Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Партия сказала "надо", Интернет ответил "есть"?

Архив
автор : Максим Петренчук   13.08.2003

Если верить социологам, то к Интернету в России подключено около десяти миллионов человек. Причем значительная часть этих потенциальных избирателей выборы обычно игнорирует и представляет собой лакомый кусочек, особенно для тех партий, которым важно пройти пресловутый пятипроцентный барьер

Если верить социологам, то к Интернету в России подключено около десяти миллионов человек. Причем значительная часть этих потенциальных избирателей выборы обычно игнорирует и представляет собой лакомый кусочек, особенно для тех партий, которым важно пройти пресловутый пятипроцентный барьер на предстоящих выборах в Государственную Думу. Многие интернетчики интересуются политикой и доверяют Интернету больше, чем телеканалам, дискредитировавшим себя во время прошлых предвыборных кампаний. У Интернета такой возможности не было — на него просто не тратились. Поэтому у многих сетян складывается впечатление, что российские Интернет-ресурсы более объективны, чем радио- и телевещание. На самом деле, оценить политическую ангажированность популярных Интернет-сайтов можно будет лишь тогда, когда политики всерьез начнут рассматривать Интернет как средство воздействия на электорат, а этого пока не произошло.

Тем не менее, крупные политические партии в Интернете представлены и ведут себя достаточно активно. Объясняется это в первую очередь тем, что для вхождения в Сеть требуются относительно скромные суммы. На создание приличного сайта нужно порядка трех тысяч долларов, да еще столько же придется выкладывать на оплату трафика и зарплату работникам. Для партий не такие уж великие деньги — газеты и ТВ требуют куда больших зарплат. Поэтому на создание визиток обычно никто не скупится. В конце концов, на них можно выложить программные документы, способные заинтересовать потенциального избирателя.

Кроме того, партийный сайт зачастую рассматривается его создателями как «окно в Европу». Трудно сказать, насколько интересны российские партии иностранцам, но праволиберальные партии — «Яблоко» и СПС — создали англоязычные версии своих сайтов. Мало ли, вдруг поможет?

Интересно, что активно продвигать себя в Интернете начала КПРФ. В этом году с подачи Ильи Пономарева она наняла Ярослава Грекова («Моська Рунета»), автора скандального сайта ricn.ru. Надо сказать, что Греков подошел к поставленным партией задачам нетривиально. Одним из нововведений kprf.ru стал блог, в котором публикуются ссылки на интересные статьи, анекдоты, шутки, карикатуры, ролики, так или иначе относящиеся к политике. Эффективность подобного подхода оценке не поддается, однако посещаемость сайта КПРФ наверняка увеличилась — причем за счет людей с неопределенной политической позицией. Если вспомнить, что совсем недавно сайт КПРФ представлял собой наглядную иллюстрацию того, как не надо делать сайты, ход очень удачный, — хотя и нет уверенности, что экзерсисы «Моськи» хоть как-то помогут КПРФ на предстоящих выборах.

Наравне с сайтами партии появляются и сайты отдельных политиков. Иногда это делается в рамках партийных ресурсов (как в случае с Жириновским), но частенько лидеры формально выносят свои Интернет-представительства на отдельные домены.

Еще одна интересная деталь: партии, чья программа противоречит государственной идеологии, куда больше развивают свои Интернет-проекты, чем «государственная партия». Для подтверждения этого тезиса достаточно зайти на сайты СПС, КПРФ, «Яблока» и сравнить их с сайтом «Единая Россия». Это, вероятно, вызвано тем, что доступ к привычным медиаресурсам — телевидению и радио — у этих партий гораздо скромнее, чем у «Единой России».

