Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
11.11.2002

AIMCQ. - Не думай о столетьях свысока. - А в остальном, прекрасная маркиза… - Неповторимый пластик. - Назад в будущее! - Право первой копии. - Не последняя шестерка. - Новый претендент. - Коврик для набора сил. - Дорогу кентаврам. - Новые трюки старой собаки. - Мобильная цивилизация. - Поле чудес. - Утерянная политкорректность.

AIMCQ

Две крупнейшие на планете системы мгновенного обмена сообщениями - AIM и ICQ, до сих пор работавшие независимо друг от друга, в ближайшем будущем наконец-то смогут взаимодействовать. Такова суть заявления пресс-службы AOL, прокомментировавшей выпуск бета-версии программы-клиента AIM 5.1, в которую включены функции, позволяющие добавлять в контакт-лист (Buddy List) пользователей ICQ и отсылать им сообщения - хоть пока и в одностороннем порядке: до выпуска новой версии клиента ICQ приверженцы этой системы не смогут ответить пользователям AIM.

Популярная в США AIM и «более интернациональная» ICQ, насчитывающие 180 и 135 миллионов зарегистрированных пользователей соответственно, принадлежат AOL и c 1999 года работают через одни и те же серверы. Их несовместимость объясняется лишь политикой компании-владельца, которая заявляла об отсутствии спроса на такого рода услуги. Как полагают аналитики, решиться на совмещение двух систем AOL заставила растущая конкуренция со стороны аналогичных сервисов - в частности, от Yahoo! и Microsoft.

Любопытно, что одновременно AOL запустила свою третью IM-систему, предназначенную для деловых пользователей. Новый сервис, AIM Enterprise Gateway, как и следует из названия, работает в сети AIM, но его программа-клиент наделена целым рядом специфических особенностей, облегчающих ее использование в качестве бизнес-инструмента. Работа с AIM Enterprise требует оформления платной подписки. - Е.З.

Не думай о столетьях свысока

Генеральная прокуратура США предъявила главному бухгалтеру Enron Эндрю Фастоу (Andrew Fastow, на фото), ведавшему финансовыми махинациями энергетического гиганта, обвинения по 78 эпизодам отмывания денег, сговору и незаконному использованию денежных средств партнеров компании. Сорокалетний Фастоу обвиняется в создании сложной системы, с помощью которой отмывались деньги Enron и скрывалось истинное положение дел в концерне.

Адвокат бухгалтера уверен в том, что «когда двенадцать честных американцев услышат правду, Фастоу отпустят на свободу». Его оптимизма не разделяет заместитель министра юстиции Ларри Томпсон (Larry Thompson), который заявил, что правоохранительные органы приложат все усилия, чтобы «комбинаторы» не ушли от ответственности. Если суд присяжных поддержит обвинение, Фастоу грозит до трехсот лет тюремного заключения и многомиллионные штрафы. - Т.Б.

А в остальном, прекрасная маркиза…

Оптимистичный отчет о состоянии дел на мировом рынке карманных компьютеров, опубликованный аналитическим агентством Gartner/Dataquest 28 октября, сообщал о скромном, но тем не менее отрадном увеличении поставок наладонников в третьем квартале нынешнего года по сравнению с тем же периодом прошлого года: всего было продано 2,62 млн. устройств, а общий рост составил 0,9%. Однако оптимизм быстро поугас: не прошло и трех дней, как компания HP извинилась за неточность предоставленных Gartner сведений о продажах, где ошибочно фигурировало 89 тыс. «лишних» проданных PDA. То есть за третий квартал нынешнего года HP удалось поставить лишь около 293 тыс. устройств, что на 23% меньше ранее заявленной цифры.

Скорректированный отчет Gartner выглядит безрадостно. Скромный рост сменился заметным спадом в 2,4%. Кроме того, новые данные сказались и на расстановке сил в наладонной индустрии: первое место так и осталось за Palm (31,7% мирового рынка PDA), а вот на второе взошла Sony (13,5%) и лишь третье заняла HP (11,5%) - в первоначально опубликованном отчете компания была на втором месте. Причину спада аналитики объясняют просто: рынок наладонных компьютеров - заложник экономики, здоровье которой оставляет желать лучшего. - Е.З.

