Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Любимое дело: Российские доткомы в поисках призвания

Архив
автор : Родион Насакин   03.12.2006

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, темпы прироста интернет-рекламы в последние пять лет в среднем превышали 80%, и к 2010 году ожидается, что оборот рынка достигнет $500 млн. При этом около половины всей рекламы Рунета приходится на три портала - Яндекс, Рамблер и Mail.ru.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), темпы прироста интернет-рекламы в последние пять лет в среднем превышали 80%, и к 2010 году ожидается, что оборот рынка достигнет $500 млн. При этом около половины всей рекламы Рунета приходится на три портала - Яндекс, Рамблер и Mail.ru. За годы своего существования крупные порталы, в первую очередь "большая тройка", проверили свои силы в предоставлении всех возможных видов онлайн-сервиса - от поиска и почтового хостинга до платежных систем и IM-сетей.

Однако в последнее время все явственнее становится стремление ресурсов к специализации на услугах определенной тематики. Теперь отечественные доткомы соревнуются за внимание пользователей большей частью во второстепенных проектах. В стратегических же направлениях интересы доткомов пересекаются все меньше.

Голос рынка

Нашу стратегию мы сами для себя определяем как "портал общения". Наши основные направления - создание коммуникационных сервисов, а также сервисов, основанных на USG. Зачастую два этих понятия очень тесно переплетаются. Например, проекты "Фото", "Видео" и "Блоги" - это в первую очередь USG. Одни люди выкладывают там свои фотографии и тексты, другие - смотрят и читают. Однако это и коммуникационно-социальные сервисы: люди тут же начинают обсуждать увиденное/прочитанное, делиться мыслями, знакомиться, добавлять друг друга "в друзья" и т. п. Наша конечная цель в том, чтобы создать для человека единую коммуникационную среду, где он может использовать любые виды общения и разговаривать на любые темы. У нас есть почтовая служба, ее продолжение - "Mail.ru Агент", который позволяет владельцам почтовых ящиков бесплатно обмениваться мгновенными сообщениями и общаться голосом. Каждый наш пользователь получает возможность заводить фото- и видеоальбомы для хранения фотографий и роликов, блог (онлайн-дневник) для записи мыслей и для общения. Кроме того, есть чаты, служба знакомств, виртуальные открытки, поиск попутчиков для путешествий и многое другое.

Практически все наши стратегические сервисы становятся лидерами в своей области. Про будущие проекты мы не расскажем, в Интернете очень жесткая конкуренция, зачастую первенство дает большое преимущество в дальнейшем соперничестве. Что касается существующих сервисов, конечно, мы не остановимся на достигнутом и будем развивать функциональность проектов и в дальнейшем. Могу открыть небольшой секрет: на днях выйдет новая версия Mail.Ru Agent 4.7, которая, по нашим расчетам, очень понравится пользователям - такой праздник для глаз - там будут анимированные смайлики, мультики, можно будет раскрашивать интерфейс в разные цвета, "будить" собеседников и т. п. Проекту "Блоги" скоро исполнится год, к этой дате пользователи тоже получат несколько приятных "фич" в подарок; кроме того, к "Блогам", "Видео" и "Фото" скоро будем приделывать теги. Конкуренция в Интернете сейчас идет за аудиторию в целом. Хотя порталам и присуща некоторая специализация, в принципе, всем все равно, за чем придет посетитель, главное, чтобы он пришел к нам, а не к конкуренту. А вот новым игрокам придется очень трудно - все ниши практически заняты, и чтобы существенно перераспределить аудиторию, надо сотворить чудо или совершить подвиг.

