Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Силы небесные

Архив
02.06.2004

Интервью корреспондента журнала Astrobiology Magazine Генри Бортмана с братом Гаем Консольманьо, хранителем коллекции метеоритов Ватиканской обсерватории.

Интервью корреспондента журнала Astrobiology Magazine Генри Бортмана с братом Гаем Консольманьо, хранителем коллекции метеоритов Ватиканской обсерватории.
Печатается с любезного разрешения Astrobiology Magazine.
Оригинал статьи расположен по адресу www.astrobio.net/news/article966.html.
Перевод Натальи Казаковой

Гай Консольманьо делит свое время между Таксоном (Аризона), где на горе Грэм в 1,8-метровый телескоп изучает астероиды и Пояс Койпера, и летней резиденцией Папы Римского в Кастель-Гандольфо, где хранится ватиканская коллекция метеоритов.

В 1981 г. Ватиканская обсерватория построила в Аризоне исследовательский центр, так как изучать звезды в самом Ватикане невозможно — слишком уж мешает городское освещение.

Консольманьо — писатель, астроном, хранитель коллекции метеоритов обсерватории Ватикана. В круг его интересов входят метеориты и астероиды, происхождение и развитие малых объектов Солнечной системы. В 2000 г.

Международный Астрономический союз (www.iau.org ) назвал его именем астероид. В 1975 г. брат Гай получил степень магистра в области наук о Земле и планетах в Массачусетском технологическом институте, а в 1978 г. в Университете Аризоны защитил докторскую. В 1978–80 гг. он читал лекции в Гарвардской обсерватории, в 1980–1983 гг. перебрался в МТИ. Работал экспертом в Центре космических полетов имени Годдарда при НАСА, время от времени сотрудничал с учебными заведениями иезуитов — Колледжем и Университетом Лойолы (расположены соответственно в Балтиморе и Чикаго).

Интервью взято во время третьей Астробиологической научной конференции, которая проходила в Эймсовском исследовательском центре НАСА в марте-апреле этого года (www.abscicon2004.arc.nasa.gov).

Честно говоря, я был несколько удивлен, узнав, что у Ватикана есть свой собственный хранитель метеоритов. Можете в двух словах сказать, чем именно вы занимаетесь?

— В двух словах — метеоритами, движением планет, их происхождением и развитием. Особенно меня интересуют малые небесные тела. Я интересуюсь всем, начиная от ледяных лун Юпитера до происхождения Луны и тел, входящих в Пояс Койпера1.

Как вы попали в Ватикан?

— Долгая история. Прежде чем стать иезуитом, я пятнадцать лет занимался астрономией. Написал диплом в Массачусетском технологическом институте (МТИ), в Аризоне получил докторскую степень. И в какой-то момент я понял, что невозможно любоваться небом в мире, где каждый день люди умирают от голода.

И я записался в Корпус Мира. Во мне вдруг проснулся дух просветительства. Я побывал в Африке, Кении, и больше всего меня поразило, что тамошнее население живо интересуется астрономией. Они так меня слушали!.. Наверное, звезды одинаково зачаровывают людей независимо от цвета кожи.

Мне показалось это очень важным. Тяга к звездам — вот что отличает человека от животного. Испокон века в нас живет неукротимая жажда познания, страсть первопроходцев и исследователей. Эта страсть присуща человеку в той же мере, в какой ему необходима пища и кров над головой. Те, кто мешает ее утолению, низводят себе подобных до скотского уровня. Говоря беднякам «вам нужно думать о хлебе насущном, а не об астрономии», вы тем самым ставите себя над ними, подчеркивая, что они немножко недочеловеки. И это ужасно. Это трагедия.

Вы считаете астрономию богоугодным делом?

