Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Темная материя

Архив
автор : Владимир Гуриев   10.03.2005

Мир computer science традиционно считается мужским. Женщины здесь даже не на вторых, а скорее на третьих ролях.

Мир computer science традиционно считается мужским. Женщины здесь даже не на вторых, а скорее на третьих ролях. Статистика эту точку зрения только подтверждает. И авторы темы номера, составившие внушительный список преуспевших в ИТ женщин, слегка лукавят: немалая часть упомянутых прекрасных дам занимается пиаром, маркетингом, управляет бизнесом и к ИТ, строго говоря, отношения не имеет. С тем же успехом многие наши сегодняшние героини могли бы работать в любой другой отрасли: продавать стиральные машины, например, или руководить химчисткой.

Но это не значит, что женщин в ИТ нет. Просто зачастую они влияют на ИТ опосредованно (интересно, кто вырос бы из маленького Линуса Торвальдса, не будь его мама журналисткой левого толка) и не слишком свое влияние афишируют. И если учесть эту «скрытую массу», то окажется, что женская составляющая ИТ вовсе не ограничивается двумя классическими «программистками» — Адой Лавлейс и Грейс Хоппер (впрочем, насчет реального вклада Ады Лавлейс еще можно поспорить). В этом материале мы попытались вспомнить самых ярких «незаметных» персонажей, однако остаются еще миллионы женщин, которые самоотверженно воспитывают, обстирывают и кормят компьютерных гениев разной степени признанности, терпеливо выслушивая лекции о том, что женский склад ума для работы с компьютерами не пригоден.

Российский рынок ИТ мы не затрагивали, но лично я убежден, что бесперебойная работа редакции «КТ» напрямую зависит от бесперебойной работы нашей столовой.

Долгая дорога в дюймах

— Если уж эти сопляки могут заниматься фотографированием, то почему бы женщине не стать фотографом?
Сьюзен Рэндалл

Можно ли поверить, что этот божий одуванчик (на снимке справа) — королева-мать современной порноиндустрии? Куда больше она похожа на эксцентричную пенсионерку одной из стран «золотого миллиарда», которая всю жизнь проработала в муниципальной библиотеке, а на склоне лет отправилась путешествовать с цифровиком наперевес.

Впрочем, с фотоаппаратом эта дама знакома не понаслышке. Хотя достопримечательности, которые она снимает, трудно назвать туристскими. А библиотеку, которой она действительно владеет, — муниципальной.

Нельзя сказать, что Сьюзи с младых лет повезло с раскладом. Она вышла замуж по любви, за писателя, чей талант был очевиден только родным и близким, — ни издательства, ни читатели к его творениям интереса не выказывали. Зарплаты нянечки не хватало, и в какой-то момент Сьюзи решила, что семье литератора голодать вовсе не обязательно, и начала позировать для журналов. И платят неплохо, и работа, прямо скажем, непыльная. А муж Хампфри, тем временем, сможет сосредоточиться на творчестве.

Дело пошло, но вскоре Сьюзи поняла, что находиться с другой стороны камеры ей гораздо интереснее. Какое-то время она совмещала работу модели и фотографа, а потом ее фотосет с Лилиан Мюллер заметили в Playboy, модель сделали девушкой месяца, а Сьюзи приняли в штат. Казалось бы, о чем еще мечтать?

Через несколько лет она рассорилась с Хью Хефнером и ушла в Hustler, к своему старому знакомому Ларри Флинту. Когда трехлетний контракт с Ларри закончился, Сьюзи отправилась к Бобу Гуччионе в Penthouse и этим вписала свое имя в историю, став первым фотографом, которому удалось поработать для трех главных мужских изданий.

