Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Проджект-менеджмент по-русски. Эпическая драма в трех частях

Архив
автор : Алексей Солинов   05.06.2003

Предметом нашего внимания сегодня является управление проектами, оно же project management. А точнее — тернистый путь менеджера проекта на непаханом поле российского ИТ-бизнеса.

Предметом нашего внимания сегодня является управление проектами, оно же project management. А точнее — тернистый путь менеджера проекта на непаханом поле российского ИТ-бизнеса. Предлагаемый вашему вниманию материал основан на реальных фактах и событиях, произошедших с автором. Автор не претендует на полноту и объективность картины мира, он излагает свои мысли, не более.

Часть первая.
Экскурс в историю и Текущее положение вещей. As is

У тех, кто выжил в катаклизмах нашего рынка и смог достигнуть относительной финансовой стабильности, наконец-то забрезжили подозрения, что проектами таки надо управлять и что, может быть, этим должны заниматься специально обученные люди… Кто-то из руководителей компаний даже где-то слышал, что есть такие… м-м-м… то ли проджект-менеджеры, то ли проектные менеджеры, то ли… Короче, разберемся.
Итак, как это было…

В течение довольно длительного времени наши российские фирмы и фирмочки были озабочены проблемами, имеющими весьма отдаленное отношение к УП, как-то: выживание на рынке в условиях кризиса, действующего налогового законодательства, низкой платежеспособности населения, рэкета и т. д. и т. п. Суровая борьба за выживание не оставляла времени на всякие буржуазные извращения типа менеджмента. Да и какой, черт возьми, может быть management, когда надо продавать, продавать больше, еще больше, еще…

Однако рано или поздно (в подавляющем большинстве случаев — поздно) приходит осознание того факта, что заказчик хочет не просто отдать нам свои деньги, он хочет — да что там хочет, требует! — получать в обмен на свои деньги продукт или услугу, причем в срок, причем (о Господи!) высокого качества!

Осознавать это фирме горько, больно, но… но сделать ничего нельзя, придется обещать сделать в срок и с высоким качеством, причем обещать письменно и скреплять написанное кро… нет, пока только подписью и печатью. Иначе заказчик уйдет к конкуренту…

Перечень несчастий исполнителя на этом не заканчивается. Хуже всего то, что если раньше можно было всучить лоховатому заказчику коробки с софтом и двадцать компьютеров, то сейчас ему подавай комплексные решения под ключ, с обучением и лечением. А это уже совсем другая история, ибо надо проводить исследования, разрабатывать концепцию и ТЗ, проектировать саму систему и т. д. и т. п.

Продажи становятся «длинными», средней продолжительностью около года, причем процесс требует участия различных подразделений фирмы, а в ряде случаев даже привлечения соисполнителей, субподрядчиков и прочих дармоедов. Этот процесс гордо называют проектом, и… и дальше встает вопрос, кто им будет заниматься? Вне зависимости от креативности мышления генерального, вопрос этот решается быстро и просто… кто продал — тот и будет… «А чё тут думать?! Петрович мужик толковый — справится!»

Через некоторое время (обычно к концу второго-третьего заваленного проекта) становится очевидным, что, несмотря на всю свою запредельную толковость, Петрович не справился. Деньги получены и проедены, год прошел, заказчик в бешенстве, а результата не то что бы нет совсем, но… как бы это сказать… непонятно, кто и что делал, что готово, что нет, чего хотел заказчик и т. д. ТЗ или не написано, или написано так, что лучше бы и не писалось вообще…
Нет, все работали и даже что-то сделали, но кто конкретно и что именно… сказать трудно!

В итоге принимается неординарное управленческое решение: ставить что есть. Ну подумаешь, не работает, ну мало кто понимает, что делают те модули, которые работают… ну и черт с ним. «Ставьте что есть!»

