Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
23.12.2003

Всегда первое лицо - Музкола для Миколы - Хорошо темперированный пингвин - Манхэттенская глухомань - Тысячеголосая полифония - Приказано выжить - Куда бабки текут - Гигапиксел не желаете? - Встаем на ноги - Математика слога - Кругосветка «солнцелета» - Почешите мне мозг! - Хватай модем — коннект уходит! - За равноправие IDE-устройств! - Тупой и еще тупее - Физики продолжают шутить

Всегда первое лицо

В конце года поисковик Google назвал жизнь и биографию первого лица США — Джорджа Буша «жалким провалом №1». В ответ на комбинацию слов «miserable» и «failure» поисковая система первой в списке результатов выдавала ссылку на страницу с биографией сорок третьего президента Америки. Такой, мягко скажем, необычный результат связан не столько с содержанием самой страницы, сколько с системой рейтинга Google — поисковик определяет, как часто тот или иной сайт упоминается в Интернете в комбинации с теми или иными словами, и соответствующим образом выстраивает его «популярность». Именно поэтому и прочие топовые результаты поиска по указанной комбинации также связаны с Бушем. Например, сайт с красноречивым названием AMiserableFailure.com, созданный кандидатом на пост президента от демократов Диком Джефардтом (Dick Gephardt, на фото слева), наглядно представляет негативные результаты деятельности администрации нынешнего президента США — сокращение 3,3 млн. рабочих мест и прочие ошибки (которые Джефардт уж точно не допустил бы).

Что ж, вывод напрашивается сам собой: президент США везде должен быть первым — должность обязывает. — Т.Б.

Музкола для Миколы

Coca-Cola — крупнейшая звезда в сонме производителей безалкогольных напитков — решила заодно заняться «розливом» музыки через Интернет. В январе следующего года фирма откроет в Великобритании музыкальный портал MyCokeMusic.com, на котором будут представлены произведения более чем 8500 исполнителей (в общей сложности четверть миллиона композиций).

На такой шаг ее, по-видимому, толкнул впечатляющий рост продаж музыки через различные сетевые порталы (на фоне спада продаж CD). Например, за первую половину 2003 года в США количество пользователей, скачивающих аудиофайлы с платных сервисов, увеличилось вдвое, а по оценкам компании Jupiter Research, объем рынка онлайновой музыки к 2008 году может превысить 3 млрд. долларов. Вдохновленная успехом «яблочного» сервиса iTunes Music Store, Coca-Cola явно намерена ухватить свой кусок пирога и закрепиться сначала на европейском, а потом, возможно, и на мировом рынке pay-per-song (продажа композиций поштучно).

Для организации электронного магазина Coca-Cola обратилась к компании On Demand Distribution (OD2), которая известна не только тем, что ее создателем является Питер Габриэль, но и тем, что занимается организацией сходных музыкальных проектов для Microsoft и Virgin Entertainment Group. Стоимость одной песни на MyCokeMusic составит 99 пенсов (1,72 доллара). Доход от продажи композиций будет распределяться между Coca-Cola и OD2, но финансовые условия сделки не разглашаются.

В течение 2004 года будут проведены рекламные акции, предоставляющие право покупателям колы и других продуктов компании бесплатно скачать некоторые композиции с сайта. Кроме того, подписан договор о спонсорской поддержке Official UK Music Charts сроком на два года, а также объявлено о создании нового хит-парада Digital Download Chart. В общем, Coca-Cola всерьез готовится застолбить новую территорию. — Н.Б.

Хорошо темперированный пингвин

Пожар событий 11 сентября 2001 года опалил страницы истории американской музыки: одной из жертв террористического акта стал орган епископальной Церкви Троицы (Trinity Church), расположенной всего лишь в четверти километра от башен Всемирного торгового центра. «Король инструментов», построенный в 1923 году Эрнестом Скиннером (Ernest Skinner), основателем всемирно известной компании Aeolian-Skinner, чрезвычайно высоко ценился знатоками искусства и был признан классическим образцом церковного органа. Увы, поломки, ставшие следствием разрушения близлежащих зданий, а также клубы едкой цементной пыли, окутавшей район, лишили инструмент его дивного голоса, при этом экcперты сочли «пациента» «неоперабельным». И кто знает, как бы сложилась судьба одного из старейших американских органов, если б не подоспела помощь в лице новых технологий.

