Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
22.02.2003

Helkern: кто не спрятался,я не виноват -Киргуду, бамбарбия!-Rexona отдыхает -Кот в мешке-В чужой MSN со своей Оперой- Гамбургский клон-Как украсть 9 миллионов-А потеряяяял…-Нереальный баг-Тут и сказочке конец…-Черви возвращаются -Стадион для геймеров-Дети-шпионы -Получайте запись не отходя от кассы! -Точка, точка, запятая…-Тукс-толстосум

 

Helkern: кто не спрятался,
я не виноват
Эпидемия вируса Helkern (он же Slammer), пик которой пришелся на конец января (см. «КТ» #478), продолжается. Анализ динамики распространения червя (данные Cooperative Association for Internet Data Analysis) показал, что в первые минуты Helkern удваивал количество инфицированных машин каждые 8,5 с. На охват всей территории земного шара и заражение 90% всех компьютеров, вовлеченых в эпидемию, ему потребовалось лишь десять минут (!). Это абсолютный рекорд скорости, до сих пор пальму первенства удерживал Code Red, удваивавший число инфицированных компьютеров каждые 37 минут.
Через две недели после начала эпидемии, наконец, отыскался и автор основной части вирусного кода — программист Дэвид Личфилд (David Litchfield), работающий в компании NGS Software. Сам он, правда, вирус не запускал, а всего лишь продемонстрировал в августе прошлого года на хакерской конференции Black Hat, как можно воспользоваться уязвимостями в MS SQL Server для организации крупномасштабной DDoS-атаки. Позже его код был взят неизвестными злоумышленниками за основу Helkern. Впрочем, Личфилд и сегодня не сожалеет о сделанном. По его мнению, авторы вируса справились бы с работой и без посторонней помощи. Вместе с тем Личфилд полагает, что публикация кода прошлым летом побудила многих системных администраторов залатать «дыры» в своих системах, что уменьшило масштабы бедствия.
А вот южнокорейская правозащитная организация PSPD объявила о намерении подать коллективный судебный иск к компании Microsoft, обвинив последнюю в том, что ее работники не сделали всего возможного для предотвращения эпидемии. По словам представителя PSPD, у Microsoft есть списки всех пользователей SQL Server (о, наивные!), так что фирма могла бы предупредить об уязвимости каждого в индивидуальном порядке. Свой иск, к которому уже пожелали присоединиться более трех тысяч Интернет-пользователей Южной Кореи (особенно пострадавшей от разгула Helkern), PSPD планирует основать на действующем в стране законе об ответственности производителей за выпуск бракованной продукции. Microsoft пока воздерживается от комментариев. — Е.З.

Киргуду, бамбарбия!
В первых числах февраля один из известных компьютерных журналов «Computerworld» опубликовал на своем сайте сенсационную статью, начинавшуюся примерно таким текстом: «Радикальная исламистская группировка Харкат уль Муджахиддин (HUM), входящая в составленный Госдепартаментом США список выявленных террористических организаций, взяла на себя ответственность за запуск разрушительного вируса-червя Helkern, поразившего Интернет в прошлом месяце. В эксклюзивном интервью, данном журналу по электронной почте, представитель HUM Абу Муджахид сообщил, что этот шаг — часть кибер-джихада, направленного на порождение в Интернете атмосферы страха и неопределенности. В подтверждение своих слов Абу Муджахид указал, что одна из первых инструкций в теле вируса (push) содержит число 42, а это сумма порядковых номеров букв H, U и M в латинском алфавите.
Автор статьи и интервью с предполагаемыми террористами — известный журналист Дэн Вертон (Dan Verton), в прошлом аналитик американской разведслужбы, слывущий авторитетным экспертом в вопросах компьютерной безопасности. Но очень быстро выяснилось, что и дававший интервью «Абу Муджахид», и сам сайт HUM (www. harkatulmujahideen.org) — всего лишь злая шутка другого известного американского журналиста Брайена Мак-Вильямса (Brian McWilliams), пишущего для Salon.com и Wired News. Объясняя свой, прямо скажем, неординарный розыгрыш, Мак-Вильямс сказал, что хотел преподать урок Вертону и другим репортерам, дабы все они «более критически относились к людям, заявляющим о своем участии в кибер-терроризме». В нервозной атмосфере, нагнетаемой ныне прессой и госадминистрацией США, журналисты готовы ухватиться за любую новость в подобном русле. Мак-Вильямс считает, что ему удалось продемонстрировал, как доверчивы репортеры к источникам информации и как они клюют на то, что хотели бы услышать, не утруждая себя проверкой владельцев сомнительных сайтов и маршрутов электронной почты.
Сам же обманутый Дэн Вертон поспешил снять свою публикацию с сайта, сокрушенно напомнив читателям итальянскую пословицу: «Если спишь с собаками, то проснешься с блохами». — Б.К.