Неповторимый пластик

Корпорация MasterCard International объявила об успешном завершении полугодового тестирования технологии защиты от копирования кредитных карт с целью незаконного использования (card skimming).

Технология Magneprint, разработанная в Университете Вашингтона (Сент-Луис) еще в 1997 году, представляет собой методику определения уникального отпечатка магнитного поля пластиковой карты. Сегодня с помощью оборудования стоимостью 20-30 долларов информацию, содержащуюся на кредитной карте, можно скопировать на пустую матрицу. В то же время сам носитель - магнитная полоска карты, состоящая из миллионов намагниченных частиц, уникальна и неповторима, скопировать ее невозможно.

Новые кредитки Mastercard имеют две информационные области. Первая выглядит как штрих-код и содержит информацию о номере банковского счета. Вторая зона используется для идентификации уникального магнитного «отпечатка» карты. При открытии счета банк снимает отпечаток каждой карты и заносит его в базу данных, используемую для определения аутентичности. Конечно, со временем под воздействием внешних факторов магнитный узор на карте может слегка изменяться, но эта погрешность не столь уж велика и поддается учету. В то же время карты-клоны отличаются от оригинала весьма разительно, что позволяет надежно опознать подделку.

Полигоном для испытаний новой технологии был выбран Куала-Лумпур - столица Малайзии, страны, занимающей третье место в азиатско-тихоокеанском регионе по количеству преступлений, так или иначе связанных с кредитными картами. В 2001 году общая сумма транзакций по кредитным картам составила в Малайзии 2,6 млрд. долларов, из этой суммы 11,2 млн. долларов были проведены с помощью поддельных и украденных кредиток.

За полгода Citibank, HSBC, MBF и Southern Bank выдали около 70 тыс. новых защищенных карт и установили шестьсот Magneprint-совместимых банкоматов и терминалов. Как сообщается, все случаи использования поддельных карт были отслежены (сколько именно их было, MasterCard умалчивает) - ни один клиент не потерял своих денег из-за того, что его карта была скопирована.

Установка новых Magneprint-терминалов в магазинах и публичных местах обходится сейчас в 50-60 долларов, а с распространением технологии цена должна снизиться до 20-25 долларов. Банкам апгрейд аппаратуры обойдется примерно в 100-150 тысяч долларов - не столь уж большая плата за спокойствие и неприкосновенность кошелька клиента. При этом немаловажно, что в отличие от решений на смарт-картах, нет необходимости заменять карточки даже при появлении их клонов, поскольку транзакции по поддельным картам просто не проводятся.

О повсеместном внедрении технологии Magneprint уже объявило правительство Австралии. Во втором-третьем кварталах будущего года начнется миграция австралийских банков на новый защищенный формат. - Т.Б.

Назад в будущее!

Читатели «The New York Times» были немало удивлены, когда в последний день октября обнаружили в газете огромный, на целую полосу рекламный материал никому доселе не известной компании Bagotronics, предлагающей решить любые корпоративные проблемы самым что ни на есть радикальным способом: путешествием в… прошлое! Воспользовавшись уникальным аппаратом, якобы сконструированным гениальным основателем компании, клиенты - в числе которых, предположительно, должны оказаться руководители неблагополучных фирм - получат возможность вернуться на необходимое число лет назад, чтобы предупредить самих себя и не совершать каких-то ошибочных действий, сэкономив миллионы долларов и, возможно, предохранив свой бизнес от разорения. Аппарат - по сути, классическая машина времени - основан на использовании «кварко-глюонной плазмы и наисовременнейшей микроэлектроники»…

Конечно же, прочитав сообщение все понимали, что это розыгрыш - и очень дорогой: аналогичная реклама появилась также на весьма недешевых рекламных площадях «Wall Street Journal» и «San Jose Mercury News». Впрочем, гадать, кто решил выбросить столько денег на ветер, пришлось недолго. Организатором акции оказалась… компания IBM, таким необычным образом начавшая свой очередной крупномасштабный маркетинговый проект, который направлен на продвижение нового комплекса технических средств и услуг E-business on demand, позволяющего минимизировать затраты на ИТ-обеспечение бизнеса любых масштабов. Вся кампания оценивается примерно в 700 млн. долларов. Основной упор будет сделан на реальность рекламных заявлений IBM, в отличие от сказочек Bagotronics. До конца года акция охватит только США, после чего Голубой Гигант планирует провести ее и в других странах. - Е.З.