Вернуть реликвию к жизни довелось Дугласу Маршаллу (Douglas Marshall) и Дэвиду Оглтри (David Ogletree) — профессиональным органистам, посвящавшим свободное время экспериментам на почве электронной музыки и мечтавшим когда-нибудь воссоздать свой любимый инструмент «в цифре», чтобы он зазвучал не хуже прежнего оригинала. Энтузиасты собрали на компьютере обширную коллекцию «голосов» органов, которая использовалась для экспериментов. Следует отметить, что сама по себе запись — дело трудное: этот инструмент крайне прихотлив к окружающим условиям и технике звукоизвлечения, что стоило друзьям немало бессонных ночей, проведенных в поисках оптимального местоположения микрофонов. Применительно к органу акустические каноны пришлось пересмотреть — полученный на нем звук способен «расти» в течение 15–20 секунд, причем сильно влияя на звучание взятых вслед за ним нот. Вытекающая отсюда необходимость запоминания различных аккордов приводила к тому, что «голос» одного органа занимал на винчестере до 20 гигабайт.

В качестве платформы для своего «цифрового органа» Маршалл и Оглтри выбрали Linux. Перебрав существующие пакеты для обработки звука, «органоведы» их забраковали, признав, что для нового дела нужен оригинальный софт. Впрочем, этот вопрос решился сам собой: вокруг энтузиастов образовался круг талантливых программистов во главе с Джеймсом Мюрреем (James Murray), разработавших «мозг» будущего инструмента. А потом грянуло 11 сентября…

Проект по воссозданию органа церкви Троицы стартовал в декабре 2002 года. Маршалл и Оглтри начинили каждую из 74 органных труб мощными 15-киловаттными колонками, поручив управлять их звучанием батарее из десяти ПК, а для басовых нот взяли массивные сабвуферы.

В целом «старый новый» орган был готов уже ко второй годовщине трагедии, а его официальный ввод в строй намечен на нынешнее Рождество. Как с гордостью отметил Оглтри, это один из трех лучших инструментов, на которых ему когда-либо доводилось играть. Теперь друзья намерены заняться популяризацией своего детища, решив приобщить к органной музыке посетителей многочисленных компьютерных выставок. — Д.К.

Манхэттенская глухомань

Нелегкая пора грядет для сотовых операторов Америки: на тропу войны за качество мобильной связи вышел не кто иной, как мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Недовольный текущим положением дел в «мобильном вопросе», городской голова обязал специалистов из отдела информационных технологий и телекоммуникаций в спешном порядке наладить горячую линию для приема звонков от недовольных земляков.

«Глас народа» не заставил себя ждать: за первый месяц работы комиссии на дежурные телефоны поступило более пяти тысяч сигналов. Зоны плохого приема,  очерченные «народными корреспондентами», нанесли на карту, которая была передана представителям сотовых операторов. Как ни странно, самые большие проблемы со связью наблюдаются отнюдь не в районе гарлемских трущоб, а в деловом центре. Так, наибольшее количество жалоб мобиловладельцев собрали улицы Манхэттена, образующие глубокие расселины между небоскребами, в результате чего возникают десятки мертвых зон. Впрочем, в молчании телефонов зачастую повинен не только урбанистический ландшафт — немалая часть «белых пятен» на карте порождена перегрузкой базовых станций в часы пик.

Примечательно, что получить «пятерку» за обслуживание не удалось ни одному из шести крупнейших сотовых компаний Нью-Йорка. Больше всего критических стрел было выпущено в адрес ведущих мобильных операторов Америки Sprint PCS и AT&T. Впрочем, это еще не значит, что у конкурентов дела со связью обстоят лучше: просто среди их клиентуры не так много привередливых жителей «столицы мира». — Д.К.

Тысячеголосая полифония

Трели сотовых телефонов давно стали привычным аккомпанементом в кино, театре или на концерте, однако недавно мобильникам довелось сыграть главную скрипку в оркестре, собравшем без малого тысячу человек.