Даже когда она числилась в штате, то старалась, соглашаясь на меньшие гонорары, оставлять себе права на отснятые фотосессии. К середине 90-х у Сьюзи собралась внушительная коллекция снимков, на которую неожиданно нашлись покупатели. Несколько лет она зарабатывала продажей изображений порносайтам, а потом решилась и открыла свой собственный сайт: suze.net. Ей говорили, что рынок уже поделен, что начинать свое дело в Сети уже поздно, но она попыталась и не прогадала.

Сильвия Сэйнт, Дженна Джемисон, Зденка, Ария Джованни, Алексус Уинстон, Яна Кова, Вероника Земанова — всё это «птенцы» Сьюзен Рэндалл. Список сетевых порнозвезд, раскрученных без участия Сьюзен, наверняка короче, чем каталог ее подопечных. Сегодня на suze.net больше десяти тысяч зарегистрированных членов (во всех смыслах), а онлайн-империя приносит своей основательнице несколько миллионов долларов в год, хотя сама Сьюзен не умеет пользоваться не только Интернетом, но и компьютером, переложив тяготы управления сайтом на наемных работников и собственную дочь.

А что же Хампфри, спросите вы? Хампфри пишет, подрабатывая время от времени режиссером видеофильмов, которые снимает компания его супруги. Фильмы ему приносят больше денег, чем книги, к тому же каждый писатель должен глубоко узнать жизнь. Изнутри.

Минималистка

— Он сказал, чтобы я купила в канцелярской лавке самую мелкую миллиметровку, которую смогу найти, и раскрасила квадратики.
Сьюзен Кэр

Пользователи Mac OS могут сколько угодно говорить о том, что Microsoft украла у Apple идею графической операционной системы. Пользователи Windows могут сколько угодно указывать на тот факт, что и Microsoft, и Apple позаимствовали главные идеи графического интерфейса в исследовательском центре Xerox в Пало-Альто. На микроуровне любые споры бессмысленны, поскольку иконки для первой Mac OS, Windows 3.0 и OS/2 Warp создавал один и тот же дизайнер — Сьюзен Кэр (Susan Kare).

В Apple ее позвал старый школьный приятель Энди Герцфельд (Andy Hertzfeld). «Раскрашивание миллиметровки» растянулось на три года, но именно Сьюзен мы обязаны появлением «корзины» и «часиков». Попутно Сьюзен придумала Smiley Mac — логотип, в течение восемнадцати лет появлявшийся при загрузке ОС на компьютерах от Apple. В 1986 году она вместе со Стивом Джобсом ушла из Apple и стала креативным директором его новой компании NeXT.

В 1987 году Сьюзен получила крупный заказ от Microsoft, который был практически аналогичен «яблочному»: требовалось нарисовать симпатичные и, главное, понятные иконки для новой версии ОС. На ее же счету — карты для Solitaire.

Понятно, что когда боссы IBM решили облагородить внешний вид OS/2 Warp, выбора у них практически не оставалось: кого еще, если не Кэр, просить придумать графические метафоры для набивших оскомину команд?

Список клиентов Сьюзен Кэр состоит из названий всемирно известных компаний: за двадцать лет в компьютерном дизайне она успела посотрудничать с AT&T, Electronic Arts, Handspring, Intel, Logitech, Motorola, Netscape, Oracle, Palm, Peoplesoft, SGI, Shockwave, Sony Pictures и Xerox.
Имя ее неизвестно, но корзина — почти бессмертна.

Три девицы

— Оттого, что кто-то находится внутри персонального компьютера, прямо мурашки по телу бегут, да?
Киоко Дате

Киоко, как гласит легенда, была первым ребенком семейной пары, державшей суси-бар в токийском районе Фусса. Благодаря американской военной базе, расположенной неподалеку, отбоя от клиентов не было, и когда девочка подросла, то стала помогать родителям в баре, а в свободное от работы время пробовала себя в пении. В один прекрасный день ее заметили продюсеры, и в 1996 году она записала свой первый сингл и сняла первый клип. Через три года — когда о Киоко подзабыли даже самые преданные поклонники — на сцене появилась ее сестра, Каори, чья звезда закатилась еще быстрее.

