Архивы: по дате | по разделам | по авторам

У shareware тяжкое будущее

Архив
автор : Илья Щуров Voyager   13.10.2004

Знакомьтесь: Владимир Романов, автор первого в истории download-менеджера — программы ReGet.

Знакомьтесь: Владимир Романов, автор первого в истории download-менеджера — программы ReGet. Программы, прошедшей путь от простого консольного приложения, созданного для собственных нужд, до мощного инструмента закачки со встроенным поисковиком, возможностью автоматизации работы с помощью скриптов и огромным количеством других функций. Программы, ставшей классическим примером успешного shareware-проекта.

Это интервью было взято на выставке Softool 2004, где Владимир провел встречу с пользователями. Мы попросили его ответить на несколько вопросов о shareware-бизнесе и о нынешней ситуации на софтверном рынке.

Думаю, многим читателям было бы интересно узнать: как началась история с ReGet?

— Это было в 1996 году. Я тогда занимался поддержкой продуктов Microsoft, приходилось качать множество разных файлов: патчи, сервис-паки и т. д. FTP-сервер Microsoft не поддерживал докачку, каналы были плохие… В описании очередной версии IIS я прочитал, что появилась такая возможность — скачивание части файла, и подумал, что ее надо использовать. Написал первую консольную утилиту — она называлась WwwReget, затем взялся за графическую версию программы. Какое-то время программа распространялась через Fido, потом работа была приостановлена, ну а спустя год все начало возрождаться…

Когда-то ReGet распространялся в бесплатной adware-версии. Приносила ли реклама достаточный доход, чтобы компенсировать уменьшение числа регистраций?

— Да, действительно, в 1999 году был очень благоприятный момент, и на рекламе мы заработали вполне достойно.

Сейчас нет желания вернуться к такой модели?

— Нет, нынче деньги в рекламный бизнес не идут. Во время бума доткомов на рекламу был спекулятивный спрос, сейчас такого нет. Был момент, когда разорилось несколько фирм, предоставляющих баннерные движки для программ, и мы тогда тоже довольно сильно пострадали. Нам сказали: «Всё, рекламы больше не будет», а у пользователей к тому времени уже была куча бесплатных ReGet’ов, которые вдруг перестали показывать баннеры — можно даже крэк не искать. Вернуться к обычной схеме оплаты было непросто: фактически пришлось убеждать пользователей перейти с бесплатной версии на платную.

Как дальше будет развиваться этот продукт?

— Сейчас мы занимаемся поддержкой потоковых протоколов — Real Audio и Real Video — с возможностью сохранения вещания в файл. Мы долго с эти тянули — боялись юридических проблем. Это, конечно, не нарушение DMCA, но все-таки с помощью программы можно скачать тот контент, который предназначен только для онлайнового просмотра или прослушивания, но не для сохранения. Впрочем, подобные утилиты сейчас многие делают.

А интеграция с пиринговыми сетями не планируется?

— Еще во времена Napster мы хотели сделать для него собственный клиент. Потом Napster накрылся, и сейчас с пиринговыми сетями вообще ситуация неоднозначная — непонятно, чем все кончится. Сами сети потихоньку живут, но деньги где? Так что вряд ли мы будем этим заниматься.
Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны бесплатных или open-source продуктов?

— Рынок download-менеджеров огромен: многие пользователи вообще не знают, что это такое и зачем это нужно. Так что конкуренции практически нет. Бесплатные программы выходили неоднократно: например, первыми download-менеджерами с поддержкой многопоточного скачивания были бесплатные Octopus или GetSmart — ну и где они сейчас? Есть, разумеется, adware-программы, которые по-прежнему живут за счет рекламы (например, Download Accelerator Plus), — в маркетинговом отношении мы слабее их, но на этом рынке места еще много.

Но с развитием высокоскоростных методов подключения актуальность download-менеджеров, вероятно, снижается…

— Конечно, снижается. С повышением качества линий связи акцент смещается со слова «download» на слово «manager», то есть с функции скачивания на управление закачками — планирование, автоматизацию, систематизацию и т. д. А в последнее время наметилась и другая тенденция — интеграции «качалок» с другим софтом (например, с браузерами). Download-менеджеры как класс постепенно исчезнут.