Японские компании Dwango и Composite, предоставляющие веб-услуги  владельцам сотовых телефонов, затеяли акцию, во время которой полторы тысячи человек должны были одновременно исполнить мелодию на своих трубках (и, само собой, привлечь внимание к сервисам этих фирм). Мелодия, предназначенная для аппаратов с сорокаголосной полифонией, была выложена на сайте, откуда ее мог скачать каждый (разумеется, не бесплатно), кто пожелает принять участие в «концерте». Была даже подана заявка в книгу рекордов Гиннеса на «Одновременное исполнение мелодии вызова на 1500 телефонов», однако на акцию пришло лишь 955 человек.

Выступление «оркестра» прошло не очень гладко. Уже на месте выяснилось, что разные телефоны воспроизводят мелодию в разном темпе; кроме того, в зависимости от модели отличается время между нажатием кнопки и началом воспроизведения. После небольшой тренировки нестройный хор электронных вокалистов исполнил-таки «оду сотовой связи». — Н.Б.

Приказано выжить

В конкурсе на самую оригинальную идею профилактики краж мобильных телефонов специалисты британской компании Orange несомненно получили бы приз за онлайновую игру Street Smart («гуляй с умом»). Сыграть в нее может каждый желающий, зайдя на соответствующий раздел сайта Orange (www.orange.co.uk/safety/game.html). Идея игры сводится к демонстрации в увлекательной форме основных опасностей, подстерегающих владельцев сотовых аппаратов на улицах. В игре четыре главных уровня: улица днем, улица в час пик, ночные аллеи и дискотека. Задача игрока — провести своего персонажа по местности, отвечая на звонки, отсылая SMS и не потеряв при этом телефон и жизнь. Нарваться на неприятности проще простого: на вас нападет кучка тинэйджеров, из подворотни выскочит злая собака, в опасной близости промчится незамеченный из-за трепотни по телефону автомобиль… К счастью, в отличие от реальной жизни, все это ведет лишь к потере набранных очков. — Е.З.

Куда бабки текут

Согласно многократным форумным сообщениям (forums.interplay.com) сотрудников Black Isle Studios, издатель Interplay почти полностью распустил принадлежащую ему компанию-разработчика (проекты Fallout 1 & 2, Icewind Dale 1 & 2, Baldur’s Gate 1 & 2, Planescape: Torment) и положил на полку (читай, «зарезал») уже наполовину законченный проект под кодовым названием Van Buren — так и не объявленный Fallout 3! Также был положен в долгий ящик и ПК-тайтл Baldur’s Gate 3 (Jefferson).

Раньше Black Isle уже покинула часть  сотрудников во главе с бессменным лидером Фергусом Уркхартом — из-за несогласия с Interplay «по ряду идеологических вопросов». Главной причиной кадровых пертурбаций принято считать то, что Interplay, терпящий в последнее время убытки, сосредоточился на консольных играх (Fallout: Brotherhood of Steel 2, Baldur’s Gate: Dark Alliance I & II), что не могло понравиться ни хардкорным ролевым игрокам, ни хардкорным ролевым разработчикам — таким как Black Isle. Один из уволенных, дизайнер Дэмиен Фолетто (Damien Foletto), так прокомментировал обстановку в фирме: «Кругом одни консоли, консоли и только консоли».

Поднявшуюся волну негодования хорошо характеризуют слова одного из «митингующих»: «Эпоха великих ролевых игр 90-х подошла к концу». Выжимаем платки! — Н.Д.

Гигапиксел не желаете?

Американец Макс Лайонс (Max Lyons), хозяин сайта Tawbaware.com, посвященного цифровому фотоделу, решил поставить эксперимент по созданию самой большой в мире фотографии.