Анна Артамонова,
вице-президент и директор по маркетингу и PR Mail.ru

 

В ожидании Google

Кстати
Mail.ru позаботилась о том, чтобы услуги международной телефонной связи через ее IM-пейджер удобнее всего было оплатить средствами платежной системы Деньги@mail.ru

В 2005 году Яндекс выручил $35,6 млн., причем прибыль составила $13,6 млн., то есть рентабельность бизнеса равнялась 38%. Заниматься контекстной рекламой оказалось выгоднее, чем ожидали многие эксперты. Когда финансовые результаты года были оглашены, аналитики заговорили о неразвитости отечественного рынка интернет-рекламы. Дескать, по мере его созревания и появления конкуренции со стороны зарубежных игроков, таких как Google или MSN, позиции Яндекса и еще одного удачливого представителя рынка - Бегуна, с которым, кстати, тесно сотрудничают Рамблер и Mail.ru, должны пошатнуться.

Так что Яндексу целесообразнее рассматривать в качестве своих потенциальных соперников не коллег по "большой тройке", а именно западные доткомы. Возможно, поэтому некоторые последние проекты компании имеют сходство с соответствующими начинаниями Google и нацелены прежде всего на привлечение русскоязычных пользователей, которым вздумается что-либо поискать в Сети. Другие представители "большой тройки" с гиперактивностью компании в этой отрасли смирились, а Mail.ru, которая в отличие от Рамблера этим направлением никогда особо и не занималась, даже установила на своем портале поисковый движок от Яндекса. Если учесть, что Google открыл в этом году представительство в Москве, нынешние проекты Яндекса можно рассматривать как последние приготовления перед началом жесткого конкурентного соперничества в борьбе за отечественного пользователя именно с зарубежным доткомом.

В августе Яндекс обновил версию своего десктопного приложения, аналога Google Desktop, добавив поиск по почтовой базе Mozilla Thunderbird, временным файлам IE, Firefox и Opera, архивам ZIP и RAR, справочным страницам CHM и архивированным веб-страницам MHT. Расширены возможности приложения и в части музыкального поиска, правда не столь масштабно. В дополнение к MP3 пользователи второй версии смогли искать OGG-треки. На момент релиза программой постоянно пользовалось больше 50 тысяч человек.

С сентября российский дотком приступил к созданию электронной библиотеки справочной литературы. Яндекс занялся приобретением прав, оцифровкой и открытой публикацией в Интернете разнообразных словарей и энциклопедий. Этот процесс займет около двух лет, и в общей сложности на него будет потрачено около миллиона долларов. Все размещенные на портале словари индексируются и становятся доступными для поиска. Для того чтобы система использовала энциклопедии в качестве приоритетного источника информации и вообще старалась обнаружить в Интернете прежде всего словарные определения ключевых слов, запрос нужно начинать со слов "что такое" или "кто такой".

Проект напоминает скандально известный сервис Google Book Search, на который ополчились многие авторы и издательства, заявив, что затея доткома ущемляет их права, и даже называли интернет-гиганта пиратом. Также аналогом электронных словарей Яндекса можно назвать академический поиск Google Scholar, шума вокруг которого было гораздо меньше. У российского поисковика, видимо, получится что-то более близкое ко второму случаю. Правда, в классическом понимании академический интернет-поиск все же ориентирован больше на статьи в научных журналах, чем на энциклопедии. Зато проблем с правами на справочную информацию по определению должно быть меньше, нежели на контент таких изданий или художественную литературу, а пользовательский спрос получается сравнимым. Следует отметить, что благодаря масштабной оцифровке Яндекс вырвался далеко вперед в сфере справочного поиска. Словари и энциклопедии в Рунете десятками еще никто не индексировал.

Параллельно идет расширение региональных возможностей портала. Правда, до локального поиска на том уровне, который предлагается, например, Google жителям США, где любая бабушка в провинциальном городке может через Интернет осведомиться о наличии нужного лекарства в ближайшей аптеке, и Яндексу, и другим доткомам Рунета еще далеко. Отечественные компании пока просто добавляют новые города, в основном миллионники из числа региональных центров, в те сервисы, где традиционно фигурировали Москва и Питер. Это касается довольно большой группы сервисов - от "афиш" и карт до прогнозов погоды. Яндекс еще с сентября текущего года в приоритетном порядке подсовывает в своей торговой системе "Маркет" адреса тех интернет-магазинов, чьи склады располагаются в родном регионе посетителя.

