Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как стать эффективным ИТ-менеджером

Архив
автор : Владимир Павлов   12.09.2003

Специалисты Standish Group анализировали не только текущую картину, но и возможные пути ее улучшения. Оказалось, что с нехваткой технических знаний связано не более 10% проблем в ИТ-проектах, остальные 90% сводятся к неправильно организованному производственному процессу, то есть к ошибкам менеджеров.

«Компьютерра» неоднократно обращалась к проблемам ИТ-менеджмента (см., например, «Проджект-менеджмент по-русски. Эпическая драма в трех частях» Алексея Солинова в «КТ» #491 и «Серые будни проект-менеджера. Российский вариант» Василия Басина в «КТ» #493). Однако о профессиональной составляющей хорошего ИТ-менеджера мы практически не писали. Статья Владимира Павлова и Андрея А. Терехова частично восполняет этот пробел. Разумеется, ни один сданный экзамен, ни один полученный сертификат не могут гарантировать успеха в профессиональной сфере. Правда и то, что сегодня «корочки» ИТ-менеджера вряд ли окажут впечатление на среднестатистического российского работодателя, и нет никакой гарантии, что в ближайшем будущем это положение изменится. С другой стороны, игнорировать переработанный в руководства и стандарты опыт западных управленцев глупо. В конце концов, если мы хотим обойтись без варягов, то наша задача как минимум ознакомиться с тем, что варяги уже умеют. — В.Г.

В далеком 1986 году авторитетный американский журнал «Communications of the ACM» опубликовал статью, в которой процесс создания ПО сравнивался с процессом строительства мостов [1]. К тому моменту подавляющее большинство мостов уже удавалось построить, не выходя за рамки бюджета, уложившись в плановые сроки и без риска на следующий день после торжественного открытия увидеть вместо моста груду обломков. Совершенно другая картина наблюдалась в программной инженерии: большинство проектов затягивались, требовали от инвесторов дополнительных вложений, и в итоге содержали значительное число неисправленных ошибок. Это и неудивительно — ведь человечество к тому моменту имело более трех тысяч лет опыта в строительстве мостов и почти в сто раз меньший опыт в создании программ. Программисты прошлого века верили, что компьютерной науке не потребуется повторять путь мостостроения и тратить несколько тысячелетий для достижения зрелости. С момента публикации той статьи прошло почти двадцать лет. Что изменилось?

На рисунке приводится сводная статистика, собранная Standish Group в результате анализа примерно 30 тысяч ИТ-проектов, выполненных американскими компаниями в последние годы [2]. Все проекты разбиты на три категории:

- успешные проекты — все намеченные работы выполнены вовремя и в рамках бюджета;
- проблемные проекты — не уложились в сроки, перерасходовали бюджет и/или сделали не все, что требовалось;
- проваленные проекты — не были доведены до конца.
Оказалось, что в среднем успешных проектов не более одной трети.

ИТ-менеджмент: путь выхода из кризиса

Специалисты Standish Group анализировали не только текущую картину, но и возможные пути ее улучшения. Оказалось, что с нехваткой технических знаний связано не более 10% проблем в ИТ-проектах, остальные 90% сводятся к неправильно организованному производственному процессу, то есть к ошибкам менеджеров.

Как уже говорилось, вышеприведенная статистика базируется на данных об американских компаниях. В США вопросам менеджмента традиционно уделяется гораздо больше внимания, чем в странах бывшего СССР. Это означает, что у нас ситуация заведомо не лучше.


Между тем ИТ-индустрия в СНГ стремительно развивается. Например, рост оборота крупнейших ИТ-компаний России в 2002 году опережал рост ВВП России в 1,7 раза и составил почти 35%. Объем всего рынка информационных технологий РФ в том же году превысил $5,5 млрд. (см. www.cnews.ru/2002/top) и, по прогнозам Минсвязи России, к 2005 году достигнет $24 млрд. (см. www.cnews.ru/newsline/ index.shtml?2003/06/02/144790). Аналогичная тенденция наблюдается и в других странах бывшего СССР.

С ростом отечественной ИТ-индустрии все острее ощущается нехватка квалифицированных кадров. Особенно это касается ИТ-менеджеров — людей, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для управления проектами и службами в области ИТ. Как явствует из вышеприведенных цифр, именно от менеджеров в значительной степени зависит успех или неудача применения ИТ в бизнесе.

