Архивы: по дате | по разделам | по авторам

17.10.2003

Архив
автор : Илья Хрупалов  

=+=+=+=

В «КТ» #35 [510] мы уже дали краткий обзор прошедшей в конце августа — начале сентября берлинской выставки бытовой электроники IFA 2003, однако значимость и успешность этого европейского биеннале в глазах вашего покорного слуги, имевшего честь побывать там, столь высока, что мы публикуем еще один, развернутый репортаж.

Успешность IFA 2003, как уже было сказано две недели назад, легко выражается, в цифрах: рекордным стало число участников — 1007 компаний из 37 стран мира против 915 в 2001 году, причем, несмотря на отмеченную в 35-м номере важность выставки для экономики Германии, почти две трети экспонентов прибыли из-за границы. Но даже если не разбираться в языке цифр, то все очевидно и на языке самого выставочного действа: гигантские выставочные стенды, столпотворительная посещаемость, масса новых и знаковых продуктов. Наконец, хочу поправить коллег относительно грандиозного салюта и прочих торжеств: они действительно имели место, но с той лишь разницей, и это весьма необычно, что в первый, а не заключительный день, — и это, наверное, послужило залогом успеха всего мероприятия.

IFA традиционно считают главной европейской витриной потребительской электроники, однако на сей раз «под одной крышей», по меткому выражению устроителей, собралось шесть направлений: Television & Entertainment, Digital Imaging & Digital Music, Personal Computing & Games, Personal Communications, Sound & Car Media и Satellie, Networks & Cable. Тем не менее, по числу и выставочному весу продуктов это деление далеко не равнозначно. На первый взгляд кажется, что IFA — это сплошное телевидение и развлечения: я в жизни не видел столько телевизоров и дисплеев в одном месте. Сотни! [фото 1] К тому же в подавляющем большинстве — проекционного, жидкокристаллического и плазменного типов. На втором месте идут домашние кинотеатры (то есть те же телевизионные дисплеи, но в комплекте с всевозможными сет-топ-боксами и многоканальной акустикой), следом — персональные аудиорешения, домашний и автомобильный Hi-Fi/Hi-End. Компьютеры и телеком — по остаточному принципу, кабельное и спутниковое телевидение же было представлено преимущественно германскими компаниями с локальными интересами.

Да, IFA 2003 стала, без преувеличения, пиром жидкокристаллических и плазменных панелей (дисплеев, телевизоров). За рекорд в диагонали плазменного телевидения спорили непримиримые соседи Samsung и LG — японцы и европейцы отдыхали. 70 дюймов против 71 при HDTV-разрешении 1920х1080, 1000 кд/кв. м против 900 при одинаковой контрастности 1500:1, 98 мм в толщину против 83 мм — соревнуются строчки пресс-релизов. К тому же Samsung использует в своем дисплее фирменную технологию DNIe адаптивного улучшения качества картинки, которая, как я выяснил, далеко не рекламный трюк и выливается в весомый процессор на печатной плате устройства [2]. LG утверждает, что конкурент в своей модели PS70X4H не обеспечивает точного отношения сторон 16:9, что это 15:10 и соответственно возникают некоторые искажения широкого формата, но, с другой стороны, сама даже не имеет названия для своего 71-дюймового прототипа. Впрочем, честно говоря, оба рекордсмена, даже по признанию производителей, скорее демонстрация возможностей и адресованы они не частным домам, а публичным местам в качестве информационных табло (при чем тут HDTV и столь высокое разрешение — для меня осталось загадкой).

Куда более приемлемо выглядит и безусловно лидирует в мире по размеру диагонали 54-дюймовый LCD-телевизор LW54G15W от Samsung: разрешение 1920х1080, время отклика 12 мс, яркость 500 кд/кв. м, контрастность 800:1, вход DVI-I. Я не единожды безответно задавался вопросом, как измеряют яркость и контрастность у плазменных панелей, и на сей раз был снова озадачен: плазма PS70X4H и жидкокристаллический LW54G15W стояли на стенде Samsung рядом, при этом последний ничуть — это заметил даже мой фотоаппарат [4] — не уступал в яркости картинки. Впрочем, надо признать, 54 дюйма жидких кристаллов хоть и не требуют принудительного воздушного охлаждения, но тоже ощутимо пышут жаром.