Ранее, в июле, в поиске Яндекса большинство корпоративных сайтов "местного уровня" соотнесли с конкретным регионом России, что существенно повысило качество локального поиска. Кроме того, у Яндекса имеется проект "Города", в рамках которого дотком предлагает региональным партнерам несколько вариантов сотрудничества. Вебмастерам - встраиваемый в сайты XML-сервис Яндекса для поиска по регионам, СМИ - участие в "Яндекс.Новостях", владельцам кафе и прочих мест с хотспотами - "Яндекс.WiFi", провайдерам - "Яндекс.Тарифы" и т. д. Так что в случае "блицкрига" со стороны компании Google, которая вряд ли оперативно опустится в своей сервисной политике ниже федерального уровня, Яндекс сможет наращивать аудиторию за счет провинции.

Голос рынка

Рамблер - медийная, а не сервисная компания, которая удовлетворяет интересы разных слоев аудитории, предлагая информационный и развлекательный контент, поиск информации в Сети, коммуникационные возможности, торговые площадки и сопутствующие сервисы. У Рамблера нет настолько серьезных проблем с ресурсами, чтобы сводить деятельность к какому-то одному сервису, как поступили другие компании.

В конце прошлой недели Ирина Гофман давала интервью РИА "Новости". В частности она говорила, что Rambler Media сохраняет статус самостоятельной в управлении компании. Ожидается вхождение представителей "Проф-Медиа" в совет директоров согласно той доле в уставном капитале, которой владеет эта компания.

По словам Ирины Гофман, "Проф-Медиа" как новый акционер сначала проанализирует текущую ситуацию. Никаких конкретных задач "Проф-Медиа" перед Rambler Media пока не ставит: "Мы будем развиваться в соответствии со своими планами, которые достаточно агрессивны, - говорит Гофман в интервью. - Интернет-рынок растет, и наша задача в том, чтобы расти быстрее рынка - как с точки зрения расширения аудитории, так и с точки зрения увеличения рекламных доходов. Пока стратегия развития и задачи, которые мы ставим перед собой, не расходятся с пожеланиями акционеров - все хотят роста".

Что касается покупок, Гофман назвала несколько направлений, интересующих компанию: поисковые системы, медийные проекты, коммуникационные проекты (как ICQ, "Дамочка"), проекты в области электронной коммерции, проекты, связанные с развлечениями в Интернете, проекты по увеличению рекламных и нерекламных поступлений, монетизация нашей аудитории. В связи с этим, продолжает Ирина Гофман: "Приобретения будут совершаться в соответствии с этими направлениями. Наша задача - рост аудитории и ее монетизация".

Обращаем внимание на то, что у публичной компании Rambler Media есть акционеры помимо "Проф-Медиа", поэтому мы не в праве говорить о каких-то стратегических изменениях без предварительной договоренности с остальными инвесторами.

Денис Калинин,
генеральный директор "Рамблер Интернет Холдинг"
 

 

Блогоновостные раскопки

Также Яндекс все чаще применяет в своих сервисах трюки с извлечением фактов (технология fact extraction была разработана старым партнером доткома - компанией "Интегрум"). В частности, за последний год кардинальным образом изменились "Яндекс.Новости". Изначально сервис представлял собой банальный аггрегатор контента с лент ньюйсмейкеров. Подобный подход практикуется всеми мало-мальски выдающимися из серого ряда порталами, претендующими на широкий тематический охват. В Яндексе разработали свой алгоритм ранжирования поступающих новостей, затем весной ввели так называемые пресс-портреты, которые содержат сведения об упомянутом в сюжете человеке: его карьерное прошлое, цитаты о нем из чужих высказываний и публикации, в которых он упоминался.

В октябре раздел пополнился службой "Цитаты в новостях", где использовался синтаксический анализатор и модуль выделения как прямой речи в кавычках, так и косвенной, выраженной придаточными предложениями ("такой-то отметил, что …") и вводными оборотами ("по словам такого-то, …"). Особое внимание и в пресс-портретах, и в цитатах уделялось совершенствованию механизма, позволяющего различать однофамильцев, даже если в предложении с цитатой никакой наводящей информации кроме имени нет.

