и прочим, прочим, прочим!

Вот так-то...

Пока что в моем распоряжении нет дорогих акустических систем, которые приличествовали бы данному аппарату. У колонок, подходящих для данного усилителя, прежде всего должна быть высокая чувствительность - желательно не ниже 92 дБ. Но сейчас в эпоху транзисторных усилителей на чувствительность уже никто не обращает внимания, и у большинства колонок среднего класса этот параметр находится в районе 87 дБ. И хоть цифры различаются не сильно, в терминах громкости звука - это «небо и земля».

Ну что ж, тем хуже для «Аскета»! Будем слушать его на ширпотребе, с которым он почти наверняка столкнется еще не раз.

Итак, подключаем к усилителю 6-ти Омные колонки от музыкального центра Samsung. Двухполосные с фазоинвертером. Почти невесомые, с корпусом из тоненькой ДСП.

Слушаем и сравниваем с оригинальным звучанием «музыкальноцентровского» транзисторного усилителя.

Слушаем почти все: классику, рок, вокал. Источник: компьютер, мобильный летефон, КПК и CD-проигрыватель очень приличной автомобильной магнитолы Sony (наиболее качественное, что удалось раздобыть в моих пока еще не сильно аудиофильских закромах). И ничего зазорного в таком источнике сигнала лично я не вижу! Не думаю, что «Аскету», в силу своей бюджетности, придется работать с более продвинутыми аппаратами. Хотя он то как раз и мог бы...

Музыкальный центр звучит резко, напористо, но очень и очень пресно. На его звучание не обращаешь внимания совсем. Вслушиваешься в тексты песен, например. Комфортная громкость в обычной комнате 20 кв. метров достигается примерно при 30-40 процентах установки регуляторов громкости.

Теперь «Аскет». Звучит однозначно тише. Тот же комфортный уровень громкости достигается установкой уже 60-70% шкалы регулятора громкости. На первый взгляд, это не удивительно, ведь по паспорту транзисторный усилитель музыкального центра мощнее лампового в несколько раз! Да еще и работает с сопротивлением акустических систем, на которые был рассчитан.

Удивительно как раз то, что, несмотря на свои скромные 3 с лишним Ватта, да еще и с более высокоомными колонками, нежели полагается, ламповый «Аскет» может тягаться с транзисторным усилителем на его территории - то есть, с низкочувствительными АС!

Объясняется тут все просто. У «Аскета» заявлена честная «советская» мощность, а у транзисторного усилителя - «китайская PMPO»... хоть последний и кореец по происхождению.

Так что делаем первый вывод: мощность лампового однотактного усилителя в 3-4 Вт не так уж и мала, как кажется, и ее гарантированно хватит для комфортного прослушивания любых музыкальных композиций в обычной квартире неизбалованного городского жителя. Но зато если вы найдете акустику с бумажными динамиками тех лет или если вы счастливый обладатель породистых колонок типа KEF Q1, то недостатка в громкости вы уж точно не будете испытывать.

Не удержусь и приведу цитату из статьи «И снова ламповый, однотактный» одного из заслуженных адептов ламповых схем В.Пузанова:

«Исследования показали, что акустическая система с чувствительностью 90 дБ и выше совместно с усилителем мощности 5-10 Вт, способна в маленькой комнате (какими в большинстве случаев являются комнаты в наших квартирах) создать звуковое давление соизмеримое со звуковым давлением, создаваемым симфоническим оркестром в концертном зале. Я не поверю тому, кто скажет, что ему нужно еще больше (тут уже и до травм ушей недалеко).»

Самое время вспомнить о том, что с усилителями на тех же лампах наши предки озвучивали танцплощадки, и даже концертные залы всевозможных клубов и Дворцов Культуры (ДК).