Rexona отдыхает
В конце 2001 года специалисты, занимающиеся ремонтом компьютерных систем, обратили внимание на повальный выход из строя электролитических конденсаторов, установленных на новехоньких материнских платах. Сегодня впору говорить уже об эпидемии: протекшие конденсаторы на новых «матерях» стали причиной «смерти» сотен тысяч ПК по всему миру, главным образом преследуя те машины, что построены на материнских платах тайваньских и китайских производителей. Авторы недавней публикации в журнале IEEE Spectrum (www.spectrum.ieee. org/WEBONLY/resource/feb03/ncap. html) утверждают, что это отнюдь не случайный брак.
Если верить статье, в 2001 году некий китайский ученый, работавший на японскую компанию, занимающуюся производством электролитических конденсаторов, ухитрился выкрасть последнюю разработку своего работодателя — секретную формулу новейшего электролита. Вернувшись на родину, он успешно продал свое приобретение нескольким тайваньским производителям конденсаторов. Впоследствии рецепт распространился и дальше. И все бы ничего, да только украденная у японцев формула оказалась неполной. Виноват ли в этом невнимательный китайский химик или японцы специально подсунули ему неверную информацию, никто не знает. Известно лишь, что конденсаторы, заполненные «неправильным» электролитом, вырабатывают в лучшем случае половину положенного срока, после чего разрушаются под действием скопившегося внутри водорода, выводя из строя материнскую плату.
Как утверждают авторы статьи в IEEE, к настоящему моменту только ABIT Computer и IBM признали наличие проблемы и пообещали своим клиентам помочь справиться с бедой. Остальные же компании отмалчиваются, хотя дефектная продукция использовалась целым рядом других брэндов первого эшелона. — Е.З.

Кот в мешке
Замечательный судебный иск к компаниям Microsoft, Symantec и нескольким крупнейшим розничным торговым сетям США (CompUSA, Best Buy и др.) подан жительницей Калифорнии Кэти Бейкер (Cathy Baker). Ее не устроило, что программные продукты перечисленных компаний продаются с упрятанным внутрь упаковочной коробки лицензионным соглашением, которое невозможно прочесть до приобретения продукта. Купив программу, пользователь уже не может вернуть ее обратно, даже если не согласен с условиями соглашения.
Бейкер строит иск на собственном печальном опыте: приобретя в магазине коробку с операционной системой Windows XP и решив, что лицензионное соглашение Microsoft неприемлемо, она попыталась вернуть покупку обратно, на что ей, естественно, ответили отказом — коробка-де распечатана. Теперь Кэти при поддержке юристов предлагает всем жителям Калифорнии, наступившим на те же грабли, присоединиться к иску, чтобы наказать «вконец обнаглевших производителей и продавцов». — Е.З.

В чужой MSN
со своей Оперой
Компания Opera Software, разработчик одноименного веб-браузера, в очередной раз обвинила Microsoft в умышленном искажении контента на сайтах системы MSN с целью демонстрации якобы имеющихся в Opera недоработок. Отличия в отображении лицевой страницы сайта MSN.com браузерами Internet Explorer и Opera действительно наводят на размышления: в последнем случае на экране отсутствует часть важных элементов веб-дизайна. Причем проблемой разработчиков из Opera Software это кажется лишь на первый взгляд, доказательством чему служит поставленный ими простой опыт (people.opera. com/howcome/2003/2/msn).
Чтобы показать, что собака зарыта не в их браузере, а в коде сайта Microsoft, программисты Opera Software сравнили файлы, возвращенные сервером MSN.com в ответ на запрос лицевой страницы браузерами IE и Opera. Как известно, веб-серверы различают, от какого браузера к ним пришел запрос (по идентификационной строке с названием программы), и могут выдавать в ответ несколько отличающийся контент, поскольку разные браузеры требуют индивидуального подхода для наилучшего отображения веб-страниц. Как следует из сравнения полученных файлов, ширина полей в нескольких сложных таблицах в случае с Opera оказалась существенно больше, исказив общий вид страницы и сделав невидимой часть текста. Кстати, вариант страницы, предназначенный для IE, Opera отображает без ошибок (тогда как Explorer с версией для Opera справляется не лучшим образом,  см. скриншоты). А если обратиться к серверу MSN.com от имени несуществующего браузера Oprah, в ответ возвращается файл для Internet Explorer 6…
Впрочем, веб-программисты MSN могли просто ошибиться. Вряд ли оптимизации кода под не очень распространенную в Сети «Оперу» уделяли много внимания. — Е.З.

Гамбургский клон
Оливер Кан (Oliver Kahn, на фото), вратарь сборной ФРГ по футболу, начал судебное разбирательство с компанией EA Sports, производителем популярного футбольного симулятора FIFA 2002. Поводом для недовольства лучшего футболиста чемпионата мира-2002 явился факт использования в компьютерной игре его виртуального образа, согласованный разработчиками с чинами из Всемирной федерации футбола, но не с самим прототипом.
По мнению представителей суда Гамбурга, это первое дело о виртуальном двойнике, рассматриваемое в Германии. К настоящему времени «компьютерный Кан» разошелся по свету тиражом более 170 тысяч экземпляров. Если иск (стоимостью в полмиллиона фунтов) прославленного вратаря будет удовлетворен, FIFA 2002 может влететь своим творцам в копеечку: как-никак, в ней использованы аватары всех ведущих игроков мира, так что отчисления по «гамбургским счетам» легко могут превысить прибыль от продаж игры. — Д.К.