Проект Google News тоже продолжает развиваться, и дотком регулярно отсылает в патентное ведомство заявки с описаниями новых методов поиска и сортировки новостей. Впрочем, русифицированной версии Google News пока нет, и в перечне Top Stories, позволяющем жителям различных стран выбрать близкие с точки зрения их местоположения новости, Россия отсутствует. Так что этот сервис преждевременно расценивать в качестве даже вероятного противника "Яндекс.Новостям". Однако несомненное лидерство в данной информационной отрасли в Рунете удерживают отдельные ресурсы, а не подразделения многопрофильных доткомов.

Не менее перспективное направление - поиск в блогах - также был реализован и в Google, и в Яндексе. Действительно, игнорировать стремительно раздувающуюся блогосферу, которую поспешили окрестить новым СМИ, было бы недальновидно. И Яндекс со своим "Поиском по общественному мнению" в данном случае даже обошел Google как по качеству работы сервиса, так и по функциональности. Говоря о качестве поиска, следует отметить, что речь идет исключительно о Рунете, то есть о том, насколько хорошо системы ищут в русском сегменте LiveJournal и базе отечественных блог-хостингов. Возможно, к тому времени, когда Google окончательно созреет для экспансии в отечественное виртуальное пространство, то и поиск по русским блогам станет работать лучше, но пока Яндекс здесь вне конкуренции.

Причем Яндекс не стал запускать собственный блог-хостинг, как сделали Mail.ru и Рамблер (кстати, подобный проект есть и у Google - социальная сеть Orkut, только популярна она преимущественно в Южной Америке), и предпочел "подножный" корм, то бишь RSS-аггрегатор lenta.yandex.ru, каталог блогов и уже упоминавшийся поиск. И если другие доткомы "большой тройки", заинтересованные в социальных сервисах, переманивали блоггеров друг у друга, а также из более популярных проектов, то к услугам "русского Google" прибегали пользователи всех вышеперечисленных сервисов. Яндекс оказался фактически "монополистом", хотя и в достаточно экзотичной области. Правда, своим положением дотком практически не пользуется, в том плане, что рекламы в поиске по блогам пока нет.

Творение зарубежного доткома еще не вышло из бета-статуса, а его потенциальный конкурент в России, запустивший блоговый поисковик еще два года назад, в марте 2006-го перевел его в полноценный режим работы, а к октябрю уже представил вторую версию. К тому времени поисковик ежедневно анализировал 300 тысяч записей из более чем 1,3 миллиона блогов, а ежемесячная аудитория сервиса насчитывала около полумиллиона человек. Главные отличия новой версии от раннего варианта заключаются в обилии разнообразных рейтингов: самых популярных записей (среди определяющих положение в хит-параде критериев можно отметить количество ссылок на запись, число комментариев и т. д.), авторов и блог-хостингов. Отдельно выведены рейтинги самых обсуждаемых фильмов, сериалов, выставок и театров. Особняком стоит "тема дня", то есть наиболее актуальное событие, о котором в данный момент гудит блогосфера. В основе всего этого благолепия стоит все то же полюбившееся доткому fact extraction.

Голос рынка

Рамблер сейчас занимает первое место по медийной рекламе в Сети, увеличивает свою долю в контекстной рекламе, и компания Бегун очень хорошо в этом помогает. А с долей рынка отечественной рекламы у Рамблера никогда не было проблем.

Ирина Гофман,
генеральный директор Rambler Media Group

 

Юзер юзеру

Кстати
В Google News используется весьма оригинальная формула для расчета "авторитетности" новостного источника, которая учитывает такие параметры, как общее количество новостей, средняя длина материала, число цитат официальных органов, число сотрудников редакции новостного ресурса, а также количетсво стран, население которых имеет доступ к источнику

Интерес к USG-направлению (user generated content - контент, создаваемый самими пользователями) Mail.ru и Рамблер продемонстрировали почти одновременно. Первая компания отрапортовала о запуске бета-версии "Блоги@mail.ru" 24 ноября прошлого года. Уже тогда в проекте действовала единая для всего портала авторизация на базе почтового аккаунта, а сам сервис был интегрирован с фотохостингом "Фото@mail.ru" и IM-пейджером "Mail.ru Агент".

