Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
07.06.2004

Высшая мера компьютерной защиты - Базы — это наше всё - Виртуальные дела, виртуальные агенты… - Число зверя - О страданиях Йозефа К. - 2:1 в пользу спамеров - Дали три года - Оскал прогресса - Этюд в PASTEльных тонах - Из песни слова не выкинешь? - Проще простого - Наживка для фаната - Дипломированный игрок - Письмецо в конверте - Что-то пучеглазое и на колесах - Бумага стерпит - Стражи чистой воды - Искусство хакинга - Вселенная стала старше? - И семи лет не прошло… - Феликс из пепла - Шпионское радио - Мыло вместо презервативов - Из кожи вон - Жулебинский рай

Высшая мера компьютерной защиты

В популярном американском журнале Slate (www.slate.msn.com) опубликована необычная статья экономиста Стивена Ландсберга (Steven E. Landsburg) под названием «Скормите червеписателей червям» («Feed the Worms Who Write Worms to the Worms»). Ее необычность заключается, конечно же, не в длинном и мутном названии, а в том, что довольно известный ученый и писатель абсолютно серьезно, подкрепляя аргументы аналитическими выкладками, предлагает применять высшую меру наказания — смертную казнь — к авторам компьютерных вирусов.

Логика Ландсберга, в самом кратком изложении, примерно такова. Если казнят убийц, то почему бы не казнить и людей, пишущих зловредные компьютерные коды, коль скоро экономически это даже выгоднее? Математика выглядит так. Что получает общество от казни убийцы? Устрашение, удерживающее от преступления других потенциальных убийц. Усредненные цифры, используемые Ландсбергом, свидетельствуют, что одна казнь предотвращает примерно десяток убийств. Оценивая жизнь человека округленно в 10 млн. долларов, экономист приходит к выводу, что одна казнь может сберечь 100 млн. долларов.

С другой стороны, опираясь на популярные в финансово-коммерческих кругах оценки, Ландсберг напоминает, что убытки от компьютерных вирусов стоят мировой экономике около 50 млрд. долларов в год (эту цифру, заметим, многие эксперты считают высосанной из пальца, но в данных выкладках она выглядит очень эффектно). Отсюда получается, что если казнь одного злоумышленника сможет предотвратить хотя бы 0,2 процента вирусописательской деятельности в течение года, то общество получит ту же самую стомиллионную экономическую выгоду. Предполагая, что реальный воспитательный эффект превысит столь мизерный процентик и продлится больше года, Ландсберг приходит к выводу: гораздо выгоднее давить программеров, а не киллеров. Экономист прекрасно понимает, что его позиция цинична и имеет множество изъянов с моральной точки зрения. Однако, настаивает он, «правительства существуют в основном для того, чтобы обеспечивать нам ту защиту, которую мы по разным причинам не можем получить на рынке. Лучше всего то правительство, которое способно предоставить наиболее ценную защиту… Любой политик, не занимающийся подобного рода арифметическими расчетами, относится к политике несерьезно».

Пока нельзя сказать, что статья Ландсберга получила сколько-нибудь заметный резонанс в высших политических эшелонах США. Но хорошо известно, что нынешний американский президент благосклонно относится к смертной казни и, будучи губернатором Техаса, утвердил не один смертный приговор. Среди же возмущенных и протестующих откликов на публикацию можно упомянуть тот, где резонно вопрошают, почему Ландсберг ополчился именно на вирусописателей, а не, скажем, на директоров крупных американских корпораций, расхищавших многие сотни миллионов долларов? Та же самая логика вполне бы оправдала расстрел какого-нибудь одного миллионера-мошенника — в назидание всем остальным. Но здесь подобную меру «социальной защиты» экономист почему-то не предлагает. — Б.К.

Базы — это наше всё

Федеральные власти США намерены создать крупнейшую в истории государства компьютерную систему для отслеживания всех иностранцев, приезжающих в «самую свободную страну мира». Предполагается, что в комплексе с уже введенной на пограничных терминалах технологией биометрической идентификации и двумя десятками других имеющихся баз данных новая система позволит автоматически контролировать, насколько иностранцы придерживаются заявленных планов перемещения по стране и покинули ли они Штаты до истечения срока визы.

Госадминистрация президента Буша уже выбрала головного контрактора для разработки системы общей стоимостью более 10 млрд. долларов. Финалистами конкурса на столь заманчивый заказ были компании Computer Sciences, Lockheed Martin и Accenture. Интересно, что выбор в итоге пал на последнюю, хотя именно она формально не является американской корпорацией. После грандиозного скандала вокруг Enron замешанная в нем фирма Andersen Consulting предпочла сменить название на Accenture и перевести штаб-квартиру на Бермудские острова. Согласно же всем канонам, в проектах вокруг национальной безопасности США должны участвовать лишь американские компании. Однако для Accenture, тесно связанной с Пентагоном и спецслужбами, в который раз сделано исключение.

Не менее тщательное компьютерное отслеживание подразумевается не только для иностранцев, но и для всех граждан США. Как свидетельствует аналитический отчет Главного контрольного управления американского Конгресса (GAO), опубликованный в последних числах мая, правительственные ведомства участвуют сейчас по крайней мере в 199 проектах (131 уже работает и 68 запланировано), занимающихся анализом коррелирующих данных (data mining) о населении. Из них не менее 122 проектов собирают персональную информацию — имена, адреса электронной почты, номера соцстрахования и водительских прав — и анализируют массивы данных для предсказания возможного поведения людей (см., например, «КТ» #545). Поскольку в отчете не упомянуты особо секретные проекты, надо полагать, что общее число систем отслеживания значительно больше.

В целом эксперты GAO расценивают массовое внедрение подобных систем как «весьма рискованную» затею, предупреждая о серьезных проблемах с управлением и надзором за такими базами. Но в госадминистрации США, невзирая на предупреждения GAO и независимых экспертов по безопасности, по-прежнему считают расширение технологий слежения одним из важнейших средств в борьбе с терроризмом. — Б.К.

