Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Уроки Стаффорда Бира

Архив
автор : Леонид Отоцкий   29.09.2004

В «КТ» #511 и #519 кратко анализировалась роль «отца организационной кибернетики» (Management Cybernetics) Стаффорда Бира (Stafford Beer) как для перспектив развития ИТ в целом, так и для процессов общемировой ИТ-глобализации в частности.

В «КТ» #511 и #519 кратко анализировалась роль «отца организационной кибернетики» (Management Cybernetics) Стаффорда Бира (Stafford Beer) как для перспектив развития ИТ в целом, так и для процессов общемировой ИТ-глобализации в частности. Однако это были лишь «намеки» на огромное научное наследие Бира. Появляется все больше сообществ и институтов, которые активно осваивают это наследие и начинают использовать его на практике. (См. также «КТ» #514, где дана энергичная критика этих подходов. — Л.Л.-М.)

В дополнение к упомянутым материалам можно указать на деятельность The Cwarel Isaf Institute в Германии (www.managementkybernetik.com/en/fs_inst.html) и на британский проект «Правительство реального времени» (Real Time Government, www.nickgreen.pwp.blueyonder.co.uk/control.htm). Подробный список организаций, развивающих наследие Бира, приведен на сайте Кибернетического общества (The Cybernetics Society, www.cybsoc.org/contacts/people-Beer.htm).

Для России, которая ищет лучших способов управления страной, нежели присущие «дикому капитализму», освоение идей Бира еще более актуально. Существующие попытки «борьбы с бюрократией» и желание сократить «аппарат управления» в точности соответствуют Законам Паркинсона и неизбежно приведут только к увеличению «аппарата» — если только не использовать подход Бира. Разработанная им и внедренная еще в 1971–73 в Чили специальная технология фильтрации и сжатия «вертикально циркулирующей информации» (комплекс программ Cyberstride проекта Cybersyn) и обеспечивала, как пишет Бир, реализацию главной цели Cybersyn — воспрепятствовать созданию бюрократической системы.

Сложившиеся тогда в Чили условия могут быть неплохим примером для перспективных государственных и межгосударственных проектов. Во-первых, в правительстве Альенде оказались люди, Фернандо Флорес и Рауль Эспехо, хорошо знакомые с работами Бира и консультативной деятельностью его фирмы (SIGMA), принесшей немалую пользу металлургии и железнодорожному транспорту страны. Именно они и послали письмо Биру с предложением быть консультантом в общегосударственном проекте.

Во-вторых, к их удивлению, Бир практически сразу согласился на это, отложив целый ряд других проектов. «Мы думали, что Стаффорд опять сходит с ума», — вспоминает его сын Саймон (www.guardian.co.uk/chile/story/0,13755,1037547,00.html,13755,1037547,00.html). Однако для Бира этот поступок был отнюдь не случайным, так как он считал, что «мир богатых никогда не признавал кибернетику как инструмент управления и потому до смешного неверно к ней отнесся»[C. Бир, «Мозг фирмы». — М.: Радио и связь, 1993 (перевод книги «Brain of the firm» by Stafford Beer)]. Он увидел возможность практической реализации фундаментальных кибернетических идей.

В-третьих, сам Альенде, будучи принципиальным противником советской бюрократической системы, глубоко проникся идеями Бира и активно способствовал проекту. (Как пишет Бир: «Мне понадобилось около получаса и лист бумаги… чтобы объяснить Альенде модель любой жизнеспособной системы… Я не мог знать, насколько президент к этому подготовлен, но я точно знал, что президент квалифицированный медик… Он… без труда воспринял модель, названную мозгом фирмы». Эскизный проект был составлен всего за восемь дней. «Наша группа работала подряд восемь дней до изнеможения», — вспоминает ученый.)

В-четвертых, Бир привлек к проекту ведущих специалистов многих стран. Так, развертыванием общечилийской информационной сети Cybernet руководил всемирно известный чилийский конструктор Ги Бонспье.

Программы фильтрации статистических данных Cyberstride писались группой коллег Бира в Великобритании. При этом использовалась только что вышедшая методическая разработка Гаррисона и Стивенса краткосрочного прогнозирования на основе байесовского подхода. Для создания имитационной модели чилийской экономики, работающей в реальном времени (программа «Чеко»), Бир использовал свои связи с учеными США. Для реализации многоуровневой системы алгедонического регулирования (Алгедонический (от греч. боль и удовольствие) — относящийся к регулированию в неаналитическом смысле [цитированное издание, стр. 406]) он взял в качестве прототипа эксперименты своего сына Саймона и его приборы, созданные в Великобритании, а также связался с институтом CEREN, занимающимся социологией, и доработал их концепции с двумя ведущими социологами Чили.

Теоретические вопросы автостабильности жизнеспособной системы Бир обсуждал с выдающимся чилийским ученым Умберто Матурано — автором знаменитой модели самовоспроизводящихся систем (Autopoietic Systems).

Над оборудованием для оперативного «сердца» системы — Ситуационной Комнаты — трудились несколько фирм в Великобритании по чертежам чилийской группы Ги Бонспье.

Даже это простое перечисление показывает, какие силы должны быть сконцентрированы для создания реальных государственных систем. Можно только посоветовать властям России обратить на этот опыт пристальное внимание, тем более что коллеги Бира заинтересованы в участии в российских ИТ-проектах. Например, такое пожелание высказал в переписке руководитель проекта Cybersyn Рауль Эспехо. Он же сейчас налаживает взаимосвязи «сообщества Бира» c кафедрой системной интеграции и менеджмента Физтеха (www.sim.ol.ru).

В статье «Мир в мучениях» («World in torment», www.staffordbeer.com/papers/World%20in%20Torment.pdf) Бир с глубоким пессимизмом смотрит на нынешнюю ситуацию в мире. Он пишет, что если «советский коммунизм» принял собственное крушение, то западный капитализм этого еще не сделал.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.