Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Российские начала Высокого Конца

Архив
06.11.2003

В начале октября в Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) состоялась девятая Межрегиональная выставка высококачественной бытовой аудиоаппаратуры или попросту ''Российский Hi-End 2003".

В начале октября в Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) состоялась девятая Межрегиональная выставка высококачественной бытовой аудиоаппаратуры или попросту «Российский Hi-End 2003».

По замыслу организаторов, это выставка не аппаратуры, а высококачественного звучания, и участвовать в мероприятии может даже новичок из глубинки. Институт ежегодно отбирает два-три десятка экспонентов, состав которых обычно обновляется на треть. Поэтому на «Российском Hi-End» можно встретить и серьезные разработки профессионалов, и радиолюбительские конструкции.

В этом году из 25 участников выставки половина была из Москвы, а география остальных простиралась от Санкт-Петербурга до Таганрога. Пятнадцать фирм показали свои усилители, девять — разнообразную акустику, а четверо участников предлагали радиолампы, динамики, трансформаторы, наборы-конструкторы и другие комплектующие.

Калужская фирма Аса (www. acalab.ru; сайт пока пустует, но разработчики обещали в ближайшее время выложить туда подробную информацию о своих изделиях) предлагала большой выбор недорогих динамиков собственного производства, которые многие разработчики Hi-End-акустики используют в своих изделиях наравне с дорогими импортными. Изготовленные на заказ отечественные динамики, например, применены в модели Stranger (на фото 1) долгопрудненской фирмы Crystalvox. Эти колонки отличает оригинальный дизайн: по четырем углам деревянного корпуса расположены солидные металлические трубы, благоприятно влияющие на звучание, уменьшая дифракцию звуковых волн на краях и увеличивая устойчивость конструкции.

Самые дешевые (всего 60 долларов) колоночки фирмы Montes-Audio (montes-audio.narod.ru) изготовлены на основе серийных коаксиальных автомобильных динамиков «Урал-1306» и вполне поместятся на столе рядом с компьютерным монитором (фото 2). Их изюминка в том, что динамик направлен вверх и накрыт коническим полипропиленовым отражателем звука специальной формы. Диаграмма направленности у таких колонок круговая, что создает необычную пространственную картину звука.

Для размещения самой дорогой конструкции инженера Леонида Смирнова ценой десять тысяч долларов Maestro Horn нужно иметь если не замок в Альпах, то хотя бы особняк в Подмосковье. И дело даже не в цене и габаритах, а в том, как Aleks-GrandHigh (www. aleks.ru) рекламирует это и другие свои эксклюзивные изделия, обещая налить в каждый ящик много-много широкой русской души. В Maestro Horn — один широкополосный (36–20000 Гц) динамик с мощной магнитной системой и диффузором известной английской марки Lowther, снабженным рупором, благодаря которому удается поднять чувствительность динамика на низких частотах. Такая акустика при той же мощности усилителя звучит примерно в 7–10 раз громче обычной.

При изготовлении рупорной акустики главная проблема — как придать ей разумные габариты. Неумолимые законы физики требуют, чтобы хорошо воспроизводящий «снизу» хотя бы 60 Гц рупор имел длину около трех, а эквивалентный диаметр выходного отверстия — около двух метров. В модели Maestro Horn рупор специальным образом изогнут и сложен (фото 3), благодаря чему звук проходит внутри колонки расстояние втрое больше ее габаритов. Созданная в этом году небольшая модель Maestro отличается еще более сложной конструкцией. Перегородки превращают внутреннее пространство колонки в хитрый звуковой лабиринт, который обеспечивает «неокрашенное» звучание.

Из пятнадцати фирм, демонстрировавших усилители, лишь три использовали транзисторы, а остальные предпочли лампы. То ли в отсталой советской радиопромышленности сохранилось больше специалистов по ламповой технике, искусство разработки которой почти утрачено на Западе, то ли сказывается рекламный прессинг аудиофильских журналов. А скорее всего аппарат, который весит несколько десятков килограмм, с анодным напряжением один киловольт и потребляющий киловатт от сети для того, чтобы выдать десяток ватт на колонку, — просто легче продать. Тут уж любой профан поймет крутизну.

Большинство лабораторий делает ламповые усилители на заказ. Их цена колеблется от трехсот пятидесяти долларов за двухваттную модель до нескольких тысяч долларов за выдающих десятки ватт монстров весом с полцентнера. Пожалуй, самая успешная в этом бизнесе — тульская фирма Art Audio Lab (www.artaudiolab.ru), сумевшая довести свою продукцию (фото 4) до серийного производства.

Два из трех транзисторных решений реализовывали в трехполосной активной акустике оригинальный токовый усилитель, недавно запатентованный Александром Сырицо с соавторами. Токовое управление динамиком, в отличие от традиционного управления напряжением, давно вызывает споры аудиофилов. Звуковое давление, которое мы слышим, пропорционально току в катушке динамика. Поэтому, с одной стороны, управление током позволяет исключить влияние проводов и избавиться от интермодуляционных искажений. При управлении напряжением они возникают из-за того, что мощные низкочастотные составляющие нагревают катушку динамика, модулируют ее активное сопротивление, а значит, и ток через катушку. С другой стороны, при использовании обычных динамиков с токовым усилителем возникают проблемы с гашением их собственных колебаний, а также целый ряд других неудобств.

Две модели Александра Сырицо были, пожалуй, самыми сложными и оригинальными разработками на выставке. Его трехполосные акустические системы имели активные фильтры и отдельные усилители для каждого динамика. Высокочастотные и среднечастотные динамики управлялись током. Кроме того, в старшей модели в низкочастотном звене применялась электромеханическая обратная связь — звук тут же измерялся специальным микрофоном, и сигнал возвращался на вход усилителя, исправляя ошибки динамика. Это позволило довести нижнюю границу баса до 20 Гц и на порядок снизить искажения.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.