Виртуальные дела, виртуальные агенты…

Новая компьютерная сеть ФБР, получившая прямо-таки голливудское название Trilogy Project, вызвала у экспертов по информационной безопасности резкую критику. Национальный исследовательский совет (National Research Council, NRC) в своем отчете утверждает, что ФБР «пошло по неверному пути», и призывает начать создание сети с нуля (www.books.nap.edu/catalog/10991.html).

Проект Trilogy состоит из двух частей. Первая — обновление компьютерного парка ФБР. Вторая часть куда масштабнее. Цель состоит в том, чтобы создать единую базу данных (Integrated Data Warehouse) и поместить в ней информацию обо всех делах, расследованиях и операциях Бюро. Агенты получат онлайновый доступ к базе из любой точки планеты через обычный браузер. А поддерживать доступ будет технология «виртуального дела» (Virtual Case File).

Эта технология и стала мишенью для критики. Одна из главных задач «Трилогии» — антитеррористическая (читай, разведывательная) деятельность. Однако система «виртуальных дел» построена так, будто речь идет об обычном уголовном расследовании. А между расследованием и разведкой, отмечают аналитики NRC, «есть большая разница». Но самое опасное, что ФБР не удосужилось как следует протестировать систему доступа к «виртуальным делам». Тестирование будут проводить сами агенты, занятые в реальных операциях. И чем такое «тестирование» может закончиться, понятно. Эксперты также обнаружили, что внедрение новой системы идет из рук вон плохо: сроки сдачи то и дело переносятся, ответственные лица постоянно меняются, а в штате ФБР слишком мало квалифицированных IT-специалистов, чтобы вести столь сложный проект.

Между тем из недавних заявлений шефа ФБР Роберта Мюллера (Robert Mueller) следует, что с выбранного пути служба уже вряд ли свернет. Бюджет проекта вырос с первоначальных 380 до 600 миллионов, а теперь Мюллер запросил у Конгресса очередную прибавку. Внедрение Trilogy затягивается, и тут уже не до тестирования. Новый CIO ФБР Залмай Азми (Zalmai Azmi) клятвенно обещает завершить «виртуальные дела» до конца года.

Уж не арабы ли это все затеяли? — А.Ш.

Число зверя

Начиная с июля владельцы собак и кошек из стран Евросоюза, собирающиеся перевозить своих питомцев через границу, должны имплантировать животным чип радиочастотной идентификации RFID (на первое время закон допускает послабление — вместо микросхемы можно использовать четко видимую татуировку).

Капсула с микрочипом размером с рисовое зернышко обычно вводится под кожу в области шеи при помощи специального шприца. Считается, что такие микрочипы упрощают идентификацию домашних животных, когда они теряются. Стандартный идентификатор состоит из пятнадцати цифр, в которых закодирована порода собаки или кошки, половая принадлежность, окрас и пр. Помимо этого, в чип вносится адрес его хозяина.

Предполагается, что к 2008 году в Европе будет введено аналогичное обязательное оснащение электронными метками овец и коз, а еще через несколько лет — свиней и крупного рогатого скота. Процедура имплантации сейчас обходится примерно в 60 долларов, поэтому вряд ли фермеры с энтузиазмом относятся к новым инициативам законодателей. Кто же испытывает в связи с этим оптимизм, так это изготовители капсул-микрочипов: перспективы роста производства открываются перед ними просто замечательные. — Б.К.

О страданиях Йозефа К.

Бельгийские и голландские власти выступили с инициативой создания общеевропейского веб-портала, информирующего об административных барьерах в законодательстве Евросоюза. Предполагается, что любой европеец и любая компания смогут разместить на сайте жалобу на запутанные, слишком сложные или противоречивые законодательные требования. Все эти заявления будут отслеживаться правительством ЕС. Предусмотрительные бельгийцы уже зарегистрировали домен для будущего сайта с весьма символичным именем: Kafka.eu.

Оба участника инициативы пока опробуют идею в национальном веб-пространстве, и дебют, надо сказать, выглядит довольно удачным. Всего за четыре месяца на бельгийском сайте www.kafka.be появилось более четырех тысяч жалоб, многие из которых послужили поводом к пересмотру действующих правил. Как и ожидалось, львиная доля обращений поступила от предпринимателей.

Однако и голландцы, и бельгийцы считают, что значительной частью административного бремени (до сорока процентов) европейцы обязаны союзному законодательству. «Портал Kafka.eu поможет нам быстро остановить европейскую манию регулирования», — сообщил бельгийский госсекретарь по административным упрощениям Винсент ван Квикенборн (Vincent van Quickenborne).

Российским же властям можно не торопиться: домен www.Kafka.ru уже занят — на сайте размещены произведения писателя. Впрочем, тексты эти вполне сойдут за описание отечественной бюрократии — надо лишь имена и даты переправить. — А.Ш.

2:1 в пользу спамеров

Несмотря на «крестовый поход» против спама, предпринятый ведущими IT-компаниями, навязчивые рекламные рассылки продолжают свое победоносное шествие по Сети. Недавно их авторами взята новая вершина: по данным британской фирмы MessageLabs, в апреле доля мусорной почты составила 67,6% — более двух третей от общего числа сетевых посланий.

По карте мира очаги спамерской активности распределены неравномерно — в первую очередь «на мушке» оказываются жители англоговорящих стран и наиболее «осетененных» регионов. Так, по статистике MessageLabs, 97% спама приходится вынимать из своих ящиков гражданам всего лишь пяти государств: Соединенных Штатов, Британии, Германии, Австралии и Гонконга. Хуже всего приходится американцам: среди получаемых ими писем спамом является 83%. С учетом того, что в области производства «почтового мусора» Америке тоже нет равных, значительная его часть представляет собой локальный трафик. Впрочем, обитателям других стран тоже не позавидуешь — как отметил один из экспертов, «когда чихают Штаты, лихорадит весь мир».

