Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Наука дает представление

Архив
автор : Михаил Ваннах   26.12.2007

Кам образом то, чем занимаются ученые, может отображаться на сознание общества? Или хотя бы на мышление лиц, принимающих решение.

Кам образом то, чем занимаются ученые, может отображаться на сознание общества? Или хотя бы на мышление лиц, принимающих решение. Для этого частенько употреблялась не сама наука и даже не образование. В ход шел один древний институт. Это театр. Балаган. Представление. Шоу. Но, кажется, нет ничего более далекого от наук. Так ли это?

Зрелище устраивает Берос

История начинается в Шумере. И до раскопок конца девятнадцатого - начала двадцатого веков, введших в научный оборот гигантские массивы клинописи, чуть ли не главным источником знаний представителей европейской цивилизации о цивилизациях Междуречья был Берос (Berosus, Берозус, Ваэрос - это все варианты аккадского имени Бел-Усур).

Берос, халдейский жрец храма бога Бела в Вавилоне, живший в третьем веке до Р.Х., был знаком и с языком, и с культурой греков. По заказу сирийского царя Антиоха I из династии Селевкидов им была написана -Babyloniaca- - три книги на греческом, будто бы содержащие сведения, почерпнутые Беросом из тайных архивов некоего древнего храма. Они пользовались огромной популярностью в античные времена. До наших времен дошли лишь фрагменты из них, вкрапленные в труды Иосифа Флавия и Евсевия Памфила. Интереснее всего для нас первая книга, содержавшая рассказ о знаниях, принесенных в Вавилон вышедшим из моря полурыбой-получеловеком божеством Оаннесом. Среди знаний этих была и халдейская астрология. Ее же Берос преподавал на острове Кос. И именно от него европейцы узнали о саросе.

Сарос, aka драконический период, - это срок в 18 лет 11 суток и 8 часов, через который затмения луны и солнца повторяются в прежнем порядке. Образуется он от того, что 223 синодических месяца луны, или 6585,32 суток, почти равны 242 драконическим месяцам, 6585,35 суткам, и, следовательно, через 6585 1/3 суток луна возвращается к той же сизигии и к узлу орбиты.
(Напомним читателям, что в те времена, когда астрономия занималась не квазарами и черными дырами, а нашим естественным спутником, синодическим месяцем звался период, через который луна возвращалась к той же самой фазе, а драконическим месяцем - период времени, после которого луна возвращалась к тому же узлу своей орбиты.) В среднем сарос заключал в себе 41 солнечное и 29 лунных затмений.

И можно считать вполне достоверным, что халдеи, как и рассказывал Диодор Сицилийский, успешно и регулярно предсказывали лунные затмения. Представьте себе - ясное небо Передней Азии, яркие звезды, - и точно по предсказанию мудрецов на диск Луны наплывает земная тень. Восхитительно! Ну и как тут не поверить словам ученых-халдеев о твоей грядущей судьбе, предписанной теми же звездами. Они же, халдейские мудрецы, умеют определять судьбы даже небожителей. Тут и у самого бережливого сам собой развяжется мешок с полновесной монетой! И для храмовых налогов. И для персональных гороскопов.

И - самое главное - предсказания жрецов СТРУКТУРИРОВАЛИ теократическое общество Двуречья, делали общедоступным и легко проверяемым факт, что жрецы владеют тайным знанием. Народу предоставлялась эдакая -контрольная сумма- от недоступного им знания. Вполне в духе научной парадигмы (хотя до науки было еще очень далеко!) фальсифицируемая путем наблюдения.

А на самом деле - первоклассное шоу, в основе которого знание астрономии, а -звездами- трудятся Луна, Земля и Солнце.
(Уточним, что у самого Бероса саросом назывался календарный период в 3600 лет; меньшие периоды звались - шестисотлетний нерос, а шестидесятилетний - соссос. Сарос в современном понятии этого слова был введен позже, греками, и приписан халдеям, очевидно, Птолемеем Старшим.

Также сарос не давал возможности предсказывать солнечные затмения - для этого нужно было уметь вычислять параллаксы.)

Театр Архимеда

В то же время, когда Берос преподавал астрологию на Косе, на другом острове, Сицилии, трудился величайший математик и механик Греции. Звали родственника сиракузского царя Гиерона II Архимедом. Родился он в 287 году до Р.Х. Есть версия, что отцом его был астроном Фидий. Мы не знаем, чьим учеником он был, хотя известно, что Архимед посещал Египет и был близок к александрийским ученым Конону и Эратосфену. Очевидно прекрасное знакомство Архимеда с работами Евклида.