Рамблер запустил практически идентичную по функциональности службу "Планета" месяцем позже - 20 декабря. Проект преподносился как возможность для пользователя создать собственное представительство в Сети, ядром которого выступал мультимедийный дневник с публикацией и просмотром не только текстовых записей и фотографий, но и видеороликов. Поддержку последней функции обеспечил сервис видеохостинга Rambler Vision. В феврале текущего года "Рамблер Планета" была дополнена возможностью создания тематических сообществ ("галактик"), ориентироваться по которым можно было с помощью специального каталога. Примерно в то же время пользователи "Планеты" смогли делать записи в своих блогах путем отсылки SMS-сообщений. В дальнейшем совершенствовалась преимущественно интерфейсная часть. Правда, в ноябре Рамблер сделал примечательное нововведение, решив заработать на "Планете" с помощью VAS. Сервис обзавелся разделом "Звезды", где каждый посетитель мог проголосовать за приглянувшийся ему блог. Для этого надо было отправить SMS с кодом "планеты" на короткий номер. Цена удовольствия - 30 рублей. Меж тем большой популярностью сервиса Рамблер похвастаться пока не может. На момент написания статьи в рейтинге "Поиска по блогам" у Яндекса "Планета" стояла на шестом месте с 2034 суточными записями.

Mail.ru за это время достигла более впечатляющих результатов в развитии USG-сервисов. По данным того же рейтинга, "Блоги@mail.ru" находятся на четвертом месте по количеству ежедневно оставляемых пользователями записей и уступают лишь ветеранам русскоязычной блогосферы LiveJournal, LiveInternet и Diary.ru. А в Mail.ru вообще говорят, что лидируют в Рунете, поскольку могут похвастаться 600 тысячами блогов, тогда как число российских аккаунтов в LiveJournal составляет около 330 тысяч.

Нынешняя осень вообще выдалась урожайной на USG-проекты в Mail.ru. Пользователям "Блогов" позволили делать голосовые записи с помощью мобильного телефона, а в дополнение к стандартной "френд-ленте" ввели так называемую "Ленту друзей всех друзей", которая должна помочь новичкам сориентироваться при поиске "родственных душ" или интересных тем для обсуждений.

Также был запущен сервис "Ответы@mail.ru", который в компании называют социальным поиском. Не уверен насчет заявленного "прорыва" в поисковых технологиях и изменения расстановки сил на российском рынке поисковиков, но задумка интересная. Основной принцип заключается в том, что одни пользователи отвечают на вопросы, заданные другими. Имеется и свой рейтинг отвечающих, которые в зависимости от активности и эрудиции могут последовательно выйти на уровни знатока, профи, мастера, гуру и мудреца. По итогам первого месяца выяснилось, что наибольшее количество вопросов люди задают по темам "Знакомства, любовь, отношения", "Философия, непознанное", "Компьютеры, Интернет", "Музыка, кино, ТВ", "Красота и здоровье", а отвечают активнее в более прозаичных категориях: "Дом, дети", "Еда, кулинария" и "Стиль, мода, звезды".

И наконец, в октябре Mail.ru запустила свой клон YouTube. Новоиспеченный видеохостинг позволяет размещать ролики практически во всех распространенных форматах (WMV, MPEG1–4, Quick Time, DivX, XviD, 3gp и др.) без ограничений по разрешению. Потом "видеосырье" автоматически конвертируется в формат Adobe Flash Video (FLV) и приводится к разрешению 320х240, дабы можно было воспроизвести клипы без использования дополнительного ПО или кодеков. Разумеется, плагин Adobe Flash все же понадобится. Интерфейс максимально приближен к тому, что используется на "Фото@Mail.Ru". В компании полагают, что проект обречен на успех, поскольку отечественная аудитория для него уже созрела. Записать видео с помощью мобильника, цифровой фото- или видеокамеры могут миллионы россиян.