О чем же пишут спамеры? Согласно почтовому анализу, произведенному «спамоборцами» из Clearswift, ныне на коне медики и финансисты. Несмотря на то что «весеннее обострение» постепенно сходит на нет и с марта ежемесячный поток рекламы всевозможных пилюль и снадобий снизился почти на треть, «фармацевтический спам» продолжает оставаться самым массовым интернет-чтивом — на его счету 40% объема почтового мусора. За ним следуют разнообразные предложения по наполнению кошелька (38%) и реклама прямой рассылки товаров (13%). Любопытно, что родник порноспама неумолимо иссякает — сейчас доля «клубничных» писем недотягивает и до 5%, снизившись по сравнению с прошлым годом вчетверо. Судя по всему, многим спамерам пришлось остепениться, оставив привычный порнопромысел, и переключиться на рекламу куда более прибыльных товаров и услуг. Увы, методы маркетинга при этом ничуть не изменились… — Д.К.

Дали три года

В конце мая на конференции TechEd, прошедшей в Сан-Диего, корпорация Microsoft объявила об увеличении жизненного цикла своих бизнес-продуктов с семи до десяти лет. Проще говоря, пользователи получат три дополнительных года технической поддержки (правда, небезвозмездно). В список долгожителей вошли Windows 2000, XP и SQL Server 2000.

Напомним, что в 2002 году корпорация установила пятилетний срок бесплатной поддержки, за которым следуют еще два года услуг за отдельную плату. Однако такая схема подверглась критике со стороны корпоративных клиентов, работающих сейчас в условиях жесткой экономии и резонно рассчитывающих на то, что ПО прослужит не меньше, чем хорошее «железо». Новая полиси с пятью годами базовой и пятью расширенной (платной) поддержки вступила в силу 1 июня. Отдельным пунктом в документ вошла техническая поддержка кумулятивных патчей (Service Pack), положение с которыми до сих пор было туманным.

Windows NT 4.0, как и ожидалось, в праве на «дополнительную жизнь» отказали. Директор по стратегии обслуживания Петер Хьюстон (Peter Houston) назвал эту ОС «достигшей точки архитектурного устаревания». Таким образом, Microsoft настойчиво пересаживает корпоративный сектор на более новые ОС (поддержка Windows NT 4.0, появившейся на свет в 1996-м, заканчивается в конце нынешнего года).

Несколько прояснилась и ситуация со вторым сервис-паком к Windows XP. Судя по всему, пакет обновлений должен выйти в июле. Его запуск обойдется корпорации в 300 млн. долларов: в эту сумму входит организация установки SP2 на новых компьютерах OEM-партнеров и онлайновое распространение. Ожидаемый вес дистрибутива — около 100 Мбайт. Пока неизвестно, будет ли SP2 снабжен средствами, ограничивающими его инсталляцию на пиратские копии Windows. В Microsoft такой возможности не отрицают и не подтверждают. Несмотря на то что система уже разработана, она может быть удалена из окончательной версии для «исключения дополнительных технических сложностей при установке в неоднозначных программных условиях». А если этого не сделает сама Microsoft, то уж отечественные пираты наверняка постараются. — Т.Б.

Оскал прогресса

Вот теперь все в мире стало правильно — появился первый вирус под 64-разрядную версию Windows. Честь обнаружения пионера принадлежит компании Symantec. Ее специалисты утверждают, что какой-либо опасности W64.Rugrat.3344 пока не представляет. Во-первых, вирус не рассчитан на быстрое и эффективное распространение (это, скорее, «проба сил»), а во-вторых, 64-разрядные системы еще слишком редки, чтобы можно было говорить о возможной эпидемии.

Будучи запущенным, Rugrat «всего лишь» заражает исполняемые файлы в своей директории и скромно завершается. Методы работы старинные (такое еще под ДОСом наблюдалось) — но вирус запускается только на 64-разрядных системах и написан на ассемблере IA64, что говорит о мастерстве автора. Symantec уверяет, что повторить такой шедевр смогут немногие — то есть клоны Rugrat’а вряд ли быстро расплодятся. Предполагается, что перу автора Rugrat принадлежит также серия Chiton, включающая множество «концептуальных» вирусов (например, Gemini, первым научившийся запускать две собственные копии для противостояния антивирусному ПО). — В.Ш.

Этюд в PASTEльных тонах

Незавидная участь постигла Майкла Ганна (Michael Gunn), изучавшего литературу в университете британского города Кент: студент умудрился вылететь из альма-матер за день до последнего экзамена. Как выяснили дотошные преподаватели, музой 21-летнего литератора был Интернет — тексты своих многочисленных учебных эссе он заимствовал из сетевых источников, не гнушаясь многостраничными цитированиями. В результате расследования чертова дюжина работ Майкла была оценена нулевым баллом, и он потерял даже теоретические шансы получить вожделенный диплом. Как с гордостью отмечают высшие чины университета, «поймать списамши» юного плагиатора удалось при помощи специальной софтины, приобретенной в минувшем учебном году.

«Сдаюсь. Я действительно занимался плагиатом», — признался загнанный в угол Ганн. По словам экс-студента, обширные куски чужих творений он использовал на протяжении всего курса. Вместе с тем, по убеждению Майкла, произошедшее лежит на совести руководства университета, не объяснившего ему вовремя, что списывать в Сети нехорошо. «Если бы они поймали меня за руку в самом начале и предупредили о возможных последствиях, это было бы куда честнее», — заявляет он.