Кроме доступности, у Интернета есть еще одно значительное отличие от традиционных СМИ — анонимность. В полной мере российские политтехнологи осознали это еще пять лет назад, когда в Рунете появился первый заметный проект с публикациями, компрометирующими политических деятелей, — «Коготь». То ли в силу неопытности создателей, то ли из соображений самосохранения, но проект этот никак не рекламировался. Что не помешало ему посмертно обрести невероятную популярность. Несмотря на полное отсутствие рекламы, «Коготь» был замечен спецслужбами и просуществовал всего один день, однако за этот день на нем побывало несколько человек, которые предвидели подобное развитие событий и заботливо сохранили весь контент «Когтя» на своих жестких дисках. И через некоторое время появилось несколько посмертных зеркал «Когтя» — на сей раз уже на зарубежных серверах, до которых нашим правоохранительным органам добраться куда труднее.

Успех «Когтя» — а несмотря на противодействие со стороны спецслужб и арест создателей сайта или тех, кого удобно считать таковыми, — воодушевил политтехнологов. Клоны плодились как грибы после дождя. Появились даже ресурсы, специализирующиеся на публикации компромата. Рецепты составления компрометирующих публикаций у них классические: иногда выкладываются утечки, иногда компромат придумывается от и до, а иногда, правда смешивается с ложью, и в расшифровку реальных телефонных разговоров вставляются фразы, которых собеседники не произносили. Однако благодаря относительной анонимности Интернета владельцы таких ресурсов ведут себя значительно смелее, чем, допустим, владельцы газет и журналов. Более того, зачастую Сеть используется как источник информации (хотя достоверность данных, мягко говоря, оставляет желать лучшего). Даже если у журналиста есть собственные источники, ему никогда не помешает предварительная публикация в Интернете, на которую можно сослаться при возникновении каких-то проблем. Именно так — по слухам, опять же — задумывался почивший ныне в бозе сайт «Слухи.ру» (www. rumours.ru), сайт-алиби.

Как ни странно, но «черный пиар» в Интернете, наверное, самая развитая на сегодняшний день политическая технология. Убедить потенциального избирателя голосовать «против» гораздо труднее, чем убедить человека, которому лень дойти до избирательного участка, все-таки добраться до него и отдать свой гражданский долг. Дошло до того, что в Интернете появляются материалы, которые гораздо уместнее были бы в другом формате, — так, знаменитая пленка, где Жириновский дает жару ковбою Бушу, появилась сначала в Сети, и даже была ретранслирована с Интернет-качеством по ТВ, и только позднее обнаружился оригинал той же записи.

Еще одна возможность опорочить депутата — разослать спам от его имени. Наверное, нет лучше способа внушить неприязнь к политическому лидеру или партии. В этом году уже приходил абсурдный спам от «Единой России», Оксаны Дмитриевой накануне выборов в ЗАКС Санкт-Петербурга и Сергея Митрохина, депутата Государственной Думы от «Яблока». При этом содержание спама может быть правдоподобным, но интернетчиков раздражает сам факт получения спама. «Рассыльщики поневоле», разумеется, все отрицают, хотя некоторые региональные представители «Единой России», получив спам из Москвы, ничуть не удивились и приняли к исполнению. Правда, это, скорее, характеризует уровень их знакомства с Интернетом.

В общем и целом создается впечатление, что Интернет если и не готов к предвыборной борьбе, то как минимум «стоит на стреме». Вряд ли его участие в грядущих выборах будет заметным, однако уже на следующие доля интернетчиков может оказаться столь значительной, что партии начнут продвигать себя намного активнее. Причем не за счет дискредитации конкурентов, а завлекая возможных избирателей.

Чтобы подтвердить нашу теорию фактами из работы политических партий в Интернете, мы обратились к Вячеславу Ерохину, эксперту Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр), координатору Интернет-проектов ЭПИцентра и «Яблока».
Состоите ли вы в партии «Яблоко»?
В «Яблоке» не состою. Но сочувствую и голосую. ЭПИцентр по договору с «Яблоком» занимается всеми Интернет-проектами партии. Аутсорсинг, так сказать.
Относительно бюджета. Какую часть бюджета предвыборной кампании партия выделяет на Интернет-проекты? Сколько денег было затрачено на сайт партии, если не секрет?