Математические и механические открытия Архимеда на тысячелетия опережали свое время. Вот решение задач на нахождение площадей поверхностей и объемов. Архимед ищет первоначальные решения заимствованным из механики методом -неделимых-, затем строго доказывает решения методом -исчерпывания-. Это делает его предшественником и Ньютона, и Лейбница.

Но великий сиракузец идет дальше - для процессов интегрирования он рассматривает двусторонние оценки погрешностей. А это уже вплотную примыкает к работам Георга Фридриха Бернгарда Римана (1826–1866), к данным лишь в девятнадцатом веке основаниям анализа. (А даже в веке двадцать первом и даже на страницах -КТ- можно встретить мнение, что естественникам основания математики не нужны…)

Ну а аксиома Архимеда - из неравных отрезков меньший, будучи повторен достаточное число раз, превзойдет больший, - задающая так называемую архимедовскую упорядоченность, это уже весьма актуально и в математике века двадцатого.
Несмотря на пользование абстракциями, результаты работ он представлял в удивительно наглядной форме. Вот закон рычага. И что же говорится согражданам? -Дайте мне точку опоры, и я подниму земной шар-.

А чего стоит работа Архимеда с целевой аудиторией! Узкой, но такой важной. С сыном сиракузского царя Гиерона II Гелоном.
Чтобы опровергнуть бытовавшее мнение, будто число песчинок или бесконечно, или, по крайней мере, так велико, что не может быть выражено числом, Архимед написал Гелону письмо. Кстати, вошедшее в сокровищницу мировой культуры под названием или -Аренарий-, или -Псаммит- (от латинского и греческого названий песка - arena или шЬммпт). В этом письме Архимед доказывает, что можно выразить не только число песчинок земного шара в том предположении, что он весь состоит из песка, но даже и тогда, когда предположим наполненным песком все пространство до неподвижных звезд тогдашней космологии. Согласно -Псаммиту-, число песчинок, достаточное для наполнения шара, простирающегося до неподвижных звезд, будет менее -1000 мириад чисел восьмых-, что в современной системе исчисления означает 10 в степени 63.

Относительно расстояния до неподвижных звезд науке не известно ничего. Относительно размеров земного шара Архимед ошибался в большую сторону на порядок, оценивая окружность Земли в 300 мириад стадий. Но -Псаммит- по достоинству занимает место и в истории науки, и в анналах научной популяризации. Представьте себе впечатление от сведения воедино и самого малого - песчинки, сотня которых, по мнению сиракузского геометра, входила в объем макового зерна, и самого большого - сферы неподвижных звезд, по оценкам Аристарха Самосского, превышавшего радиус Земли в сто миллионов раз, - посредством науки арифметики. Почище финала -Антигоны- будет.

А участие Архимеда в обороне Сиракуз во время Второй пунической войны! Дисциплинированным легионам Марцелла Архимед противопоставил множество военных машин. Наверное, какая-то часть из них и правда была эффективна, хотя военное дело удивительно консервативно, но вот психологическое воздействие, которое творчество Архимеда оказывало и на осаждающих, и на осажденных, бесспорно. Стоило появиться над стеной города палке или веревке, как легионеры кричали - -Архимед опять направляет на нас новую машину!-

Но Бог был на стороне больших легионов задолго до того, как в обиход вошли такие тактические единицы, как батальон, и Сиракузы пали. Даже смерть Архимеда в 212 г. до Р.Х. исключительно красочна. Он погибает, рисуя чертеж, со словами: -Noli turbare circulos meos!- - -Не трожь моих кругов!- На его памятнике - наглядное изображение закона Архимеда о том, что шар равен двум третям от описанного около него цилиндра. И спустя века рисунок жил своей жизнью. В бытность квестором Сицилии Цицерон отыскал среди зарослей памятник Архимеду - достижения культуры побежденных стали драгоценным наследием победителей.

А беготня по улицам в голом виде с криком -Эврика!- - это что, как не способствующее популяризации научных достижений шоу!

И давайте вообразим, какое впечатление оказывал на окружающих примененный в водоподъемной машине архимедов винт. А был ведь еще и планетарий, наглядно представлявший движение небесных тел, - то есть популяризация науки была неотъемлема и от нее самой, и от красочного зрелища [С работами Архимеда можно ознакомиться по изданию: Архимед, Сочинения, М., 1962].