Право первой копии

Датская компания KiSS Technology объявила о выпуске на рынок первого аппаратного DVD-плейера с кодеком видеокомпрессии DivX. Устройство Scan DP-450 создано в сотрудничестве с американской фирмой DivXNetworks, владеющей правами на кодек, и обеспечивает воспроизведение видеофайлов, закодированных в DivX версий 4.xx и 5.xx. В ближайшем будущем планируется обеспечить декодирование и других файлов формата MPEG-4, дающего в 7-10 раз большее сжатие, нежели MPEG-2, и уже успевшего стать неофициальным стандартом для распространения видео в Интернете. Возможность просмотра фильмов MPEG-4 дополняется в DP-450 функциями воспроизведения дисков CD/MP3, CD-RW, SVCD, VCD и DVD-RW. Правда, и цена устройству «европейского качества» назначена немалая - 400 евро.

А в США одновременно объявлено о выходе в продажу программы DVD X Copy, первого коммерческого ПО для изготовления с помощью ПК копий фильмов на DVD. Компания из Сент-Луиса 321 Studios выложила свою программу на сайте Dvdxcopy.com и предлагает ее всем желающим за сто долларов.

Как известно, Голливуд по сию пору продолжает считать снятие копий с DVD-дисков противозаконным деянием и до сих пор достаточно успешно боролся в судах с хакерско-подпольными версиями подобных программ на основе декодировщика DeCSS. Однако продукт компании 321 Studios - иной случай. В фирме официально заявили, что полагают законным желание владельцев дисков DVD делать резервную копию своей собственности. Причем дело не ограничивается лишь заявлением - для подстраховки этой позиции адвокаты 321 Studios даже ведут судебное разбирательство против голливудских медиа-ассоциаций, прося суд подтвердить права потребителей на «честное копирование». Чем закончится дело, сказать трудно, но MPAA, американская ассоциация кинокомпаний, пока что воздерживается от атак на DVD X Copy. Впрочем, учитывая общую позицию MPAA, именующую все DVD-рекордеры «новым инструментом пиратского фильмокопирования», без еще одного громкого процесса, видимо, все же не обойдется. - Б.К.

Не последняя шестерка

Едва выведя Palm OS 5 на рынок (см. «КТ» #468), ее разработчик, компания PalmSource (пока еще - подразделение Palm Inc.), известила общественность о первых деталях следующей версии операционной системы для Palm-совместимых устройств. В Palm OS 6, появление которой, по словам руководителя стратегического планирования PalmSource Майкла Мейса (Michael Mace), ожидается летом следующего года, наконец-то должен быть выполнен радикальный переход к современной многозадачной мультимедийной системе, для чего предполагается использовать наработки компании Be, купленной Palm в прошлом году.

Главным отличием шестой версии станет встроенная в программный интерфейс (API) ОС система безопасности, использовать которую смогут все приложения. Кроме того, планируется реализовать механизм подключаемых программных модулей, что позволит легко менять стандартные компоненты системы, отвечающие за ввод/вывод информации, на те, которые больше нравятся самому пользователю (к примеру, сменить механизм рукописного ввода). Будет переработан коммуникационный API: в него разработчики обещают включить функции, обеспечивающие быстрое и, возможно, автоматическое переключение с одного канала связи на другой (так, пользователь, принимающий данные на свой наладонник, покидая рабочее место, будет автоматически переведен с Bluetooth на GPRS). Помимо прочего, декларирована совместимость Palm OS 6 с платформой Microsoft .Net (но идет ли речь о программной совместимости и сможет ли действительно новая ОС выполнять Net-приложения - пока непонятно) и предыдущими версиями Palm OS, включая пятую (с помощью эмулятора).

