Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Единство противоположностей. Без борьбы

Архив
автор : Евгений Козловский   30.11.2004

Новая цифровая зеркалка от Canon — EOS 20D — на мой вкус, потрясающая игрушка.

Новая цифровая зеркалка от Canon — EOS 20D — на мой вкус, потрясающая игрушка. Не в том смысле игрушка, что на ней нельзя серьезно работать, — а в том, что, взяв ее в руки, хочется с нею играться. И пока окончательно не привыкнешь (на что уйдет, думаю, не один месяц), — работа с камерой может превратиться в увлекательнейшую игру. То есть, если вам повезло, что вам платят за фотоработу, — то даже если эта работа сама по себе скучновата, на некоторое время вы — по одному факту общения с «двадцаткой» — снова почувствуете себя счастливым, как дебютант.

Но писать про эту камеру в формате «Огорода» довольно трудно. Если просто перечислить ее особенности и нововведения (что, должен заметить, довольно правильно сделали [или хорошо перевели] на русском сайте Canon: www.canon.ru/products/about.asp?id=1298), — и то может не хватить огородного пространства: тут и металлический, совершенно профессионального вида корпус; тут и (пусть несколько, на мой взгляд, избыточные) 8,2 мегапиксела; тут и девяти- (вместо прежней семи-) точечная фокусировка; тут и невообразимая скорость съемки: 5 кадров в секунду сериями по 23 кадра, — причем можно записывать снимки одновременно в JPG и в RAW; тут и чувствительность 3200 ISO, причем работающая вполне нормально, то есть со вполне допустимым для такой чувствительности «зерном» (Снимки сделаны с рук, на 3200 ISO); тут и микросхема прямо на сенсоре, что, вроде бы, уменьшает разного рода коммуникационные шумы; тут и новый алгоритм вспышки; и, наконец, интерфейс USB 2.0, позволяющий не только быстро перекачивать картинки с флэшки на компьютер, но и снимать прямо на винчестер, минуя флэшку: штука не просто прикольная, но и весьма полезная в случаях студийной съемки и особенно — регистрирующей (скажем, научной), ибо в компьютерном режиме можно задать серийную съемку с нужным интервалом (без компьютера такую съемку может обеспечить только отдельный, добавочный пульт управления со встроенным таймером).

Более того, специально под 20D (впрочем, подходит и к 300D) разработана парочка добавочных (к бюджетному, идущему в комплекте EF-S 18–55) объективов тоже с коротким рабочим отрезком, учитывающим размер матрицы (а она, как и у 10D, 300D и некоторых других кэноновских зеркалок, — чуть больше половинки пленочного кадра, коэффициент умножения фокусного расстояния — 1,6), о чем говорит буковка S: EF-S 17–85 (пятикратный зум со стабилизатором, позволяющим делать втрое большие выдержки без «шевеленки») и суперширокоугольник EF-S 10–22. Увы, первый стоит 660 баксов, второй — аж 850, и оба — недостаточно светосильны: 4–5,6 и 3,5–4,5. Можно предположить, что аналогичная оптика с дыркой 1,5–2 обойдется подороже самой коробки с бюджетником в комплекте, причем — заметно подороже… (Может, в принципе, так и должно быть.) А комплект сегодня в русском Интернете можно приобрести за 1650–1700 баксов. Дорого? Ну, смотря для кого, а если иметь в виду, за что они отдаются, — так вовсе и недорого. ИМХО. Ибо я хорошо помню не такие уж давние цены на первые зеркальные цифровики…

Обработка картинок внутри камеры показалась мне почти идеальной: коль такая возможность предоставляется, а флэшки нынче дешевле семечек, — я назначал режим записи снимков JPG+RAW и крутил (с помощью приложенного софта) эти RAW’ы и так и сяк, — и все равно лучше, чем пристегнутый JPEG, у меня не получалось. Я, конечно, в обработке картинок не мастер-профессионал, но многие ли из фотографов — мастера в этом деле? Кстати, о софте: в специальном вьюере можно увидеть даже те точки из девяти, по которым при съемке производилась фокусировка!

Ну ладно, дело понятное: камера очень хороша — Canon все-таки. Доработаны недоработки 10D (впрочем, и у 20D уже обнаружено несколько багов, встретиться с которыми в реальной съемке удалось бы немногим, — однако тут же и исправлены новой прошивкой), добавлено то, что было (не намеренно ли?) убавлено у 300D, причем за эти добавки можно было бы попросить и больше 60% цены. Здорово! Но чем же, если по-огородному, удивила эта камера, что называется, меня лично?