Единственной компанией, подавшей голос в защиту увядающей электронно-лучевой трубки, была, пожалуй, Sony. Ее новая серия телевизоров HQ100, включающая модели KV-32 и КМ-36 [3] (32 и 36 дюймов по диагонали соответственно), построена на новых кинескопах Super Fine Pitch FD Trinitron с уменьшенным шагом апертурной решетки — с 0,77 до 0,47 мм (в центре), что повышает разрешение по горизонтали в среднем на 60 процентов. Телевизоры также сдобрены всевозможными средствами адаптивной обработки сигнала и компенсации движения в 100-герцовом режиме. На европейских прилавках серия HQ100 должна появиться к концу осени.

Вообще, дополнительной обработке входного сигнала придается все большее значение. Трудно сказать, каково в фирменных технологиях ведущих производителей соотношение маркетинговых уловок и реальных инженерных решений, — оценить это в выставочных условиях, где было мало реального телевизионного сигнала, оказалось проблематичным. На словах же интересно выглядит, например, методика Trimension DNM от Philips [5], сглаживающая движение предметов в 50-герцовом сигнале при развертке на 100 Гц. Обычные системы, как видно на иллюстрации, просто повторяют в каждом втором кадре состояние предыдущего, — Trimension DNM же интерполирует промежуточный кадр в масштабе реального времени. Но самое интересное для нас с вами, уважаемые читатели, что Philips предлагает производителям компьютерной техники применять эту технологию (ведь частота кадровой развертки дисплеев и телевизионных сигналов существенно не совпадает) на софтверном уровне, что вполне реализуемо на современных быстрых процессорах.

Приятной неожиданностью стали экспонаты из недр исследовательских лабораторий некоторых известных компаний. По теме дисплеев и панелей наиболее интересные разработки представила та же Philips.

Взгляните на фото [6] — два с виду абсолютно одинаковых ЖК-монитора, но в одном используется традиционная флуоресцентная лампа подсветки с холодным катодом, а в другом — массив из светодиодов компании LumiLeds (совместное предприятие Agilent Technologies и Philips Lighting). Подсветка на светодиодах имеет целый ряд преимуществ: высокая стабильность световых характеристик и как следствие больший цветовой охват, удвоенное время наработки на отказ при более высокой яркости, абсолютно не подверженной увяданию, плюс возможность точной цветокалибровки изображения. Разница между этими образцами, заверяю, была видна невооруженным глазом.

На IFA 2003 я впервые собственными глазами, в действии, увидел дисплеи на электронных чернилах (я из кожи вон вылез, чтобы сделать удовлетворительный снимок) [7] и поликристаллические светодиодные панели, представленные исследовательским подразделением концерна Philips. Друзья, это не фикция! Обе технологии, которые некогда даже называли убийцами LCD, не остались на бумаге и честно воплощены в действующие образцы. Хочется верить, что они даже совершенствуются. Что такое E-Ink, читайте подробно на www.terralab.ru/video/17807, а polyLED, напомню, — суть та же TFT-матрица, но управляющая LED-массивом (RGB-триадами), то есть не нуждающаяся в подсветке и обладающая всеми прочими достоинствами светодиодов. ЖК-матрицы, конечно, еще поживут (как минимум лет десять), но и новым технологиям — салют.

Практически все плазменные и жидкокристаллические панели оборудованы ТВ-тюнерами, но, по мнению производителей, этого, разумеется, мало: ядром каждого развлекательного центра должен быть DVD-ресивер, плейер, видеомагнитофон или что-нибудь еще в этом духе.

На IFA 2003 были широко представлены видеомагнитофоны с DVD-RAM/-RW/+RW и жесткими дисками, пресс-центр выставки даже выпустил на эту тему релиз: дескать, вот он переходный момент, видеопленка уходит со сцены. Дуальных или «мульти», то есть поддерживающих какие-либо два формата, моделей было раз-два и обчелся — в этом бытовая электроника отстает от компьютерной. «Раз» — это, безусловно, Panasonic с моделью DMR-E100H [8], которая поддерживает не только традиционный для компании DVD-RAM, но и DVD-R (увы, не –RW). Предусмотрены слот SD- и PC-карт, DV-вход, возможно кодирование в MPEG-2 или MPEG-4 на лету (а также перекодирование из одного формата в другой через жесткий диск), просматривать можно не только JPEG, но и TIFF, а на десерт — воспроизведение DVD-Audio.