Как украсть
9 миллионов

Нешуточный скандал разгорелся в Microsoft. Как показало расследование, часть персонала фирмы в свободное время не прочь подработать у прилавка. Cогласно бытующим в редмондской компании правилам, ее сотрудники имеют право приобретать «родные» программы по льготным ценам, а то и просто бесплатно, так что практически у любого разработчика найдутся готовые к реализации коробки с новейшим софтом. И хотя выступать в амплуа коробейников обладателям подобной халявы строго запрещено, соблазн получить «левую» прибавку к жалованию порой оказывается слишком велик.
Одним из самых успешных «теневых дистрибьюторов» Microsoft стал бывший начальник отдела поисковых систем компании, 32-летний Дэниел Фойснер (Daniel Feussner). Масштабы коммерческой деятельности оборотистого чиновника поражают: за несколько месяцев ему удалось реализовать программных продуктов фирмы на сумму более девяти миллионов долларов. Перепродаваемые программы он приобретал, заявляя, что они необходимы ему для работы. Свои легкие заработки Дэниел открыто тратил на драгоценности, яхты и роскошные автомобили. В декабре прошлого года, когда сотрудники ФБР довели до сведения администрации Microsoft источники доходов Фойснера, он был с треском уволен из компании, а вменяемые ему по пятнадцати пунктам обвинения потянули на два десятка лет за решеткой. Почему налоговая полиция все это время оставалась в неведении насчет столь завидного клиента, остается загадкой.
Похоже, следствие уже никогда не получит ответов и на многие другие вопросы: 7 февраля Дэниел Фойснер скоропостижно скончался в больнице. По предварительной версии врачей, причиной смерти стали множественные болезни внутренних органов. Свои соболезнования родным и близким покойного прислала и администрация Microsoft, отозвавшая в связи с трагедией свой иск. Впрочем, судя по недавнему заявлению ее руководства, на ныне живущих спекулянтов этот широкий жест не распространяется: в ближайшее время карающая длань правосудия коснется других работников компании, преуспевших в торговле ее продуктами из-под полы. — Д.К.

А потеряяяял…
Канадская компания ISM (дочернее предприятие IBM) объявила о пропаже личных данных более чем 180 тысяч клиентов страховой фирмы Co-operators Life Insurance Company.
Причиной утраты данных послужил не сбой системы. Имена, адреса, даты рождения, номера социального страхования, кредитных карточек и банковских счетов — все это оказалось в руках злоумышленников, похитивших жесткий диск прямо из офиса компании. Помимо данных страховой фирмы, винчестер содержал важную информацию других канадских компаний и частных лиц.
Всем пострадавшим в течение двух дней были разосланы рекомендации проявить бдительность и следить за состоянием своего банковского счета. Дело уже получило название самого громкого преступления из категории identity theft за всю историю Канады, а полиция не сомневалась, что похищенные данные скоро всплывут на черном рынке… как выяснилось, что речь идет о банальной «бытовой» краже. Потерянный диск был обнаружен в домашнем ПК у 41-летнего сотрудника ISM, решившего на халяву проапгрейдить собственный компьютер. — Т.Б.

 Нереальный баг
До недавнего времени дыры в безопасности, обнаруживаемые в самых разных программных пакетах, как-то обходили игры стороной. В феврале же калифорнийская компания PivX Solutions объявила о том, что в популярном графическом движке Unreal от Epic Games имеется ряд багов, которые позволяют злоумышленникам организовывать DoS-атаки, «вешать» игровые серверы и даже исполнять программный код на компьютере «жертвы». По заверениям сотрудника компании, инженера по безопасности Луиджи Аурьеммы (Luigi Auriemma), о существовании недоработки было известно в течение нескольких лет. Независимо от платформы — будь то Windows, Linux или Mac OS, запуск игр, использующих движок Unreal (коих насчитывается уже добрых полтора десятка), делает компьютер потенциально уязвимым.
Недавно Epic Games выпустила патч к Unreal Tournament 2003, который содержит исправления ошибок в клиентской части движка. Судя по осторожным комментариям президента и старшего программиста компании Тима Суини (Tim Sweeney), некоторые проблемы на серверной стороне еще только предстоит решить. Суини отметил, что фирма впервые сталкивается с подобного рода сложностями.
Впрочем, проблемы обнаружились не только у Unreal. По данным PivX, три десятка популярных сетевых игр уязвимы для DoS-атак. — Т.Б.

