Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Аккордеон

АрхивОгород Козловского
автор : Евгений Козловский   09.12.2003

В стародавние времена, в конце, что ли, семидесятых, когда в обиход советских граждан определенного толка начали входить электрические пишущие машинки, в сверхпопулярном тогда журнале «Наука и жизнь» появилась запомнившаяся мне надолго (аж до сегодня!) статья про аккордный набор текстов.

В стародавние времена, в конце, что ли, семидесятых, когда в обиход советских граждан определенного толка начали входить электрические пишущие машинки, в сверхпопулярном тогда журнале «Наука и жизнь» появилась запомнившаяся мне надолго (аж до сегодня!) статья про аккордный набор текстов. К статье даже была приложена электрическая схема, переделав по которой машинку, можно было набивать тексты аккордно. И, помнится, я взял в руки паяльник и не поленился поэкспериментировать. У меня получилось, но, несмотря на это, я в скором времени вернул машинку in statu quo: вероятно, по склонности к конформизму.

Все очень просто: вместо одной клавиши вы нажимаете на определенное сочетание пяти, — и этими пятью, в сущности, можно ограничиться. Я уже начисто забыл и вузовскую, и школьную математику, поэтому не могу навскидку назвать число, кажется, перестановок пяти элементов; возможно, к этим пяти надо было иногда добавлять что-то шестое, вроде шифта, — тем не менее, система работала. Выучить сочетания было нетрудно: пять-шесть часовых уроков; во всяком случае, обучение печати слепым десятипальцевым методом занимало времени и труда заметно больше. А скорость набора повышалась вдвое-втрое против даже рекордных скоростей профессиональных машинисток. И, как вы понимаете, уменьшалось количество движений пальцев, со стороны вообще почти невозможно было заметить, что человек — печатает.

В сущности, аккордная новинка была вовсе не такой и новинкой: операторы первых телетайпов работали, следуя тому же принципу: все знаки были закодированы поперечными рядами дырочек/не дырочек на бумажной ленте (так, кажется, осталось и до сих пор, если остались еще телетайпы), но если сейчас дырочки пробиваются при нажатии на буквенные или цифровые клавиши стандартной клавиатуры, — в те времена операторы учили наизусть коды и нажимали на контакты, соответствующие нужным дырочкам.

Едва я столкнулся с персональными компьютерами, та статья из «Науки и жизни» стала вспоминаться мне чаще и чаще. Поначалу пришло в голову, что, если перепаивать проводки на электрической машинке — слишком сложно, а запрограммировать клавиатуру компьютера, скажем, на два варианта ввода информации: традиционный и аккордный, и вывести наружу обычный переключатель — куда проще, — так почему же этого не делают? А если запрограммировать все-таки слишком головоломно, — почему, при ценах на клавиатуры, начинающихся чуть ли не от пяти баксов, — почему при таких ценах не начать выпускать просто альтернативные аккордные клавиатуры? — неужели на них не нашелся бы спрос? Я обсудил это с Кузнецовым, тогдашним главным редактором «Компьютерры», человеком, который тоже был очень небезразличен к прогрессу, но который, в отличие от меня, хорошо понимал и реальные законы рынка, — и он высказал мнение, что вряд ли найдется достаточное (для рынка) число людей, которые согласятся переучиваться печатать. Да даже и учиться заново. Ибо — аккордный способ ввода информации — не очевиден. На клавишах традиционной клавиатуры юзер видит нарисованные буковки и циферки, — а что он увидит на клавишах клавиатуры аккордной? «А если я, дескать, забуду?» «А если на моей клавиатуре надо будет попечатать тому, кто не учился аккордам?»

Ладно, печально — но бог с ним. Традиционная клавиатура вполне справляется с работой, и наполеоновские планы разворота рынка лицом к прогрессу меня оставили.