Награды EISA был удостоен первый в мире HDTV-совместимый DVD-плейер (Hypervision DVDP) от Samsung. Изюминка модели DVD-HD935 [9] в том, что технология масштабирования позволяет увеличить стандартное для DVD видеоразрешение 576 линий (PAL Progressive Scan) до 1080 с чересстрочной или 720 линий с прогрессивной разверткой. Samsung применила в этом плейере технологию обработки видеосигнала от Faroudja (DCDi, Directional Correlation De-interlacing), обеспечивающую сглаживание контуров изображения. Еще один смелый шаг для DVD-плейера — выход DVI, то есть картинка может быть отправлена на оборудованные DVI-входом ЖК-панели или телевизоры (у Samsung уже очень много таких моделей) с минимальными искажениями. Конечно, интерполяция вызывает некоторый скепсис, но уж пусть лучше этим интеллектуально занимается плейер, чем тупо масштабирует электроника дисплея.

Мне очень понравился подход компании Pioneer: главный разработчик стандарта DVD-RW, она невозмутимо поддерживает в своих компьютерных приводах (DVR-A06, DVR-S606) и +RW, а представленный в Берлине DVD-плейер DV-565А [11] спокойно примиряет в одном транспорте, помимо видеоконтента, форматы DVD-Audio и SACD, плюс еще и картинки в формате JPEG может показывать.

Настольным системам практически не уступает в универсальности портативный плейер Panasonic DVD-LS5 [12]. Размером с субноутбук, он имеет оригинальную конструкцию дисплея и способен воспроизводить видео/мультимедиа-контент с DVD-RAM, DVD-R, CD-R/RW и даже проигрывать DVD-Audio. Аналогичный DVD-L1200W [10] от Samsung не так всеяден, зато имеет комфортный широкоформатный 12-дюймовый дисплей.

Видеокамеры всех мастей — тоже конек IFA. Однако на этот раз блистали устройства, которые правильнее называть видеогаджетами. Panasonic объявила целую серию (трио) устройств под общим названием D-Snap, использующих в качестве основного носителя карты памяти Secure Digital. SV-AV100 [14] — первая в мире, по мнению Panasonic, компактная видеокамера на SD-памяти, способная записывать видео 640x480 в формате MPEG-2 (поддерживается и MPEG-4). Она имеет объектив с 10-кратным оптическим увеличением, может делать фотоснимки с VGA-разрешением и весит всего 156 г. Следующий представитель семейства

D-Sanp — SV-AS10 — «специализируется» на цифровой фотографии (двухмегапиксельная матрица), но может и «спеть» в форматах MP3, AAC, WMA. Наконец, SV-SV20 [13] — это и видео 320х240 в MPEG-4, и фото 640х480, и MP3/AAC/WMA-плейер, и диктофон. Всё пытается уместить на SD-карту. И хотя Panasonic уже объявила гигабайтные носители, в дешевизну хранения данных верится с трудом.

Проблему емкости для своего видеогаджета ITCAM-7 [15] легко решила Samsung, не привязанная к конкретному типу флэш-памяти. Корейские инженеры попросту интегрировали в двухсотграммовую камеру полуторагигабайтный жесткий диск (аналогичный IBM Microdrive), благодаря чему видео и фотографии (матрица 640х480, десятикратный оптический зум), а также музыку можно писать не оглядываясь на недостаток места. Видео хранится в режиме 640х480@30 fps в формате MPEG-4.

Sony, в свою очередь, объявила о выходе на европейский рынок цифровых видео/фотокамер DCR-DVD100 и DCR-DVD200 (мегапиксельная), особенность которых в том, что в качестве носителя используются DVD-R/RW диаметром 8 см и емкостью около 1,4 Гбайт [16]. Привет славному семейству Mavica.

Среди буйства теле/аудиоразвлечений собственно компьютерные технологии приходилось отыскивать с включенными противотуманными фарами и рассматривать буквально под лупой. Но мы-то с вами знаем, куда уходят корни видеомагнитофонов на жестких дисках и перезаписываемых DVD. Каждый из форматов — DVD-RAM, DVD-RW и DVD+RW был представлен огромным (они были разбросаны по всей выставке) стендом [17, 18], поясняющим прелести и достоинства их применения в домашней развлекательной технике на примере конкретных устройств и носителей от разных производителей. Проверенное выставочное средство: два года назад на CeBIT к нему впервые прибегла Sony, выставившая Memory Stick отдельным технологическим стендом.