Сдаваться незадачливый литератор отнюдь не собирается. Трехлетний курс приобщения к искусству обошелся ему в 11 тысяч фунтов, и он твердо намерен побороться за эти капиталовложения: плагиатор собирается подать на «обидчиков» в суд. Правда, ряд авторитетных юристов сомневается, что это дело выгорит — уж слишком наивные аргументы в свою защиту избрал истец. Меж тем внедрение «антиплагиатного» софта в британских университетах идет полным ходом, так что остается лишь гадать, скольких дипломов не досчитаются в будущем учебном году местные творцы сочинений методом «Copy — Paste». — Д.К.

Из песни слова не выкинешь?

Непросто решиться на покупку нового компакт-диска, о котором ничего не знаешь. Чтобы избавить клиента от необходимости покупать кота в мешке, музыкальные магазины давно предоставляют услугу пробного прослушивания. Однако она не очень удобна: во-первых, все композиции все равно не прокрутишь, слишком долго придется занимать проигрыватель, а во-вторых, даже если выбрать режим ознакомительного воспроизведения, вовсе не факт, что первые пятнадцать секунд, которые вы услышите, соответствуют общему характеру композиции. В лучшем случае, первые ноты будут вступлением, а в худшем — можно услышать совершенно посторонние звуки, особенно если речь идет о саундтреке к фильму.

Такое положение вещей подвигло японского изобретателя Масатаку Гото из Национального института современных наук и технологий в Цукубе на разработку программы SmartMusicKIOSK (www.staff.aist.go.jp/m.goto/SmartMusicKIOSK), с помощью которой проигрыватель сам определяет наиболее характерные для мелодии отрывки и начинает воспроизведение прямо с них. Гото исходил из следующего соображения: в популярной музыке самый запоминающийся и повторяющийся фрагмент мелодии — это припев, а значит, нужно научить систему выделять его из общего звукоряда.

Программа выстраивает структуру целой мелодии на основе повторяющихся отрывков. Для этого машина разбивает песню на двенадцать тонов: начиная с до и до диез и заканчивая нотой си, а затем складывает мощности частот каждого тона (при этом нет разницы между нотой до, например, первой и третьей октав) и анализирует изменения по мере проигрывания мелодии. При анализе вычленяются сходные куски; затем, исходя из их взаимного расположения и повторения, выбираются куплеты и припев. При этом сам метод достаточно груб, чтобы не обращать внимания на такие «мелочи», как изменение ключевой тональности или аккомпанемента. На обработку четырехминутной композиции компьютер тратит около одной минуты. Точность определения припева пока — около 80 процентов.

Конечному же пользователю предлагается усовершенствованный интерфейс проигрывателя: к привычным кнопкам воспроизведения, остановки и перемотки изобретатель добавил кнопку «Проиграть припев», а также две кнопки навигации по структурным отрывкам песни. Над полоской воспроизведения с бегунком, показывающим, сколько времени осталось до окончания трека, разработчик поместил пять дополнительных линеек, на которых отмечаются повторяющиеся участки: припевы закрашены красным, все остальное — зеленым.

Гото продемонстрировал новинку на недавней встрече Американского Акустического общества в Нью-Йорке на примере «My heart will go on» Селин Дион и «You give love a bad name» Джона Бон Джови. В обоих случаях программа справилась на ура, игнорируя куплеты и проигрывая одни припевы. — О.З.

Проще простого

Обнаружено очередное, 41-е, число Мерсенна, самое большое из известных. Полученное в рамках проекта распределенных вычислений GIMPS (Great Internet Mersenne Prime Search), оно записывается более чем семью миллионами десятичных знаков (точнее, 7 235 733), но может быть представлено и кратко в виде 224036583 –1. Числа Мерсенна — особый класс простых чисел, представители которого удовлетворяют формуле 2P–1, где P — также простое число.

В проекте GIMPS, начатом восемь лет назад, участвует больше 75 тысяч человек по всему миру. Нынешняя находка — уже седьмое по счету самое большое простое число, обнаруженное этими энтузиастами. Нечаянный автор открытия — американец Джош Финдли (Josh Findley), установивший клиент GIMPS на обычной персоналке с 2,4-ГГц процессором Pentium 4 под управлением Windows XP. Финдли участвует в проекте уже пятый год.

40-е число Мерсенна было найдено в ноябре прошлого года, спустя два года после обнаружения 39-го (см. «КТ» ##425, 523). Таким образом на поиск 41-го числа потребовалось всего шесть месяцев вместо ожидавшихся трех лет. Поэтому сказать, сколько потребуется времени для отыскания следующего числа, никто не в состоянии, но тем интереснее обещают быть его поиски. Дело в том, что за нахождение первого простого числа длиною от десяти миллионов цифр известный фонд Electronic Frontier Foundation обещал приз в сто тысяч долларов (предполагалось, что призовым станет 41-е число Мерсенна, но оно «немножко недотянуло»). — Е.З.

Наживка для фаната

Electronic Arts продолжает клепать серию экспаншн-паков, ориентированных на коллекционеров-игроманов. Вслед за «Deluxe Edition» и «Double Deluxe Edition» компания выпустила очередное коллекционное издание серии «The Sims», получившее название аж «Mega Deluxe». Новинка включает оригинальную игру, выпущенную еще в феврале 2000 года, и три дополнения — «Livin’ Large», «House Party» и «Hot Date». Помимо расширений, наверняка уже имеющихся в коллекции настоящих поклонников, в поставке идет пакет «The Sims Creator», позволяющий создавать персонажей по своему вкусу — начиная от одежды и заканчивая тем, что на модель сима можно наложить собственную фотографию. Кстати, не исключено, что этот «делюкс» не последний. До 18 сентября (когда в продаже появится «The Sims 2») времени еще много, так что EA вполне может подсуетиться и сварганить еще одно издание со всеми расширениями, назвав его, скажем, «Ultra Deluxe Edition».

Заодно компания готовится в очередной раз подоить и поклонников серии «Ultima». Летом выйдет «Ultima Online 7th Anniversary Edition», содержащее все пять пакетов-расширений, один из семи специальных подарков и коллекционное издание гида по игре. Кроме того, в комплект включена «Ultima IX: Ascension» — последняя неонлайновая игра «Ultima». — Т.Б.