Еще одна точка приложения сил для Рамблера и Mail.ru - IM. Первый ничего разрабатывать не стал, а заручился поддержкой владельцев ICQ, взяв на себя русификацию популярного интернет-пейджера и показ ICQ-рекламы в России. Кроме того, в версии Rambler-ICQ можно проверять новые сообщения в почтовом сервисе Рамблера.

Тем временем Mail.ru занялась разработкой "национального" интернет-пейджера "Агент Mail.ru", у которого тоже появилось немало поклонников. По итогам первого полугодия 2006-го количество пользователей "Агента" превысило 1,5 миллиона. В ближайшее время популярность пейджера может еще больше возрасти за счет появившихся летом "телефонных" функций. Сейчас из "Агента" можно отправить SMS или позвонить. Провайдером голосового сервиса выступает отечественный телеком "Арктел".

Таким образом, некие векторы дальнейшего развития российских порталов видны уже сегодня. Повлиять на расстановку сил в будущем могут несколько фактов. Во-первых, способна оказать влияние недавняя сделка Рамблера, контрольный пакет которого приобрела принадлежащая Владимиру Потанину группа "Проф-Медиа". Вырученные деньги компания намерена потратить на покупку ряда интернет-проектов. Во-вторых, на рынке могут укрепить позиции менее крупные, но перспективные игроки, такие как РБК, которые постараются разнообразить свою деятельность для привлечения (читай, оттягивания) дополнительной аудитории. И в-третьих, Google и другие зарубежные доткомы, пришествия которых ждут так долго, что никто в него уже всерьез не верит, рано или поздно все же нагрянут и наверняка вызовут легкую лихорадку на рынке.

Голос рынка

Для начала хочу сказать, что время "перед приходом в Рунет крупных зарубежных игроков" длится последние лет пять - похоже на историю "гроба на семи колесиках". Тот же Google запустил русскоязычный поиск еще в 2001 году, а выиграл домен google.ru - в 2003-м. Основная задача Яндекса - предоставление ключевых интернет-сервисов массовой аудитории Рунета. А поскольку Интернет в России стремительно растет и при этом является очень динамичной и изменчивой средой, то и сервисов, которые пользователи считают ключевыми, становится все больше. Мы стараемся соответствовать.

Крупные порталы Рунета выглядят сегодня несколько разнонаправленными (так, у Яндекса действительно больше поисково-информационных сервисов, а Mail.ru - коммуникационных). Но при этом специализацию ни Яндекса, ни его конкурентов узкой назвать нельзя. Многими нашими портальными сервисами пользуются сотни тысяч человек. У Яндекса одна из самых крупных в Рунете новостных служб (кстати, внутри мы службу "Яндекс.Новости" относим к контентному, а не к поисковому направлению), вторая по числу пользователей веб-почта, крупнейший бесплатный хостинг (и то и другое - безусловно "социальные" направления). Мы много сил вкладываем в "Поиск по блогам" - этот сервис расположен на стыке поискового и коммуникационного направлений. Технология извлечения фактов (facts extraction) появилась в Яндексе пару лет назад, и мы уже успели запустить несколько интересных продуктов, основанных на ней ("Цитаты", "Пресс-портреты", "Карты в Новостях"). О конкретных планах мы стараемся не говорить, но очевидно, что перечисленное мною - далеко не предел. Следите за новостями.

Что касается коллег по бизнесу, то у нас пока не так много инструментов для оценки их деятельности. Все, что мы знаем о Google из открытых источников, - это доля генерации трафика на российские сайты. О "Вебальте", кстати, можно сказать то же самое. Получить другие сведения было бы интересно. При этом мы очень рады, что такие игроки, как, например, Google и MSN, обращают все большее внимание на наш рынок - активные действия этих компаний наверняка благотворно скажутся на развитии Рунета.

Михаил Ушаков,
руководитель пресс-службы Яндекса

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.