Для начала была выбрана «точка опоры». Требовался величественный и по возможности статический вид — без неба, теней от облаков и движущихся предметов. Им стал Брайс-Пойнт — одно из самых живописных мест, центр национального парка Брайс-Каньон в штате Юта. Процесс съемки с помощью нескольких 6-мегапиксельных камер со специально отмеченных точек занял в общей сложности 13 минут. После этого из полученных 196 снимков была «сведена» гигантская фотография разрешением 40784х26800  (всего — 1,09 гигапиксела). На «постпродакшн» снимка ушло девять дней: из них два дня — на подготовку проекта, четыре — непосредственно на склеивание и три дня — на сглаживание недостатков и окончательный «мастеринг». В ходе работы Макс столкнулся с проблемами программного характера. Например, Photoshop имеет ограничение максимального размера редактируемого изображения по горизонтали или вертикали в 30 тысяч пикселов (преодолено в новой версии Photoshop CS). Тем не менее, проект удалось довести до конца.

На вопрос, зачем ему это надо, Макс отвечает: «А почему нет?» Ведь он уже снимал и печатал изображения размером 20–150 мегапикселов, и детализация таких снимков его всегда поражала и вдохновляла. Доступность камер все большего разрешения привела к спорам в рядах профессиональных фотографов по поводу теоретической возможности появления гигапиксельных изображений. И вот тому доказательство — действительно возможно, даже в «бытовых» условиях! Сейчас Макс ищет партнера, чтобы напечатать свое творение. — Т.Б.

Встаем на ноги

Инженеры японской компании Tmsuk и Университета Васеды сконструировали высокотехнологическую мечту лентяя — кресло, которое само возит хозяина (на фото).

Изобретатели, впрочем, предпочитают называть конструкцию экспериментальным роботом WL-16. Наделенный двумя ногами, приводимыми в действие двенадцатью электромоторами, он может передвигаться взад-вперед и в стороны, поднимая до 60 килограмм веса. Как утверждают разработчики, робот везет пассажира очень мягко, без рывков и не нарушая равновесия. Помимо движения в горизонтальной плоскости (один шаг — треть метра), WL-16 умеет преодолевать и небольшие неровности. Годика через два создатели планируют научить робота ходить по лестницам и даже по ухабистой дороге. Заодно электронного носильщика наделят блоком управления, чтобы «рулить» им мог сам пассажир (сейчас управление производится с удаленного компьютера по радио). — Е.З.

Математика слога

Известному в околокомпьютерных кругах изобретателю и предпринимателю Рэю Курцвейлю (Ray Kurzweil) с коллегами по компании Kurzweil Cyberart Tech. удалось получить патент США на метод построения цифровых поэтических персоналий. Его можно использовать для автоматической генерации стихотворных произведений, весьма похожих на творения живых авторов, особенности стиля  которых изучались машиной.

Таким образом, Курцвейль успешно завершил большой личный проект, уходящий корнями в середину 80-х. Именно тогда он впервые задумал и реализовал на языке С программу-киберпоэта, впоследствии получившую название Ray Kurzweil’s Cybernetic Poet. RKCP представляет собой инструмент для проведения сложного структурного анализа текстовых материалов (стихов) с применением методов, аналогичных тем, что используются при построении искусственных нейросетей. В результате получается некий набор величин, характеризующих общий стиль проанализированного произведения. Этот набор Курцвейль называет лингвистической моделью или персоналией. «Скормив» киберпоэту сонеты Шекспира, можно сгенерировать соответствующую модель и заставить программу написать новые сонеты, используя тот же словарь и придерживаясь того же стиля. Конечно, это будет не Шекспир, но что-то похожее и почти наверняка благозвучное.

Никакого секрета из устройства RKCP Курцвейль не делает. Он опубликовал основные идеи, положенные в основу программы, еще в 90-м году в книге «The Age of Intelligent Machines». Впрочем, с тех пор алгоритмы были доработаны им совместно с несколькими коллегами, и теперь RKCP представляет собой коммерческий продукт. Его полноценную версию (способную анализировать чужие стихи и генерировать новые на заказ; в комплекте — 50 цифровых персоналий) можно приобрести на сайте www.kurzweilcyberart.com; там же выложен и бесплатный вариант программы в форме «стихоплетного» хранителя экрана. Курцвейль не намерен превращать проект в серьезное предприятие: киберпоэт для него скорее одна из многочисленных забавных идей (некоторые из них, впрочем, принесли ему миллионы — как названный в его честь электромузыкальный инструмент). По мнению Рэя, программа пригодится настоящим поэтам, которые смогут черпать из компьютерных стихов идеи для своих новых шедевров. — Е.З.

