Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вот те крест!

Архив
автор : Евгений Козловский   21.04.2005

Но безо всяких там копирайтных заморочек: ты складываешь музыку на внутреннюю или внешнюю память плейера, — и она просто воспроизводится.

Шесть с лишним лет назад я опубликовал в «Компьютерре» «Огород» под названием «Он — 2», посвященный одному из первых (если не вообще — первому) карманных mp3-плейеров — Rio PMP300 от Diamond Multimedia: с 32 мегабайтами встроенной памяти, с возможностью вставлять добавочные (и тогда — уж-жасно дорогие!) карточки формата SmartMedia, сегодня почти исчезнувшие из продажи, с подключением через порт LPT (который сегодня тоже не на каждом компьютере встретишь), с пониманием только одного типа музыкальных файлов (mp3), но… Но безо всяких там копирайтных заморочек: ты складываешь музыку на внутреннюю или внешнюю память плейера, — и она просто воспроизводится. А можно сложить и назад, на винчестер, — и тоже слушать безо всяких проблем.

С тех пор mp3-музыка с пугающей меня агрессивностью завоевала практически весь мир, а плейеры пошли таким косяком, что я даже не знаю, с чем сравнить его размеры и внутреннее разнообразие, — разве что с косяком мобильных телефонов (которые, кстати, тоже — в большинстве своем — стали разновидностью mp3-плейеров).

Что же касается меня, я, вдоволь наигравшись с диковинкой, послушав пару дисков в очереди в каком-то посольстве, — забросил ее в нижний ящик стола, а потом и вовсе — за символическую сумму — передал одному своему юному другу. И на всяческие предложения попробовать ту или иную новую модель отвечал вежливым отказом, понимая, что все улучшения могут коснуться разве что «перламутровых пуговиц»: ну стал понимать еще и формат WMA от Всемирно Знаменитой, ну — увеличился объем внутренней памяти, ну — появился интерфейс USB (а позже — USB 2), ну — вместо памяти приспособили микроскопические CD-диски или винчестеры, — а интерес удовлетворял, просматривая вскользь отчеты о новинках в той же «Компьютерре».

Вообще говоря, с портативным сжатым звуком я все это время дело таки имел: в лице карманного (а потом еще и стационарного) сониевского мини-дискмена. Как-то так сложилось, что русские переводы фирменных западных DVD-фильмов записывают у нас именно на мини-дисках, — и порой, выезжая куда-нибудь на отдых, сгонял на них несколько любимых музыкальных сидюков. Но когда Sony выпустила мини-дискмены новых форматов — Hi-MD (я описал это семейство в «Огороде» «Поздно! Мне любить тебя поздно…», www.computerra.ru/think/ogorod/36276), которые умели играть не только сжатую музыку, но и wav’ы, — я уже попробовал Высоких Форматов (SuperAudio CD, DVD Audio), так что снова никакого интереса не возникло. (К тому моменту, правда, и другие карманные плейеры, из-за удешевления винчестерной памяти, стали воспроизводить и несжатую музыку, — даже в еще большем количестве, ибо гигабайт мини-диска не мог сравниться с десятками гигабайт маленьких винчестеров, хоть и обходился дешевле.)

Cвое равнодушие к музыкальным «потаскунчикам» я могу объяснить несколькими причинами.

Первая: я редко оказываюсь в ситуациях, когда, при возможности слушать музыку, нет других аппаратных вариантов. Дома у меня хорошая музыкальная система; в машине — достаточная, если учесть дорожный шум; пешком я хожу только от автомобильной дверцы до дверей места, куда приехал, а там обычно занимаюсь чем-нибудь, со слушаньем музыки несовместимым, а в тех редких случаях, когда совместимым, — в нечастых очередях, например, предпочитаю от музыки отдохнуть, читая очередную книжку на Palm’е (кстати, совсем забыл: Palm ведь тоже — mp3-плейер!). Так что остается только отпускная ситуация, из-за редкости которой можно потерпеть и сжатый ATRAC’ом звук или воспользоваться CD-потаскунчиком супруги.