Результаты плачевны, заказчик в нокдауне и, выбравшись из междометий и предлогов на четвертой минуте телефонного разговора, обещает впредь вас со своими глупостями не беспокоить…

Разбор полетов не приносит облегчения, ибо несчастный Петрович, собирающий в процессе обильный урожай шишек и ушатов помоев как от заказчика, так и от родной фирмы, в ответ на вопрос: что ж ты, нехороший человек, редиска, проект-то завалил? резонно отвечает, что у него и без этого проекта забот полон рот, что у него план продаж, который он выполнил на 120%, что деньги он зубами вырвал и в родную фирму принес, а виноваты… виноваты, конечно, производственники. Не смогли. Прощелкали. Не тянут.

Производственники мигом багровеют, выпучивают глаза и ссылаются на отсутствие ТЗ или на то, что им вообще никто ничего не говорил… что никаких указаний от своего начальства они не получали и смутно вспоминают, что год назад приходил Петрович и что-то такое говорил, но что именно… сейчас уже не вспомнить…

Первый, второй, третий заваленные проекты… Генеральный погружается в тяжкие раздумья на тему «Что делать?». Раздумья перетекают в совещания, в бесконечные разговоры о необходимости координации, улучшения взаимодействия подразделений, осознания ответственности, усиления контроля, бла-бла-бла… Заканчивается это обычно тем, что кто-то из присутствующих на очередном «совещании» смутно вспоминает, что есть, дескать, такие то ли проектные менеджеры, то ли менеджеры проектов… может быть, они помогут?

На этом первая часть нашего повествования завершается. Это ключевая точка. Это, извините за выражение, milestone, веха. Далее события развиваются в зависимости от степени вменяемости руководства фирмы.

Тут сходство заканчивается и начинаются разительные отличия в части требований к этим самым загадочным существам с неясным названием… Причем, разница зависит от того, до какого размера фирма успела вырасти на наших скудных пастбищах.

Часть вторая.
Работодатели Маленькие фирмы. До 100 человек

О, да! У них есть четкое понимание того, ЧТО и КАК должен делать менеджер проекта. Они проработали вопрос со всем старанием. Они выяснили, что он также называется «проджект-менеджер», «управляющий проектом» или, на худой конец, «руководитель проекта». Они абсолютно четко и правильно формулируют требования к проекту и вообще говорят правильные вещи, от которых сердце вышеупомянутого менеджера наполняется теплом, а разум — осознанием того, что все-таки есть люди, понимающие, что такое проджект-менеджмент.

К ним хочется уйти, бросив все, но… но у них нет денег. Точнее, деньги есть, они искренне предлагают вам 500–800 долларов в месяц и столь же искренне не понимают, почему это не вызывает у вас энтузиазма. Они честно говорят, что берут вас на один проект и что после, конечно, будут другие, но… у них катастрофически не хватает ресурсов… И очень много работы, ну просто ОЧЕНЬ…

Сидят они все в одной комнате на окраине города, в подвале, где зимой холодно, а летом на удивление жарко. Да, зарплату не всегда выплачивают вовремя и не всегда полностью, а точнее — почти всегда с большой задержкой и не всю…

Однако, как правило, в таких фирмах у менеджера проектов достаточно широкие полномочия и возможность «правильно» управлять проектами в свое удовольствие.

Резюме. Работы много — денег мало. Хороший трамплин для старта, если вы решили заниматься проджект-менеджментом. После вуза. Пару лет. Работать вы будете, как папа Карло, в режиме перманентного аврала, но зато приобретете бесценный опыт творческой работы «на земле» и использования специализированного ПО.

Фирмы средние. Около 300 человек

Они не прорабатывали этот вопрос углубленно. Зачем? Они сами все знают. В крайнем случае, посмотрели по диагонали пару сайтов или пролистали книжку «Краткое введение в основные начала менеджмента для дебилов». Собрались — перетерли — решили.
В итоге на свет появляются весьма экзотические требования к проджекту. Как-то:
- обязательное умение программировать на С++ (путают с программистом);
- умение делать массовые рассылки по электронной почте (не поддается анализу);
- опрятный внешний вид (что особенно трогательно!);
- ведение пятидесяти проектов одновременно (хотелось бы посмотреть);
- умение и желание продавать (путают с сэйлом).
В ряде случаев положение спасают грамотные кадровики, элегантно корректирующие эти требования и набирающие людей, соответствующих классическим требованиям к менеджеру проектов. А в ряде случаев, увы, нет.
Работать вы будете много, но не так чтобы уж очень… Ваше мнение может быть интересно начальству, не исключено, что вам даже удастся поработать в свое удовольствие. Нередко будете уходить домой в 18:00. Денег вам предложат уже побольше — от 800 до 1200 долларов США. Но…