Тут и сказочке
конец…

В начале февраля, совершенно неожиданно для конкурентов и поклонников своей популярной марки, компания Yamaha объявила о прекращении производства CD-R/RW-приводов для персональных компьютеров.
Пишущие оптические драйвы Yamaha появились на рынке почти десять лет назад — в 1994 году. Благодаря высокой надежности и превосходному качеству, они добились заслуженного уважения и популярности и поднялись на высшую ступень пьедестала в секторе hi-end, соседствуя с продукцией Plextor, Ricoh и ASUS.
Главной причиной ухода Yamaha с некогда столь лакомого рынка приводов CD-R/RW стала острейшая конкуренция. Постоянное снижение цен на CD-накопители и распространение записываемых DVD привело к тому, что спрос на продукцию hi-end уровня многократно сократился. Повсеместное распространение практики предустановки CD-R/RW-драйва в новые ПК превратили технологию в своего рода замену флоппи — а многие ли обращают внимание на марку установленного в компьютере флоппи-дисковода?
Последней попыткой Yamaha восстановить разрушенную границу между секторами hi-end и low-end стали разработки Advanced AudioMASTER и DiscT@2. Первая предназначалась для обеспечения «лучшего звучания» Audio-CD (прожигом питов чуть больших размеров при записи аудиодорожек); вторая же выжигала на зеркальной стороне диска (на месте, свободном от данных) любые «изображения-татуировки» для идентификации диска или просто для красоты. Обе эти технологии были применены в драйве CRW-F1, который и завершил линию оптических приводов от Yamaha.
Одновременно с уходом с рынка компьютерных накопителей компания объявила о сосредоточении усилий на производстве домашних кинотеатров и мультимедиа-устройств для ПК. В начале февраля дилерам были отгружены последние партии дисководов, а на заводах началось переоборудование конвейеров. Кстати, CD-R/RW-приводы Yamaha не канут в лету — они по-прежнему будут производиться, но лишь для домашних и профессиональных аудиокомпонентов.
Гарантийное обслуживание и техническая поддержка всех проданных устройств будут проводиться компанией на прежних условиях. По расчетам Yamaha, ее приводы полностью исчезнут из розничной продажи уже к концу марта. — Т.Б.

Черви возвращаются
Компания Team17 приступила к созданию продолжения своей эпохальной, наполненной сарказмом и черным юмором военно-стратегической игры Worms. Третье поколение «Червей», предыдущие части которой (1, 2 и экспанш-паки Worms Armageddon и Worms World Party) разошлись более чем семимиллионным тиражом (и это только легальные копии!), должно стать славным продолжателем традиций саги о жестоких разборках вооруженных до зубов полчищ червей (уже смешно, не правда ли?).

На этот раз очаровательно-склизкие создания будут разбираться на революционно новом и беспрецедентно высоком уровне. Естественно, речь идет не о дипломатии, а о детализации сражений и окружающего мира. В Worms3 схватки будут проходить в полностью трехмерном мире. Арсенала червячков хватит для того, чтобы стереть с лица земли пару-другую континентов — нас ждет обновленный выбор разрушительного оружия, рядом с которым оружейные склады из «Матрицы» покажутся просто тиром с дешевой пневматикой. Камня на камне не останется в буквальном смысле. Ландшафт будет уничтожаться и деформироваться, и все это — в 3D, что открывает совершенно новые горизонты для стратегии ведения сражений. Различные типы камер позволят игроку почувствовать себя в шкуре червя и собственными глазами оценить масштаб нанесенных противнику разрушений. Да и гранату, падающую прямо под ноги, уже не спутаешь с фугасом или чем похуже.
Погодные условия будут детально проработаны: снежные бураны и гололед, непрекращающиеся дожди и грязь по колено, испепеляющая засуха и потрескавшаяся земля — все это игрокам нужно будет учитывать при принятии решений о передвижении на местности и методах ведения боевых действий. Ветер будет теперь дуть не только слева или справа, при атаке придется делать поправку уже на все четыре стороны света.
Паузу между сражениями скрасят качественные анимационные ролики, полные той же самой «чернухи». Игра будет содержать раздел с иллюстрированной «Книгой знаний о червях» («Wormopedia»), в которой особо любопытные смогут почерпнуть массу знаний о гордом ползучем народе, «червивых» легендах и сказаниях (самые внимательные найдут в книге подсказки: как попасть на скрытые этажи, где найти новое оружие и т. п.).
Worms3 должна выйти к осени этого года, издателем игры станет компания Activision. — Т.Б.

Стадион для геймеров
Калифорнийская компания Esports разработала и продвигает новаторскую идею — создание на базе кинотеатров своеобразных «стадионов для геймеров», предоставляющих условия для коллективных компьютерных видеоигр в необычном антураже с огромным экраном. Пилотный проект уже реализован в Сан-Диего в пятнадцатизальном кинотеатре Pacific Theatres, где один из залов переоборудован в компьютерное игровое поле примерно для сотни участников.
Каждое из игровых мест оснащено видеоприставками и компьютерами, подсоединенными к Интернету. Посетитель может выбрать не только игру по вкусу из более чем трех тысяч (от Madden 2003 до Counter-Strike), но и платформу — ПК, PlayStation 2, GameCube или Xbox. Игроки по собственному выбору могут сражаться друг с другом и в пределах кинозала, и с противниками по всему миру. Администрация кинотеатра случайным образом выбирает, какую из игр проецировать на большой экран, попутно перенося точку обзора с одного игрока на другого. Как показали первые недели эксплуатации новой системы, возможности «стадиона» вызвали среди геймеров заметный энтузиазм. По их оценкам, играть на огромном экране намного интересней — разница как при просмотре фильма в кинотеатре и по телевизору.
Билет на посещение киносеанса в любом из залов Pacific Theatre дает также право на тридцать минут бесплатной видеоигры. Если же посетитель захочет продлить удовольствие, то дополнительный час стоит 2 доллара днем и 4 доллара после шести вечера. Для контроля за происходящим на «стадионе» всем геймерам выдаются идентификационные смарт-карты с фотографией, куда записывается возраст, проведенное в зале время и список игр. Как говорит администрация, эта мера необходима главным образом для того, чтобы не допускать детей к играм для взрослых. — Б.К.