Вторая: я с некоторой брезгливостью отношусь к сжатому звуку вообще. Особенно — как уже написал выше — после посадки на иглу Высоких Форматов. Впрочем, это мой личный бзик: если серьезно, огромное количество музыки записано на CD так плохо, что ее перевод в mp3, пожалуй, не способен ухудшить качество. И еще: вовсе не факт, что «правильное» музыкальное воспроизведение должно максимально приближаться к первоисточнику: чаще всего музыкальное воздействие — штука психофизическая, где «психо» гораздо важнее «физики». То есть даже посредственное воспроизведение любимой музыкальной пьесы вполне способно вызвать такой шквал ассоциаций и подключить такие внутренние духовные резервы, что удовольствие можно получить не меньшее (если не большее), чем когда слушаешь идеальную запись (о живом исполнении тут речи не идет).

Третья: шестисотпятидесятимегабайтный CD-диск способен вместить столько даже минимально сжатой музыки, что становится неудобен для прослушивания. Слушать все подряд — устанешь (да и вообще — столько свободного времени вряд ли найдется); выборочно — долго и неудобно искать. То есть умещающиеся на музыкальный компакт 10–20 треков кажутся мне «антропологически» идеальными. Но и это — сугубо мое, личное: Толя Левенчук, например, обзаведясь, кажется, iPod’ом, залил на его невообразимой емкости винчестер сотни часов любимой музыки и поставил iPod на случайное воспроизведение, — а сейчас каждый новый трек несет в себе для Толи определенный сюрприз, который всегда — радость. А что касается качества, тут Толя, думаю, и прибегает к психической части слушанья. Он даже наушники приобрел такие, чтобы слышать не только музыку, но и окружающий мир: ему кажется, что так — правильнее.

И здесь мы как раз подошли к причине четвертой: я, честно говоря, не очень люблю всё на себя навесное, и наушники — особенно. В некоторых случаях (когда рядом кто-то спит или когда хочется прослушать что-то совершенно референтно) я готов с ними мириться, — но носить постоянно — особенно эти малютки, которые единственные и приличествуют карманному плейеру, — это уж извините. Голубицкий недавно восторженно прибежал и похвастал новоприобретением: жутко дорогими наушничками, которые надо засовывать в ушные раковины чуть ли не до прямого контакта с барабанной перепонкой. Я попробовал и испытал такой дискомфорт от «вмешательства в тело», что качества звука уже не разобрал…

Тем не менее (или, может быть, — «потому»), когда, общаясь по поводу ноутбуков с ребятами из московской «Тошибы», я увидел лежащую на столе новинку: карманный музыкальный плейер gigabeat F20 (существует еще и F60, отличающийся от F20 исключительно емкостью диска: 60 и 20 Гбайт), — я попросил его на тестирование. В музыкальных способностях плейера я не усомнился, но меня потрясло это количество памяти в объеме даже не сигаретной пачки. (Позже, посравнивав, я обнаружил, что это давно уже не рекорд, что не больший размером Apple iPod Photo несет на борту те же 60, а мини-плейеров с 20–40 гигабайтами — просто пруд пруди. Более того, сейчас на рынке полно карманных винчестеров емкостью до 100 гигов в заметно меньшем физическом объеме; правда, они не имеют дисплейчиков и не играют музыку).

Отыскать эту новинку на price.ru мне не удалось, но, по предварительным сведениям, F60 будет стоить около 450 баксов, а F20 — в районе двухсот. (За тридцатигиговый iPod Photo на price.ru просят ближе к пяти сотням баксов.)