Но платить будут в рублях. По курсу 1998 года.
Все дело в том, что руководство фирмы еще помнит то время, когда и сама фирма, и фонд оплаты труда были ма-а-а-ленькими… умом они понимают, что чем больше сотрудников, тем больше им надо денег, но душой, сердцем и банковским счетом они помнят то время, когда ФОТ был маленький, оно зовет их и манит… Более того, в голове Главного никак не уложится мысль, что с какого-то момента рост прибыли начинает отставать от роста фирмы в силу объективного увеличения накладных расходов и т. д. Ему кажется, что если фирма увеличилась за год вдвое, то прибыль должна взлететь в четыре раза! Но этого не происходит, зависимость скорее обратная… Значит, надо уменьшать издержки!!! А как? Генеральный начинает шевелить извилинами…

В конце концов, его озаряет: «Что-то они у нас много получают!» И начинается кипение творческой мысли. Он почуял кровь… Что же делать? Взять и срезать всем зарплату? Мысль классная, но народ не поймет… Уйдет ведь народишко-то! Алчный он, текущего момента не понимает, стратегически не мыслит, денег хочет! Что же делать-то??? Делать-то что?!! Решение, как правило, не блещет оригинальностью: начинается реорганизация и «оптимизация» схемы оплаты труда. В основном в следующем направлении: «чтобы получать столько же, сколько вы получаете сейчас, вам надо будет работать гораздо больше!» Как правило, «гораздо больше» лежит за пределами человеческих возможностей, и, соответственно, человек начинает получать меньше, причем чувствуя свою вину за то, что он не смог выполнить норму, в связи с чем ему и урезали пайку… Это называется «смена модели бизнеса».

Меньшая часть народа, почуяв, откуда ветер дует, пакует чемоданы и отбывает в поисках лучшей доли, но часть остается… что и требовалось доказать. Убывших объявляют ренегатами, отщепенцами, оппортунистами и врагами народа, небанально сравнивают с крысами на корабле. Оставшиеся чувствуют свое единение с родной фирмой, фирма, в знак особой признательности к оставшимся, еще немного срезает им зарплату… Главный толкает речь про «три года упорного труда и десять тысяч лет счастья»….

Еще одной характерной особенностью этого сорта фирм является активное трудоустройство детей, внуков, племянников партнеров по бизнесу, нужных людей и просто хороших парней.

Считается, что это правильно и способствует процветанию бизнеса. May be. Принятые на «работу» дети, внуки и племянники усердно изнывают от скуки на глазах остальных сотрудников фирмы, вызывая глухое раздражение. Тем паче, что ФОТ детей и внуков формируется следующим нехитрым образом: так как Генеральный прекрасно понимает, что реальной отдачи от детей ожидать не приходится, ибо они ценны самим фактом своего наличия, а не продуктивностью труда, то средства на заработную плату изымаются из ФОТ остальных сотрудников фирмы. С каждого по нитке — нищему рубашка.

У средних фирм, выросших недавно, есть еще одна существенная особенность — они нередко находятся в состоянии перманентной реформы организационной структуры. Названия должностей, отделов и департаментов меняются стремительным домкратом. В ряде случаев это сильно мешает работать.

Резюме. Денег больше — работы меньше, или, по крайней мере, она спокойнее. Авралы случаются, но не носят постоянный характер. В такой фирме можно поработать относительно спокойно и в свое удовольствие, шлифуя свои профессиональные навыки и готовя материальную и организационную базу для следующего шага.

Фирмы крупные. От 1000 человек и более

Ваше мнение никого не интересует. Ни по какому вопросу, ОСОБЕННО в вашей профессиональной области. У вас есть четко очерченный круг обязанностей или обязанностей нет вообще, это не важно… Через какое-то время вы понимаете, что с вашей работой легко справится даже дрессированная обезьяна. ваши знания и опыт никому не нужны. Это еще более удивительно, так как при приеме на работу оные знания весьма тщательно проверялись. Вы — винтик, не более.