Дипломированный игрок

Около года назад (см. «КТ» #496) мы писали о появлении первых учебных курсов, связанных с индустрией компьютерных игр. Проект известного «дизайнера этажей» Ричарда Бэйли Грея оказался вполне удачным (его студентам осталось еще полгода до получения бакалавра), так что почин подхвачен множеством других учебных заведений.

Ныне о запуске собственных игровых курсов объявили сразу несколько американских вузов. Известный своей сильной математической и инженерной школой Ренселлеровский политехнический институт (rpi.edu), располагающийся в штате Нью-Йорк, запустил курс Video Games Studies. Один из координаторов программы — профессор Кэтлин Руис (Kathleen Ruiz) — в своем комментарии заявила, что игры являются важнейшей частью культурной жизни современного общества и совершенно очевидно, что их значение будет только расти. Сама Руис станет преподавать студентам основы дизайна. Программа курса предусматривает «акценты на позитивную креативность и творчество» — агрессивный дизайн и шутеры вроде «Doom 3» рассматриваться не будут.

В этом году институт набирает сотню студентов первого курса. Помимо основ дизайна и 3D-анимации, программирования и истории развития компьютерных игр, слушатели овладеют основами психологии, командной работы и компьютерной музыки. В рамках самостоятельных теоретических изысканий студентам придется разработать концепцию игры будущего, обосновать ее социальное значение и воздействие на отдельного игрока. Большое внимание будет уделяться работе в коллективе, поскольку в современных игровых проектах обычно участвует от 20 до 50 человек. От эффективности взаимодействия команды зависит конечный результат и оценка каждого студента.

Университет Южной Калифорнии (www.usc.edu) в Лос-Анджелесе, в свою очередь, объявил о совместном с Electronic Arts проведении этим летом программы Video Games Design. Студенты смогут ознакомиться с теоретическими исследованиями в этой сфере и поучаствовать в практических занятиях. Учебные курсы по игровому дизайну предлагает также технологический институт DigiPen (www.digipen.edu) в Редмонде, штат Вашингтон, и калифорнийский университет Ирвин (www.uci.edu).

Не отстают от американцев и соседи из Канады. Колледж Чемплейн (www.champlain.edu) в Берлингтоне, объявил о том, что осенью запускает курс Electronic Game & Interactive Development. Студенты смогут выбрать одну из двух программ обучения — Game Design (специализации тестера игр; дизайнера этажей, интерфейса; руководителя дизайнерской группы и команды разработчиков) или Art & Animation (2D- и 3D-аниматоры; дизайнеры текстур, скинов; разработчики концепт-дизайна и графики и т. д.). Обучение, как и в RPI, будет ориентировано на работу в команде. По окончании курса студенты получат степень бакалавра. Кстати, колледж расположен лишь в двух часах езды от Монреаля, где квартируют игровые гиганты Electronic Arts и Ubisoft Entertainment, а креативный директор Ubisoft Клинт Хокинг (Clint Hocking) будет одним из ведущих консультантов программы.

Ввели обзорные курсы и открыли практические летние школы даже такие «слоны» американского образования, как Принстон (www.princeton.edu), Карнеги-Меллон (www.cmu.edu), MIT (www.mit.edu) и многие другие. По разным оценкам, игровая индустрия США растет примерно на 5 тысяч рабочих мест в год. Есть к чему стремиться. Правда, одним дипломом тут не обойтись, нужен талант. В противном случае работа, как это стало модно в софтверной индустрии, быстренько уйдет по аутсорсингу к какому-нибудь одаренному индусу… — Т.Б.

Письмецо в конверте

Чего только не удумают производители гаджетов и электроники! Так, с 26 мая по 2 июня, в ходе ежегодной Недели флота (праздник в Штатах, уважаемый не меньше нашего 23 Февраля), благотворительная организация United Service Organizations и компания SanDisk со товарищи запустили для моряков, несущих службу в Афганистане и Ираке, программу «видеописьмо домой».

Четыреста служивых по принципу first-served («кто успел, тот и съел») получили возможность сняться в специальном павильончике на видео. Десятиминутная запись сжималась кодеком DivX (DivXNetworks тоже участвовала в благодеянии), записывалась на 128-мегабайтный USB-диск SanDisk Cruzer Mini (их было выделено четыреста штук, отсюда и ограниченность акции) и отсылалась по указанному матросом адресу.

Партнеры по акции считают, что запись поможет родным и близким легче перенести разлуку с защитником отечества. Да и халявная флэшка в хозяйстве пригодится. — Т.Б.

Что-то пучеглазое и на колесах

На прошедшей в Нью-Йорке выставке CeBIT America одним из самых любопытных экспонатов в разделе систем безопасности оказался необычной наружности автофургон, смотрящий во все стороны объективами тринадцати цифровых фотокамер. Машина запрограммирована так, чтобы автоматически делать снимки через каждые пять метров, а ее создатели из колорадской фирмы Imageos (www.imageos.net) надеются со временем сфотографировать чуть ли не все из 50 млн. зданий на территории США.

Снимки соотносятся компьютером с точными географическими координатами, которые предоставляет спутниковая система GPS, и с соответствующими фотографиями из базы аэрофотосъемки. В итоге клиент новой системы — сотрудник спецслужбы, полицейский или агент страховой компании — сможет просто ввести нужный адрес и получить в свое распоряжение полный визуальный отчет о местности: вид с улицы, с воздуха, с прилегающих территорий…

Пока Imageos «обработала» лишь флоридский город Орландо и усиленно ищет инвесторов для расширения проекта. Надежда, главным образом, на частный сектор (предполагается, что богатые страховые компании должны заинтересоваться системой, которая в подробностях представит им внешний вид любой недвижимости). Конечно, сведения о территории нужного владения наверняка заинтересуют и спецслужбы, и правоохранительные органы, и службы спасения, но рассчитывать на финансирование из государственного бюджета небольшой новой фирме было бы опрометчиво.