Вторая девушка никогда в Японии не была. Она родилась и выросла в Англии, вряд ли увлекалась джей-попом, предпочитая японской попсе «обязательную к прослушиванию» в середине 90-х группу Oasis. И хотя ее внешность представляла собой нечто среднее между Кайли Миноуг и Пош Спайс, наша вторая героиня никогда не пыталась петь. Вместо этого она устроилась на телевидение диктором, но быстро приелась зрителям и теперь работает на периферии.

У третьей девушки не было ни слуха, ни голоса, ни хорошей дикции, зато бог наградил ее хорошей фигурой и спокойным нравом. Оказалось, что этого вполне достаточно для подписания контракта с агентством Elite. Впрочем, дальше контракта дело не пошло — на дефиле ее приглашали почему-то редко, предпочитая более капризных манекенщиц.

Общее у всех этих девушек одно: они никогда не существовали. Киоко Дате (она же ДиКи, она же DK-96; ее младшая сестра — DK-02), Ананова и Вебби Тукей полностью, без дураков, виртуальны. Что не помешало им в период расцвета успешно трудиться на избранном поприще и столь же успешно исчезнуть из поля зрения в удивительно сжатые сроки (единственное исключение — Ананова, которая зачитывает новости и сейчас, хотя ресурс ananova.com, обязанный ей своим именем, держит в штате заслуженную телеведущую скорее из уважения). Все попытки составить конкуренцию реальным певицам, дикторам, манекенщицам, актрисам и т. д. потерпели фиаско, но сам процесс создания виртуальных личностей здорово продвинул вперед практику 3D-моделирования, помог художникам успешно освоить бюджеты нескольких медийных корпораций и поднял продажи пакета Maya. И кассовый успех «Полярного экспресса» Роберта Земекиса (этот фильм тоже далек от совершенства) во многом обусловлен многочисленными виртуальными жертвами — создатели привлекательных, но «недостаточно живых» женских образов ошибались, учились на ошибках и ошибались снова, набираясь опыта с каждой новой красоткой, уходящей со сцены в никуда.

Впрочем, маленькая индустрия вокруг виртуальных красавиц все же образовалась. Фильмов с «виртуальными актерами» снимается все больше, конкурсы виртуальной красоты проводятся с завидной регулярностью (самые известные, пожалуй, — итальянский Miss Digital World и японский Virtual Beauty Expo). Осталось только дождаться, когда количество перерастет в качество.

А почему вы спрашиваете?

Элиза: — А чего он со мной не по-людски разговаривает?
Бернард Шоу, «Пигмалион»

По чести говоря, Элизы Дулитл, о которой пойдет речь в этом разделе, в действительности тоже никогда не существовало. Она — героиня комедии Бернарда Шоу «Пигмалион» и никакого отношения к компьютерам не имеет. Но в 1966 году профессор Джозеф Вайценбаум (Joseph Weizenbaum) назвал в честь Элизы небольшую программку, способную довольно правдоподобно поддерживать «разговор» с человеком, сидящим за компьютерным терминалом. Тест Тьюринга ELIZA не прошла (Вайценбаум, собственно, на это и не рассчитывал), но славы своему создателю принесла не меньше, чем Элиза Дулитл — Бернарду Шоу.

Справедливости ради, следует отметить, что роль Элизы Дулитл была написана специально для актрисы Патрик Кэмпбелл, так что хоть одна настоящая женщина в этой истории есть.

Подарок


Программа Lines’98, которой многие российские дамы овладели не хуже, чем «Солитером», тоже была написана для женщины. Первокурсник Дмитрий Кивилев увидел, как его знакомая играет в досовскую версию Color Lines от GAMOS, и решил сделать клон игрушки под Windows. Сделал, выложил в Сеть и забыл. А через несколько недель обнаружил, что его программа находится на втором месте в списке самых популярных программ портала freeware.ru.