ворческий подход — забудьте о нем! Вот вам инструкция в зубы — и вперед. Не надо думать, все уже продумано до вас и за вас. Надо делать. И если на местах реальная работа еще встречается, то в головных офисах и управляющих компаниях царит полная нирвана, благорастворение на воздусях и в человецах благоволение…

Как только вы попали сюда, можете смело забывать про все свои профессиональные навыки — они вам больше не понадобятся. Зато очень понадобятся другие, которые, кстати, стоит развить заранее, а именно:

- симуляция продуктивной и интенсивной работы в присутствии Главного;
- умение попадаться или не попадаться Главному на глаза в нужное время в нужном месте;
- умение собирать и анализировать информацию;
- не умереть от скуки в свободное от вышеупомянутых занятий время.

Ибо теперь вы не работник — вы в лучшем случае винтик, а в худшем — статусная вещь.
Часто какой-нибудь головной офис управляющей компании существует лишь потому, что Главный точно знает, что у реального, жизненного пацана должны быть:

- крутая тачка;
- коттедж в престижном районе Подмосковья;
- офис в престижном районе Москвы.

Ну а в офисе должны сидеть менеджеры, причем второй сорт его не устроит, и если уж он летает VIP-классом, ездит на шестисотом, говорит по мобиле за 1000 баксов, то уж и менеджеры в офисе должны стоить дорого. «Ведь по-другому — не принято?!»

Звереющие от скуки и лютого безделья квалифицированные и высокооплачиваемые манагеры пьют кофе на кухне, генерят громадный трафик, перекачивая МР3- и MPEG-файлы, беседуют на отвлеченные темы, но у каждого открыт один или более файлов с документами, над которыми они «сейчас работают». А на кухне на стол выкладываются изрисованные схемы и планы, типа мы тут не кофе пьем — мы работу работаем!

Жизнь офиса делится на две части — до и после приезда Главного.
При размере компании от трех тысяч человек жизнь территориальных подразделений протекает автономно, и деятельность управляющей компании практически не влияет на тамошние процессы. Вверх идут деньги, вниз — ценные указания и инструкции, на которые никто не обращает внимания, так как они не имеют отношения к реальности. Управляющая компания существует сама по себе, все больше отрываясь от бренной земли. В частности, полученный с мест отчет о регулярном ремонте легкового «жигуля» на сумму три тысячи долларов в месяц не вызывает даже желания вяло поинтересоваться о том, что же такое с этой машиной происходит ежемесячно, что приводит к регулярному ремонту на такую сумму. Триста долларов или три тысячи — какая разница! Пойдем-ка лучше кофейку треснем!
Главная опасность для менеджера в большой компании — профессиональная деградация… вплоть до распада личности. Необходимо регулярно преодолевать собственную лень и профессионально расти самостоятельно.
Резюме. Денег много, работы, в классическом понимании, почти нет. Частота авралов определяется частотой сезонных обострений у Главного. Если вы готовы полностью отречься от собственного мнения и найдете чем занять свободное время — это ваш выбор. Если сможете туда попасть.
Часть третья. Собственно проджекты. Краткий обзор модельного ряда
Однако настало время отвлечься от фирм, фирмочек, Компаний и Корпораций и обратить пристальный взор на граждан, именующих себя менеджерами проектов. Их можно разделить на четыре категории.

Девочка после вуза

Достаточно распространенный тип. Почему она считает, что она проджект? Так она только что закончила Московский Государственный Университет Маркетинга и Деревообработки по специальности «Управляющий проектом». В связи с этим, что такое управление проектами, она, конечно, знает, но весьма смутно… Что-то говорили об этом на лекции… впрочем, она может посмотреть в конспектах…
Кстати, оные конспекты старайтесь не смотреть, ибо если любопытство подтолкнет вас к этому — тяжелая моральная травма вам гарантирована.