Дети-шпионы
Игрушки, которыми забавляются дети, во все времена выступали своеобразным зеркалом мира взрослых. И если у взрослых сейчас все большее распространение получают разнообразные высокие технологии для шпионажа за ближними, то нечто подобное неминуемо должно было появиться и в игрушечном арсенале. Одной из первых за освоение новых рубежей взялась компания Wild Planet (www.wildplanet.com), быстро обнаружившая, что и в шпионских игрушках девочки и мальчики уже с малолетства начинают отдавать предпочтение разным забавам.
Так, мальчикам больше нравится нечто заметное и вызывающе крутое — например, «Шпионское снаряжение для скрытой связи» (Spy Stealth Communicator). Говоря иначе, специальная пара темных очков, в которые встроен крошечный жидкокристаллический дисплей. С помощью клавиатуры на браслете для запястья юный шпион может составлять донесения, которые появляются на дисплее, а также передаются по беспроводной связи партнеру, имеющему аналогичную пару очков. Ориентировочная цена такого комплекта — 35 долларов. А вот девочкам больше нравится неброская система для скрытного отслеживания передвижений (Undercover Action Tracker) ценой 20 долларов. Основной модуль этой системы по форме напоминает КПК. С помощью радиосвязи он сообщается с тремя детекторами движения, скрытно устанавливаемыми в нужных местах, и предупреждает владельца о выявленной активности (мерцанием светодиодов или голосовым сообщением). Кроме того, на специализированных сайтах компании www.spygear.net (для мальчиков) и www.undercovergirl.net (для девочек) представлен целый арсенал другой шпионской техники по доступным ценам — от металлоискателей и очков ночного видения до детектора лжи.
Начало продаж шпионских игрушек Wild Planet запланировано на август текущего года, видимо, чтобы детям после летних каникул было чем заняться в школе. — Б.К.

Получайте запись
не отходя от кассы!

Музыкальная индустрия, страдающая от неуклонно снижающихся вот уже четвертый год продаж компакт-дисков (см. «КТ» #477), ищет пути выхода из кризиса, натыкаясь порой на весьма интересные решения. Одним из них стала идея «моментальных компактов» — Instant CD, которую готовит к коммерческому воплощению американская фирма Clear Channel Concerts (CCC). Эта компания, известная как крупнейший в США организатор музыкальных шоу, планирует уже в ближайшие месяцы предоставить их посетителям уникальную возможность — по окончании концерта приобрести компакт-диск с его записью.
На каждом шоу будет присутствовать группа специалистов, ответственных за звукозапись, печать болванок на массиве CD-рекордеров и их оформление. В результате уже через пять минут после окончания действа посетителям предложат фирменные аудиодиски стоимостью около 15 долларов. В первое время проект охватит лишь сравнительно небольшие клубные выступления, но в случае успеха к следующему году планируется распространить новшество и на концерты известных музыкантов, в том числе играющих классическую музыку.
Говорить о деталях пока рано: предварительные планы журналистам удалось раздобыть из неназванных источников внутри компании, официальные лица CCC отделываются общими словами. Тем не менее, уже сейчас некоторые комментаторы высказывают опасения относительно противодействия проекту со стороны крупных звукозаписывающих лейблов, продукции которых Instant CD может составить конкуренцию. — Е.З.

Точка, точка, запятая…
Американская компания Cematics LLC, за которой стоит известный пионер P2P Ян Кларк (Ian Clarke, идеолог и создатель сети FreeNet), представила первые результаты работы над проектом пиринговой файлообменной сети нового поколения Locutus.
По своей идее Locutus схожа с многочисленными предшественниками (Gnutella, KaZaA и т. п.) и предназначена для обмена файлами в рамках единой децентрализованной сети. Впрочем, на этом сходство заканчивается. Locutus использует принципиально новый механизм взаимодействия между клиентами (его алгоритм держат в секрете), позволяющий при минимальных требованиях к ширине Интернет-канала у каждого клиента быстро отыскать информацию. Второе отличие заключается в том, что поиск ведется не только по имени файла: каждая программа-клиент Locutus, подобно настоящей поисковой системе, индексирует файлы на вверенном ей компьютере, позволяя находить документы по их контенту (Locutus реализован в виде приложения .NET и способен работать с документами разных форматов). Наконец, третье отличие — пользователь может полностью контролировать процесс обмена. Кроме того, все коммуникации ведутся с использованием стойкой криптографии.
Как полагают разработчики, все эти достоинства должны привлечь к новой системе внимание корпоративных пользователей, на которых, собственно, Locutus и рассчитана. Впрочем, обычным сетянам использовать программу тоже никто не запрещает. Всего планируется выпустить три версии Locutus: две базовые, бесплатные, и одну платную, усиленную функциями обеспечения безопасности обмена (пробная версия программы выложена на сайт www. locut.us). — Е.З.

Тукс-толстосум
Компания Reuters представила версию известного программного продукта Reuters Market Data System (RMDS) для операционной системы Linux.
RMDS, назначение которого — распространять в реальном времени важную финансовую информацию (о ходе торгов на бирже и т. п.), используется множеством финансовых учреждений, по крайней мере в США. Однако до сих пор программа работала исключительно на дорогих Unix-серверах. В результате годичного сотрудничества с компаниями Intel, Red Hat и HP ее удалось портировать на Intel-серверы, функционирующие под управлением Linux. Точнее, Reuters продает свой продукт с сертификатом, разрешающим работу на Xeon-серверах производства HP c Red Hat Advanced Server Linux.
Решение о выпуске продукта было принято после тщательного тестирования, проводившегося с октября прошлого года в шести крупных финансовых компаниях США. Как отмечают представители фирмы-разработчика, в портировании такого важного приложения на Linux клиенты в первую очередь видят хорошую возможность сэкономить. — Е.З.