По словам Мейса, PalmSource напрямую использует в Palm OS 6 куски кода BeOS. Однако производственный директор PalmSource Стив Сэйкомен (Steve Sakoman, бывший лидер команды разработчиков Be), отвечая на вопросы прессы, опроверг это утверждение, так что, скорее всего, речь идет лишь о заимствовании общих алгоритмов и архитектур. PalmSource не намерена забывать и Palm OS 4, в которую со временем обещает перенести часть функций из пятой версии системы. - Е.З.

Новый претендент

Нельзя сказать, что многомиллиардный рынок дисплеев испытывает сейчас большую потребность в новых революционных технологиях, поскольку за последние годы разработан уже целый букет перспективных устройств, претендующих на смещение нынешнего бесспорного лидера - жидкокристаллических экранов. Это и технология OLED на основе органических светодиодов, и «электронные чернила» E Ink, и ряд других не менее интересных новинок. Общее перенасыщение рынка и кризис электронно-компьютерной индустрии - далеко не самые благоприятные условия для внедрения новаций. Но как бы то ни было, с претензиями на свою долю успеха выступил очередной разработчик экранов новой конструкции - молодая американская фирма Iridigm из Сан-Франциско.

Здесь создан оригинальный матричный дисплей на основе технологии микроэлектромеханических систем (MEMS). Светоотражательное устройство получило название «интерферометрический модулятор» (Interferometric Modulator - iMoD), его яркость втрое выше, чем у ЖК-экранов, и при этом он потребляет меньше энергии.

Элементы матрицы iMoD построены на основе двух проводящих слоев - гибкой металлической мембраны и тонкой пленки (см. рис.). Оба слоя находятся на расстоянии одного микрона друг от друга и помещены между двух защитных стеклянных пластин. Когда на элемент подается напряжение, металлическая мембрана притягивается к пленке, вызывая затемнение элемента (он поглощает падающий свет, а не отражает, как в «выключенном» состоянии, см. www.iridigm.com). Варьированием напряжения светоотражательные слои можно сводить или раздвигать на нужное расстояние, изменяя цвета (красный, зеленый, синий) соответствующего элемента матрицы дисплея. Для формирования одного пиксела, как правило, используется «поле» примерно из сотни элементов iMoD, работающих сходным образом. В принципе можно адресовать отдельно и каждую ячейку, но ее планарные размеры (десятки микрометров) все равно слишком малы для человеческого глаза, а объединение элементов позволяет сэкономить там, где не нужна очень высокая разрешающая способность.

Как известно, дисплеи являются одним из самых прожорливых компонентов портативных устройств. Разработчики iMoD надеются, что их технология вызовет большой интерес в электронной промышленности, поскольку в традиционных ЖК-дисплеях для поддержания пиксельного рисунка матрицы напряжение надо подавать постоянно, а в iMoD-элементах - только для переключения пикселов из одного режима в другой. Статичное же изображение сохраняется само - пара проводящих слоев запоминает свое последнее состояние. Это имеет большое значение для устройств с редко меняющейся картинкой на экране, например сотовых телефонов.

Надежду на скорое внедрение новинки внушает также технологический процесс производства iMoD, удачно вписывающийся в инфраструктуру изготовления ЖК-дисплеев. Компьютерная индустрия уже заинтересовалась разработкой Iridigm: на ее развитие выделили 21 млн. долларов такие солидные инвесторы, как Qualcomm и Intel Capital. - Б.К.

Коврик для набора сил

Небольшая английская компания-стартап Splashpower (г. Кембридж) выходит на рынок с собственной технологией беспроводной зарядки аккумуляторных батарей. Устройство функционирует на основе индуктивной передачи энергии и предлагает не только более удобную, но и эстетически более приятную альтернативу традиционным контактным зарядным устройствам.