К сожалению, многие все еще воспринимают науку управления как бесполезное окологуманитарное словоблудие. Наверное, такое отношение возникло в советские времена, когда преподаватели соответствующих дисциплин были ограничены прокрустовой раскладушкой марксизма-ленинизма. ИТ-менеджер должен быть в первую очередь высокоэффективным организатором производства, что не очень соответствует устоявшимся у нас шаблонам восприятия термина «менеджер». Как результат, у компаний отсутствует доверие к идее подготовки ИТ-менеджеров учебными организациями. Поэтому предприятия предпочитают «выращивать» ИТ-управленцев самостоятельно (в основном — из технических специалистов). Такой подход вполне оправдан, поскольку практический опыт действительно великий учитель, а результаты работы характеризуют человека лучше любых экзаменов.

Но у обучения методом «проб и ошибок» есть и свои минусы. Многие проблемы в ИТ-менеджменте являются типичными, и современная индустрия уже выработала эффективные приемы их решения. Сегодня ИТ-менеджер — это отдельная специальность, которая требует специфического набора знаний. К сожалению, пока не существует единого образовательного стандарта, регламентирующего подготовку ИТ-менеджеров. На Западе эту проблему решают различными способами, например, предлагая будущим ИТ-менеджерам одновременно получить два образования: техническое и управленческое (www.katz.pitt.edu/mis.htm), но такой подход весьма недешев.

Чем же можно восполнить недостаток подобных образовательных программ? Мы считаем, что временной заменой полноценной программе обучения может послужить специально подобранный набор стандартов, сборников наилучших методик, рекомендаций и т. д., которые могут повысить результативность работы ИТ-менеджера и с которыми он непременно должен быть знаком [3].


Литература
[1] (назад)A. Spector, D. Gifford, «A computer science perspective of bridge design» Communications of the ACM, Vol. 29, № 4, March 1986.
[2] (назад) The Standish Group «Extreme Chaos», 2001.
[3] (назад) Материалы доклада В. Л. Павлова и А. А. Терехова «Как готовить ИТ-менеджеров» (www.it-education.ru/reports/pavlov_terekhov.htm).

 

Таких стандартов много, и в сумме они дают даже больше, чем может потребоваться от менеджера на практике. Для многих (хотя и не для всех) нижеописанных стандартов существуют авторизованные курсы и сертификационные экзамены, успешная сдача которых означает получение некоторого международного статуса, иногда очень известного и престижного.

Экзамен обычно представляет собой несколько десятков или даже сотен вопросов на английском языке. Для каждого требуется выбрать один или несколько правильных ответов из предлагаемых вариантов. Чаще всего экзамен сдается с использованием компьютера, но иногда сертификационные экзамены бывают и письменными (то есть экзаменационная работа проверяется преподавателем). Для некоторых экзаменов требуется предварительно получить допуск, условием которого является наличие определенного опыта и посещение учебных курсов по управлению. Стоимость подобных экзаменов в СНГ варьируется от 40 до 550 долларов.

В странах бывшего Советского Союза успешно развернута инфрастуктура приема экзаменов. Например, тестовые центры сегодня есть более чем в двадцати городах России (www.2test.com и www.vue.com). Тем не менее, количество сертифицированных ИТ-менеджеров в СНГ не достигло даже ста человек. При этом сертификационные экзамены, ориентированные на технических специалистов, пользуются гораздо большей популярностью — счет сданным техническим экзаменам идет на десятки тысяч. Вероятно, этот факт связан с недостаточной информированностью и отсутствием интереса к управленческим сертификациям среди большинства отечественных работодателей, что, однако, нельзя сказать о работодателях западных.

В статье мы попытаемся провести сравнительный анализ существующих стандартов и сертификаций в различных областях знания и мотивированно выбрать для себя некоторую «базовую» комбинацию, отвечающую поставленным целям и задачам. Опыт авторов показывает, что соответствующие курсы и стандарты весьма полезны как для индивидуальных занятий с целью повышения личной квалификации, так и для корпоративных программ обучения менеджмента среднего звена.

Хотелось бы отметить еще одну важную для любого ИТ-менеджера область знаний — английский язык, который сегодня в ИТ играет ту же роль, что и латынь в медицине. Хотя для некоторых из описанных ниже стандартов и существуют русские переводы, мы настоятельно рекомендуем читать все документы в оригинале.

Какие стандарты важны для современного ИТ-менеджера?