Но прошло не слишком много времени, — и появились карманные компьютеры. Поначалу — клавиатурные, с такими миниатюрными клавишами, что навыки слепой десятипальцевой печати можно было выкинуть на помойку. Потом стали появляться бесклавиатурные КПК, и способы ввода информации — всяческие микроскопические виртуальные клавиатуры, граффити и распознавалки рукописного ввода — оказались уже не столь безусловными и интуитивно понятными. Приходилось выучивать граффити (затрачивая на это вряд ли меньше труда и времени, чем на обучение аккордной печати), подстраивать КПК к собственному почерку; даже пользоваться виртуальной микроклавиатурой становилось делом хоть и понятным, но непривычным настолько, что скорость ввода падала до почти неприемлемой. Производители изощрялись, выпускали приставные клавиатуры, которые либо оказывались не слишком карманными, либо — не слишком полноценными, и, судя по моим знакомым, распространение приставных клавиатур пошло ни шатко ни валко… Чем субноуты становились меньше, тем теснее придвигались клавиши друг к другу, тем сильнее уменьшалась их площадь, — и снова возникали проблемы. Но тут-то, тут-то почему не попробовать сделать революцию? сам бог, вроде, велит: самый карманный КПК, самый суб-субноутбук всегда найдут место для пяти-шести вполне удобных для пальцев клавиш. Останется только выучить эти самые аккорды…

Я, однако, не думаю, что производители субноутов и КПК не имеют понятия о принципе аккордного ввода информации, — скорее всего, они не решаются на эксперимент. А жаль…

Потом пошли мобильники. Вообще говоря, для голосовой связи хватает полутора десятков кнопок, которые — достаточно пальценажимаемые — умещаются даже на самых миниатюрных вариантах телефонов. Но возник стандарт SMS, потребовавший алфавитного ввода, — и на и без того не слишком крупных клавишах появились стайки буковок, получать эквивалент которых на экране приходилось многократным нажатием на клавиши. Согласитесь, не бог весть как удобно, ИМХО — заметно неудобнее аккордного ввода, — хотя и очевидно очевиднее последнего. Для решения проблемы одни производители стали выпускать молодежные варианты в виде пудреницы с алфавитно-цифровой микроклавиатурой (V-100 от Motorolа), другие — специальные приставные клавиатуры, — но V-100 занимает на рынке российского предложения мобильников долю процента, а клавиатуры, упавшие в цене до смешного уровня, будут пылиться за стеклянными витринами офисов МТС, пока не уйдут в утиль… Еще была придумана система T9, которая, справляясь со словарем, старалась угадать, какую из трех-четырех букв, нанесенных на нажимаемую кнопку, имеет в виду пользователь, — я честно пытался пользоваться этой системой и пришел к выходу, что без нее все-таки проще…

И вдруг мне позвонили из российской фирмы «РЛ Лабс» и предложили потестировать их аккордную клавиатуру UniTap (подробности на сайте www.unitap.net). Вообще-то «Компьютерра» традиционно старалась обходить вниманием разного рода изобретателей и их изобретения до тех пор, пока изобретение не стало фактом жизни рынка: средство массовой информации не должно брать на себя экспертные функции, да и лишних денег на это у журнала никогда не было. Но тут я решил слегка нарушить традицию, поскольку клавиатура UniTap уже существовала, хоть и в виде прототипа, — так что ее можно было подержать в руках и попробовать в работе. Обаятельный молодой человек, Денис Иванов, президент и исполнительный директор фирмы, принес мне два варианта и сказал, что есть и третий, где клавиши — треугольные, что позволяет уменьшить размер клавиатуры еще процентов на десять. Уменьшить клавиатуру заметнее, увы, невозможно, так как средний размер пальца остается таким, какой установлен природой. Применяться клавиатура — по замыслу создателей — может в мобильных телефонах и прочих мобильных устройствах. Насчет телефонов — понятно, хотя при нынешнем движении телефоностроения в сторону гиперминимализации UniTap’у места явно не хватит, — однако мода — вещь изменчивая, к тому же в природе есть телефоны и покрупнее. В Palm же или во что-нибудь WinCE’шное вертикальной ориентации (горизонтальные КПК, кажется, век отжили) UniTap, конечно, не встроить. Однако встроить в нее самоё, скажем, Bluetooth — реально вполне. Хотя в результате получится не более чем еще одна приставная клавиатура. Возможно, удобнее и миниатюрнее, чем существующие, но… еще одна. Впрочем, у существующих резерв Bluetooth’а вроде пока не использован. А мы уже отмечали, что очереди за приставными клавиатурами к КПК и мобильникам почему-то не стоят…