В доставшемся мне сэмпле не было ни полагающейся «кроватки», ни зарядника, — но «кроватка» легко вообразима, а заряжается gigabeat и от USB (в чем я с удовольствием и убедился). Наушники очень хорошенькие; качество же воспроизведения через них оценивать не берусь, поскольку плохо слышу звук через микронаушники. Но, как вы понимаете, их при желании можно поменять на что-нибудь «голубицкое» или «левенчуковское». Музыку gigabeat принимает в форматах wav, mp3 и wma (кроме Professional-, Lossless- и Voice-разновидностей), но… Но, подобно вышеупомянутым мини-дискменам, конвертирует их в свой (с расширением SAT, получается что-то вроде Track01.WMA.SAT или 01.WAV.SAT или, наконец, 01_BG_2004.mp3.SAT). То есть даже не конвертирует, а, что называется, «портит» заголовок: размеры исходных файлов и файлов, записанных на плейер, разнятся на какой-то десяток байтов. Так что то, что вы на gigabeat записали, послушать на чем-нибудь другом не удастся. На кого рассчитана такая «защита от незаконного копирования», я право же и не знаю, но подозреваю, что некоторую (из тех, что попродвинутее и понезависимее духом), пусть и небольшую часть потенциальных покупателей она от приобретения gigabeat отпугнет. Тем же, кого устраивает быстренько, в автоматическом режиме сбросить на плейер десяток скачанных из Интернета mp3-альбомов или несколько компакт-дисков, — а потом просто слушать, — тем это всё окажется по барабану.

По поводу компакт-дисков: прилагаемая к плейеру программа (gigabeat room) умеет соединяться по Интернету со своей базой и скачивает оттуда и названия альбомов, и имена исполнителей, и наименования треков, — которыми и сопровождает перенос музыки на gigabeat. Более того: теоретически (практически мне этого получить не удалось ни разу, ни для одного из дисков, картинки для которых Windows Media Player выдает не задумавшись: то ли механизм еще не отлажен, то ли в базе пока мало картинок) она может скачать даже и обложку, чтобы потом на цветном дисплейчике gigabeat’а изобразить ее рядышком с альбомом. Эта же программа способна перенести на плейер и музыку (вышеупомянутых форматов) с вашего компьютера и поддерживать плейер с заданной вами на компьютере папкой в синхронном состоянии. Увы, обратная стрелочка — с плейера на компьютер — в программе отсутствует в принципе. Если вы собираетесь не просто перенести музыкальные файлы, но сразу и сжать музыку, к вашим услугам регулятор качества, где задается поток от 48 до 192 кбит/с. Еще программа устанавливает свой плагин в стандартный Windows Media Player (9-й или 10-й версий), и при желании можно проделывать все то же самое с его помощью.

В плейер зашито достаточно шрифтов: например, в моем экземпляре было что-то японское, которое на компьютере отобразилось в виде пустых квадратиков, — на экране же gigabeat’а — нормальными иероглифами. Русские теги тоже отображаются вполне корректно.

Управляется плейер крестообразным джойстиком, переменное — в зависимости от контекста, значение кнопок которого подсказывается на экране. К сожалению (во всяком случае, в моем экземпляре), кнопки не всегда достаточно чутко отзываются на нажатие: порой и не поймешь, то ли кнопка не нажалась, то ли плейер задумался. Но к этому, полагаю, привыкнуть со временем можно.

Роскошный цветной дисплей может работать в трех режимах: либо чисто информационном (называется Normal и выдает информацию о дисках, альбомах и треках на фоне музыкальной такой, с нотками, заставки), либо в двух развлекательных: Speaker — с анимированным изображением (диффузоры дрожат!) четырех колонок, и Ball (тут изображается что-то вроде виртуальной дискотеки: четверть сотни разноцветных кружков мигают и переливаются разными цветами).

На боковой грани плейера есть кнопка включения, кнопка вызова меню, кнопка «А», которой можно назначить одно из десятка действий, и, наконец, две кнопки управления громкостью.

Вот, собственно, все, что я хотел по этому поводу рассказать.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.