Тогда какими продуктами вы намерены заниматься?

— На данный момент пока ничего не планирую. Были запущены некоторые другие проекты — скажем, сервис GPRS Booster, сокращающий объем передаваемого трафика за счет сжатия — при использовании GPRS это позволяет заметно экономить. Соответственно мы продаем не программу, а доступ к прокси-серверу — с покилобайтной оплатой. Но для этого нужно заниматься маркетингом, а до него сейчас руки не доходят.
Есть продукт WebSynchronizer, ориентированный на людей, которым нужно синхронизировать данные либо на локальных дисках, либо на локальном диске и сервере, — скажем, для вебмастеров.

Может, мы займемся разработкой системы веб-публикации фотографий — с клиентской программой на стороне пользователя, чтобы можно было выкладывать снимки на сервер одним кликом. Здесь сервис будет бесплатным — планируем окупаться за счет рекламы. Но пока этот вариант только обсуждается.

Система защиты ReGet’а — ваша собственная или сторонняя разработка?

— Частично наша, частично сторонняя. Мы используем систему активации, разработанную фирмой ActivateSoft, — так что обслуживается она их сервером, а не нашим. И еще шифруем исполняемые модули с помощью ASProtect — это разработка Алексея Солодовникова.

Помогает?

— Более или менее помогает. Хотя крэки к последним версиям в Сети лежат — но частенько ReGet выглядит взломанным, а, например, по четвергам и по вторникам скачанные exe-файлы размером больше пяти мегабайт при запуске выдают, что они скачаны взломанной программой. Таких крэков много (правда, мы давно не улучшали защиту). Сейчас, насколько я знаю, есть только одна группа крэкеров, которая действительно умеет нас ломать.

На каких покупателей вы ориентируетесь в России — на тех, кто не знает о крэках?

— Нет, дело не в этом — программой пользуются достаточно продвинутые пользователи. Цена у нас вполне демократичная, так что ориентируемся мы скорее на людей, которые считают, что честно купленная программа — это круто. Или что это просто проявление уважения к самому себе.
И как программа продается?

— Хорошо продается. Это связано, во-первых, с большей известностью ReGet в России, а во-вторых, с тем, что у нас все-таки линии связи хуже, чем на Западе. Соотношение купленных версий к взломанным составляет примерно один к десяти.

Можете ли вы что-нибудь порекомендовать разработчикам, собирающимся вступить на путь «шароваростроения»?

— Прежде всего, на этот путь не надо вступать разработчикам. Этот бизнес не для них, а для маркетологов. Написать хорошую программу — самое простое, а вот продавать… Раньше этим можно было заниматься разработчику, сейчас это должны делать другие люди: те, кто будет заботится о пиаре, заключать договора, оптимизировать сайт для поисковых систем и т. д. Программирование — лишь вершина айсберга. А человеку, который умеет продавать, не нужно ничего разрабатывать — проще купить чужую программу у разработчика и продавать ее. У shareware непростое будущее. Когда начинался ReGet, shareware-программ было очень мало и к каждой пользователи проявляли интерес. А сейчас рынок перенасыщен: если в какой-то категории каталога тысяча продуктов, найти среди них нужный очень трудно. Вдобавок немалая часть этих программ, скажем так, не очень качественна. Это тоже осложняет выбор и создает дополнительный барьер для новых участников.

Вы сейчас занимаетесь только ReGet’ом и смежными продуктами?

— Нет, я иду работать обычным программистом в компанию. Не могу больше заниматься shareware.

Есть ли какие-то перспективы вложений в российский софтверный бизнес со стороны западных инвесторов?

— Перспективы есть (смеется). Но в нас почему-то не вкладывают. Мы бы вообще были готовы продаться, но покупать нас не хотят. Дело в том, что shareware-программы очень тяжело оценивать: те, кто продает, оценивают их слишком оптимистично, а те, кто покупает, — слишком пессимистично, так что договориться непросто. Некоторое время назад, во время интернет-бума, все оценивали оптимистично — и покупатели тоже; тогда продукты покупались и продавались — например, ICQ. А сейчас люди более трезво оценивают перспективы возврата вложенных средств.