— Разумеется. Когда я вернулся из Корпуса Мира, у меня за плечами было четыре года преподавания, и меня так увлекало это дело, что я решил, будто мое призвание — учить других. Так я попал в Орден иезуитов, который известен своей просветительской деятельностью. Я не сразу сообразил, что они изначально уготовили мне именно научное поприще, причем именно в Ватикане. Сейчас там уже около дюжины иезуитов со всего мира, включая и меня. И мы занимаемся только астрономией. Вдобавок я много выступаю с лекциями, на конференцию вот приехал…
Причина, по которой Церковь покровительствует астрономии…

Я только собирался об этом спросить…

— …уходит корнями в далекое прошлое, взять хоть реформу календаря 1582 года2. Когда возникла необходимость в новом календаре, наняли астронома, который мог его составить. Что касается дня сегодняшнего, то Церковь всячески заботится, чтобы ее не обвинили в том, будто она пасует перед наукой, и посему оказывает поддержку различным исследованиям, повсюду заявляя, что наука — это замечательно. Это делается не только для того, чтобы задобрить ученую братию, но и ради умиротворения верующих, дабы убедить их в том, что наука — вещь полезная. Не верьте тем, кто утверждает, что вера и наука — взаимоисключающие понятия. Они прекрасно уживаются. Коли Господь создал Вселенную и, сказав, что «это хорошо», возлюбил ее так горячо, что послал на нее своего единственного Сына, то нам, можно сказать, сам Бог велел попытаться проникнуть в тайны мироздания. Кажется, Фрэнсис Бэкон3 говорил, что Бог задумывал мир, в котором мы живем, как хитроумную головоломку для людей. Чтобы хоть немного познать Бога, надо понять, как этот мир создан. То есть никакая предвзятость недопустима. Нельзя навязывать кому бы то ни было свое представление о Сотворении. Каждый должен сам разобраться, что есть Вселенная на самом деле.

А вам не кажется несколько предвзятой гипотеза о том, что Вселенную создал Господь?

— Кажется. Но такими же предвзятыми кажутся мне и все гипотезы, выдвинутые светскими учеными. Существует и другая сторона: если вы занимаетесь наукой, то исходите из двух фундаментальных допущений. Столь фундаментальных, что они даже не выглядят допущениями. Первое, Вселенная обладает разумом, она представляет собой объективную реальность, она подчинена логике, а не хаосу, и существует по определенным законам, которые еще предстоит открыть. Это настолько привычное предположение, что вы воспринимаете его как данность. Но во многих культурах этого допущения нет.

И второе: Вселенная стоит ваших усилий. А если вы хотите, медитируя, возвыситься над ней, выйти за пределы убогого физического мира, то вам не стать настоящим ученым и Марс вам не нужен. Ученым должна владеть нерассуждающая готовность посвятить свою жизнь изучению Вселенной. Его главная заповедь — «изучай». Это сродни религии.

Причем тут религия?

— Эта заповедь опирается на фундаментальные допущения о том, как устроена Вселенная, и о том, какое место вы в ней занимаете. Это религиозное допущение. И при этом, независимо от вероисповедания, люди ожидают каких-то свершений именно от науки. Речь не идет о том, что это единственная религия, построенная на таких допущениях. Но есть религии, в которых ничего подобного нет. История человечества знала удивительные культуры, высочайшей духовности, добившиеся ошеломляющих результатов в математике, тем не менее науки как таковой, науки как инструмента познания мира у них попросту не было.

Настоящий ученый — существо одержимое. Знаете, в нашей работе есть один нюанс, очень удобный с одной стороны и несколько жутковатый с другой: над вами ничего «не капает». Никто слова не скажет, если вы вдруг не придете на работу. Вот года через два, если вам не удастся добиться никакого результата, тогда да, вы не получите очередной грант и вообще можете оказаться на улице. Но ради чего-то ведь вы вскакиваете по утрам и мчитесь к рабочему столу? Чем вас приворожила вся эта ерундистика? И вообще, с чего вы взяли, что это кому-то надо, не лучше ли сначала накормить голодных?


1 Область Солнечной системы за орбитой Нептуна, «населенная» небольшими объектами типа астероидов и ядер комет. Первые объекты, входящие в Пояс Койпера, были открыты в начале 90-х гг. прошлого века, однако существование такого образования Джерард Койпер предсказывал еще в 1951 году. — Прим. ред.
2 Имеется в виду переход с юлианского на григорианский календарь. Папская булла предписывала изъять из календаря 1582 года все дни с 5 по 14 октября и скорректировать календарь таким образом, чтобы на четыреста лет приходилось не четыре, а три високосных года (2000 год в этом смысле исключение, так как в отличие от 1900, 1800 и 1700 он как раз високосный). Подробнее см. статью Константина Кнопа «Все врут календари» в «КТ» #249 (www.computerra.ru/offline/1998/249/1370 ). — Прим. ред.
3 Фрэнсис Бэкон (1561–1626), английский философ, родоначальник английского материализма. В наше время по большей части известен как возможный автор шекспировских пьес. — Прим. ред.

