Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Проверка на всё

Архив
автор : Тимофей Бахвалов   06.04.2005

Если изучить заднюю стенку монитора, разобрать мобильный телефон, перевернуть ноутбук или просто всмотреться в печатную рекламу провайдера IP-телефонии или мобильной связи, мы непременно обнаружим, что все окружающие нас высокотехнологичные услуги многократно проверены, или, правильнее говоря, сертифицированы различными государственными органами и уважаемыми международными организациями.

Если изучить заднюю стенку монитора, разобрать мобильный телефон, перевернуть ноутбук или просто всмотреться в печатную рекламу провайдера IP-телефонии или мобильной связи, мы непременно обнаружим, что все окружающие нас высокотехнологичные услуги многократно проверены, или, правильнее говоря, сертифицированы различными государственными органами и уважаемыми международными организациями. По идее, это должно означать полную безопасность и полное удовлетворение пользователя, однако на практике нам всем приходилось убеждаться в неработоспособности многих устройств с рядами красивых значков на коробке. Поэтому давайте, наконец, разберемся в трех вопросах: что такое сертификация, как именно процесс получения сертификатов налажен в нашей стране и чем сертификаты отличаются друг от друга? В этих занимательных разборках нам помогут специалисты соответствующих органов, известные отечественные и зарубежные фирмы и, несомненно, собственный здравый смысл.

Откуда есть пошло

Термин «сертификация» происходит от английского «certify» — удостоверять, подтверждать. В России система обязательной сертификации компьютерной техники, электроники, высокотехнологичных устройств и прочего «электрооборудования» была постепенно введена в 1993–94 годах. Сама процедура сертификации, если использовать официальный язык, представляет собой оценку и подтверждение определенной информации, фактов и качеств товара или услуги на соответствие нормативным документам, техническим регламентам, стандартам и условиям договоров. Результатом процедуры сертификации является выдача сертификата — документа, подтверждающего соответствие объекта сертификации указанным выше требованиям. В сертификате указываются номера протоколов испытаний, а в приложениях содержится более детальное описание продукции или услуг.

На начальном этапе становления российской системы сертификации наибольшую трудность представляла выработка единых технических стандартов, приведение их в соответствие с международными нормами, введение в действие и, самое главное — контроль за обязательным применением на территории всей страны. Ведь на местах всегда возникает искушение получить сертификат на одно устройство, а потом с помощью ксерокса превратить его в разрешительную бумагу для десятков других.

Со вступлением в 2003 году в силу федерального закона «О техническом регулировании» система сертификации претерпела множество изменений. Так, функциональные и качественные показатели и требования к предметам сертификации с тех пор к системе сертификации ГОСТ Р не относятся. Иными словами, отныне сертифицированный — вовсе не значит качественный. Сертификация по ГОСТ Р теперь касается исключительно подтверждения фактов соответствия стандартам безопасности. Это связано со стремлением государства к сокращению прямого контроля в экономической сфере и устранению барьеров для предпринимательской деятельности. Поэтому главной целью сертификации стали защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В свою очередь, законодательство о техническом регулировании содержит лишь отсылочные нормы, связанные с термином «качество». Правильно это или нет — предмет отдельной дискуссии.

Функции и вопросы сертификации подведомственны созданному в 2004 году Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и его территориальным органам. Система сертификации и стандартизации достаточно динамична и изменчива — в течение нескольких последних лет перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, значительно сократился. Но интересующая нас категория товаров — «электрооборудование», к счастью для потребителя, из этого перечня не исчезла. Что же… Если качество продукта остается на совести производителя и продавца, то гарантия безопасности, согласитесь, тоже немалого стоит. Особенно с учетом засилья на прилавках дешевых китайских агрегатов с клеймом неизвестного мастера эпохи Мао.

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие для электрооборудования следующие виды безопасности: электробезопасность, пожаробезопасность, механическую безопасность, взрывобезопасность, термическую безопасность и химическую безопасность.

При этом электрооборудование должно быть безопасным не только для потребителя, но и для домашних животных. Кроме того, оно не должно наносить ущерб другому имуществу, под которым понимается любая собственность потребителя — не только мебель, домашняя утварь и пр., но и интеллектуальная собственность. Если оборудование не обеспечивает надежного хранения информации, его пользователю наносится прямой вред, что стандартами не допускается.

Обязательной сертификации подлежит любая электробытовая техника, потребляющая от 42 В; все условно «бытовые» устройства, включающиеся в розетку и предназначенные для «домашнего использования» потребителем, не имеющим специальной квалификации и знаний. Не подлежит сертификации лишь незначительная часть специфического электрооборудования для промышленных нужд.

В чем смысл, брат?

Сертификат может использоваться потребителем для оценки добросовестности производителя или продавца электрооборудования. Просьба сделать копию сертификата не должна вызывать никаких проблем и непонимания. Отказ под любым предлогом, вроде нахождения сертификата в сейфе у директора, который как раз занят месячным отчетом и не отзывается даже на свист, должен расцениваться потребителем как повод задуматься о происхождении товара.

Запрашивая информацию о сертификации любого электрооборудования, потребитель должен понимать, что он вряд ли сможет увидеть оригинал сертификата. Скорее всего, это будет ксерокопия. В связи с этим нередки случаи примитивной подделки сертификатов, что, при разбирательстве, связанном с претензиями к приобретенному товару, всегда будет рассматриваться судом как обстоятельство, отягчающее вину продавца. Чаще всего поддельные сертификаты предъявляют на партии товара, ввезенные на территорию страны по серым каналам — в обход официальных дистрибьюторских сетей, таможни и налоговых органов. Например, из соседней Финляндии и ближайших стран Европы дешевую бытовую технику везут к нам фурами, и в анекдоте про волшебную печать таможенника, превращающую вагон телевизоров в ящик зеленого горошка, есть лишь доля шутки. Да, такой товар дешевле, но в итоге потребитель только проиграет — крупные производители нередко обслуживают в сервис-центрах лишь «официальные» партии (Кстати, в Украине, где новый премьер-министр объявила войну коррупции, парализованной в первую очередь оказалась работа таможни. Говорят, все чины пока боятся брать взятки, а в магазинах между тем стало трудно найти даже банку консервированных ананасов, не говоря уже о принтерах или цифровых фотоаппаратах. — Прим. ред). Поэтому перед покупкой лучше позвонить в указанный на талоне сервис-центр и узнать, есть ли договор на обслуживание, а заодно и проверить партию товара на «фирменное» происхождение.

Продавцу, конечно, можно поверить на слово. Но при выборе дорогостоящего электрооборудования лучше потратить несколько дней и найти разумную цену с фирменной гарантией и сертификатами. Таким образом, наличие сертификата — это гарантия не только безопасности, но и «правильного» происхождения товара.

Кстати, обязательно выясните, есть ли в вашем городе сервис-центры для конкретной марки техники, иначе поломавшуюся покупку придется везти на место приобретения, а то и дальше. Так, например, ближайший к Красноярску сервис-центр, где обслуживаются и ремонтируются мобильные телефоны Fly, находится в Новосибирске. В результате даже мелкая неисправность оборачивается серьезной проблемой, которую приходится решать несколько недель. Если же сервис-центр есть в вашем городе, вы сможете настоять на личном присутствии при проведении экспертизы. Это позволит избежать добавления в корпус вашего устройства тараканьей лапки или крылышка, которые всегда служат отличным поводом для отказа в гарантийном ремонте.

На сем введение в тему закончено, и пришло время разобраться — что и как сертифицируется в России? Об этом мы поговорим в следующей статье.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.