Согласно подсчетам, чуть больше десятка автомобилей, аналогичных выставленному на CeBIT America, способны «накрыть» за пять лет двадцать пять крупнейших городов США. — Б.К.

Бумага стерпит

Похоже, древнее искусство оригами обретет в нынешнем веке второе дыхание. Надежду на это вселяет необычная диссертация, написанная аспирантом университета Карнеги-Меллон (Питтсбург) Дэвином Балккомом (www.DevinBalkcom). В рамках своего исследования ему удалось создать первого робота, умеющего складывать фигурки из листа бумаги.

В качестве орудия труда Балкком задействовал промышленную модель манипулятора от калифорнийской компании Adept Technology. Удерживать на весу бумажный лист, разворачивая его под нужным углом, роботу помогает расположенная на «руке» вакуумная присоска. После помещения «заготовки» на рабочий стол в дело вступает линейка, сгибающая лист вдоль проделанного в столе углубления. Пока «оригамист» владеет лишь азами «бумаготворчества» — складыванием листа под прямым углом и по диагонали. Ассортимент производимых им изделий тоже невелик и включает примитивные самолетики и четырехугольные «шляпы». Поскольку за неимением сенсоров, следящих за расположением края листа, робот вынужден работать «вслепую», аккуратность его труда пока оставляет желать лучшего. Впрочем, по убеждению Балккома, точность — дело наживное.

По словам Дэвина, сей труд отнял у него немало сил и времени — несмотря на то, что премудрости освоенного роботом искусства по плечу и пятилетнему ребенку, изготовление бумажных фигур включает спектр сложных и разнообразных действий. Аспиранту пришлось тщательнейшим образом проштудировать учебники по кинематике, теории механизмов и сопротивлению материалов. Судя по всему, робот, складывающий оригами, — только начало большого пути, ведь эта шутейная с виду затея порождает немало весьма серьезных вопросов. «Человек является по своей природе чрезвычайно сложным механизмом, делающим руками весьма нетривиальные вещи. По плечу ли роботам то же самое, и если нет, можем ли мы использовать их для того, чтобы понять, как именно мы это делаем?» — именно так формулирует тему своей будущей работы дипломированный «оригамивед». — Д.К.

Стражи чистой воды

Не исключено, что перед тем, как набрать воды в чайник, жители крупнейших американских городов в скором будущем начнут заходить в Интернет, выясняя ее химический состав. Такую возможность им подарит программа по роботизации гидрологической службы, ныне осуществляемая в ряде университетов страны.

Застрельщиками проекта стала группа исследователей Сиракузского университета, создавшая принципиальную конструкцию «робогидролога». Разработанный ими «электронный лаборант» покоится на плавучей платформе и содержит набор сенсоров, бортовой компьютер, панели солнечных батарей и устройство позиционирования GPS. Каждые десять минут робот погружает датчики на различную глубину, фиксируя температуру, прозрачность воды, а также содержание в ней кислорода и различных примесей. Результаты замеров аппарат сразу же публикует в Интернете, отправляя их по сотовой связи на специальный веб-сервер. Летом следующего года бригада роботов-гидрологов приступит к работе на реке Сенека и пяти близлежащих озерах, являющихся источником питьевой воды для полумиллиона жителей Нью-Йорка. Сходные программы мониторинга вод ныне разрабатываются в штатах Миннесота, Вашингтон, Невада и Северная Каролина.

Глава агентства по охране окружающей среды Бен Грамблз (Ben Grumbles) чрезвычайно высоко оценил разработку сиракузцев, отметив, что роботы предоставляют редкую возможность осуществлять мониторинг вод в реальном времени. Глаз на систему положили и чины Министерства внутренних дел, в свете террористической угрозы кровно заинтересованные в скорейшем обнаружении в сточных водах всяких смертоносных добавок.

Впрочем, по словам ученых, над системой еще стоит поработать — «робогидрологи» пока чересчур требовательны к окружающим условиям, наотрез отказываясь выполнять свои обязанности в зимний период. Так что основные усилия команда создателей сконцентрировала на конструкции «робота-моржа», способного сканировать водоемы круглый год. — Д.К.

Искусство хакинга

Американское издательство O’Reilly выпустило в свет любопытную книгу Пола Грэма «Хакеры и художники». Мысль о том, что всякий хакер (в исходном, вполне положительном смысле слова) является художником, а всякий художник в душе непременно еще и хакер, возможно, и глубока, но уж новой ее никак не назовешь. Однако автор книги вовсе не претендует на новизну, он просто дает развернутый набор концептуальных рекомендаций и практических советов относительно того, как программисту-хакеру повысить свое мастерство, заимствуя творческие техники из других видов искусства, в первую очередь изобразительного.

Пол Грэм имеет все основания писать об этом. В настоящее время работая над новым языком программирования Arc, в прошлом он был разработчиком одного из первых мощных веб-приложений Viaweb (приобретенного гигантом Yahoo в 1998 году), а также создателем простого и эффективного спам-фильтра на основе байесовских оценок, вдохновившего создателей большинства нынешних мощных спам-блокираторов. Помимо этого Грэм имеет и весьма солидное художественное образование — он изучал живопись в американской Rhode Island School of Design и итальянской Accademia di Belle Arti (Флоренция).

Книга представляет собой сборник эссе, объединенных вынесенной в название идеей и охватывающих широкий круг проблем — от преподавания эстетики в школах до деятельности фирм-стартапов, от спама и поиска денег на разработку до движения открытых исходных кодов и доминирования Microsoft. Наиболее удачными, возможно, оказались в книге главы, посвященные общим правилам хорошей композиции применительно к программированию, живописи и любому другому творческому делу. Подробное оглавление работы и ознакомительную главу можно найти на сайте издательства O’Reilly по адресу www.oreilly.com/catalog/hackpaint.  — Б.К.