И каков ваш ответ?

— Все тот же. Занятие наукой делает нас людьми, облагораживает, если хотите. А в моем случае помогло мне стать ближе к Богу.

Астробиология изучает корни происхождения жизни на Земле, ее задача — искать жизнь повсюду, включая и поиск разумных форм жизни. Предположим, мы столкнулись с иной формой разума. И что тогда делать с идеей о божественном сотворении мира, о том, что Бог создал Вселенную, Землю, всех тварей земных, послал единственного сына на эту планету… ведь мы тогда получаемся не исключительным видом, а одними из многих, может быть, из миллионов.

— В этом уравнении слишком много неизвестных. Так что я отвечу «Я не знаю», «Не знаю я» и «Откуда, прости господи, я могу знать?!» Но поскольку я большой любитель научной фантастики, то…

Кстати, о фантастике… Вы читали «Воробья»4?

— Да, ужасно не понравилось. Но это совсем другое дело. В этой книге все поголовно страдают отсутствием чувства юмора. Никто не умеет смеяться.

Существует три возможных варианта развития событий. Наиболее вероятен следующий: мы находим развитую цивилизацию и не можем наладить контакт, потому что они слишком иные. С дельфинами же мы так и не научились разговаривать. Что в результате? Контакт не состоится.

Второй сценарий: мы встречаем развитую цивилизацию, вступаем в контакт и обнаруживаем, что они разумны и обладают свободой воли, что, по нашим представлениям, означает наличие души. Они знают, кто они, они способны к самоанализу и развитию. Я думаю, собаки тоже способны к самоанализу, но они до некоторой степени лишены свободы воли. Как компьютеры, например. А человеки все же должны обладать и тем и другим.

То есть если вы хотите обрести свободу, вы должны иметь возможность поступать так или иначе, совершать добрые или дурные поступки. Зло существует, это доказанный факт. Зло должно быть побеждено. Мы все нуждаемся в избавлении от зла. И мне кажется, что такая необходимость есть у всех, кому дана эта свобода.

В Библи очень много мудрых мыслей. «В начале было Слово», гласит первая строка Евангелия от Иоанна. Слово — это, конечно, Иисус, Слово — вторая составляющая Троицы, Слово — это избавление, Слово — это воплощение Господа в мире, который, как утверждает Евангелие, существовал до сотворения нашего мира. Постоянная точка в пространстве-времени на любой временной шкале. Избавление свершится в лице Иисуса Христа.

Возможно ли, что в языках иных культур были какие-то другие Слова, простите уж мне мое богохульство? Но это как раз сценарий номер два. О других мирах, другой жизни толкуют уже сотни лет, взять, к примеру, классическую поэзию католицизма. Однако это не имеет отношения к теологии — это всего лишь стихи. А теологам тут делать нечего — слишком много неизвестных.

И наконец, третий сценарий. Мы нашли десяток внеземных цивилизаций, тут пришли Свидетели Иеговы и обратили всех. В конце концов, христианство становится всеобщей религией, и только человеческая раса продолжает сомневаться в существовании Бога. Возможно все.

Но один вариант вы пропустили: они обращают нас. Откуда мы знаем, может, их институт веры столь же могуществен, как наш.

— Не сказал бы, что вера идет в ногу с могуществом. Мы сами себя-то никак не наставим на путь истинный.

Хорошо, заменим «могущественный» на «глубоко прочувствованный».

— Единственная параллель, которую мы можем провести, — взаимоотношения различных земных культур.

Церковные книги вряд ли что-то говорят на этот счет…

— Напрасно вы так думаете, — говорят, и еще как! Не слушайте антиклерикалов, которые распространяют всяческие небылицы, чтобы прикрыть собственный тыл. Ведь именно церковь спасла южноамериканских индейцев от истребления.