Новая система состоит из двух частей. Одна часть - SplashModule - это пластина толщиной менее миллиметра, вставляемая в электронное оборудование. Вторая - SplashPad - выглядит как коврик для мыши толщиной около 5 мм и подключается шнуром с вилкой к бытовой электросети. Именно на этот коврик и следует укладывать для подзарядки ноутбук, КПК, сотовый телефон или любой другой прибор, снабженный пластиной SplashModule.

Разработчикам, по их мнению, удалось справиться с целым рядом проблем безопасной и удобной передачи энергии индуктивным способом. Компания предпочитает не раскрывать подробностей своей технологии: неизвестно, из каких материалов изготовлена система, на какой минимальной дистанции работает зарядное устройство или на каких частотах перекачивается энергия. Сообщается лишь, что технология безопасна с электромагнитной точки зрения, в частности не портит данные на магнитных носителях, а скорость зарядки та же самая, что и у традиционных контактных устройств. Хотя есть и явное преимущество, поскольку с одного коврика SplashPad одновременно можно заряжать сразу несколько приборов (аналогичными достоинствами обладает и другая недавно представленная система для «бесшнуровой» подзарядки мобильных устройств компании MobileWise, см. «КТ» #465).

Сейчас самая главная задача для распространения технологии Splashpower - заручиться поддержкой изготовителей бытовой электроники и убедить их встраивать в свою продукцию пластины SplashModule. - Б.К.

Дорогу кентаврам

На проходившей в Детройте конференции автомобильной индустрии корпорация Toyota Motor объявила, что к 2012 году планирует перевести все свои машины на гибридные бензоэлектрические двигатели, обеспечивающие более эффективный расход топлива и меньший выхлоп.

Toyota, третий в мире автопроизводитель, первой начала использовать гибридные двигатели, начиная с модели Prius 1997 года. У нынешней версии машины Prius (на фото) самый лучший показатель экономии топлива для компактных моделей 2002 года - 52 мили на галлон бензина в городе и 45 миль/галлон на автостраде. Более экономная и «чистая» езда обеспечивается благодаря совместному использованию двигателя внутреннего сгорания и электромотора. При увеличении скорости электромотор работает совместно с бензиновым движком. При торможении последний отключается, а остаточная кинетическая энергия машины идет на подзарядку аккумуляторных батарей.

Выгода гибридных моторов очевидна, однако из шести без малого миллионов машин Toyota, проданных в прошлом году, на гибриды пришлось всего 37 тысяч. Столь малая доля объясняется внушительной ценой двигателя новой конструкции. По свидетельству экспертов, Toyota на сегодняшний день - единственная фирма, способная преодолеть психологический рубеж в три тысячи долларов, разделяющий гибриды и машины с традиционными моторами. Причем единственный путь для существенного сокращения ценового разрыва - это увеличение объемов производства гибридов. На сегодняшний день кроме Toyota (модели Prius, Crown-седан, Estima-минивэн и автобус Coaster) собственные бензоэлектрические модели выпускает лишь Honda - это двухместный Insight и версия машины Civic. Впрочем, ситуация меняется: третий по величине японский автопроизводитель, Nissan Motor объявил о намерении приобрести гибридную технологию Toyota. Ведут переговоры о закупке японских гибридных двигателей и представители General Motors, самой крупной в мире фирмы автоиндустрии.

Несмотря на общее неблагополучие мировой экономики, Toyota Motor завершила первую половину нынешнего финансового года с рекордными показателями (прибыль по сравнению с прошлым годом выросла почти вдвое), причем, как объявил президент корпорации Фуджио Чо (Fujio Cho, на фото), во многом за счет продаж в США и Европе. - Б.К.

Новые трюки старой собаки

На прошедшей в конце октября в Токио выставке Sony Business Solution 2002/03, компания Sony произвела фурор, впервые подав свою игровую приставку PlayStation 2 не как развлекательную систему, а как настоящий «business tool». Причем речь, как можно было бы подумать, идет вовсе не об инструментарии для Интернет-кафе и компьютерных клубов.