Впрочем, мы отвлеклись. Самое время вернуться к качественному описания звука, воспроизводимого героем нашего обзора. Расскажу по пунктам:

  1. Зацепило. За уши не оттянуть. Хочется прослушать всю гигантскую фонотеку. Чем зацепило? Этого так просто мне не объяснить.
  2. В музыкальных композициях вдруг услышались инструменты, о которых раньше не догадывался.
  3. Голос и акустика воспроизводятся чуть ли не с эффектом присутствия. Я с удивлением обнаружил, что Элвис Пресли не просто раскрученная звезда рок-н-рола, а еще и обладатель феноменального по красоте голоса. Ничуть не хуже нашего Муслима Магомаева!
  4. Но убило больше всего отсутствие «старья» в звучании! Подсознательно я ожидал услышать некий глуховатый патефонный звук, а тут полная современность и задорность. Обалдеть!
    Впрочем, чем удивляться очевидному, лучше заглянуть в технические характеристики.
  5. Басы, это грабли начинающего аудиофила. С ними у ширпотреба действительно настоящая беда. Вот на них все и акцентируются. Хотя зря. Не в басах счастье.
    Прежде чем обращать внимание на этот параметр, я бы конечно заметил, что выбранные мной для прослушивания колонки начинают воспроизводить низкие частоты где-то с 80 Гц, в то время как у усилителяей заявлено вполне приличное воспроизведение как минимум 30 Гц.
    Тем не менее, попробую оценить те низкие частоты, которые Самсунговские колонки все же осиливают.

Итак, «Аскет» басы воспроизводит уверенно. И явно не хуже транзисторного конкурента. Только окрашивает их. Теплее они у него что ли... Бархатные такие...

Докатился...

В общем, от классности звука «Аскета» я слегка ошалел и побежал покупать старинные широкополосные кинотеатральные динамики с бумажными диффузорами. Купил. И недорого совсем. Но в прослушивании они пока не участвуют, потому что с ними и с их акустическим оформлением придется еще изрядно поработать.

Кстати, вот вам и бюджетное решение проблемы высокочувствительной акустики. Собрать ламповый усилитель самостоятельно не каждый отважится даже из конструктора. А изготовить акустику по готовым, например, чертежам очень даже возможно с минимумом затрат как денежных, так и временных.

Опытные товарищи на всевозможных форумах рекомендуют использовать совместно с ламповыми усилителями акустическое оформление (то есть, по-сути ящик) типа «четверть-волновой резонатор», известный также, как «труба Войта». Рассчитать такой ящик автоматом можно с помощью свободно распространяемого Excel-файла.

Так же очень многие производители динамиков предлагают типовые чертежи оптимального акустического оформления для каждой модели динамической головки.

Динамики для конструирования «ламповой акустики» советуют брать широкополосные с высокой чувствительностью. Например, Fostex FE 206 E, Fostex FE 207 E с чувствительностью аж 96 дБ или аналогичные от Visaton BG 20/8 или Visaton BG 17/8. Очень чувствительные динамики производит отечественная компания «НОЭМА».

Вывод на чистую воду (измерения)

То все была присказка, а вот теперь переходим к «сказке». Измерим параметры и воочию посмотрим, чем же нас потчует изделие «СовИнж Аудио». А то ведь оно как в восточной кухне: еда вроде вкусная и выглядит симпатично, а из чего приготовлено - лучше нам и не знать! Только лично для меня, лучше уж горькая правда, чем сладка ложь.

И вот, для выяснения истины я вооружился следующим инструментарием (кое-что пришлось на время одолжить у своего приятеля ):

  1. имитаторами выходной нагрузки - мощными (10 Вт) резисторами SQP с сопротивлением 3.9 Ом (на самом деле получилось что-то около 4.1 Ом);
  2. компьютером (со звуковой картой SB Live! Value и программой Sound Card Analyzer);
  3. генератором сигналов;
  4. цифровым осциллографом.

Сначала «пристрелка» с помощью компьютера.

Чем она хороша? Да тем, что дает общую картину с минимумом затрат.

А чем плоха?

Достоверность не выдерживает никакой критики, потому что частота дискретизации даже у неплохой звуковой карты находится на самой грани допустимого. Ну скажите, какую форму звукового сигнала можно передать на частоте пусть даже 12 кГц, если частота дискретизации звуковой карты, например, 48 кГц. Сие означает, что на каждую звуковую волну придется лишь 4 цифровых отсчета.

Проще показать это на примере.