К компьютерным технологиям можно отнести и ЖК-мониторы, но описывать представленное на IFA их разнообразие — дело неблагодарное, тем более что революционных изменений (кроме упомянутых выше разработок Philips) не наблюдалось. Никто, например, так и не представил модели высокого разрешения с двухканальной реализацией DVI.

В Берлине, пожалуй, впервые засветился уникальный сверхкомпактный ноутбук Panasonic CF-W2. С виду он не сильно отличается от предыдущих моделей Toughbook T1 и T2: тот же сверхпрочный магниевый корпус, 12,1-дюймовый дисплей, технология Intel Centrino, те же габариты... Но! Левая часть передней панели с фирменным круглым тачпэдом откидывается верх [19] и — к вашим услугам привод DVD-ROM. На данный момент это, пожалуй, самый легкий и тонкий (при прочих неурезанных характеристиках) двухшпиндельный ноутбук: вес всего 1,3 кг! Заявленная европейская цена на это чудо — от 2800 евро.

На стенде Samsung помимо активно раскручиваемого ноутбука X10 (у которого, очевидно, отняли пальму первенства в легкости двухшпиндельной конструкции) я заметил невиданную ранее модель Q20 [20]. Недоумеваю, почему ее оставили в тени: это по сути тот же субноутбук, напоминающий X10 (тоже на Intel Cetrino, только со встроенной графикой 855GM), но одношпиндельный, более компактный (13-дюймовый дисплей) и легкий — 1,3 кг. В качестве развлекательного центра Samsung также предлагает использовать новый аудио/видеоноутбук (точнее, конечно, было бы сказать «дескноут») T20 [21]. Помимо широкоформатного дисплея, которым сейчас уже никого не удивишь, T20 оснащен встроенной акустической 2.1-канальной HiFi-системой от JBL (спросите, что такое в данном случае 2.1? — просто ухает что-то из-под корпуса, весьма правдоподобно) и букетом аудио/видеопортов.

Тему ноутбуков завершу сообщением, что промелькнувший в наших новостях пару месяцев назад новый мобильный процессор VIA Antaur, оказывается, ближе на временной прямой к конечному потребителю, чем могло показаться. Представители VIA за закрытыми дверями явили уже действующие ноутбуки. Развитие событий — в ближайших номерах в репортаже с тайпейской выставки «Computex 2003».

Синелазерные устройства записи (Blu-Ray) на IFA 2003 не представлял только ленивый, но изумил всех опять же исследовательский центр Philips, демонстрировавший привод для сменных сверхкомпактных накопителей Blu-Ray размером с... IBM Microdrive [22]! На одностороннем диске диаметром чуть больше пятирублевой монеты (к нему даже крохотный картридж придумали) можно записать около гигабайта данных. Philips видит применение таким накопителям в мобильных устройствах для записи и обмена видеоинформацией — смартфонах, мини-видео/фотокамерах и т. п.

Телекоммуникациям (читай — мобильным телефонам) был предоставлен отдельный павильон. Самые интересные новинки представляла, пожалуй, Samsung: смартфоны SGH-i500 [23] (обычная с виду трехдиапазонная GSM-раскладушка, но на Palm OS 5.2, с цветным дисплеем, камерой, вспышкой, полным набором портов и прочих современных технологий, таких как MMS, Java, WAP 2.0) и SGH-D700 [24] (почти то же самое, но на Symbian OS), а также уже поступивший в продажу SGH-X600 [25] — один из первых телефонов не просто с камерой, но и со встроенной вспышкой (на самом деле это не вспышка, а яркая светодиодная лампа постоянного света).

Hi-Fi/Hi-End «сверкал глянцем плоти», и я усиленно щурился. Оказалось, что Германия, в противовес Японии, имеет очень много сильных, хорошо известных в мире «сверхзвуковых» производителей, но оценить достижения в условиях выставочной какофонии, по признанию самих стендистов, было нереально, — предлагали приходить рано утром, за полчаса до открытия павильонов.