В Калифорнии вы их не больно-то защищали…

— Читайте историю. Я же не говорю, что все действия Церкви безупречны. Но Парагвайскую миссию5 тоже нельзя сбрасывать со счетов. Суть в том, что если вы собираетесь обращать людей в свою веру, то нельзя относиться к ним свысока. А ведь было время, когда индейцев собирались обращать в рабство потому, что у них якобы нет души. Но Церковь сказала: «Нет!» Если вы посылаете к ним миссионера, значит, признаете, что индейцы такие же люди, как и вы.

Все мы что-то заимствуем друг у друга. Взаимопроникновение культур — процесс непрерывный. Итальянские миссионеры приходят в Ирландию. Христианство давно пропитано ирландскими мотивами. Немецкими… Русскими… Каждая культура добавляет что-то свое в общий котел и черпает оттуда для себя. Так было и будет. Это же не улица с односторонним движением, даже если бы вам хотелось, чтобы было именно так.

Давайте немножко отвлечемся. Чем вас так привлекли метеориты?

— Лично меня интересует их физическая структура, из чего они сделаны. По современным представлениям, Солнечная система возникла из газопылевой туманности. И мы можем представить, как маленькие пылинки слипались, ну, допустим, в пылевые шары диаметром с километр. Но в музеях-то мы видим другое. Мы видим камни. Настоящие камни. Когда и где они возникли? Как они образовались?

Поэтому мы и изучаем физическую структуру метеоритов. Маленькими шажками рассматриваем шлифы6 с помощью электронного сканирующего микроскопа, отмечая все трещинки. Мы вручную отбирали пробы для измерения плотности методом гелиевой пикнометрии и, в частности, выяснили, что плотность астероидов заметно отличается от плотности метеоритов — последние на 20 процентов плотнее, что согласовывается с последними теориями, по которым астероиды — это не огромные цельные каменные глыбы, а груды камней или, в крайнем случае, сильно раздробленная порода. Все это может рассказать нам о процессах, которые происходили четыре с половиной миллиарда лет назад.

Почему Ватикан финансирует такие исследования?

— Скорей всего, из политических соображений. Первое, что приходит в голову, это что они хотят показать всему миру, что Церковь не только не страшится науки, но даже покровительствует ей. Что они любят науку, что наука — это замечательно, что мы просто обязаны узнать, как именно Господь сотворил Вселенную, что научные истины не противоречат религиозным, что если ваша вера истинна, то она устоит перед любым научным открытием. И это так и есть.

Правда, единожды Церковь все-таки оплошала. В деле Галилея она оказались явно не на высоте. Но мы признали свою ошибку7. А сколько раз наука поносила Церковь? Но я что-то я ни разу не слышал, чтобы ученые принесли извинения.


4 «Воробей» («The Sparrow») — получивший несколько престижных премий фантастический роман Мэри Дории Расселл (Mary Doria Russell). В центре внимания писательницы несколько иезуитов, которые пытаются приобщить к своей вере представителей другой цивилизации, но терпят фиаско. История продолжается в следующем романе Мэри Расселл — «Дети господа» («Children of God»). — Прим. перев.
5 Парагвайская миссия (1609–1767) — грубо говоря, независимое государство иезуитов на территории Парагвая. Спасая индейцев гуарани от охотников за рабами, миссионеры общества Иисуса вынудили индейцев перейти к оседлому образу жизни, переселив их в защищенные селения, редукции. Иезуитам удалось добиться практически полной независимости от испанских властей — Парагвайская миссия не подчинялась колониальным властям, не платила десятину, не пускала европейцев на свою территорию и активно вела внешнюю торговлю. Однако стоило иезуитам попасть в немилость — и они были изгнаны из страны. С их изгнанием прекратила существование и Парагвайская миссия, уникальный пример религиозного доминиона в Южной Америке. — Прим. ред.
6 Тонкая (0,025–0,03 мм), хорошо отшлифованная пластинка горной породы или минерала для исследования в проходящем свете по микроскопом. — Прим. перев.
7 Папа Иоанн Павел II «извинился» перед Галилеем в 1992 году. — Прим. ред.

Вы считаете, что случай с Галилеем исключение?