Я вынес это удивление в заголовок: она совершенно фантастическим образом совмещает в себе запросы пленочного фотографа-профессионала с запросами распальцованного крутого пацана, которому западло думать о каких-то там настройках и разбирать, что такое ISO, и который полагает, что, коль выложил две штуки, — вещь должна работать сама. У «двадцатки» — семь полностью автоматических режимов: автомат просто, портрет, пейзаж, макро, спорт, ночной портрет и съемка без вспышки. В каждом из них управляющие кнопки отключены, — так что человек, не желающий разбираться в этих самых настройках и ISO, ничего не сможет испортить. В старину это называлось: защита от дурака. Фокусировка же и экспонометрия так хороши, что, чтобы получить в автомате плохой снимок, надо либо очень уж постараться, либо должно очень уж повезти (не повезти). Это для «я снял, дурак». Для профессионалов же — куча настроек всего, чего только можно, и даже больше.

Ну, про RAW’ы я уже написал: можно не заботиться о разного рода тонкостях, включая баланс белого, — отложив это на потом, на обработку на компьютере. Впрочем, впервые в моей практике баланс белого можно задать не только по ситуационным предустановкам (солнце, тень, люминесцентный свет) или снятому белому листу, но и прямо по цветовой температуре в градусах Кельвина. Само собой — брекетинг и по экспозиции, и по балансу белого. Далее: возможен сдвиг баланса белого по двум перпендикулярным цветовым осям: сине-желтой и зелено-лиловой. Это особенно должно прийтись по душе давним пленочным фотографам, привыкшим применять цветные корректировочные фильтры: один уровень корректировочной шкалы соответствует пяти майредам цветного фильтра.

Думаю, что им же, пленочникам-ветеранам-профессионалам, адресована и возможность ставить на объектив при черно-белой съемке (выделена в отдельный режим) виртуальные фильтры: желтый, оранжевый, красный, зеленый. Кто помнит, эти фильтры могут затемнить синее небо, сделав облака на нем заметно контрастнее, выделить-оживить девичьи губы при портретировании, ну и кое-что еще… Разумеется, все это можно сделать и потом, на компьютере; больше того, можно вообще не применять черно-белый режим, оставив преображение оригинала на постобработку, — однако наверняка найдутся люди, которым удобнее снимать словно в старое доброе время и получать задуманный результат сразу, не возясь со всякими там фотошопами. Тут же можно включить один из цветных фильтров для монохромных снимков: стандартную сепию, синий, красный, зеленый… Ну, чтоб совсем как на специальных фотобумагах, как там они назывались?..

Короче говоря — уровень полупрофессиональной зеркалки («полу-» — потому, что есть некоторые профессиональные задачи, требующие специальной техники) и технически, и по возможностям, и даже по цене вплотную приблизился к идеалу. Одна лишь загвоздка: EOS 20D (как, впрочем, и все цифровые EOS’ы, да и подавляющее большинство цифровых зеркальных камер других фирм) — не цифровая фотокамера, а пленочная, из которой вынули лентопротяжку, а площадку для пленочного кадра заменили светочувствительной матрицей. Несмотря на хитроумные микросхемы и специальные объективы, парадигма, увы, не изменилась. А должна бы, поскольку вездесущая пыль, всякие там ворсинки и песчинки, уже не уносятся вовне вместе с проэкспонированным и смотанным на ролик кусочком пленки, а остаются на матрице и копятся, копятся, копятся…

Чтоб долго не распространяться, я просто приведу фрагменты из «Инструкции по эксплуатации EOS 20D».

«…При попадании на датчик изображения пыли или других посторонних загрязнений на изображениях могут появиться темные точки. Во избежание этого для чистки датчика изображения следуйте приведенным ниже инструкциям. Помните, что датчик изображения является очень чувствительным компонентом…

…Во время чистки датчика запрещается выполнять любые действия, которые приведут к выключению питания. В случае отключения питания затвор закроется, в результате чего возможно повреждение шторок затвора и датчика изображения…

…Не вводите наконечник груши внутрь камеры глубже крепления объектива. В случае выключения питания затвор закроется, и возможно повреждение шторок затвора и датчика изображения.

Используйте грушу без щетки. Щетка может поцарапать датчик.

Ни в коем случае не используйте для чистки датчика сжиженный воздух или газ. Ударная волна может повредить датчик, либо он может быть заморожен распыляемым газом».

Отрывок этот меня, сказать честно, напугал. А вас?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.