Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Её Величество Астрология

Архив
автор : Сергей Голубицкий   22.06.2004

Начну с главного: все разговоры о праве астрологии на существование, о ее влиянии на умы и сердца миллионов людей, на мой скромный взгляд, лишены смысла.

Начну с главного: все разговоры о праве астрологии на существование, о ее влиянии на умы и сердца миллионов людей, на мой скромный взгляд, лишены смысла. Разве что в рамках пелевинской цитаты: «Кто помнит имя слона, на которого лаяла Моська? Никто. А Моську знают все». Тема номера задумывалась вне всякой апологетики. Я даже настоятельно просил авторов по мере сил избегать извиняющихся и оправдательных интонаций, хотя и понимаю, что тому есть объективные причины: ведь астрология подвергается систематическим нападкам одновременно со стороны христианских конфессий, представителей современной научной парадигмы и детей-внуков воинственных безбожников 1920-х годов. В условиях тотальной осады комплекс неполноценности развивается непроизвольно.

Главная причина бессмысленности апологетики — в абсолютной невозможности диалога между теми, кто принимает астрологию спокойно, и теми, кому она органически неприятна. Общение напоминает разговор слепого с глухим: cum principia negante non est disputandum1. Посему ограничу обоснование своей позиции небольшой цитатой из Андреевской «Розы мира», после чего сворачиваю все дискуссии и сразу перехожу к разговору по существу: Дух нашего века не замедлит с вопросом: «Пусть то, что автор называет опытом, достоверно для пережившего субъекта. Но может ли оно иметь бо,льшую объективную значимость, чем “опыт” обитателя лечебницы для душевнобольных? Где гарантии?» Но странно: разве ко всем явлениям духовной жизни, ко всем явлениям культуры мы подходим с требованием гарантии? А если не ко всем, то почему именно к этим? Ведь мы не требуем от художника или композитора гарантии «достоверности» их музыкальных наитий и живописных видений. Нет гарантии и в передаче религиозного и, в частности, метаисторического опыта. Без всяких гарантий опыту другого поверит тот, чей душевный строй хотя бы отчасти ему созвучен; не поверит и потребует гарантий, а если получит гарантии — все равно их не примет тот, кому этот строй чужд. На обязательности принятия своих свидетельств настаивает только наука, забывая при этом, как часто ее выводы сегодняшнего дня опрокидывались выводами следующего. Чужды обязательности, внутренне беспредельно свободны другие области человеческого духа: искусство, религия, метаистория.
Разговор об астрологии необходимо начать с устранения главной путаницы, поселившейся в умах современников и связанной с определением природы самого понятия. Что есть астрология? Наука? Искусство? Религия? Магия? Гадание?.. Обычно водораздел проходит по признаку «сторонники-противники»: чем больше человек увлечен астрологией, тем сильнее его убеждение, что астрология — наука. На противоположном полюсе популярен ярлык «лженауки». Забавно, что у этого жупела точно такая же магическая функция тотемного устрашения, как и у модного словечка «антисемитизм»: не дай бог, навесят, потом не отмоешься!

Оставляю заинтересованную в кровопролитных сражениях публику наедине со своими бесами, читателям же непредвзятым предлагаю собственную формулировку, кою, сознаюсь, выстрадал после долгих исканий: астрология — это язык. Такой же полноправный, богатый и красочный, как санскрит, русский, латынь, язык религиозных молитв, язык музыки и язык поэзии. Мне достаточно осознавать, что астрологический язык полностью удовлетворяет мои потребности в иррациональном постижении мира и соответствует моим личным представлениям о подлинных двигателях истории, о судьбе наций и государств, поведении отдельных личностей. Мне достаточно осознавать, что мое собственное мышление астрологично, мои чувства получают эстетическое удовольствие от символического языка астрологии, а мой разум органично воспринимает строгие математические принципы, на которых возводится многотысячелетнее здание астрологического знания. При этом мне совершенно наплевать, как это знание соотносится с последними открытиями астрофизики. Скажу больше: мне лично кажется, что формы мышления и знания, соответствующие астрологическому языку, глубоко оккультны по своей природе, поскольку не поддаются общепринятым в современной научной парадигме методам проверки, учета и экспериментирования. И слава богу, что это так.

Читателю вовсе не обязательно разделять мою точку зрения на астрологию. Главное — смириться с мыслью, что вокруг живут разные люди и говорят на разных языках. Если вам проще жить и умирать, сознавая, что мир не детерминирован, что не существует единого телеологического плана бытия, бог — выдумка корыстных церковников, а вы сами, после страданий и агонии, превратитесь в тленный прах, что ж — снимаю шляпу пред вашим мужеством и желаю удачи — она вам понадобится! Jedem das Seine. Кто-то считает иначе.

Позвольте теперь представить авторов темы номера.

Юрий Юрьевич Олешко — один из патриархов российской астрологии, коей отдал двадцать два года жизни. Преподает в Академии астрологии и в Высшей школе классической астрологии. Общепризнанный знаток самой «оккультной» разновидности астрологического знания — хорара (так называемая хорарная астрология). Разработчик компьютерной программы на платформе Almagest, созданной специально для обработки хорарных карт, — Horary Almagest.

Сергей Геннадьевич Тарасов — выпускник факультета управления и прикладной математики Московского физико-технического института. Работал в Институте ядерных исследований РАН (г. Троицк) и Московском Фонде президентских программ. Создатель универсальной софтверной платформы Almagest, предназначенной для астрологов-профессионалов. Последние годы вместе с американским астрологом Альфи Лявуа занимается разработкой астрологических систем анализа финансового рынка. Компьютерные программы Тарасова содержат модули обработки финансовых данных с помощью нейросетей, теории хаоса и фракталов.

Денис Романович Куталёв — широко известен своими книгами и журнальными публикациями, посвященными культурологическим аспектам астрологии («Общая теория интерпретации звезд», «Небесные координаты и системы домов», «История глазами астролога», «Введение в методы гамбургской школы» и др.). Автор уникальной «Новой астрологической энциклопедии» (больше шести тысяч статей). Защитил диссертацию по теме «Астрология как историко-культурный феномен» (кандидат наук по специальности «Теория и история культуры»).


1 «С отрицающим основы нет смысла спорить».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.