Возьмем генератор сигналов произвольной формы для КПК и нарисуем заковыристую форму звуковой волны. Установим частоту сигнала, например, в 12 кГц, а частоту дискретизации в wav-файле - 44.1 кГц.

Воспроизводим сигнал нарисованной формы средствами звукового чипа КПК и с помощью осциллографа смотрим, что на самом деле выходит из чрева ЦАП КПК.

Хочется сказать: «Комментарии излишни». Но я все равно поясню. Для сигнала с частотой 60 Гц при частоте дискретизации 44.1 кГц на представление формы каждой замысловатой волны приходится 735 цифровых отсчетов. В общем-то, более чем достаточно. Но ЦАП КПК-шной звуковой карты все равно справляется с этой задачей не очень хорошо. Теперь вы понимаете, почему средне-статистический компьютер звучит, мягко говоря, не очень?..

Тем не менее, форму задуманного нами сигнала угадать можно.

Для сигнала частотой 12 кГц при частоте дискретизации 44.1 кГц на каждую «замысловатую волну» нарисованного нами сигнала приходится всего лишь 3 с половиной цифровых отсчета. Ну вот мы и наблюдаем три с половиной горба в сигнале, который породил КПК-шный ЦАП.

Так что, каким бы хорошим ни был ЦАП вашей любимой звуковой карты или проигрывателя оптических компакт-дисков, при повсеместно распространенной частоте дискретизации 44.1 кГц «каши с ним не сваришь».

Примечание: осциллограф у нас, конечно, тоже цифровой и занимается тем же самым, чем занимается звуковая карта - дискретизирует аналоговый сигнал. Но у него частота дискретизации равна 10 МГц и потому на представление 12-ти килоГерцевой волны он «тратит» более 830-ти цифровых отсчетов.

И еще давайте не забывать, что у звуковой карты характеристики звукового тракта также не линейны, а потому показанная компьютером картина - есть сумма искажений исследуемого усилителя с искажениями самой звуковой карты.

Тем не менее, любопытства ради приведу отчет, сгенерированный программой Sound Card Analyzer.

Report

Sound Card Analyzer test

Testing chain: Line Out - Line In external loop
Sampling mode: 48000 Hz, 16 bits

Final results

General performance: Average

Frequency response

Noise level

Dynamic range

THD + Noise (at -3 dB FS)

Stereo crosstalk

This report was generated by Sound Card Analyzer v.2.0

Выводы по компьютерному анализу

Хоть вы и сами все видели, но я был бы плохим обозревателем, если бы оставил такой внушительный фрагмент совсем без комментариев. Итак:

  1. Несмотря на сдержанную оценку, выставленную программой, компьютерные испытания можно признать весьма удачными (не забываем про порочность самого метода и далекую от безупречной репутацию самого измерительного инструмента).
  2. Указанным производителем характеристикам, скорее всего, можно доверять.

Измерения по-взрослому

Ну совсем по-взрослому, конечно, не получится - нет у меня дорогущего анализатора спектра, а если бы и был, то не факт, что я с ним совладал бы в полной мере.

Зато старый добрый друг осциллограф вместе с генератором синусоидальных сигналов позволят не только на циферки взглянуть, но и увидеть воочию, насколько «ASKET» соответствует обязывающему high-fidelity (высокая достоверность/точность).

Методика измерений

Церемониться с нашим пациентом мы не станем и тестировать его будем в предельно сложных для него условиях, а именно, установив ему уровень входного сигнала на максимум, заявленный производителем. То есть, 0.75 В. Хотя, вообще-то, никто так не делает, потому что даже ежикам понятно, что «в пределе» искажения будут максимальными, а проку от таких измерений немного - все равно ведь мало кто слушает музыку на максимальной громкости.

Я же такое варварство допустил умышленно. Дело в том, что судьба «Аскета» - качать неподъемное железо (то есть, малочувствительные колонки). Вот потому пусть и трудится. А мы поглядим, как он будет справляться.

Начинаем с низких частот – 20 Гц и продолжаем их ступенчато повышать до тех пор, пока усилитель будет демонстрировать еще хоть какое-то усиление.

