Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дайте музыку, скорее музыку…

Архив
14.11.2003

9–12 октября в "Сокольниках" прошла девятая ежегодная выставка "Музыка Москва", собравшая российских инсталляторов, производителей, поставщиков и разработчиков музыкального, светового, проекционного и т. п. оборудования, а также издателей тематических журналов, дизайнеров по свету, сценическим костюмам, декорациям, и прочая и прочая…


9–12 октября в «Сокольниках» прошла девятая ежегодная выставка «Музыка Москва», собравшая российских инсталляторов, производителей, поставщиков и разработчиков музыкального, светового, проекционного и т. п. оборудования, а также издателей тематических журналов, дизайнеров по свету, сценическим костюмам, декорациям, и прочая и прочая… Экспоненты разместились в пяти зданиях культурно-выставочного комплекса, разделенных на «громкий» зал, три «тихих», зал средней громкости, зал музыкальных инструментов, кофров, чехлов и аксессуаров, зал декораций, реквизита и костюмов, отдельные залы компаний «ДОКА Медиа» и «Петрохолдинг», а также зал театрального света, кресел, экранов, проекционного и кинооборудования. Каждая выставка — своеобразная ярмарка тщеславия. Стенды компаний, переливавшиеся всеми цветами радуги и окутанные клубами дыма, были уставлены плазменными панелями с презентациями и, конечно, множеством экспонатов, ручки которых можно было покрутить, струны подергать, клавиши понажимать, а результаты манипуляций услышать в наушниках или увидеть на экране. Где-то танцевали стриптизерши, где-то поили шампанским, раздавала автографы группа «Ария», прогуливались звезды российского рока и электронной музыки…

Разумеется, «Компьютерру» больше интересовали экспозиции, связанные с компьютерной тематикой. В этом году ярких новинок в области программных средств для создания музыки и обработки аудио не было. Зато на стенде компании ISPA удалось увидеть PowerMac G5 с пакетом Logic Audio и подключенной мощной портастудией. Этот программный секвенсор, в отличие, скажем, от Cubase, мелькал на большинстве дисплеев, используемых для демонстрации студийного оборудования.

Одним из самых интересных экспонатов оказался программно-аппаратный комплекс Final Scratch для профессиональной работы с цифровым аудио от компании Stanton Magnetics [см. фото 1]. В первую очередь он предназначается диск-жокеям и электронным музыкантам и призван облегчить им использование музыки в цифровых аудиоформатах. Система представляет собой своеобразный мост между аналоговыми проигрывателями для виниловых пластинок и цифровым аудио, записанным на жесткий диск компьютера. В комплект входят специальные пластинки с таймкодом, блок ScratchAmp, при помощи которого вертушки и микшерский пульт подключаются к персональному компьютеру или ноутбуку, и программное обеспечение. Взаимодействие ScratchAmp с РС осуществляется по шине USB [фото 2]. Процесс работы Final Scratch выглядит примерно так: пользователь назначает по треку на каждый из проигрывателей и получает возможность управлять их воспроизведением, манипулируя пластинками, таймкод с которых считывается обычной иглой и передается в ScratchAmp. Последний и отправляет в компьютер данные об изменении скорости воспроизведения, ускорении, притормаживании или остановке трека. Аудиокарта при этом не нужна — всю работу со звуком берет на себя ScratchAmp. Таким образом, диск-жокеи получают возможность оперировать файлами форматов wav, mp3, aiff и треками с компакт-дисков наиболее удобным и универсальным способом. Последнее добавление к Final Scratch — специальные пластинки для использования техники скрэтчинга, которая, как правило, чревата повышенным износом записей.

Операционная система Final Scratch построена на основе ядра Linux и при помощи мультизагрузчика запускается отдельно от основной ОС компьютера. Пакет требует как минимум 500-мегагерцового процессора, 128 Мбайт оперативной памяти, 2,5 Гбайт свободного дискового пространства, из которых 500 Мбайт предназначены для фирменной ОС, а 2 Гбайт — примерно для двухсот треков по семь минут каждый. Существует версия для платформы Macintosh, системные требования те же, что и у Mac OS X.

Фирма «Про-Аудио Системы» представляла устройства модельного ряда SoundWeb английской компании BSS [3]. SoundWeb используется для многоканальной дистрибуции звукового сигнала по стандартной сетевой инфраструктуре (Ethernet, кабель CAT5). Основу SoundWeb составляют цифровые сигнальные процессоры, позволяющие выстроить практически любую систему обработки звука на базе одного устройства. Модули SoundWeb объединяются в сеть для создания легко масштабируемой системы. Каждое устройство содержит сетевой чип, разработанный BSS.

Прежде всего, подобная технология избавляет от частого переподключения и смены настроек оборудования. Все устройства в сети программируются с одного ПК, который можно отключить и переключаться между вариантами с помощью выносного пульта. Доступны настройки delay, limiter, crossover, expander, ducker, gate, parametric EQ и другие. При помощи SoundWeb высококачественный сигнал с частотой выборки 96 кГц может передаваться без потерь на расстояние до 300 метров.

Одним из наиболее запоминающихся был стенд фирмы Latronix, выставлявшей системы лазерной графики. В затемненном павильоне, наполненном дымом из дым-машин, публику гипнотизировали несколько постоянно работающих мощных лазерных установок, управляемые персональным компьютером с фирменным программным обеспечением. Современные разноцветные лазеры способны проецировать на экран (коим могут служить специальная прозрачная сетка, искусственный дым, туман, низкие облака и пр.) сложное анимированное изображение [4], и сегодня «классические» зеленые лазеры можно встретить в большинстве серьезных танцевальных клубов, однако красочное шоу по-прежнему остается в России редкостью. Анимационные фрагменты, заложенные в управляющий компьютер, позволяют подобрать программу практически к любому мероприятию — от рок-концерта до огромного рэйва на поле аэродрома. В Latronix подразделяют лазерные шоу на лазерную графику, когда графические образы, синхронизированные с музыкальным сопровождением, воспроизводятся на экране (специальной сетке); объемное лазерное шоу, когда лазерные лучи рисуют трехмерное изображение на облаке дыма; и «смешанное шоу», когда используются обе техники.

Напоследок еще об одном интересном экспонате. В павильоне компании «ДОКА Медиа» демонстрировалось оборудование (совместный проект с фирмой BS-Graphics) для организации так называемых виртуальных дискотек. При его использовании стены «исчезают», и танцующие оказываются в «центре вселенной», чей облик ограничивается только фантазией оператора системы. Специальное программное обеспечение синхронизирует изображение, проецируемое на несколько экранов, создавая панораму шириной от 120 до 360 градусов. На фото 6 — панорама на трех плазменных панелях (которые управляются тремя  компьютерами, координируемыми специальным софтом; производительности «трехголовых» видеоускорителей Matrox Parhelia, как нам объяснили, совершенно недостаточно). Установка с двумя проекторами и действительно огромными стенами-экранами [5] в тот день, увы, панораму не показывала. Подобная технология обещает найти большой спрос со стороны танцевальных клубов, если, конечно, их не отпугнет высокая стоимость аппаратуры.

Положительных эмоций от выставки с каждым годом все больше. Постепенно сокращаются, а то и полностью исчезают временные промежутки между появлением новой технологии и устройств на ее основе в Европе и России. Поставщики оборудования не боятся привозить, выставлять и продавать здесь новейшие образцы инженерной мысли ведущих компаний мира, и все чаще российские компании сами участвуют в процессе создания революционных продуктов.

 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.