На выставке было показано, как ловко PS2 демонстрирует на большом дисплее круговую панораму, предварительно снятую специальной камерой FourthVIEW и записанную на DVD-диск (причем управление - повороты, масштабирование - осуществлялось с помощью обычного геймпада). Пока эта технология позволяет работать только с круговыми горизонтальными изображениями, но Sony на достигнутом не останавливается и планирует «растянуть» область показа до полной сферы. Таким образом, «чиста игровую» доселе PS2 можно будет использовать в музеях, планетариях и на выставках.

По всей видимости, этот парадоксальный «бизнес-инструмент» явился на свет в ходе решения нелегкой задачи - как сократить расходы на содержание представительств Sony в разных странах. В каждом таком офисе игровая приставка на ресепшене уже имеется, так почему бы не превратить ее еще и в модный «проектор»? Всё экономия… - Н.Д.

Мобильная цивилизация

Вслед за переносом на мобильный телефон Nokia 7650 классики жанра экшн - 3D-шутера Doom (см. «КТ» #466), венгерская компания Redshift портировала на мобильную платформу, без преувеличения, самую культовую и почитаемую компьютерную игру за всю историю человечества - Civilization. Новинка предназначена для обладателей коммуникаторов Nokia серии 9200. Как и в оригинальной «Цивилизации», мобильному стратегу предстоит строить города и дороги, прокладывать торговые пути, совершать научные и географические открытия, развивать культуру и искусство и многое-многое другое. Демонстрационную версию и руководство пользователя можно скачать с сайта разработчика www.redshift.hu, полная версия стоит 28 долларов. Венгры планируют портировать на Communicator (а затем, возможно, и на другие мобильные платформы) также Colonization, Might&Magic, Heroes of Might&Magic, Settlers, Jagged Alliance и Simcity.

Скорость превращения мобильников в полноценные игровые платформы заставляет производителей и разработчиков игр серьезно задуматься о крайне важном аспекте - совместимости. В конце октября в Барселоне Mobile Games Interoperability Forum, в который входят Ericsson, Motorola, Nokia и Siemens, представил версию 1.0 спецификаций MGIF-сертифицированной мобильной платформы, ставшую первым шагом к созданию единого мобильного игрового пространства.

Спецификации содержат стандарты, а также требования, предъявляемые к MGIF-платформам будущего, - к языку написания игр, протоколам игровой «межаппаратной» связи по IRDA или Bluetooth, биллингу, записи и публикации рекордов и т. п. Определены и требования к играм, которые обсчитываются не только на клиентской стороне (самим мобильником), но и на мощностях провайдеров игровых сервисов.

Похоже, в будущем нас ждет по-настоящему единая Всемирная игровая сеть, пожалуй, даже более глобальная, чем Интернет. - Т.Б.

Поле чудес

К каким только ухищрениям не прибегают разработчики компьютерных игр, чтобы привлечь внимание покупателей. Молодая компания MindQuest Entertainment пошла пусть не по самому оригинальному, но, без сомнения, самому привлекательному пути: участники ее новой игры, онлайновой ролевой стратегии-квеста TerraQuest, получают шанс выиграть приличную сумму - до пары сотен тысяч долларов. Все, что для этого требуется, - разобраться в сюжете и разгадать несколько загадок, поставленных создателями игрушки.

Технически TerraQuest представляет собой набор из нескольких десятков эпизодов, выполненных с использованием Flash- и QuickTime-инструментария. Благодаря этому, принять участие в состязании смогут пользователи как PC, так и «Маков» с установленным браузером Internet Explorer. Чтобы вступить в игру, требуется уплатить 25 долларов (10% из этой суммы сразу же будут перечислены на специальный банковский счет), после чего игрок скачивает один эпизод и приступает к прохождению квеста, похожего на скопище отрывков из телепередач, фотографий, аудиозаписей и т. п.