Новое — это хорошо
забытое старое

Справедливость этой поговорки в очередной раз подтвердила любопытная история, раскопанная журналистами сетевого издания ExrtemeTech в связи с недавним представлением компанией Microsoft технологии SPOT. Основная идея этой новинки (см. «КТ» #477) заключается в поставке информации на разнообразные портативные устройства по радио в FM-диапазоне.
Выясняется, что SPOT могла бы появиться еще в 1984 году, когда компьютерщик Ларри Карр (Larry Karr) был нанят компанией Atari для разработки принципиально нового способа дистрибуции программного обеспечения среди покупателей игрового компьютера Atari 2600. Карр придумал и воплотил в «железе» уникальное устройство — миниатюрный цифровой радиоприемник (по сути — радиомодем с собственной оперативной памятью, умещающийся в корпусе игрового картриджа), способный принимать дистрибутивы программ, передаваемые радиопередатчиками FM-станций. Скорость передачи была невелика, 12 кбит/с, но и объемы игровых программ тогда были весьма скромными: типичная игра для Atari 2600 занимала около 4 Кбайт. Полевые испытания завершились успешно, но судорожно искавшая пути выхода из финансового кризиса Atari сменила концепцию, предпочтя беспроводной дистрибуции софта позаимствованный у Commodore накопитель на магнитной ленте.
К счастью, идея не пропала даром. Приступая к разработке SPOT, Microsoft вспомнила о легендарном проекте и наняла Ларри, который помог возродить старую технологию в новом варианте. Сегодня Карр с гордостью носит SPOT-часы, к созданию которых приложил свою руку. — Е.З.

Еще идут
старинные часы

Причина гибели шаттла «Колумбия» до сих пор остается загадкой, а потому к рассмотрению принимаются любые версии. В их числе фигурирует и возможность неполадки в работе бортовых компьютеров, управлявших полетом космического челнока. Детали, попавшие в прессу в связи с расследованием этой версии, чрезвычайно интересны.
Каждый корабль Space Shuttle содержит по пять однотипных бортовых компьютеров, помещенных в черные кубические блоки со сторонами 45 см. Работа над этими вычислительными системами была начата по заказу NASA еще в 1972 году, за девять лет до полета первого шаттла, специальной командой в компании IBM. Машины получили название IBM AP-101. По архитектуре это родственник System/360 с быстродействием около полумиллиона операций в секунду. С момента создания компьютеры, конечно, модернизировались (например, дисковые накопители заменили твердотельными), но основа платформы осталась неизменной.
AP-101 работают под управлением ПО, написанного на специально разработанном языке HAL/S (high-order assembly language/shuttle, потомок Фортрана). Главная задача основной управляющей программы длиною в 400 тыс. строк — мониторинг показаний множества датчиков (информация от них поступает примерно тысячу раз в секунду); на основании этих данных вырабатываются команды, подающиеся на двигатели и элементы фюзеляжа. В силу чрезвычайной важности этого процесса необходимо гарантировать отсутствие в программе любых ошибок. Сопровождением программного обеспечения для AP-101 занимается особая группа специалистов NASA. Благодаря жесткой организации процесса в управляющей программе шаттлов на сегодня нет ни одной ошибки, способной повлиять на результаты работы или производительность компьютера (по крайней мере, так утверждают в NASA). Тем не менее, версия о причастности бортовых вычислителей к гибели челнока все же появилась.
Как полагают сторонние эксперты, причин сбоя компьютеров могло быть две. Во-первых, специалисты NASA, отследив повреждение левого крыла при старте корабля с земли, могли удаленно внести в управляющую программу некоторые изменения, дабы компенсировать ухудшившуюся аэродинамику челнока, — что могло привести на этапе спуска к непредсказуемым последствиям. Во-вторых, могло не хватить производительности компьютеров, которые должны были попытаться устранить крен на левое крыло при входе в атмосферу. Достоверно восстановить картину вряд ли удастся, поскольку от челнока мало что осталось. Вопрос о замене AP-101 новыми системами уже поднимался в прошлом году, но из-за недостатка средств был отложен. — Е.З.

В ожидании взрыва
Международная группа астрономов предупреждает, что скоро в нашей галактике может произойти чудовищный взрыв желтого гипергиганта — Ро Кассиопеи и рождение сверхновой.
Эту звезду, расположенную на расстоянии десяти тысяч световых лет от земли, астрономы внимательно изучают с помощью телескопа Уильяма Гершеля с 1993 года. Первые семь лет в ее поведении не было ничего необычного, за исключением периодических колебаний температуры на сотни градусов. Но летом 2000 года температура гипергиганта всего за несколько месяцев резко упала почти вдвое — с семи до четырех тысяч градусов. Одновременно ученые обнаружили в звездной атмосфере избыток оксида титана. Масса выброса этого соединения составила десять тысяч земных масс — это самое крупное из известных «звездных извержений». Ученые считают, что гигантский выброс оксида титана был частью оторвавшейся оболочки звезды.
Тщательный анализ наблюдений показал, что Ро Кассиопеи может скоро взорваться — звезда уже исчерпала почти все свое ядерное горючее. К счастью, желтый гипергигант (подобных звезд в нашей галактике известно всего семь) Солнечной системе не угрожает. Однако постоянное наблюдение за этой сравнительно близкой неустойчивой звездой поможет пролить свет на один из самых загадочных эпизодов в звездной эволюции. — Г.А.