АЧХ

Итак, результатом измерений стал вот такой график Амплитудно-Частотной Характеристики (АЧХ):

Если кто-то ужаснулся, спешу заверить - график очень даже приличный. Если вглядеться, то явный спад начинается уже на самой границе верхнего диапазона воспроизводимых усилителем частот - 20 кГц.

А интересующая нас слышимая область выглядит вот так:

В диапазоне частот от примерно 600 Гц до 17 кГц график представляет почти прямую линию. Хоть я и не специалист, но по-моему, это уже выглядит как выдающееся достижение. И заметьте, реальность оказалась заметно лучше измеренных компьютером результатов!

Однако, в области самых низких частот есть какие-то любопытные неравномерности. Посмотрим на них «под увеличительным стеклом»:

Как видим, звуки с частотами ниже 30 Гц усилителем воспроизводятся лишь на уровне от 82% до 67%. Вот они и «всплыли» - заявленные производителем полторы дециБеллы неравномерности АЧХ.

Если сравнить полученный график АЧХ с аналогичным графиком для мало-мальски приличного транзисторного усилителя, то ламповый агрегат скорее всего окажется в проигрыше. Но среди ламповых усилителей такой график очень и очень неплох. Так что тут скорее повод для радости, нежели для огорчения.

Помимо всего прочего, в диапазоне предельно низких и запредельно высоких частот мне удалось обнаружить то, чего график АЧХ показать не способен в принципе. Речь идет об искажениях формы звуковой волны. Такие результаты я приведу в виде таблицы с осциллограммами.

Поскольку привести абсолютно все полученные мной осциллограммы не представляется возможным, скажу на словах:

  1. Искажения формы звуковой волны наблюдаются лишь на частотах от 19 Гц до примерно 35 Гц. Далее вплоть до 20 кГц звуковая волна имеет форму правильной синусоиды.
  2. Начиная с 20 кГц форма звуковой волны начинает постепенно искажаться, и степень этих искажений растет с ростом частоты.

Там, где искажения весьма заметны, я, при фиксированной амплитуде входного сигнала, уменьшал громкость усилителя до тех пор, пока искажения не «сходили почти на нет». Эти данные также отражены в таблице.

С этого момента таблица носит сугубо познавательный характер, ибо звука с частотами свыше 20 кГц мы уже не слышим. Входной сигнал я уже не буду демонстрировать, потому как он и так неизменно правильной синусоидальной формы.

Формально можно сказать, что диапазон частот, воспроизводимых усилителем, простирается до 40 кГц. А то, что сигнал при этом заметно искажается, уже на совести производителя. Впрочем, «СовИнж Аудио» вполне честны - для своего усилителя они заявили верхний диапазон частот 22 кГц, где искажений практически нет. Ну разве что только-только начинают обозначаться.

«Снизу» формальности тоже соблюдены. Хотя до 40 Гц усилитель заметно искажает форму звуковых волн. Но это только на предельной громкости. При номинальной же опять-таки все в полном порядке.

А если не формально?

Тогда скажу так: с низкочувствительной акустикой пользователь будет частенько выкручивать уровень громкости усилителя на максимум и будет получать искаженный сигнал с частотами от 20 Гц до 40 Гц. С другой стороны — далеко не каждый человек слышит частоты от 20 до 30 Гц, и уж тем более, далеко не каждая приличная акустическая система воспроизведет эти частоты на слышимом уровне. Что уж говорить о бюджетных низкочувствительных АС.

Что касается искажений «сверху», то лично я уже перестаю слышать частоты свыше 16 кГц, и потому меня мало волнуют искажения сигнала никем не слышимой частоты 30 кГц.

Оценка фона переменного тока

На слух этот параметр оценивать как-то не солидно. Да разве можно было бы мне верить, если бы я сказал, что в моих колонках фона переменного тока лично я не услышал совсем? Так что делаем так: отключаем от усилителя все, что только возможно, регуляторы громкости на максимум, и с помощью осциллографа смотрим на уровень и частоту выходного сигнала:

Хочу отметить, что данная осциллограмма получена на пределе чувствительности прибора. То есть, растянуть изображение по вертикали уже не представляется возможным. Не могу представить ушей, которые смогут услышать менее двух милливольт даже в очень чувствительных динамиках. Так что с обывательской точки зрения можно уверенно констатировать, что фона переменного тока «ASKET» лишен напрочь.