Кругосветка «солнцелета»

Швейцарец Бертран Пикар (Bertrand Piccard, на фото), первым облетевший Землю на воздушном шаре, задумал теперь совершить кругосветный перелет на самолете, использующем энергию Солнца.

Аппарат, который получил название Solar Impulse, еще только предстоит построить. Работать над ним будет группа конструкторов под руководством Пикара, при участии специалистов из Федерального института технологий в Лозанне. Строительство прототипа намечено на ближайшие два года, а первые летные испытания должны состояться в 2006-м (www.solar-impulse.com).

Технически задача выглядит очень непростой. Энергии, собранной за светлое время суток, должно хватить на то, чтобы самолет продержался в воздухе всю ночь. Но участники проекта надеются добиться успеха за счет использования новых технологий сбора и хранения солнечной энергии, а также сверхлегкой конструкции планера с хорошими аэродинамическими качествами. По всей видимости, это будет летальный аппарат с очень большой площадью и размахом крыльев, рассчитанный на относительно невысокую скорость полета.

Понятно, что кругосветка, которая продлится несколько дней, будет серьезным испытанием и для пилота, но тяга к рискованным приключениям, можно сказать, в крови у Пикаров. Отец Бертрана — Жак Пикар — установил абсолютный мировой рекорд, погрузившись в батискафе на дно Марианской впадины. А дед — Огюст Пикар — первым поднялся в стратосферу на воздушном шаре собственной конструкции.

Независимо от того, удастся ли Solar Impulse совершить беспосадочный кругосветный перелет, отработанные на нем конструкторские решения могут найти применение в коммерческих проектах. Пилотируемые «солнцелеты» вряд ли получат распространение в ближайшем будущем, но автоматические «летающие платформы» на солнечной энергии вполне могут заменить дорогостоящие спутники связи. — В.К.

Почешите мне мозг!

Помните, как, услышав по радио простенький и надоедливый мотивчик, вы не могли отделаться от него, целыми днями напевая или насвистывая мелодию? Согласно исследованиям ученых из государственного университета Цинциннати (США), почти все население планеты (97–99%) восприимчиво к тем или иным мелодиям-«паразитам». Причем разные категории людей подвержены этой «болезни» в разной степени — больше других страдают музыканты и женщины (бедные женщины-музыканты!). Первые попадают в «группу риска» из-за своего музыкального слуха, а вторые — из-за любви к поп-музыке, постоянно грызущей уши и мозг на радиоволнах.

Дело в том, что ряд центров нашего мозга, получив раздражение от прослушивания мелодии, дает команду на повторение этого раздражения — в результате приходится идти на поводу и постоянно «успокаивать» свое взбунтовавшееся и требующее «зрелищ» серое вещество. Собственно, поп-музыка как феномен и появилась благодаря привязчивости мотивчиков и слов, но у каждого свои «тараканы». Разные типы мелодий привязываются к разным категориям людей, и изучение этого феномена позволит использовать особенности нашего мозга против нас — при создании максимально эффективных рекламных роликов и новых поп-хитов. Не дай бог, если такая «игра на нервах» будет поставлена на научную основу — так и до идиосинкразии недалеко! — Т.Б.

Хватай модем — коннект уходит!

Не секрет, что подключение к Интернету — явление весьма эфемерное. Перефразируя бессмертные слова Винни-Пуха, «коннект — это очень странный предмет: если он есть, то его сразу нет». Вызванная неполадками в «железе» или в коммуникационных сетях «отключка» моментально лишает сетян привычного способа общения с внешним миром, зачастую вызывая тяжелые стрессы. К счастью, на помощь этой категории граждан пришли сотрудники сатирического онлайнового журнала The Toque, предложившие рекомендации по безболезненному возвращению в лоно Сети. Ниже прилагается несколько методов спасения, вошедших в разработанный сатириками «курс молодого бойца».