— Наука как институт ничуть не противоречит христианской религии. Именно христианам принадлежит идея необходимости изучения Вселенной. Собственно сам механизм познания тайн галактики запущен еще средневековыми схоластами. Кто был первым геологом? Монах Альберт Великий8. Первым химиком? Монах Роджер Бэкон9. Пионером астрономической спектроскопии? Священник Анджело Секки10. Первые открытия в области генетики принадлежат монаху Грегору Менделю11. Гипотезу Большого Взрыва впервые выдвинул католический священник Жорж Леметр12. Так уж сложилось, что до XIX века большинство ученых выходили из лона Церкви. Хорошее образование, море свободного времени позволяли им добывать свинец и изучать положение звезд в свое удовольствие.

И все-таки вы считаете процесс над Галилеем единичной несправедливостью или, как говорят, время такое было?

— Всего понемножку.

Если «время было такое», то когда это время ушло и почему? Потому что с извинениями Церковь немного припозднилась?

— Вы и правы, и нет. Не все извинения попали в историю, за исключением разве что принесенных в последнее время. Никто не знает истинных причин гонений на Галилея. Почитайте документы. Есть блистательный перевод интереснейшей книги Финоккиаро «Дело Галилея» (Finocchiaro, «The Galileo Affair»). Всю жизнь Галилея окружали слава и почет, Церковь считала его чуть ли не героем. Прочитав его книгу «Пробирщик», церковные цензоры высказались следующим образом: «Нам выпала честь быть его современниками». Когда под конец жизни Галилей оказался в опале, все были поражены. Это было как гром среди ясного неба.

Возникает вопрос к историкам: как такое могло произойти? Но ответ нам неизвестен. На amazon.com можно найти три сотни книг про Галилея, и в каждой дается свое объяснение. Полная неразбериха. Что-то произошло, но нельзя все сваливать на противостояние науки и религии, как сделал Бертольд Брехт в своей пьесе. Это все равно что судить о причинах гибели Джона Кеннеди по фильму Оливера Стоуна «JFK». Дело Галилея имело место на пике Реформации… Шла Тридцатилетняя война… Европа переживала не лучшие времена, она буквально разваливалась на части. И людям, конечно, приходилось несладко. Может ли это повториться? Безусловно, может. До тех пор пока делами Церкви на Земле будут заниматься люди — а еще сегодня утром это было именно так, — до тех пор пока и наукой будут заниматься люди, конфликты неизбежны. Кто-то будет думать, что он более прав, чем все остальные. Кто-то будет прав на самом деле, кто-то ошибется… Церковь может ошибаться. Ученые могут ошибаться… Мы люди.

Но если взглянуть на историю в целом, станет ясно, что Церковь считала развитие науки весьма и весьма богоугодным делом. Есть, конечно, религиозные фундаменталисты — не католики, — которые пытаются втиснуть науку в рамки своих странных теологических доктрин. В то же время существуют и фундаменталисты от науки, использующие науку как заменитель религии. При этом ни те, ни другие пока не преуспели и не пользуются особым доверием. Религиозные фундаменталисты до смерти боятся впасть в грех неверия, потому и цепляются так истово за то немногое, что имеют. Фундаменталисты от науки, во всяком случае некоторые из них, больше всего, как мне кажется, озабочены тем, чтобы к их мнению прислушивались, и считают, что для этого достаточно с умным видом заявить: «Этого не может быть».

Здесь, конечно, наука и религия сильно расходятся, что очень верно подметил в своей книге «Rocks of Ages» Стивен Гоулд13. Но он не сказал, что у каждого человека есть свои религиозные воззрения. И ученые в этом смысле не исключение. Каждый рано или поздно должен понять для себя: зачем я это делаю? Что хочу найти? Почему выбрал именно это, а не что-то иное?.. Как изменится мое представление о Боге, когда я осознаю, что Вселенная — это не купол над плоской Землей, как сказано в Писании, а совокупность бесчисленного множества вселенных? Наука подтверждает мою убежденность в величии Господа. Прежде чем я стал выстраивать какие-то логические схемы, у меня были некие недоказуемые, как я уже сказал выше, допущения. И эти допущения объясняют, почему я занимаюсь наукой и почему я занимаюсь именно этой наукой.