Вселенная стала старше?

Любопытные результаты получила группа европейских ядерщиков в подземной лаборатории LUNA в Гран-Сассо, что на севере Италии. Согласно их расчетам, звезды, возможно, горят медленнее, нежели считалось до сих пор, а это значит, что наша Вселенная старше на целый миллиард лет.

Звезды, как известно, черпают энергию из реакций синтеза ядер атомов водорода — протонов. Ядерные реакции идут по двум основным путям. На первом — четыре протона после сложной цепочки эволюций в конце концов объединяются в ядро атома гелия-4 (которое состоит из двух протонов и двух нейтронов). На втором пути, называемом CNO-циклом, протон может соединиться с ядром одного из легких элементов: углерода (C), азота (N) или кислорода (O). Самая медленная реакция в этом цикле — слияние протона с ядром азота-14 с образованием кислорода-15 и гамма-кванта. Скорость реакции как раз и определяет количество энергии, выделяемой в CNO-цикле, а вместе с ней — яркость и время жизни многих звезд.

Ученые измерили время слияния протонов с азотом-14 при энергиях 140 тысяч электрон-вольт, а затем пересчитали результаты на энергию 80 тысяч электрон-вольт — как предполагается, характерную для процессов, протекающих внутри звезд. Оказалось, что злополучная реакция длится вдвое дольше, чем до сих пор считалось. Соответственно получается, что возраст старейших звезд во Вселенной, которые формируют шаровые скопления, приблизительно на миллиард лет больше, а возраст нашей Вселенной не 13, а 14 млрд. лет.

Этот вывод, если он подтвердится, позволит астрофизикам уточнить расчеты и, возможно, заставит отказаться от некоторых моделей образования Вселенной. Пока же физики решили перепроверить результаты, повторив эксперимент с новыми детекторами, которые на два порядка чувствительнее прежних. — Г.А.

И семи лет не прошло…

Космический аппарат Cassini, главной задачей которого является изучение Сатурна и его спутников, после 78 месяцев полета вошел в систему окольцованной планеты. 18 мая притяжение газового гиганта превысило солнечное, и теперь именно он будет в большей степени влиять на движение аппарата.

За время долгого пути «Кассини» по два раза встречался с Венерой и Землей, а в 2000 году пролетал недалеко от Юпитера, попадая при этом под влияние той или иной планеты. Такая замысловатая траектория была выбрана ради экономии: теоретически можно было бы сразу разогнать аппарат до нужной скорости и пустить в нужном направлении, но это потребовало бы огромных затрат. Ученые предпочли пожертвовать временем и так спланировали полет, чтобы планеты Солнечной системы сами разогнали «Кассини», пусть для этого и пришлось сделать два витка вокруг светила.

11 июня «Кассини» пролетит всего в двух тысячах километров от спутника Сатурна Фебы, а 1 июля выйдет на орбиту вокруг планеты. В декабре состоится один из самых долгожданных экспериментов: от аппарата отделится зонд «Гюйгенс», которому предстоит войти в атмосферу Титана, крупнейшего спутника Сатура, и, возможно, даже совершить мягкую посадку. — А.Б.

Феликс из пепла

Сборной команде ученых из университета Людвига-Максимилиана (Германия) и Висконсин-Мэдисонского университета (США) впервые удалось создать одноэлектронный электромеханический транзистор.

Тысячелетиями люди использовали для вычислений механические устройства — начиная с собственных пальцев и абака до бухгалтерских счет и арифмометров «Феликс». Однако за последние полвека их почти вытеснила электроника. Но ведь недаром философы утверждают, что развитие идет по спирали: вполне возможно, что уже в недалеком будущем компьютеры вновь станут механическими, а точнее — наноэлектромеханическими.

Вышеупомянутый транзистор представляет собой кремниевую пластину размером 200х10 нанометров. Один ее конец жестко закреплен, а другой, покрытый золотом, помещен между двумя электродами — истоком и стоком транзистора. Если на какой-либо электрод подать переменное напряжение частотой 350–400 МГц (в области резонансной частоты колебаний пластины), пластина начнет вибрировать. Приблизившись к истоку, она может забрать у него электрон, а затем, отклонившись к стоку, передать электрон по назначению — таким образом в транзисторе возникает электрический ток.

Новый одноэлектронный транзистор дешев в производстве и в отличие от предшествующих разработок не требует ни охлаждения до гелиевых температур, ни сильного магнитного поля. Пока трудно сказать, сможет ли механический транзистор конкурировать с электронными схемами, однако уже ясно, что он очень поможет в исследованиях поведения материалов на наномасштабах. — Г.А.

Шпионское радио

Инженерам во Флоридском университете удалось создать радиочип размером менее двух с половиной миллиметров со встроенной антенной и продемонстрировать устойчивую радиосвязь двух чипов в пределах комнаты. Это важный шаг на пути к одночиповым радио с приемником, передатчиком, процессором и батарейкой общим размером с булавочную головку и стоимостью менее доллара.

Главная цель работы, которую финансирует американское оборонное агентство DARPA, — отнюдь не создание дешевых компонентов «умного дома». Военные мечтают, например, разбрасывать такие радиочипы с самолета, чтобы большая сеть из них смогла предупреждать о перемещениях противника. Или прятать радиосеть в мостах, дамбах и туннелях, чтобы вовремя услышать крадущихся к этим важным объектам террористов или обнаружить деградацию конструкции.

Два года назад та же команда исследователей порадовала вояк одночиповым приемником размером с ноготь, так что прогресс налицо. Но помимо успешно преодоленных трудностей по встраиванию антенны в чип, на пути к одночиповым радио есть и вторая проблема. В микросхему надо еще умудриться встроить кристалл кварцевого резонатора, который точно задает частоту работы приемника. Интеграцией кварцевого кристалла или поиском его достойной замены и планируют теперь заняться ученые. — Г.А.