- Найдите телефонный аппарат. Утратив роль приставки к модему, он может послужить в своей первозданной ипостаси — для обзвона друзей, а также тревожного звонка в службу спасения с целью вызова бригады компетентных «сетевых наладчиков».

- Займитесь любой рутинной работой по приведению в порядок своей «тачанки»: запустите дефрагментацию винчестера, удалите лишние файлы из кэша либо разложите в хронологическом порядке экспонаты любимой порноколлекции.

- Включите телевизор или радио. Для непосвященных: первое устройство — старомодный заменитель мультимедийных сайтов, управляемый посредством одноручной клавиатуры; второе — суррогат потокового аудио, обладающий чрезвычайно ограниченным выбором каналов. Оба лишены интерактивности и позволяют передавать информацию лишь в одном направлении.

- Пошуршите страницами. В доинтернетовские времена люди часто читали так называемые книги и журналы — аналоги КПК-читалок и устройств e-book, что любопытно, не нуждающиеся в подзарядке батарей.

- Прогуляйтесь на свежем воздухе, пусть на первых порах идея оторваться от родного десктопа и покажется вам экстремальной. Только поосторожнее с загаром: изнеженная приглушенным светом LCD-дисплея кожа может изрядно пострадать под воздействием солнечных лучей.

- Уделите часок своей лучшей половине. Помните, что время, проведенное наедине с любимой(-ым) супругой(-ом), не пройдет бесследно: оно освободит для вас больше драгоценных Интернет-минут на будущее, когда подключение наконец-то будет восстановлено. — Д.К.

За равноправие IDE-устройств!

Гипертрофированная американская политкорректность, ставшая предметом бесчисленного множества анекдотов, недавно породила новый гэг. Чиновники одного из ведомств, регулирующего деловую активность в округе Лос-Анджелеса, призвали всех производителей и продавцов, работающих на этой территории, избегать употребления терминов «master» и «slave». Знакомым с компьютерной терминологией вряд ли нужно объяснять смысл попавших в немилость обозначений. Кроме того, они используются для идентификации главного и второстепенного устройств во многих других областях (в частности, в электротехнике). Однако бюрократы, ссылаясь на «чувствительность, свойственную местным жителям», решили убрать термины, которые могут напомнить отдельным гражданам об ужасах рабовладельческого прошлого (master/slave можно перевести как хозяин/раб).

Пронюхавшие об инициативе журналисты решили, что это утка, но, позвонив в издавшее указ ведомство, убедились в серьезности намерений чиновников. Оказывается, один из местных жителей, купив некий продукт, в документации к которому использовались упомянутые выше термины, усмотрел в них намек на расовую дискриминацию и пожаловался куда следует.

Странно, как еще Microsoft не переименовали по требованию американских граждан, страдающих половой дисфункцией. — Е.З.

Тупой и еще тупее

Комичная история произошла в американском штате Оклахома, где два незадачливых грабителя дали маху с современной цифровой техникой. Поначалу все шло вполне успешно — они ловко угнали джип, набитый всякой всячиной (ружье, DVD-плейер, сотовый телефон), и рванули в соседний Техас. Но тут по мобильному телефону позвонил помощник шерифа, к которому обратился за помощью хозяин машины. Злоумышленники ответили на звонок и, узнав, кто говорит, от души поиздевались над полицейским. Но когда им это надоело, они почему-то не отключили телефон от линии. Помощник шерифа благополучно прослушал все их разговоры, выяснив, куда направляются «джентльмены удачи» и каковы их дальнейшие планы. Дорожным постам на границе штатов были даны ориентировки на машину, так что прогулка преступников оказалась недолгой.

Этот случай наверняка займет место в онлайновой базе данных сайта, озаглавленного «Тупые преступления» (www.dumbcriminalacts.com) и коллекционирующего подобного рода истории. Вот лишь некоторые из них.

Некто решил ограбить ночью банк, для чего полез в полуподвальный этаж через окно — низкое с улицы и высокое в помещении. Дело оказалось непростым, и грабитель получил несколько серьезных порезов от разбитых стекол. Оказавшись внутри, бедолага быстро обнаружил, что до денег ему не добраться, вылезти обратно через то же окно он не может, а если срочно не получит медицинскую помощь, то отдаст концы от потери крови. Короче говоря, не оставалось ничего другого, как звонить в службу спасения 911.