Что лично вы ожидаете от участия в конференции?

— Просто хочу хорошо провести время. Наука — это удовольствие. Мы сейчас с Линн Ротшильд (Lynn Rothschild), работающей в Эймсовском космическом центре, пытаемся выяснить, могут ли в полостях метеоритов существовать живые организмы. Надеюсь, нам удастся об этом поговорить. Я в некотором смысле глашатай от Церкви. Брожу тут с бэджиком, на котором написано «Ватиканская обсерватория», и пытаюсь донести мысль о триединстве религии, науки и этики. Сессия, в которой я участвую, как раз об этом — о том, что все мы люди, что не только наука занимает нашу жизнь. Наука величественна и прекрасна, и — если не профанировать идею — делается для того, чтобы докопаться до истины. Именно так и надо заниматься наукой — когда она в радость. Один из плюсов работы под крылом Ватикана — это возможность забыть о политике, проводимой НАСА. Я избавлен от необходимости выклянчивать гранты. Мне абсолютно все равно, что носят в этом месяце, а что уже нет. Я могу делать все, что мне заблагорассудится.

А политика, проводимая Ватиканом, вас не интересует?

— Нет. Им нет дела до моих исследований. Когда я впервые пришел к ним, мне сказали: «Занимайся наукой и точка».

Финансирует ли Ватикан какие-либо исследования, кроме собственных? Существуют ли партнерские программы, например, с Европейским космическим агентством?

— Нет, Ватикан, по сути, очень маленькая организация. Его бюджет меньше, чем у епархии архиепископа в Соединенных Штатах. В общей сложности у нас выходит около миллиона долларов в год.

Между прочим, в Папской Академии наук работают 120 ученых со всего мира. Это так называемая группа советников Ватикана по чрезвычайным вопросам и ситуациям. Например, в 80-х годах они были единственными, кто решился открыто заговорить с Папой о ядерной зиме и ядерном разоружении.

Не хотите что-нибудь добавить к сказанному?

— Нет. Не думаю, что я кого-то здесь обращу. И я не собираюсь обращать инопланетян, если встречу их на конференции. Я буду счастлив, если смогу заставить человека задуматься или рассмеяться. Что еще я могу сделать?


8 Альберт Великий (Albertus Magnus) (ок. 1193–1280), немецкий философ и теолог. Наставник Фомы Аквинского. Разграничил науку и теологию. — Прим. перев.
9 Роджер Бэкон (Roger Bacon) (ок. 1214–92), английский философ и естествоиспытатель; монах-францисканец. Занимался оптикой, астрономией, алхимией; предвосхитил многие позднейшие открытия (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.). Критикуя схоластов, основу всякого познания видел в опыте. В 1277 г. осужден Церковью по обвинению в ереси, до 1292 г. отбывал наказание в тюрьме. — Прим. перев.
10 Анджело Секки (Angelo Secchi), (1818–78), итальянский монах-иезуит, астроном, математик и физик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1877). Секки считают основателем астрофизики. Он составил первую схему объектов на поверхности Марса, изобрел метеорограф — прибор, вызвавший всеобщее восхищение на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. Был удостоен Креста Почетного Легиона. — Прим. перев.
11 Грегор Мендель (Gregor Mendel) (1822–84), австрийский монах-августинец, естествоиспытатель, основоположник генетики. — Прим. перев.
12 Жорж Леметр (Georges Lemaitre) (1894–1966), бельгийский астроном и математик. В 1922 г. был возведен в сан священника. В 1940 г. был избран членом Папской Григорианской академии в Ватикане, в 1960 г. стал ее президентом. Приоритет в создании модели расширяющейся Вселенной по справедливости отдан русскому математику А. А. Фридману, чья теория стала общепризнанной основой современной научной космологии, хотя сам он об этом не узнал, ибо умер в 1925 г. в возрасте 37 лет. Однако не стоит забывать, что к этой идее пришел и Леметр — независимо от Фридмана, но пятью годами позже. — Прим. перев.
13 Стивен Гоулд (Stephen Jay Gould) — американский ученый-эволюционист, палеонтолог из Гарварда. — Прим. перев.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.