Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Потерянное измерение киберпанка

Архив
автор : Михаил Ваннах   01.07.2003

Гибель космического челнока Columbia дает серьезный повод для размышлений о путях технологического развития, о судьбах человеческой цивилизации

1 февраля 2003 года над Луизианой и Техасом полыхал самый высокий в истории погребальный костер. Заживо горели семь астронавтов миссии STS-107. Метеоритным дождем на газоны и площадки для барбекю рушились обломки космического челнока Columbia. Это событие дает серьезный повод для размышлений о путях технологического развития, о судьбах человеческой цивилизации.

«КТ» не раз обращалась к теме «киберпанка». Но вот что интересно — для этого литературного поджанра, описывающего довольно близкое будущее, наряду с развитием компьютерных и биотехнологий характерно соответствующее развитие технологий космических. Вплоть до появления космических поселений и орбитальных банков-офшоров.

А в реальности космические технологии на удивление сильно отстают от компьютерно-биотехнологического хайтек-фронтира. После катастрофы Columbia единственной функционирующей пилотируемой ракетно-космической системой на планете осталась российская «Союз», использующая полувековой давности королёвский носитель Р7. Архаичный, керосино-кислородный, но зато сверхнадежный, далеко позади оставляющий по этому показателю и шаттлы, и европейские Arian. И это после катастрофического разрушения технологических инфраструктур бывшего СССР, породивших этот носитель!

Так почему же архаичные Р7 продолжают летать, а «высокотехнологические» челноки стоят на приколе «до выяснения»? Ну, здесь, прежде всего, дело в таланте конструктора. В способности объединить различные, предоставляемые доступной технологией элементы в систему, позволяющую с большей или меньшей эффективностью решать поставленную задачу.

Сергей Королёв в начале пятидесятых справился с этим гениально. Из деталей, созданных по технологиям авиационного приборостроения сороковых, автомобильного тридцатых, а в некоторых фрагментах (преимущественно наземного комплекса) даже железнодорожных систем АБС — автоматики, блокировки, связи, — ДВАДЦАТЫХ годов, он сумел создать параллельную связку большой грузоподъемности.

Большая грузоподъемность была заложена в техзадании исходя из необходимости доставки на другие континенты трехфазной (распад-синтез-распад) термоядерной бомбы, созданной другим гением, Андреем Сахаровым. (Он, кстати, тоже сумел решить поставленную перед ним задачу, опираясь на более отсталые технологии, нежели заморский конкурент Эдвард Теллер, создавший «чистую» водородную бомбу.)

Так вот, королёвская Р7, порожденная необходимостью сконструировать по отсталым технологиям ракету, способную доставлять тяжелую «грязную» бомбу, также созданную по отсталым технологиям, открыла космическую эру человечества.

И полвека спустя остается единственным работоспособным инструментом!
А проектировщики NASA в семидесятых со своей задачей справились куда хуже. Увлекшись доступными технологиями, они выбрали далекую от оптимальной, слизанную у авиаторов схему, не позволившую ни снизить стоимость выводимого на орбиту груза, ни обеспечить приемлемую надежность системы. Задним-то умом мы все крепки, но автор этих срок слушал выступление профессора, летчика-космонавта СССР Константина Феоктистова почти сразу после полета миссии STS-1. Эти недостатки американской системы он отмечал уже тогда. (Желающие легко найдут подробные сведения об этом.)

И что самое занятное — американцы выбрали весьма неудачную схему для челноков уже тогда, когда вовсю применялось имитационное моделирование. Эта компьютерная технология дает возможность, обсчитав тысячи или миллионы вариантов, выбрать из них эффективнейший по какому-либо критерию или их свертке.

Такая работа специалистами NASA сделана не была, или, по крайней мере, не была сделана добросовестно. В этом и кроется главная причина недостаточной эффективности челноков. В этом, а не в использовании в них компьютеров на устарелой элементной базе.

Но это прошлое. А последние военно-политические события дают возможность заглянуть в будущее. После американского вторжения в Ирак каждый, самый тупой диктатор поймет: залог его безопасности не лизание пяток международным инспекторам, но владение собственным ракетно-ядерным оружием. Пусть даже самым «грязным».
Создание такового пойдет наперегонки.

И планета наша в XXI веке может оказаться куда менее безопасной, нежели в эпоху холодной войны. А надежная система ПРО — штука маловероятная. (Именно СИСТЕМА — сбить отдельную ракету с баллистической траектории умели еще в начале шестидесятых.) Куда неправдоподобнее, чем надежные шаттлы.

Так не окажутся ли единственно безопасными для обитания рода человеческого орбитальные города-государства, так любимые киберпанком? И именно угроза террора подтолкнет человечество к широкомасштабной космической экспансии?

Прецедент-то уже был: с использованием для освоения космоса военных по изначальному замыслу ракет Р7. И американские спутники, и лунные корабли выводили на орбиту носители, созданные бывшим штандартенфюрером Вернером фон Брауном, конструктором нацистской V-2.

Так что будем надеяться, что на сей раз конструкторы космических систем воспользуются имитационными технологиями в полной мере.

 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.