На сцену выходит технология

Переместимся теперь в столицу наук и искусств античного Средиземноморья - в Александрию. Именно здесь произошел прорыв в технологии, связанный с именем Герона Александрийского. О нем нам известно немного. Родился, видимо, во втором веке до Р.Х., скончался в первом веке.

И в математике свой след оставил - в планиметрии есть формула Герона, для вычисления площади треугольника через длины сторон. Но математика у Герона была преимущественно прикладной. А больше всего александрийского ученого интересовала практика. В -Механике- им были описаны пять простейших машин: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Знал Герон и параллелограмм сил, успешно применяя свои знания на практике. Герону принадлежит максимальное, после легендарного Дедала, число изобретений античности. До сих пор мы пользуемся изобретенным Героном домкратом с зубчатыми колесами. Но даже тот, кто ленится им орудовать, встречается с другим изобретением Герона - нежно любимым таксистами одометром, прибором для измерения длины дорог.

Конечно же, потрудился он, как и Архимед, на ниве оборонной промышленности. Трактат -Об изготовлении метательных машин- содержал исчерпывающее описание античной артиллерии. Но -засекреченным ученым- Герон не был. Наоборот - подавляющее большинство его изобретений работали на публику. Давали представление.

Наиболее известен, пожалуй, эолипил. Турбина, приводимая в движение паром. Ее любили рисовать в учебниках и как прообраз машин Века пара, и как пример неготовности социально-экономической структуры античного общества к внедрению технических достижений. Зачем, дескать, паровые машины, когда есть рабы.

Автомат для открывания дверей, тоже приводимый в движение паром. Он устанавливался в храмах и был рассчитан прежде всего на психологический эффект, на шоу. Младшие жрецы разводят огонь - и сами собой распахиваются тяжелые, окованные дорогими (по крайней мере - с виду) металлами. Через них важно вышагивают жрецы старшие в не менее дорогих одеяниях. Опять же - как тут руке, почти автоматически, - не потянуться за деньгами.

А для приема денег - еще изобретение. Автомат, продающий святую воду. Прообраз современных (хотя, скорее, из советского прошлого) автоматов для продажи газировки. Как славно совать трудовые оболы не в липкие ручонки служки, а действующей веянием Высших Сил машине.

Стоп! А не говорим ли мы о пособнике мошенников, а вовсе не о мастере научных представлений? Ведь такие машины, при всей своей зрелищности, окажутся эффективными лишь в условиях воздействия на неграмотное население.

Но давайте не забывать, что мы имеем дело с античностью. Даже в демократически управляемых полисах мечта античных коммунистов-утопистов состояла в том, чтобы и последний бедняк имел не меньше пяти рабов. Эллинистические монархии несколько изменили социальную структуру общества - но все равно, до идей о всеобщем братстве людей и праве на доступ к информации оставались еще века.

Да, машины Герона описывались, и описания лежали в Александрийской библиотеке - но надежнее грифов секретности их защищала массовая неграмотность. Да и для манипулирования темными массами технологические новинки не критичны. Оно, манипулирование, столь же консервативно, как военное дело. Здесь во все века важнее -психология масс- - весьма архаичная, так как интеллект толпы мгновенно деградирует до уровня самого тупого ее члена, и валится дальше - до животного уровня. Так что тут работают, скорее, навыки дрессировки - не зря же аристократы всех времен, от басилевсов Гомера до сквайров Троллопа, столь любили лошадей и собак.

А вот дать ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о возможностях технологии и прикладной науки тогдашнему образованному классу - слою лиц, принимающих решение, - машинки Герона могли вполне. И описывалась технология без всяких умолчаний.

И были ведь вполне свободные от мистики изобретения Герона. Геронов фонтан. Водяной орган. Механический театр марионеток.

Да даже пожарный насос, кроме своего прямого применения, оказывал сильнейшее воздействие на эмоции. Мощные струи воды, противостоящие стихии огня. Огненное шоу. Недаром в застроенных деревом городках США выезд пожарных - любимое зрелище.

Через средневековье  новому времени

Открытие трансцендентности принадлежит иудейской культуре. Но в Храме Иерусалима работало и достижение технологии - магрефа, гидравлический гудок, вой которого означал совершение жертвенного воскурения. Вой этого гудка плыл и над Голгофой, и над палатками легионов Тита Флавия.

Перескочим же закат античности и обратимся к средневековой Европе.

