Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Цифровой зеркальный фотоаппарат Nikon D50

Архив
автор : АЛЕКСАНДР МАСЛОВ    24.11.2005

Еще в недавнем прошлом, до прихода в нашу жизнь цифровых технологий, обладатель камеры Nikon практически любой модели мог смело считать себя уж если не профессионалом, то по крайней мере продвинутым любителем.

Еще в недавнем прошлом, до прихода в нашу жизнь цифровых технологий, обладатель камеры Nikon практически любой модели мог смело считать себя уж если не профессионалом, то по крайней мере продвинутым любителем. Любая из зеркалок, будь то серия FM (механика) или серия F (электроника), являлась главным аргументом любого фотографа, так как практичность механики и точность электроники ни в чем его не ограничивали, дело оставалось только за головой и руками, а за технику можно было не переживать - сделает все, что нужно.

С появлением первых цифровых зеркальных аппаратов Nikon ситуация изменилась. Если раньше для получения желаемого снимка требовалось лишь подобрать подходящую пленку: обращаемую (слайд), для дневного, для искусственного освещения и т. д., то теперь приходится довольствоваться тем разрешением, которое дает производитель камеры и матрицы. Матрицу не всегда можно назвать аналогом фотопленки, да и по качеству получаемого изображения они лишь начинают догонять старый добрый целлулоид.

Так же дело обстоит и с рассматриваемой нами моделью Nikon D50 kit. На вид - обычная зеркалка с объективом 18–55 (не совсем понятно, чем руководствовалась фирма, выбрав именно его. Штатное фокусное расстояние для такой оптики составляет 50 мм, и целесообразнее было бы использовать объектив 35–70 мм). После детального изучения русскоязычного меню (впервые у Nikon) выяснилось, что минимизировать шумы и получать хорошую проработку деталей при большом увеличении (формат А4, А3) будет трудно, так как светочувствительность меньше ISO 200 не предусмотрена. Для профессионалов это большой недостаток, поскольку использование малой светочувствительности при длительных выдержках дает массу возможностей поиграть с освещением (предположим, вы снимаете в комнате с дневным освещением; ISO 200 не позволит ставить длительную выдержку, во время которой вы можете, имея даже один осветительный прибор, подсветить объект с разных сторон, получая гораздо более интересное световое решение кадра).

Коль мы заговорили об освещении, отметим, что встроенная вспышка в Nikon D50 довольно мощная и позволяет снимать на расстоянии до 10 м. Эффект красных глаз лишь иногда возникает при съемке с близкого расстояния.

Еще несколько не слишком грамотных решений. Чтобы рассмотреть снимок более детально, придется использовать комбинацию из четырех клавиш. Разумеется, ни о какой оперативности здесь и речи не идет, а значит, вы рискуете упустить удачный кадр. При использовании автофокуса в нашем распоряжении есть только пять зон (точек) фокусировки, симметрично расположенных в видоискателе: четыре по краям и одна в центре. Отсутствие свободной фокусировки в любой точке кадра тоже затруднит работу фотографу. Чтобы навести фокус на нужную часть кадра придется двигать камерой и, достигнув искомого результата, переводить ее в режим ручной фокусировки - дабы фокус оставался в той же плоскости и не сбивался при повторном нажатии кнопки спуска. Таким образом, отсутствие режима "hold" будет частенько напоминать о себе.

Сама автофокусировка довольно шустрая и позволяет пользоваться следящим фокусом в ручном режиме, плавно удерживая кнопку спуска.

Большинство производителей фотокамер, в том числе и Nikon, давно отказались от батарей питания типа АА (в просторечье - "пальчики"), а предлагают свои фирменные батарейки. Кстати, учтите: батарея питания в D50 не фиксируется в отсеке, и, случайно задев рычажок крышки отсека, вы рискуете остаться без питания, батарейка может просто-напросто вывалиться.

Мы провели небольшую тестовую съемку, и вот что из этого получилось.

Тест 1. Mы попытались выяснить характеристики матрицы по цветопередаче и взяли для этого шикарный букет. Присутствие в кадре довольно широкой гаммы цветов позволяет сделать общее представление о качестве их воспроизведения. Палитра спокойная, без перенасыщения, градация полутонов и оттенков вполне приличная, по крайней мере глазу сильные дефекты цветопередачи не видны (фото 1).

Тест 2. Здесь мы попытались увидеть не количественную, а качественную градацию полутонов (раньше это называлось широтой пленки) на примере двух светоразностных объектов в одном кадре. То есть требовалось найти ту экспозицию, при которой максимально откроются детали в светах и в тенях, и определить, каков этот максимум для матрицы. Понятно, что это напрямую зависит от разности в освещенности объектов. В данном случае (облачное небо) разница составляла четыре ступени (ступень - шаг в экспозиции ). Если делать такой же кадр в ясный солнечный день, то широта резко упала бы и пришлось бы выбирать между светом и тенью. Проработка деталей сразу и в тенях, и светах при диапазоне более пяти ступеней этой матрице не под силу. Вот и нам не удалось достичь идеала (фото 2).

Тест 3. Вот наглядный пример того, чем может быть чревато отсутствие возможности свободной фокусировки в любой точке кадра. Мне хотелось первый план сделать резким, а то, что в перспективе, оставить вне фокуса. Прямо скажу, пришлось попотеть. Конечно, рациональнее было бы использовать ручную фокусировку, но смысл был в том, чтобы показать возможности автофокуса, а они, увы, ограничены. Тем не менее при умелом обращении с камерой добиться желаемого результата вполне реально (фото 3).

Тест 4. В режиме спортивной съемки D50 автоматически подбирает максимально короткую выдержку, отталкиваясь от минимально возможного значения диафрагмы; тем самым на максимальном фокусном расстоянии объектива 55 мм, я получил f = 5,6 и выдержку 1/125 с. Результат вы можете увидеть на фото 4, такой экспозиции определенно не хватило для четкой фиксации движения. И это при ISO 200 и в ясную (правда, с небольшими облачками) погоду! Сетовать здесь можно только на недостаточно просветленную оптику.

Тест 5. Отсутствие на объективе элементарной бленды навело на мысль посмотреть, как поведет себя камера при съемке против солнца. Если учесть, что солнце чуть ли не заглядывало в объектив, можно сказать, что тест пройден: нет ни посторонних бликов, ни чрезмерной засветки (фото 5). Но это вовсе не значит, что блендой можно пренебречь, напротив, она уберегает камеру от попадания прямых солнечных лучей. Помните, как в детстве поджигали сухие листья при помощи линзы? Вот и со шторкой может случиться то же, что и с листьями.

Подведем черту. Для профессионалов, то есть тех, кто фотографией зарабатывает на жизнь, Nikon D50 не лучший вариант. Для любителей же, которые хотят иметь цифровую зеркалку, - это самый оптимальный выбор по отношению цены и качества, а большая часть вышеизложенных недостатков есть не что иное, как привередливый взгляд профессионального фотографа.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.