CMMI (CMM Integrated) и SW-CMM (Capability Maturity Model for Software) разработаны Software Engineering Institute при университете Карнеги-Меллона (США) и описывают модель зрелости процессов разработки программного обеспечения на предприятиях. В рамках этих стандартов описывается модель, согласно которой каждой компании может быть сопоставлен некоторый уровень (один из пяти возможных), свидетельствующий о достигнутом качестве процесса разработки ПО. Так как эти стандарты разрабатывались, прежде всего, в целях упорядочивания процесса выбора подрядчиков для Министерства обороны США, особое внимание в них уделяется процессам управления ИТ-проектами, в то время как технические аспекты разработки освещены меньше (www.sei.cmu.edu/cmm и www.sei.cmu.edu/cmmi).
Стандарты ISO 9001:2000, 12207, 15504 и т. п. были разработаны Международной организацией стандартизации (International Organization for Standardization) для описания, соответственно, процессов обеспечения качества в организации, жизненного цикла программ и системы постоянного повышения качества процессов разработки ПО. Наиболее популярным, особенно в Европе, является ISO 9001 (в частности, его предыдущая версия 1994 года), а самым полезным, вероятно, ISO 15504 (известный и как SPICE), во многом похожий на CMM. Какие-либо экзамены по этим стандартам отсутствуют (www.iso.ch).


ITIL (IT Infrastructure Library) — сборник наиболее зарекомендовавших себя методик, применяемых в работе ИТ-служб. Первоначальная версия ITIL была разработана в 1989 году по заказу правительства Великобритании, однако благодаря универсальности и эффективности заложенных в ней идей ITIL быстро приобрела международную известность. В 2002 году увидела свет последняя версия, обобщающая более чем десятилетний опыт использования сборника как государственными, так и частными организациями во всем мире. Сегодня документация ITIL состоит из семи томов, описывающих наилучшие практики управления ИТ-инфраструктурой предприятия, процессами сопровождения ИТ-продуктов и предоставления ИТ-услуг, организации системы безопасности и т. п. Базовый экзамен по ITIL — EX0-100 «ITIL Foundation Certificate in IT Service Management». Cм. детали на www.itil.co.uk.

MOF (Microsoft Operations Framework) — это набор технических руководств, помогающих достигнуть требуемых от информационной системы уровней надежности, доступности, простоты в технической поддержке и управляемости. Рекомендации MOF касаются вопросов управления персоналом, процессами, технологиями и выработке стратегии управления в сложных распределенных гетерогенных IT-средах. Более подробно о MOF можно узнать на сайте www.microsoft.com/mof.

MSF (Microsoft Solutions Framework) — это концепция управления ИТ-проектами, предложенная компанией Microsoft. MSF не привязан к каким-либо программным продуктам компании и представляет собой набор проверенных временем методик и лучших практик. Исходная версия MSF появилась в 1994 году в результате проекта по улучшению качества разработки в Microsoft. Нынешняя версия прошла долгий путь развития, ей присвоен номер 3.0. В отличие от большинства других методологий, MSF не ограничивается проблемами управления, а содержит конкретные технические рекомендации для разработчиков ПО. Соответствующий экзамен — 74-100 «Microsoft Solutions Framework Practitioner Exam». Достаточно подробные материалы по MSF можно найти по следующим адресам: www.microsoft.com/msf (английская версия) или www.microsoft.com/rus/msf (русская версия).

PMBOK (официальное название — Guide to the Project Management Body of Knowledge) — это проект Project Management Institute, вобравший в себя накопленные знания в области управления проектами. Последняя версия документа вышла в 2000 году и тогда же получила статус стандарта американского института стандартизации ANSI (хотя стандарты ANSI и IEEE формально считаются американскими, большинство из них носит де-факто международный характер). Важной особенностью PMBOK является то, что он рассматривает управление проектами в общем смысле, без привязки к конкретным предметным областям, таким как информационные технологии, и потому не может применяться самостоятельно. Соответствующая сертификация называется Project Management Professional и имеет одноименный экзамен. См. www.pmi. org/prod/ groups/public/ documents/info/ pp_pmbok2000 welcome.asp.

RUP (IBM Rational Unified Process) — это процесс создания ПО, разработанный фирмой Rational и содержащий детальные рекомендации по организации работы в крупных софтверных проектах, структурированию команды разработчиков, построению документооборота и т. д., вплоть до оформления исходных текстов программы на различных языках программирования. Подробнее см. www.rational.com/rup.

SWEBOK (официальное название — Guide to the Software Engineering Body of Knowledge) — совместный проект международных профессиональных обществ ACM и IEEE Computer Society. Основная идея проекта аналогична PMBOK и заключается в создании некоторого базового набора общепринятых знаний, необходимых любому профессиональному программисту. Такой набор не включает в себя материалы, относящиеся к другим областям (например, компьютерные науки или информационные системы), а также не содержит материалов, посвященных конкретным технологиям (скажем, синтаксис C++ или описание каких-либо средств разработки выходит за рамки этого стандарта, так как подобная информация меняется слишком часто). На момент написания статьи SWEBOK находился в свободном доступе и проходил этап окончательного рецензирования. Логическим дополнением SWEBOK’а является экзамен Certified Software Development Professional, разработанный IEEE Computer Society и предназначенный для проверки знаний специалистов в области программной инженерии. Более подробно об этих проектах можно узнать на www.swebok.org и www.computer.org/certification.

