Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Откуда берутся инновационные бизнесы?

Архив
автор : Леонид Левкович-Маслюк   27.04.2005

Откуда, откуда?.. А откуда берутся дети? Откуда берется все живое? — Из страсти. Из тяготения противоположностей друг к другу.

Откуда, откуда?.. А откуда берутся дети? Откуда берется все живое? — Из страсти. Из тяготения противоположностей друг к другу. Из духа изобретательства и, если угодно, познания — с одной стороны, и предпринимательского азарта, несентиментальных обычаев рынка, мира денег — с другой. Что заставляет антиподов бросаться друг к другу в объятия? Иногда говорят — «дух антрепренерства» (entrepreneurial spirit), но это, думаю, упрощение. Настоящая страсть всегда иррациональна и непредсказуема.

Однако, говоря о страстях, нельзя забывать и об окружении, о климате. Похоже, климат, в котором живем мы с вами, пока слишком суров для буйства инновационных страстей. Самое же главное, что постановление номер такой-то от такого-то, регламентирующее порядок выделения средств и т. д. и т. п., в принципе не может иметь отношения ни к каким страстям. Уж в России — точно. Где кипят страсти, там развитие идет без всяких постановлений. Где их нет — увы.

Автор опубликованного в «КТ» #575 обзора по технологиям наноэлектроники и спинтроники доцент Санкт-Петербургского университета Георгий Жувикин так перефразировал известное изречение в применении к хайтек-стартапам в России: кто в молодости не был революционером, у того нет сердца, но у того, кто им остался после первого неудачного коммерческого проекта, нет ума. Изящная формула! Но люди, которым посвящена тема сегодняшнего номера, руководствуются, видимо, другой, не менее изящной: мы знаем, что задача не имеет решения; мы просто хотим знать, как ее решать. Тема о том и рассказывает — как решают, и что получается.

Рекомендуемая последовательность прочтения материалов такова. Сначала — рассказ специалиста по управлению инновационными проектами Виктора Тяхта о том, как автору оригинальной разработки следует вести себя при первых контактах с рынком: о чем думать в первую очередь, о чем в последнюю, на что не надеяться и о чем всегда помнить. В этом кратком ликбезе есть даже упражнение для начинающих (с ответом), а один из ключевых тезисов замечательно иллюстрируется такой цитатой из Марка Твена: «Человека создает одежда. Голые люди практически не имеют веса в обществе»(«Clothes make the man. Naked people have little or no influence on society».) . Далее следует интервью с Виктором Сидневым, мэром Троицка, подмосковного города физиков, которые как раз и работают над упомянутой выше титанической задачей изменения климата (инновационного, разумеется). Затем мы спускаемся с небес на землю и смотрим, что взросло на троицкой земле уже сегодня, не дожидаясь смены геологических эпох. Взросло, оказывается, довольно редкое растение: стартап с научной тематикой (под названием «НейрОК-Техсофт»), — и мы кратко ознакомимся с его строением. А напоследок комментарии по текущему моменту дают Джуэн Мэтьюз (промоутер российско-британских инновационных проектов) и Вадим Асадов, президент холдинга «НейрОК», включающего несколько инновационных компаний различного профиля.

Почти все действующие лица, «не сговариваясь», оказались физиками с ученой степенью (не знаю, по физике ли защищал диссертацию Левон Амдилян, президент Международного компьютерного клуба, но и его новая колонка очень созвучна материалам темы номера). Левон бьет в ту же точку, только в применении к российскому бизнесу на ИКТ: почему в этом котле никак не закипит инновационная каша?

Впрочем, выбор романтической, кулинарной или еще какой-нибудь метафоры в разговорах об иннобизнесе — не главное. Главное — идет ли дело? Судя по материалам темы номера — в какой-то степени идет. В какой именно — предоставляю ответить читателю.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.