Любая читательница «КТ» может скачать пятую версию Lines’98 с сайта sorcerersoft.com и бесплатно зарегистрировать ее, используя следующие регистрационные данные:

Имя: любое (оно не проверяется)
E-mail: 8марта@компьютерра Код: 2638453642

Соломенная шляпка

— Вы, должно быть, так устали от меня…
Глазеть на этот снимок столько лет!
Ленна Шьоблом

Девушка месяца, чей постер был опубликован в ноябрьском номере Playboy за 1972 год, в течение четверти века и не подозревала, как она популярна в компьютерной индустрии. Тенденция, прямо скажем, необычная — как правило, возраст модели обратно пропорционален количеству ее поклонников.

Однако шведке Ленне Шьоблом (Lenna Sjobloom) «повезло». В июле 1973 года Александру Савчуку (Несмотря на имя, прямого отношения к России Александр Савчук не имеет. Он урожденный американец) из Университета Южной Калифорнии для иллюстрации статьи понадобился фотопортрет с хорошим динамическим диапазоном. В библиотеке изображений ничего похожего не нашлось, зато под рукой оказался номер Playboy, откуда и был сосканирован небольшой кусочек постера. Миловидное личико приглянулось и другим исследователям, и вскоре пятидюймовый цифровой лоскут превратился для индустрии в стандарт де-факто: на нем проверялись многочисленные алгоритмы и оттачивались новые подходы обработки изображений. Ленна протиснулась даже в комплект поставки некоторых графических пакетов: опять же в качестве тестового изображения. То, что на этот снимок у кого-то могут быть права, разработчикам и в голову не приходило.

Работники Playboy, судя по всему, от тонкостей цифровой обработки изображений тоже были далеки, потому что скандал разразился только в 1991 году, когда Ленна появилась на обложке журнала Optical Engineering. Сгоряча Playboy даже грозился засудить нарушителей копирайта, но потом передумал и даже с гордостью написал о своей роли в IT.

Ленна же пребывала в неведении относительно своей роли в ИТ до 1997 года, когда ее пригласили на научную конференцию общества по обработке изображений (www.imaging.org). Прибыв из Стокгольма, «первая леди Интернета» смогла вдоволь насмотреться на тех, кто за прошедшие 25 лет запомнил «все ее трещинки».

«Конечно, ей уже сорок, она замужем, вырастила пару детей, так что это не совсем наша Ленна», — с легким разочарованием признался потом один из участников конференции. Но, в общем, то, что все мужчины — неблагодарные свиньи, для Ленны Содерберг (в девичестве Шьоблом) наверняка не новость (Интересно, откуда взялась Тиффани? Менее известная девушка из клипарта Университета Южной Калифорнии похожа на девушку месяца ничуть не меньше Ленны [www.sipi.usc.edu/services/database/database.cgi?volume=misc&image=10#top]).

Дорогая Дороти

31 января 2005 года от рака мозга умерла Дороти Мак-Ивен (Dorothy McEwen). Женщина, которой корпорация Microsoft обязана если не всем, то очень многим.

В начале 70-х годов прошлого века Дороти вместе со своим мужем Гэри Килдаллом (Gary Kindall), создателем операционной системы CP/M, основала компанию Galactic Digital Research. Гэри был настоящим пионером, во многом повлиявшим на становление софтверной индустрии. До него никто не пробовал зарабатывать на продажах операционной системы без железа. И когда корпорации IBM потребовалась ОС для персонального компьютера, Билл Гейтс посоветовал представителям Голубого Гиганта обратиться именно к Гэри, да еще и предупредил Килдалла о том, какой важный клиент к нему может пожаловать.