Мыло вместо презервативов

Любопытное открытие сделали ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско: оказывается, мыло убивает ВИЧ (вирус иммунодефицита человека, вызывающий СПИД). Согласно полученным данным, опубликованным в журнале Antimicrobial Agents and Chemotherapy, мыльный раствор (1 г мыла на 200–400 мл водопроводной воды) в тридцать раз снижает концентрацию вируса, а кроме того, уменьшает количество зараженных клеток иммунной системы на 57–87 процентов.

Перед исследователями стояла задача получить дешевое и в тоже время эффективное средство профилактики СПИДа, в котором остро нуждаются слаборазвитые страны. Зацепкой послужило то, что мыло переводит жиры в растворимое состояние, а оболочка вируса как раз и состоит из липидов.

Впрочем, микробиолога уязвимость ВИЧ в мыльном растворе не удивит — вирусы вообще представляют собой довольно нестойкие конструкции. Изолированный ВИЧ разрушается всем, чем угодно: светом, ультразвуком, самыми разными веществами. Проблема не в том, как разрушить изолированный вирус, а в том, как воздействовать на него в организме и при этом не повредить человеку (например, если ввести мыло в кровь, то раньше, чем детергировать липидные оболочки вирусов, оно свяжет жизненно важные липиды, а это будет похуже СПИДа). Как сказал один из авторов публикации Джонатан Ли (Jonathan Li): «Проведены всего лишь лабораторные исследования, а как это будет работать в действительности, мы пока не знаем».

В экспериментах было использовано мыло «Ivory», одна из самых дешевых и распространенных марок. Интересно, скоро ли по телевидению начнут крутить рекламу мыла, защищающего от СПИДа? — Д.И., Д.Ш.

Из кожи вон

Физикам из Киотского технологического института удалось разгадать секрет необычной кожи дельфинов, которая позволяет им плавать легко и быстро. Возможно, это открытие поможет создать новые эффективные и стремительные катера, океанские лайнеры и подводные лодки.
Любое быстро движущееся в воде тело тормозится за счет трения о воду и испытывает так называемое сопротивление формы. Очевидно, что изящное, обтекаемое тело дельфина помогает ему плавно двигаться в жидкости, но до сих пор было не очень ясно, каким образом дельфинам удается так эффективно снижать трение. Ученые предполагали, что животным помогает их мягкая эластичная кожа, способная в ответ на турбулентные завихрения воды покрываться волнами, которые уменьшают сопротивление окружающей среды. Однако такая кожа у них только на брюхе, а в остальных местах, напротив, довольно жесткая.

Кроме того, у кожи дельфинов есть еще одно удивительное свойство. Она вся покрыта мягкими чешуйками, которые обновляются каждые два часа. Зачем дельфин так часто меняет кожу и какую роль играют эти чешуйки?

Чтобы в этом разобраться ученые создали детальную компьютерную модель турбулентного течения вдоль волнистой дельфиньей кожи, учитывающую каждую чешуйку и то, как она отрывается. Оказалось, что именно эти отделяющиеся чешуйки резко снижают количество турбулентных вихрей, а вместе с ними и трение о воду. Свои расчеты исследователи проверили в экспериментах, приклеив пластиковые чешуйки размером 1,5х0,8 мм к волнистой алюминиевой пластине. В воде клей постепенно размокал, чешуйки отрывались и заметно снижали трение.

Получается, что дельфин постоянно «вылезает» из собственной кожи, чтобы без больших затрат энергии развить приличную скорость. Сейчас ученым не очень ясно, как сделать подобное, постоянно обновляющееся покрытие для судов и подводных лодок. Пока они сосредоточились на улучшении компьютерной модели и поиске оптимальных комбинаций чешуек и гибких резиновых покрытий, максимально уменьшающих трение о воду. — Г.А.

Жулебинский рай

В Москве планируется начать создание мультисервисной сети жилищного фонда (МСЖФ) — этот проект реализуется в рамках городской целевой программы «Электронная Москва». Заказчиком МСЖФ является правительство Москвы, а в качестве подрядчика выступает Московская телекоммуникационная корпорация (КОМКОР). Начало массового строительства намечено на конец текущего года. В настоящее время в качестве «полигона» для тестирования системы рассматривается московский район Жулебино.

МСЖФ будет представлять собой волоконно-оптическую сеть (которая в перспективе опутает все столичные дома), построенную по технологии Metro Optical Ethernet. Система позволит интегрировать в единый комплекс средства обеспечения безопасности: камеры наблюдения, квартирные сигнализации, «тревожные кнопки»и т. д. По идее, это должно привести к более оперативной реакции соответствующих служб на нештатные ситуации. На базе МСЖФ также будет построена система сбора информации о потреблении электроэнергии и расходе воды.

Конечно, «охваченным» жителям будут доступны и обычные информационные ресурсы: высокоскоростной канал в Интернет, IP-телефония, цифровое телевидение и пр. В общем, если все задуманное исполнится, через несколько лет почти в каждой московской квартире появится быстрая информационная магистраль.

Очень хотелось бы верить… — А.З.


Новости подготовили

Галактион Андреев
[galaktion@computerra.ru]
Тимофей Бахвалов
[tbakhvalov@computerra.ru]
Александр Бумагин
[dost_sir@mail.ru]
Ольга Закутняя
[indiffer@inbox.ru]
Артем Захаров
[azak@rbcmail.ru]
Алексей Кальян
[energel@smtp.ru]
Бёрд Киви
[kiwi@computerra.ru]
Денис Коновальчик
[dyukon@computerra.ru]
Александр Свирихин
[a_svirihin@mail.ru]
Дмитрий Шабанов
[d_sh@list.ru]
Виктор Шепелев
[zverok@pochta.ru]
Антон Шириков
[empiria@mail.ru]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.