Любопытства ради замечу, что вот эти остатки фона переменного тока скорее всего не от накала, а от выпрямленного анодного напряжения, поскольку частота пульсаций составляет ровнехонько 100 Гц.

Уровень перегрузки

Последнее, что мне захотелось выяснить, - начиная с какого уровня входного сигнала начнется перегрузка - малейший срез пиков синусоидального сигнала. Оказалось, что до 0.8 В перегрузка не наступает.

Выводы

Прежде всего хочется сказать, что отличные результаты, продемонстрированные «Аскетом», вполне ожидаемы, поскольку видимая нами тщательность исполнения данного агрегата не могла не дать результата.

Ну а что же такое представляет из себя современный ламповый усилитель «Аскет»?

Прежде всего это сверхбюджетный усилитель начального уровня, снизошедший до уровня простых смертных из заоблачных высот Hi-End. А далее - без аудиофильского фанатизма.

Так же это устройство сугубо персонального назначения. Можно сказать, следующая ступень после усилителя для наушников. Если вы цените качественный звук, но наушники вас раздражают и утомляют... да и просто когда нет возможности сидеть и вдумчиво смаковать музыку, то вот это вполне хороший вариант. Можно установить данный усилитель с недорогими полочными пассивными колонками на компьютерный стол и, используя компьютер же в качестве источника, радовать себя качественным звучанием, что называется «на каждый день». И это будет пореальней (да и дешевле, кстати), нежели покупка материнской платы с бутафорскими лампами в звуковой карте.

Этот усилитель буквально просится к тем «компьютерщикам», у кого уже имеется весьма качественная звуковая карта.

Отличным вариантом для применения «Аскета» можно назвать его работу совместно с портативными звуковоспроизводящими устройствами типа iPod, iPhone и им подобными. Лишь бы мобильное устройство было оснащено линейным выходом или выходом для наушников. Я, например, прекрасно стыковал «ASKET» с мобильным телефоном. Звучала такая связка просто великолепно... Ну щас налетит ураган аудиофилов, и в самых неприкрытых выражениях мне расскажут, что истинные ценители музыки думают про mp3 и прочие недостойности... :)

Однозначно «Аскет» можно посоветовать тем, кто хотел «послушать лампу», но не готов вкладывать значительные деньги в дорогущую аппаратуру. А то ведь ламповый усилитель за пару тысяч долларов купить мало. К нему будь добр и все остальное под стать приобрЕсть!

Особо я бы выделил в качестве потенциальной аудитории слушателей «Аскета» владельцев старых, но вполне работоспособных виниловых проигрывателей советского производства. Этим пользователям обозреваемый усилитель даст возможность прослушать их коллекцию грампластинок с полной реализацией заложенного в аналоговых записях тех лет качества. В общем, это будет хорошая связка.

Ну и не могу не заметить, что по ходу тестирования у меня сложилось впечатление, будто бы создатели «Аскета» погнались за выдающимися в бюджетном классе характеристиками и кое-что принесли в жертву. Стоит ли овчинка выделки или нет - решать вам.

Плюсы

  • Почти немецкая добротность изготовления и надежность конструкции.
  • Конструкция с солидным запасом прочности.
  • Впечатляющая линейность АЧХ в слышимом диапазоне.
  • Низкий коэффициент нелинейных искажений.
  • Настоящий канонический ламповый усилитель.
  • Престиж и «крутизна». Да и просто красиво.
  • Беспрецедентно низкая цена среди устройств подобного класса.

Минусы

  • Нет запаса мощности.
  • Нарочито грубоват и брутален (что, впрочем, можно с таким же успехом записать и в плюсы).
  • Есть заметные огрехи в качестве изготовления корпуса.
  • Заметные искажения на самой нижней границе воспроизводимого диапазона.
  • Зависимость от чувствительности акустических систем.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.