Терабита —
в каждый дюйм

Ученые Университета штата Нью-Йорк в Буффало создали магнитный сенсор, способный, в принципе, увеличить плотность записи в винчестерах на три порядка и довести ее до терабита на квадратный дюйм.
Конструктивно новый сенсор представляет собой нанометровый «усик» из никеля, соединяющий два никелевых электрода. В основе его работы лежит баллистический магниторезистивный эффект — электроны пролетают сквозь сенсор, практически не взаимодействуя с атомами кристаллической решетки (в обычных проводниках электроны проводимости диффундируют, то есть движутся зигзагом, постоянно сталкиваясь с атомами). Электрическое сопротивление такого сенсора очень сильно (в тысячу раз) меняется в зависимости от интенсивности внешнего магнитного поля. Для сравнения, в головках современных винчестеров на гигантском магниторезистивном эффекте сопротивление меняется лишь на двадцать процентов.
Впервые баллистический магниторезистивный эффект та же группа ученых наблюдала еще прошлым летом. За полгода им удалось разработать простую и надежную технологию изготовления сенсоров и в тридцать раз повысить их эффективность.
Благодаря потрясающей чувствительности новинки можно будет значительно уменьшить размеры «бита» на магнитной поверхности винчестера, а значит, и увеличить плотность записи. Однако прежде чем новая технология доберется до конвейеров производителей жестких дисков, пройдет еще немало времени. — Г.А.

Операция на Солнце
В Институте изучения пустынь при университете Бен-Гуриона (Израиль) проведены первые эксперименты по «солнечной хирургии». Концентрированным потоком излучения Солнца можно заменить луч лазера, успешно используемый хирургами уже три десятка лет.
Зеркальный коллектор диаметром 20 сантиметров, установленный на крыше больницы в пустыне Негев, сгущал энергию солнечного света в 11–15 тысяч раз. Свет передавался по оптическому волокну диаметром 1 миллиметр на расстояние до 20 метров. В качестве скальпеля использовался кончик световода.
Эксперименты на куриных тушках показали, что луч Солнца может почти бескровно делать разрезы и удалять опухоли. Особенно перспективны «солнечные операции» на печени, сильно кровоточащей при разрезах обычным скальпелем.
Конечно, «солнечная хирургия» может найти применение далеко не во всех регионах Земли. И то лишь для плановых операций, в абсолютно безоблачный день, причем только после консультации с метеорологами. Зато установка для солнечной хирургии примерно в сто раз дешевле, чем для лазерной. — Ю.Ф.

Бармашина
Как известно, от сессии до сессии живут студенты весело. Между тем регулярное посещение бара большинству питомцев alma mater отнюдь не по карману. К счастью, у студентов-технарей под рукой всегда есть любимое «железо», а голова набита идеями, которые так и норовят воплотиться в жизнь.
Не имея возможности часто ходить в питейные заведения, трое учеников калифорнийского Harvey Mudd College решили сконструировать электронного бармена. В результате на свет появился The Bar Monkey, способный по желанию клиента смешивать в различных пропорциях шестнадцать ингредиентов — от рома и водки до апельсинового сока и колы (www.barmonkey.net). Агрегат представляет собой полутораметровую стойку, содержащую системный блок, управляющий насосами, при помощи которых жидкости перегоняются по трубкам из бутылок в шейкер. Число получаемых при этом комбинаций ограничено лишь фантазией клиента — в настоящий момент в базе данных наличествует информация о 188 видах коктейлей.
Как отмечают создатели «обезьяны-бармена», им удалось уложиться в 235 долларов, благо часть комплектующих была пожертвована крайне заинтересованными в реализации проекта сокурсниками. Поскольку в качестве операционной системы использована нетребовательная к ресурсам Linux, сэкономить удалось и на интеллектуальной начинке — обошлись ПК с 486-м процессором. Весь софт был написан одним из членов «конструкторского бюро».
Интерфейс пользователя ориентирован на прожженных юниксоидов, так что диалоговых окон с подсказками ждать не приходится. От клиента требуется четко усвоить символические идентификаторы всех напитков, ибо за ошибку заказчика «бармен» ответственности не несет. Для доступа к системе нужно пройти регистрацию, что, с одной стороны, препятствует потреблению алкоголя несовершеннолетними, а с другой — позволяет вести учет выпитого как в объемном, так и в денежном эквиваленте. В настоящее время в рядах завсегдатаев Linux-бара насчитывается три десятка «зарегистрированных пользователей». — Д.К.