Что произошло дальше, погребено под грудой бесчисленных пересказов, оправданий и фантазий. По самой распространенной версии, Гэри как раз в этот день приспичило покататься на собственном самолете, и встречу с представителями IBM он свалил на супругу («Свалил», наверное, не очень хорошее слово. Просто обязанности между супругами были распределены довольно четко. Дороти не занималась программированием, а Гэри не особенно лез в бизнес). А Дороти, посоветовавшись с юристом, сочла условия IBM неприемлемыми и контракт не подписала. Несолоно хлебавши, «ходоки» вернулись к Гейтсу. Дальнейшее вам известно.

Военные игры

Сьюзен Хэдли (Susan «Thunder» Headley) относится к редкой разновидности женщин-хакеров и является скорее исключением, чем правилом (еще одно исключение — семнадцатилетняя авторша вируса на C#; впрочем, эту вирусописательницу так никогда и не нашли). Сьюзен начинала еще с Кевином Митником и, если верить немногочисленным свидетельствам очевидцев, уступала ему не столько в квалификации, сколько мягкостью нрава. Поговаривали, что при желании Сьюзен могла даже запустить пару ракет с ядерными боеголовками (очень сомнительно, что это можно было сделать, ограничившись проникновением в компьютерные сети; но эти фантазии были частично использованы в романе «Военные игры»). Она же якобы автор первого компьютерного вируса. Сколько в этих легендах правды, сегодня, наверное, никто уже не скажет — непосредственные участники событий не хотят разрушать сложившиеся мифы, а сама Сьюзен от дел отошла. Свое умение проникать в защищенные правительственные системы она как-то демонстрировала американским сенаторам, но, согласитесь, между успешным взломом правительственной базы данных и началом третьей мировой войны все же есть разница.

В последний раз Сьюзен предстала перед публикой на Defcon III, где выступила с докладом о социальном инжиниринге. Какое-то время она увлекалась покером, сейчас коллекционирует старинные монеты. И, возможно, думает, что оставаться хакером в 46 лет как-то несолидно (Про Сьюзен Хэдли мы уже упоминали в «КТ» #518 во врезке к публикации первой главы автобиографии Кевина Митника).

Вторая жизнь

Уникальная история Линн Конвей (Lynn Conway) начинается с истории мальчика, который очень хотел быть девочкой. Звали мальчика Роберт, и родился он в сороковых годах прошлого века, когда операции по смене пола были, мягко говоря, в новинку. Роберт закончил школу, поступил в МТИ (впрочем, к этому времени он уже осознал свою натуру и вне учебных стен наряжался в женское платье и именовал себя Линн), получил диплом в Колумбийском университете и устроился в IBM, где успешно работал над созданием первых суперскалярных компьютеров. Но лишь до тех пор, когда решился-таки на перемену пола и сообщил о готовящейся операции руководству. Для руководства проблема транссексуализма оказалась неподъемной, и Роберта-Линн, от греха подальше, уволили. Выйдя из клиники, Линн Конвей оказалась без работы и даже без карьеры, так как ее разработки были опубликованы под мужским именем, а наученная горьким опытом компьютерщица вовсе не жаждала рассказывать нанимателям о том, что совсем недавно была мужчиной.

И она начала все сначала. Промыкавшись три года по небольшим фирмочкам, Линн устроилась сначала в Memorex, а еще через пару лет — в исследовательский центр Xerox в Пало-Альто. К 1978 году Линн заработала себе имя еще раз — теперь уже на разработках СБИС. И хотя смотреть на то, каким спросом пользуется твоя работа многолетней давности, было очень обидно, Линн Конвей никому не рассказывала, что она и неизвестно куда пропавший специалист из IBM — одно и то же лицо. Знали об этом только близкие друзья и, разумеется, члены семьи (в 1987 году Линн вышла замуж). Вся остальная публика узнала о начале карьеры Линн Конвей только в 1999 году, через 31 год после операции (Про Линн Конвей мы тоже писали («КТ» #400)).

Автор благодарит Рустема Адагамова за помощь в подготовке материала.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.