Традиционный вопрос: ваши впечатления от Softool?

— Впечатления отрицательные. Выставки, как мероприятия, мне кажется, уже себя исчерпали. Например, я приехал из Питера, а на мой семинар пришло лишь полтора десятка человек. Другие фирмы нанимают профессиональных клоунов — и сколько людей стоит рядом? Ни одного. Часто вижу, как кто-то читает доклад почти в пустой аудитории. Посетители ходят уставшие — пакетики и рекламки собирают. Наверное, это ближе к имиджевым вещам — если фирма выставила большой и красивый стенд, значит, фирма крутая. А так, по-моему, при наличии Интернета и печатных изданий, выставки отмирают — в таком виде, в каком они есть сейчас. Обо всех новинках можно узнавать, просто заходя на нужные сайты.

Но все же какие-то тенденции российского софтверного рынка выставка отражает?

— Есть модные слова: CRM и ERP. Плюс документооборот. Плюс обучение и сертификация — но это уже не совсем софтверный бизнес. Вот, собственно, и все тенденции. Лет семь назад были очень модны различные ГИСы — каждое предприятия стремилось завести свою геоинформационную систему, которая бы выдавала разнообразную информацию об объемах продаж по регионам. А сейчас мода на них прошла. Зато пришли CRM и ERP.

Softool 2004: выставляя софт

Человек, пришедший на Softool без всякой цели, вероятно, согласится со скептическим мнением Владимира Романова о подобных мероприятиях. Смысл их кажется туманным, а удовольствие собирать буклетики с не слишком нужной информацией и участвовать в не слишком интересных акциях — сомнительным. Впрочем, на Softool было несколько любопытных моментов, о которых мне хотелось бы рассказать.

Первое, что бросалось в глаза, — обилие стендов, посвященных Linux и свободному софту. Можно было посмотреть и купить как дистрибутивы российских разработчиков (ASPLinux, ALT Linux, MOPSLinux), так и зарубежных: были представлены Red Hat/Fedora, SuSe и др., а также различные программы, связанные с Linux и open-source. На стенде IBM представители ASPLinux сделали несколько докладов, посвященных опыту разработки и внедрения открытых решений по заказу крупных компаний. В общем, дело Столлмена и Торвальдса если не побеждает, то живет — уж точно.
Впрочем, не Линуксом единым. Предназначение любой программы — автоматизация какого-то процесса, и на Softool это проявилось в полной мере. Автоматизировать предлагалось почти все: управление бизнесом и общение с клиентами, документооборот и защиту от всевозможных атак, проектирование и даже медицинское обслуживание. Эти стенды были нацелены на специалистов — по крайней мере, у простого юзера они вызывали только рябь в глазах от малопонятных аббревиатур (MES, CRM, DOCFLOW, ERP, САПР…) и легкий комплекс неполноценности.
Но и простого юзера участники выставки вниманием не обошли. В частности, ему много раз предлагали перейти наконец на лицензионный софт — и не просто предлагали, а прямо-таки уговаривали. Тем, кто уже согласился на подобную «миграцию» (хотя бы в душе), дарили наклейки на компьютер с надписью «License software on PC», а еще не вкусивших плоды легальных программ заманивали совершенно неприличным предложением поменять три пиратские игрушки на одну лицензионную. Особо злостных приверженцев контрафакта пугали юридическим преследованием, отсутствием гарантий и технической поддержки.

Тем же, кто рад бы перейти на лицензионку, да денег не хватает, предлагалось учиться, учиться и еще раз учиться. Были представлены системы дистанционного обучения, а также курсы с сертификацией по самым разным областям ИТ: от веб-дизайна и менеджмента до настройки маршрутизаторов и серверов.

Впрочем, на выставке было как минимум две экспозиции, для восприятия которых не требовалось никаких специальных знаний: музей вычислительной техники, где можно было полюбоваться на арифмометры и прочие ZX Spectrum, и галерея фрактальной живописи П. П. Николаева — ученого, поэта и художника, наглядно показавшего, что математика не только скучна, сложна и никому не нужна, но еще и удивительно красива.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.