UML (Unified Modeling Language) — самый известный из существующих стандартов в области ИТ. С момента своего появления в 1994–96 гг. этот язык моделирования быстро набирал популярность и к сегодняшнему дню стал lingua franca в области проектирования информационных систем и бизнес-анализа. Можно с уверенностью сказать, что знание языка UML является необходимым условием для успешной работы в качестве ИТ-специалиста. Стандартизацией UML занимается влиятельный международный консорциум OMG (Object Management Group). Последняя стандартизованная версия языка UML имеет номер 1.5, одновременно ведется активная работа над принципиально новой версией 2.0. Существуют тысячи книг, описывающих процесс моделирования систем с помощью UML, так что изучение этой нотации и сопутствующих ей методов не является проблемой. Многие компании предлагают собственные экзамены по UML — например, IBM 486 «Object-Oriented Analysis and Design with UML». Более подробная информация доступна здесь: www.uml.org.

Как всем этим пользоваться?

Вряд ли имеет смысл изучать все стандарты подряд, ибо далеко не все из перечисленных выше материалов нужны в повседневной практике. Кроме того, упомянутые стандарты имеют и очевидные пересечения. Поэтому каждому специалисту, желающему повысить свою квалификацию в области ИТ-менеджмента, необходимо самостоятельно выбрать для себя направление изучения и подобрать соответствующие материалы. Для этого можно порекомендовать следующий набор контрольных вопросов:
- Вовлечены ли вы лично в проекты по разработке программного обеспечения? Испытываете ли вы при этом потребность в конкретных технических советах по организации процесса разработки ПО? Если да, то имеет смысл подробно познакомиться с MSF и/или RUP.
- Использует ли (или планирует использовать) ваш работодатель какой-либо стандарт управления качеством, такой, как ISO 9001:2000, ISO 15504 или CMMI? Если да, то имеет смысл детально с ним познакомиться. Кроме того, стандарты ISO 15504 и CMMI можно порекомендовать для повышения собственного уровня знаний в области ИТ-менеджмента.
- Является ли бизнес-анализ и проектирование частью вашей повседневной работы? Приходится ли вам по долгу службы обсуждать архитектуру систем с разработчиками или с заказчиками? Если да, то вам необходимо изучить UML (желательно познакомиться не только с синтаксисом языка, но и с метамоделью), а также прочитать какую-либо из известных книг, посвященных процессу объектно-ориентированного анализа и проектирования программного обеспечения.
- Ощущаете ли вы недостаток собственных знаний в области управления проектами? Если да, то PMBOK заслуживает самого серьезного рассмотрения, если нет — то тем более.
- Считаете ли вы, что полученное вами высшее образование и дальнейшая практика в области ИТ дали вам достаточно полное представление о проблематике, относящейся к программной инженерии? Если нет, то SWEBOK — это ваш выбор; если да, то мы все равно рекомендуем хотя бы поверхностно ознакомиться со SWEBOK’ом для самопроверки.
- Связана ли ваша работа с поддержкой ИТ-инфраструктуры в компании? Если да, то сведения из ITIL и MOF могут оказаться чрезвычайно полезными.

Заключение

За последнее десятилетие отечественная ИТ-индустрия благополучно пережила эпоху взрывного роста, во время которой больше всего ценились индивидуальные технические способности и личная предприимчивость. В результате на рынке появились сотни средних и крупных компаний, которые уже просто не могут управляться старинными методами, основанными преимущественно на личном героизме.
К сожалению, пока не существует полноценных вузовских программ обучения ИТ-менеджеров, хотя уже есть понимание того, что их создание является одной из первоочередных задач по развитию современного высшего образования. В частности, уже появились первые программы обучения ИТ-менеджеров в передовых отечественных университетах, а также недавно завершена активная работа по разработке международного стандарта на учебные программы в области информационных систем [4].

Тем же, кто не готов ждать появления подобных образовательных программ, можно порекомендовать обратить внимание на существующие стандарты в области ИТ. Каждый может подобрать себе комбинацию стандартов, изучение которых поможет повысить собственную квалификацию и тем самым приблизит к конечной цели — превращению в эффективного ИТ-менеджера.


Литература
[4] (назад) IS 2002 Model Curriculum and Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Information Systems, см. www.is2000.org.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.