В Средние века самым, пожалуй, наглядным достижением науки были часы. Солнечные, воздвигаемые во дворах замков и на площадях городов, - такими часами, впрочем, занимались и Берос, и Архимед. А потом часы стали механическими. Башенными и очень наглядными. Это уже - технология. Которая встретится с наукой позже, в работах Христиана Гюйгенса ван Зюликема (1629–1695). Маятниковые часы - штука изумительно наглядная, потому и выжившая в эпоху кварцевых осцилляторов, - изобрел Гюйгенс в 1657 году и описал их в знаменитом труде -Horologium oscillatorium, sive de motu pendulorum an horologia aptato demonstrationes geometrica- (1673), заложившем целые отрасли современной механики. А еще Гюйгенс работал, продолжая традицию Архимеда, над планетарием. Для чего и создал теорию непрерывных, цепных, дробей.

Впрочем, пальма первенства в демонстрации своих достижений принадлежала алхимикам. Недавно на страницах -КТ- упоминался доктор Ди. Трудно судить, каким алхимиком и астрологом был доктор Джон Ди (John Dee, 1527–1608), но вот достижения науки, диоптрики и катоптрики он демонстрировал в театральных мистериях весьма успешно. Потому-то и приходился ко двору и покровителю тайного знания императору Рудольфу II, и английским Тюдорам.

И, апогей старой Европы, - человек, достигший равных высот и в науке, и в литературе. Его превосходительство действительный тайный советник и министр великого герцогства Саксен-Веймарского и Эйзенахского герр Иоганн Вольфганг фон Гете (1749–1832). Заведовал лесами и горным делом. С 1791 года уделял большое внимание учрежденному им театру, светом и цветом далеко превосходящему достижения Ди. Недаром же Гете принадлежат труды по теории цветов, сыгравшие роль в развитии физиологии и психологии зрения. И был он предшественником Дарвина - -Минералогия тоже интересовала меня лишь с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения ее огромной практической полезности; далее, я надеялся обнаружить в ней данные о происхождении прамира-.

Но Гете очень четко сам себе ставил пределы - -Я смело могу сказать, что пробовал себя в самых разнообразных отраслях естествознания, однако мои опыты всегда были направлены лишь на земное мое окружение, на то, что мы непосредственно воспринимаем чувствами, а поэтому я никогда не занимался астрономией, ибо чувств здесь уже недостаточно, здесь необходимы инструменты, вычисления, механика, а на это уже потребна целая жизнь- [Иоганн Петер Эккерман, Разговоры с Гете в последние годы его жизни, М., 1981, сс.225-226].

Сказано это было тогда, когда в астрономии здравому смыслу была недоступна разве что теория устойчивости Солнечной системы Лапласа. Но потом наука столкнулась с -неизбежностью странного мира- [Название книги Даниила Данина]. О теории относительности было снято кино еще в двадцатые и немало способствовало популярности Эйнштейна. Но если те, кто видел глобус Мартина Бехайма (1492), составляли себе представление о шарообразности Земли, то те, кто видел попавшую в строки Маяковского -фильму-, вряд ли могли расписать тензор Риччи по -кристоффелям-. А без этого вряд ли можно говорить о знакомстве с ОТО.
И весьма образованный поэт Брюсов писал в стихотворении -Теория относительности-:

-Первозданные оси сдвинуты
Во вселенной. Слушай: скрипят!
Что наш разум зубчатый? - лавину ты
Не сдержишь, ограды крепя.
Для фараоновых радужных лотосов
Петлицы ли фрака узки,
Где вот-вот адамант Leges motus’ов
Ньютона - разлетится в куски!-

В эпоху, когда отказывали уже не законы движения, а сама возможность представить реальность, исходя из здравого смысла и органов чувств.

Немного определений

Вот термины. -Наука-. По Далю, это -не один только навык, а разумное и связное знание: полное и порядочное собрание опытных и умозрительных истин, какой-либо отрасли знаний; стройное, последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений-.

-Представление-. Это -действие по глаголу представлять-. А -представлять- (кого из себя) - это -корчить, подражать, принимать вид, наружность чью-либо-. Далеко от науки.

Но ведь можно еще и -представлять- (себе что) - -живописать воображением, живо изображать в мыслях, мечтая привести на ум, на память-.

Запомним это. И посмотрим на обосновавшееся в русском show. Современное значение общеизвестно. А произошло оно от староанглийского sceawian - видеть.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.