TerraQuest смахивает на мистический детектив и сводится к решению задач в мире, очень похожем на реальный. Главный фактор успеха - интеллект игрока, а не рефлексы. Игра поделена на шесть этапов, за прохождение каждого из которых полагается денежный приз. Те, кто первыми преодолеют пять этапов, получат по 25 тысяч долларов. К шестому этапу будут допущены лишь десять первопроходцев. Победителя ждет 250 тыс. долларов плюс половина того, что накопилось на вышеупомянутом банковском счету. Оставшиеся девять игроков получат по пять процентов от общей суммы счета. - Е.З.

Утерянная политкорректность

Онлайновую петицию с требованием повсеместно запретить продажу «расистской» игры Hitman 2: Silent Assassin (www.hitman2.com) от компании Eidos Interactive, посвященной похождениям генетически модифицированного убийцы - «Сорок седьмого», - менее чем за два дня подписали более двух тысяч сикхов со всего мира. Как оказалось, на последнем уровне этой действительно жестокой и кровопролитной игры осуществляется «зачистка» гурдвары, священного храма сикхов, от «религиозных фанатиков». Причем не просто храма, а храма, который, как утверждают сами сикхи, подозрительно похож на Хармандир Сахиб (в переводе - Золотой Храм) в Амритсаре (штат Пенджаб, Индия), самую почитаемую адептами этой религии святыню.

В петиции Hitman 2: Silent Assassin называется «чрезвычайно опасной для всех ни в чем не повинных сикхов, поскольку напрямую связывает их с международным терроризмом». Высказываются также предположения, что представленные в игре сцены самым не-

посредственным образом связаны с событиями 1984 года, когда индийская армия атаковала храм в Амритсаре с целью подавления народного освободительного движения. Редактор азиатской газеты «Eastern Eye» Амар Сингх утверждает, что «представленное в игре видение тогдашних событий - полная чушь! Если уж вы воссоздаете в игре реальное место, то следует учитывать все связанные с ним морально-этические аспекты». Сингх считает, что «единственным, и то - частичным, решением проблемы стало бы изъятие из продажи коробок с Hitman 2 и перепрограммирование злополучного последнего уровня».

Eidos откликнулась на гневную петицию немедленным удалением со своего веб-сайта всех материалов, касающихся сикхов, и заверением впредь «соответствовать»… И, собственно, все. Впрочем, могла бы выпустить и устраняющий «спорный момент» патч. Не разорилась бы. - Н.Д.

Маньяки на острие атаки

В первый день продаж продолжение криминально-автомобильного экшна Grand Theft Auto: Vice City приобрели, по разным оценкам, от 750 тыс. до 1 млн. покупателей. И это при том, что новинка пока вышла лишь для PS2, версия для PC ожидается в ближайшее время.

В новой игре любители виртуального насилия смогут удовлетворить свою жажду крови и скорости не только с помощью поездок по оживленным тротуарам на рычащем четырехколесном монстре. Можно порулить вертолетом, проехаться «на дыбах» на мотоцикле и разрезать водную гладь, держась за штурвал быстроходного катера. Как обычно, все «развлечения» в GTA заканчиваются яростной пальбой, схватками с полицией и разбитой дорогущей техникой. О чем еще мечтать?

В прошлом году было продано 7 млн. копий Grand Theft Auto 3, которые принесли разработчикам 350 млн. долларов. Насилие - котируется… И еще как: акции Take-Two продолжают расти. - Т.Б.

Антиутопии современности

В феврале следующего года на экраны кинотеатров России выйдет вторая совместная работа английского писателя Алекса Гарланда и культового режиссера Дэнни Бойла. После картины «Пляж», снятой по одноименному роману-антиутопии Гарланда, идеей которой было бегство от всепоглощающей цивилизации в поисках рая, Дэнни Бойл решил сделать фильм о гибели цивилизации. Продюсером будет Эндрю Макдоналд, работавший с Бойлом над картинами «На игле», «Жизнь хуже обычной», «Неглубокая могила» и «Пляж». Главные роли исполняют Ной Хантли, Меган Бернс и Кристофер Эклстон.