Телефон-автомат
Не секрет, что криминальные круги всегда были ценителями инженерной мысли. Лишнее доказательство тому — прыть, с которой технологи преступного мира переняли новейшие тенденции в «мобилостроении» по втискиванию в корпуса электронных малюток различных устройств. Так, в ходе обыска полицией французского города Rouen у одного из подозреваемых была изъята парочка пистолетов, замаскированных под сотовые телефоны.
В черных корпусах этих «мобил», неотличимых от их мирных собратьев, предусмотрены гнезда для четырех патронов, а некоторые из клавиш на цифровой панели играют роль спускового крючка. Пуля способна поражать жертву на расстоянии до 10 метров. По мнению французских стражей порядка, эти мини-шедевры стрелкового искусства — дело рук мастеров из бывшей Югославии.
Несмотря на то что владевший новинками «абонент» в настоящее время «временно недоступен» для своих товарищей, радоваться жандармам не приходится: производство подобных аппаратов, похоже, поставлено на поток. Тем более что нынешнее появление «мобил-убийц» — уже не первое в мировой криминальной практике: в 2001 году подобный арсенал был изъят во время антинаркотического рейда в Бельгии и Нидерландах (см. «КТ» #374). Впрочем, криминальные технологии не стоят на месте, так что в ближайшее время, вероятно, стоит ждать появления «гибридов» с прицелом в виде глазка цифровой камеры или смартфонов, способных стрелять боевыми очередями во время игры в Doom. — Д.К.

E-мыльная опера
Полку виртуальных персонажей с личным e-mail прибыло: не так давно собственным почтовым ящиком обзавелся член знаменитой американской мультипликационной «Семейки Симпсонов» (The Simpsons), Хоумер Симпсон.
По сюжету серии свой личный почтовый адрес — chunkylover53@aol.com — глава семьи сообщает частному детективу. Испытать адресок решили немало зрителей: по окончании серии на Хоумера обрушился шквал электронных писем от поклонников. В отличие от самой семейки, адрес, зарегистрированный сценаристом мультиков Мэттом Сэлмэном (Matt Selman), оказался отнюдь не вымышленным. К своему удивлению, каждый из корреспондентов мультперсонажа через некоторое время получил ответ от Хоумера. Как говорит исполнительный продюсер сериала Эл Джин (Al Jean), это чем-то похоже на письма Санта-Клаусу — «он тоже пытается давать советы всем, кто ему пишет».
Получать e-mail’ы Хоумер будет еще долго: компания Fox Entertainment объявила о продлении контракта с создателями «Симпсонов» еще на два года. Сериал, который выходит уже более четырнадцати лет, продлится, по крайней мере, до лета 2005 года. За это время крошка Мэгги так и не научилась говорить, а Барт по-прежнему ходит в школу. — Д.К., Т.Б.

Инопланетяне
в Белом доме

Американская госадминистрация в очередной раз удивила мировую общественность. В то время как международное сообщество не на шутку встревожено угрозами крупномасштабной войны в Ираке, президент Буш представил проект бюджета США, в котором отдельным абзацем прописано финансирование работ по поиску инопланетной жизни. В небольшом разделе этого
документа, озаглавленном «Где реальные инопланетяне?» («Where Are the Real Space Aliens?»), на основании нескольких важных научных открытий последнего десятилетия выдвигается предположение, что «обитаемых миров» во внешнем космосе намного больше, нежели было принято считать. Ученые уже нашли жизнь в условиях очень жесткой среды на Земле, говорится в документе, обнаружили воду на Марсе и лунах Юпитера и выявили около девяноста звезд с обращающимися вокруг них планетами. «Возможно, — делается далее глубокомысленное заключение, — идея о том, что «там кто-то есть», ближе к реальности, чем мы себе представляли». А значит, на поиски инопланетной жизни пора выделять бюджетные деньги. Для начала — на «Прометей», проект орбитального корабля для исследований покрытых льдом лун Юпитера: 279 миллионов долларов в ближайшем году и 3 миллиарда в течение пяти лет.
Впрочем, внимательные наблюдатели отмечают, что для обоснования выделения двух-трех сотен «космических» миллионов в многотриллионном годовом бюджете было вовсе не обязательно вставлять необычный абзац об инопланетной жизни. Появилось даже предположение, что смысл этого раздела в постепенном донесении до граждан самой идеи о реальности инопланетян — факте, якобы давным-давно властям известном, но от публики тщательно скрываемом. Ведь не далее как в декабре прошлого года специальной директивой президента США Белый дом в очередной раз продлил полное освобождение авиабазы Groom Lake в Неваде от каких-либо досмотров и проверок (этот сверхсекретный объект ВВС США, само наличие которого вплоть до 1990-х годов официально отрицалось, известен среди уфологов как знаменитая «Зона 51», где, согласно свидетельствам, изучаются летательные аппараты и технологии инопланетян). Всем, видимо, понятно, что рано или поздно проверяющие инстанции все же придется на авиабазу пустить, а значит, правда всплывет неминуемо. Поэтому публику лучше подготовить заранее, небольшими дозами выдавая намеки и предположения…
Но, конечно же, имеется в достатке и скептиков, усматривающих в новом бюджетном разделе не более чем завуалированную попытку создать резервный источник финансирования на всякие непредвиденные расходы. Иначе говоря, «поиск инопланетян» может оказаться чем-то вроде недешевой, но совершенно бессмысленной программы «Великий Устюг — родина Деда Мороза», обсуждаемой в российском парламенте. — Б.К.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.