Из общего шума хочу выделить две разработки — от Samsung и Pioneer. Первая не сделала ничего революционного, однако вернулась к давно забытой идее, некогда продвигаемой компанией Altec Lansing, — не городить громкоговорители окружающих каналов, а воссоздавать шестиканальную звуковую картину только посредством фронтальных колонок, имеющих помимо нормального фронта специально направленные и фазированные громкоговорители для тыла. Технология, воплощенная в домашнем театре Samsung HT-DB760T, получила название Rear Reflecting Surround System и дополнена техникой Super Digital Sound Master — для автоматической калибровки в зависимости от акустического окружения. К слову, на выставке было полно систем с беспроводной передачей сигнала на колонки окружающего звука, но электричество для питания передавать по воздуху никто не осмелился, и я спрашиваю: к чему все это «шило на мыло»?

Pioneer, напротив, явила нечто такое, о чем, казалось, думать еще рановато. Когда-то давно авторы «КТ», обращаясь к теме звука, предсказывали появление цифровых громкоговорителей, представляющих собой массив дискретных излучателей, — то есть качественный переход вроде разницы между антенной тарелкой и фазированной антенной решеткой. Спешу успокоить читателей, до этого дело не дошло, но само название продукта — Digital Sound Projector (PDSP-1) — согласитесь, возбуждает интерес. Подобно Samsung, Pioneer избавилась от окружающих громкоговорителей. Более того, и фронтальных громкоговорителей тоже нет — вместо них одна огромная панель с 254 излучателями [27], устанавливаемая под телевизионным экраном, плюс сабвуфер в любом месте для низкочастотных ненаправленных составляющих звука. Сигнал в каждом излучателе модулируется таким образом, что в любом помещении, после автоматической калибровки, воссоздается максимально плотная картина окружающего звука (технология лицензирована у британской компании 1 — подробности на www.1limited.com). Это не просто модель — «решетка» действительно звучит, причем развивает огромную мощность.

Яркая тенденция последних лет — миграция компьютеров из качества чистых вычислителей в качество развлекательное, одомашненное, мещанское. На Internationale Funkausstellung, где, по идее производителей, в доме господствует развлекательная электроника, компьютеры снисходительно приглашают быть воротами в Интернет и поставщиками контента, а визуализация и озвучивание — понятно на ком. Связь между бытовой электроникой и компьютерами отныне должна быть только беспроводной. Samsung, например, в концепции беспроводного домашнего медиа-центра предлагает обойтись и вовсе без компьютера: в одном корпусе объединены цифровой ресивер, устройство широкополосного доступа в Интернет, видеомагнитофон на жестком диске, DVD/CD-плейер, считыватель карт-флэш-памяти. Благодаря беспроводному доступу по стандартам IEEE 802.11 a/b на плазменные и ЖК-телевизоры может транслироваться видеосигнал с качеством до HDTV, возможен обмен контентом с ноутбуками и т.п, беспроводными планшетами и карманными компьютерами.

Philips в рамках новой концепции Connected Planet демонстрировала беспроводные точки доступа для обустройства цифрового дома (подключаемые к существующей проводной или беспроводной сети), а также продукты серии Streamium — миниатюрный музыкальный CD-центр MCi250 и стационарный домашний театр MX6000i [26], оборудованные интегрированными беспроводными адаптерами (802.11 b и b/g соответственно) и получающие контент из Интернета или с жесткого диска компьютера без проводов в любой точке жилища. Как завещала Intel — «Unwire!» Отвяжись по полной программе.

Атмосферу главных выставочных площадей сплошь и рядом формировали расслабляющиеся перед телеэкранами в окружении многоканального звука посетители [28], на стенах павильонов места для ЖК- и плазменных панелей не хватало — и их вешали на потолок, а порой телевещание шло даже из-под ног. Отмечу забавный момент: казалось бы, уши всего этого богатства растут от телевидения, и все панели оснащены телеприемниками, но на выставке крутились преимущественно DVD-ролики, — лишь кое-где люди могли следить за трансляций с чемпионата мира по легкой атлетике. Но это еще полбеды — наповал сражало то, что минимум на трети широкоформатных (16:9) панелей шла искаженная по высоте, то есть абсолютно не настроенная, картинка.

В летнем саду выставочного центра около сцены c логотипами Pioneer и Sennheiser, изрыгающей киловатты звука (что вполне объяснимо для первой компании, но не очень вяжется с продукцией другой — высококачественными наушниками), публику зажигала молодежь. Искрились глаза и немецкое пиво. Поколение постарше умилялось, сидя на лавочках, и закусывало гамбургерами. Жизнь, несмотря на приближающуюся осень, продолжалась.

или не быт?
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.