Сайт «Яблока» — это не предвыборный проект. Он создавался для других целей. Специального бюджета для выборов не имеет. Возможно, под выборы будет создаваться специализированный предвыборный ресурс. В общей сумме предвыборного бюджета расходы на него составят просто крохи — доли процента. Интернет — недорогой медийный ресурс. На сайт партии тратится тоже немного. Хостинг, трафик, выделенка, зарплата персонала (русская и английская версия — всего шесть человек). Информационные ресурсы — подписка на Интегрум, пресс-служба «Яблока», Интернет-сайты.

Действительно ли в последнее время возрос интерес партий к Интернету, или это лишь кажется?
Не сказал бы, что он возрос. Основные партии сделали сайты еще на заре Рунета. «Яблоко» — в 1996 году. ЛДПР и КПРФ — чуть позднее. СПС — как только появился — в 1999 году. Радикальные партии всегда сидели в Сети. Возможно, расширяется область применения Интернета партиями. Идет специализация, растет профессиональный уровень.

Считаете ли вы, что со временем партийная деятельность в Интернете будет увеличиваться, и если да, то почему? Чем привлекателен Интернет для партий?

Я не знаю, что такое партийная деятельность в Интернете. Есть просто активность партий как политических организаций. Медиасреда — это лишь средство общения с избирателями и референтными группами (например, журналистами).

Возможно, появятся специфические Интернет-проекты партий. Например, внетерриториальные партийные ячейки для людей, проживающих в регионе (городе), где нет местного отделения партии, а также для российских граждан, живущих на Западе.

Или очень популярная за рубежом вещь — сбор пожертвований в партийную кассу через Интернет. В России пока не актуально, но как направление — вполне допустимо.
Партию Интернет (конкретно «Яблоко») привлекает тем, что:

- относительно дешев (малы расходы на тиражирование и доставку);
- не зависит от доступа партии к традиционным СМИ, не требует использования информационных посредников, допускает прямое цитирование без редакционных купюр;
- распространен среди интересных для партий профессиональных и социальных групп;
- не имеет территориальных ограничений по доступу (была бы только линия связи);
- мультимедиен (текст, фото, звук, видео);
- оперативен (не надо ждать очередного выпуска, доступ мгновенный, легко размещать материалы);
- интерактивен (возможна оперативная обратная связь);
- архивен (все хранится в одном месте и доступно для анализа);

- допускает различный уровень детализации информации (краткая новость, подробный рассказ, комментарий и т. п.).
Какие тенденции заметны в работе партий в Интернете? Что вы можете сказать относительно деятельности вашей партии?

Появление специализированных ресурсов (постоянный сайт, предвыборный, персональный, комментаторский, «чернопиарный», «антипартийный», сайт групп поддержки и т. п.)
Рост профессионального уровня лиц, отвечающих за создание и поддержку сайтов.
Интеграция Интернет-проектов в партийную работу. Наоборот, ориентация партий на всестороннее использование возможностей Интернета (интранета).

По мере роста количества пользователей Рунета (критический уровень для электорального результата непосредственного использования Интернета — 10–15% процентов взрослого населения) начнутся масштабные предвыборные сетевые проекты. Наверное, выборы «Дума-2007» станут первыми, где Интернет сыграет не меньшую роль, чем ТВ и пресса.

«Яблоко», которое начало осваивать Интернет раньше других думских партий, делает это не в расчете на пиар-эффект, а рассчитывает на долгосрочный результат своего присутствия в Интернете. Сейчас сайт «Яблока» — самый влиятельный партийный ресурс Рунета1 (по версии Яндекса и Google). Мы отслеживаем все новые тенденции и сами их формируем.2


1 (назад)Разумеется, ни Яндекс, ни Google не оценивают влиятельность Интернет-ресурсов. Речь идет лишь об индексе цитирования. При этом по посещаемости сайт «Яблока» заметно отстает от сайтов КПРФ и СПС. — Здесь и далее прим. ред.
2 (назад) Велик был соблазн сделать отдельные фрагменты интервью более читабельными, однако, подумав, мы решили оставить все как есть. Надеемся, что на критическом уровне для электорального результата непосредственного использования «Компьютерры» это никак не отразится.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.