В Детройте два патрульных полицейских, получив служебный карманный компьютер с беспроводной связью, решили продемонстрировать прогресс техники собравшейся вокруг стайке детей. Проходивший мимо молодой мужчина живо заинтересовался показом и попросил разъяснить работу системы поподробнее. Для наглядности полицейский попросил у любознательного джентльмена документ, идентифицирующий личность. Когда тот дал свою карточку с водительской лицензией, данные которой были введены в компьютер, мужчину тут же арестовали. Компьютер показал, что владелец лицензии  уже два года находится в розыске за вооруженное ограбление.

В штате Кентукки два субъекта решили ограбить уличный банкомат, сорвав с него переднюю панель. Для этого они взяли цепь попрочнее, которую одним концом прикрепили к банкомату, а другим — к бамперу собственного грузовика. Дав по газам, бандитам действительно удалось оторвать… Но только не кожух банкомата, а бампер. Запаниковав, они почли за лучшее убраться подальше… оставив на прикованном к банкомату бампере номерной знак автомобиля. — Б.К.

Физики продолжают шутить

В декабрьском номере журнала Physics World (physicsweb.org/toc/world/16/12) опубликованы результаты небольшого исследования-опроса «Юмор в физике», проведенного среди ученых в осенние месяцы. Несколько сотен писем подтвердили, что с юмором у ученых мужей по-прежнему все в порядке. Но поскольку подобные исследования проводятся не первое десятилетие, бесчисленные шутки четко делятся на  группы по тем или иным признакам.

Как и прежде, во множестве острот обыгрывается постулированный Вернером Гейзенбергом принцип неопределенности квантовой механики, согласно которому невозможно точно определить одновременно координату и импульс (скорость) квантовой частицы. В усредненно-компилятивном виде анекдот таков. Гейзенберга останавливает полицейский за превышение скорости. «Вы знаете, как быстро ехали?» — строго вопрошает инспектор. «Нет, — отвечает физик, — но зато я точно знаю, где нахожусь!»

Другой кластер хохм сосредоточен вокруг самих физиков, в частности их хрестоматийной оторванности от реальной жизни. В разных версиях наиболее популярная шутка этого сорта вертится вокруг теоретика, которому дали задачу повысить результативность скаковой лошади, удойность коровы, яйценоскость кур и т. д. Кульминацией всегда становится начало отчета о проделанной работе: «Итак, представим себе сферическое животное в вакууме…»

Еще одна непременная группа шуток — работа и взаимоотношение полов. Базовый анекдот выглядит так. Рано поутру изможденного вида физик осторожно крадется в спальню и пытается тихо лечь спать. Жена просыпается и требует объяснений. «Понимаешь, — бормочет ученый, — зашли вчера вечером в бар, встретил там очаровательную девушку, выпили, поехали к ней домой…» — «Скотина! — раздается в ответ. — Опять всю ночь горбатился с дружками в лаборатории!»

Ну и, наконец, нечто свеженькое —юмор с QUIPROCONE, недавней конференции по квантовому компьютингу и крипто, проходившей в Дублине. На одной из вечеринок ученые устроили конкурс шуток, которые непременно должны были начинаться словами «Итак, Алиса и Боб заходят в этот бар…» (персонажи под этими именами — традиционное обозначение объектов, принимающих участие в работе коммуникационных протоколов, а также иллюстрирующих феномен квантового сцепления частиц).

Итак, Алиса и Боб заходят в бар. Поначалу между ними завязывается легкий флирт, плавно переходящий в интим, и в конце концов начинает казаться, что они исполняют два принципиально несовместимых половых акта. Бармен крайне озадачен, поскольку не может понять, что делают посетители. «Слушай-ка, что происходит? — спрашивает он у завсегдатая-пьянчуги. — Выглядит вроде бы здорово, но смысла я что-то не улавливаю». — «Й-эх, — мечтательно вздыхает более сообразительный собеседник, — это у них суперпозиция». — Б.К.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.