Итого, уровень теоретической подготовки нулевой. Уровень владения ПО характеризуется так: «Нам что-то рассказывали…» Со временем из нее может получиться неплохой администратор проекта. Через несколько лет самые смышленые экземпляры могут стать менеджером проекта, но это уже никак не коррелирует с полученным образованием.
Цена: от 300 до 500 долларов США в месяц.
Резюме. Если нужен администратор проекта — берите.

Мальчик с амбициями

Ему двадцать пять. Он крут. Он очень крут. Он окончил трехнедельные курсы проджект-менеджмента при Российской Академии Управления Камвольной Промышленностью им. Кржижановского. Есть сертификат. Есть огромный опыт работы. В клининговой компании… или клиринговой… он точно не помнит. Ну есть грамматические ошибки в резюме… Ну да, ошибок много… но не в этом дело, дело в огромном опыте работы в клининговой… или клиринговой компании!
Сколько денег он хочет? 1800 долларов США в месяц и ни копейки меньше.
Ему достаточно задать несколько вопросов по теории управления проектами. Вопросы должны быть на понимание. Сумма сразу падает до 1000, потом до 800 долларов…
Цена: уменьшается с каждым заданным вопросом.
Резюме. Следить за тем, чтобы в момент демонстрации сертификата вас не зашибло отвалившейся печатью, она, как правило, большая и тяжелая. Что с ним делать? Гнать.

Собственно проджекты

Как правило, технари в прошлом или настоящем. Как правило, ученая степень или второе высшее образование. Первое — техническое, второе — управленческое или экономическое. Около тридцати лет и старше. Есть опыт реальной работы, есть теоретическая база. Это скорее характер, нежели специальное образование. В большей или меньшей степени скептически относятся к менеджменту как к Науке. Сдержанно воспринимают теоретические научные труды по вышеозначенной дисциплине, вычленяя из них крупицы применимых на практике знаний и философски пропуская все остальное.

Резюме. В зависимости от опыта работы находятся в ценовом диапазоне от 1500 долларов США и выше. Если вам нужно, чтобы проектами управляли, — берите.

Полковник в отставке

Он мужчина хоть куда, он служил в ПВО… или в ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ.
Военная выправка, «гордый профиль, четкий шаг, со спины — так чистый шах…». Никто не знает, как он появился на фирме.

Он помнит не все буквы алфавита и не знает некоторых слов. Слово «менеджер» он искренне считает нерусским и вредным для Родины, в отличие от слова «директор», которое он полагает истинно древнеславянским. Он всюду безжалостно выявляет и разоблачает врагов Родины или, на худой конец, — фирмы.
Зато вы скоро узнаете смысл выражения «тереть терки» и некоторых других…
Он уважает русский мат и не стесняется в выражениях, объясняя вам всю пагубность выбранной вами линии поведения…
Какой еще, №%?@, менеджмент?! Упал-отжался!

Левой, левой, раз-два-три. Стой, раз-два.

Данный вид склонен к лавинообразному, неконтролируемому размножению. Если не препятствовать, то скоро их станет два, потом четыре, потом… потом вы не узнаете фирму… Ведь у него столько нетрудоустроенных полковников, генералов и просто хороших ребят… Все они, включая их жен, дочерей и племянников, будут сидеть у вас в офисе спустя полгода. Мужайтесь. Помимо всего прочего — он очень инициативен.

Однако часто инициатива у полковника в отставке носит коммерческий характер, в частности, он попытается купить у никому не известной фирмы какие-нибудь одноразовые криптографические электронные брелоки для защиты создаваемой системы от НСД. Он будет с пеной у рта рассказывать о том, что враг, который обычно не дремлет, в данный конкретный момент так и просто не спит!!! И что только одноразовые брелоки спасут Родину от разора и поругания!!! Однако при ближайшем рассмотрении обязательно выяснится, что в торгующей бесценными брелоками фирме работает его зять, сын или дочь…

Цена: офицеры не продаются, а если и продаются, то не менее чем за 1500–2000 долларов.
Резюме. Если хотите разогнать надоевших сотрудников, но не знаете как, — возьмите его на работу. Отдайте надоевших под его начало — через месяц-два они уйдут сами. Добровольно, строем и с песней. Только не поручайте ему важных проектов — провал фактически гарантирован, и пресекайте попытки неконтролируемого размножения

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.