Увы, у порога «РЛ Лабс» предприимчивые американцы и китайцы с мешками долларов тоже не толпятся. Может, пора еще не пришла (или миновала?), может — как и для вполне аккордных клавиатур, — идея противоречит консервативному сознанию рынка. А может, наши российские изобретатели не сумели раздобыть достаточно денег, чтобы продвигать клавиатуру поагрессивнее… Мне же игрушка показалась весьма забавной и заслуживающей внимания, посему посвящаю ей (не только и не столько ей, конечно, — а самой идее альтернативного ввода информации в мелкие устройства) целый «Огород», и вот, кажется, готов описать принцип ее работы.

На прототипе, который вы видите на картинке, масса мелких кнопочек, оставленных для очевидности принципа, на самом же деле их можно скрыть под гладкими сенсорными областями. (Кстати, накладки с буквами-цифрами можно менять, переключаясь таким образом с языка на язык.) На поверхности могут остаться только изображения букв и цифр. Они расположены на расстоянии, соответствующем (согласно стандартам) размеру пальцевого «пятна». Нажимая на любую из цифр или букв, палец волей-неволей задевает и окружающие его сенсорные пятнышки (у прототипа — мелкие клавиши), а контроллер анализирует, какие именно были задеты. И с легкостью высчитывает, какую цифру или букву следует передать на дисплей или куда там понадобится. Задачка по программированию на уровне седьмого класса средней школы. Однако — работает безошибочно. То есть, с одной стороны, задействован аккордный принцип, с другой — интуитивно понятный способ нажатия на явно обозначенные клавиши.

Остается ждать, что изобретатели поймают-таки удачу за хвост и какая-нибудь Nokia или Siemens приобретет у них идею. А главное — реализует хотя бы в одной из своих моделей. Если же не приобретет… Представить себе мобильник, сделанный в России, я, извините, просто не в состоянии. Можно было б, конечно, попробовать наладить выпуск, скажем, Bluetooth-клавиатур для Palm, однако… Однако, держа в руках прототипы, изготовленные на нашей с вами (и изобретателей) родине, понимаешь, что коммерческого успеха такие клавиатуры иметь не будут никогда, даже если пустить их в продажу по демпинговым ценам: вялая пластмасса, щели по стыкам и прочие неистребимые удовольствия made in Russia, — я всегда восхищаюсь, осматривая новую модель отечественного автомобиля, этими самыми обязательными щелями…

Помните старый анекдот про американца, пробывшего некоторое время в России? Он стоит в аэропорту, дожидаясь отлета, и гид, сопровождавший его в поездке по стране, спрашивает: «А что вам у нас понравилось больше всего?» Американец задумывается на мгновенье и отвечает: «Дети! Они такие живые… такие непосредственные… милые… Интересно, чем вы их делаете?» Гид несколько смущается и говорит: «Н-ну… чем и все остальные…» «Я так и подумал, — отзывается американец. — Потому что всё, что вы делаете руками…»

Та же часть клавиатуры UniTap, что сделана головой, сделана, на мой вкус, хорошо.

Кстати, у «РЛ Лабс» есть на аккордно-клавиатурном поприще и конкуренты (www.digitwireless.com). Что забавно — тоже российские (хотя и с американской пропиской). Их клавиатуры очень похожи на UniTap; правда, они требуют одной глубины нажатия для цифр и другой — для букв, так что интуитивно менее понятны и более сложны в использовании. Однако сам факт неединичности явления оставляет определенную надежду…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.