Фильм «28 Days Later» («28 дней спустя»), уже вышедший на экраны Великобритании, повествует о событиях, в ходе которых жителей Туманного Альбиона поражает смертельный вирус, случайно выпущенный на свободу борцами за права животных. Выживают лишь единицы, остальные превращаются в зомби, а главные герои ищут спасения, которому неоткуда прийти. Действия разворачиваются на фоне опустевшего Лондона.

Фильм, основная идея которого - тяжесть жизни в современном обществе, обещает стать одной из лучших режиссерских работ Бойла. - Т.Б.

Таможня дает «добро»

Поучаствовать в дележе одного из самых привлекательных рынков планеты - китайского, вскоре сможет любая иностранная компания: решением правительства КНР с декабря заграничным бизнесам будет позволено регистрировать сайты в национальном домене Китая - .cn. Сбор заявок от желающих получить имя в китайском домене возьмет на себя национальный Информационный Интернет-центр (CNNIC - в обязанности этой организации входит администрирование адресного пространства .cn) при содействии американской компании NeuStar Registry.

Процесс будет проходить исключительно в онлайновом режиме, участвовать в регистрации смогут лишь компании, а выдаваемое имя сайта, равно как и его содержимое, должны будут пройти предварительную экспертизу в CNNIC на предмет наличия в них «запрещенной и нежелательной информации». Цена пока не оговаривается, но NeuStar уже потирает руки, прогнозируя тысячи регистраций в первые же недели. Ничего удивительного в этом нет: при населении КНР в 1,3 млрд. человек и 55 млн. пользователей Сети (через год-полтора это число должно удвоиться), ее национальный домен насчитывает лишь 130 тыс. сайтов - таков результат жесткой политики правительства Китая в отношении своего киберпространства (в частности, до недавних пор была запрещена регистрация сайтов частными лицами). - Е.З.

Битва за sex

В Южной Корее, где недавно были сняты все ограничения на смысловое наполнение регистрируемых в национальном домене .co.kr имен, развернулось забавное сражение между желающими заполучить ранее запретные имена. Всего на продажу было выставлено около 8 тыс. доменов, на которые от частных лиц и компаний подано 193 тыс. заявок. При этом 58 тысяч заявителей претендуют на одно и то же имя: www.sex.co.kr.

В «битву за sex» включились буквально все от мала до велика: студенты и домохозяйки, предприниматели и даже… дети. Расчет прост: история успеха сайта sex.com, владельцы которого получали ежегодно по два десятка миллионов долларов от одного только размещения рекламы, памятна всем. По прикидкам местной прессы, корейский «секс-сайт» принесет втрое меньше, но и это весьма приличные деньги. Победителя планируется определить с помощью компьютерной лотереи, поэтому в ход идут все незапрещенные приемы: надеясь увеличить шансы на выигрыш, корейцы подают заявки не только от собственного имени, но и от имени многочисленных родных, близких и друзей. - Е.З.

Саддам, пляши!

В конце октября обозревателям американского онлайнового журнала «Wired» удалось заглянуть в электронный почтовый ящик одного из главных врагов США - президента Ирака Саддама Хусейна.

Получить доступ к press@uruklink.net (адрес опубликован на официальном сайте иракской администрации) не составило никакого труда: пароль попросту совпадал с именем почтового ящика - press. Оказалось, что ящик, который, судя по всему, давно не проверялся, переполнен - каждую неделю диктатору приходит по несколько десятков писем. Большая их часть содержит либо угрозы (вплоть до фотографий с изображением ядерного гриба и словами «Coming soon»), либо, наоборот, заявления о готовности вступить в иракскую армию и воевать против Штатов (журналисты приводят в качестве примера послание некоего «неплохо стреляющего австрийца», попросившего Хусейна оплатить ему дорогу до Ирака). Предложения из разных стран о налаживании поставок высокотехнологичных товаров, оружия и т. п. сыплются на Саддама как из рога изобилия. Например, некая лондонская компания предложила посреднические услуги в закупке необходимых Ираку товаров, а какие-то китайские бизнесмены написали о готовности поставить химическое оружие.

После публикации статьи на сайте «Wired» представители упомянутых фирм стали оправдываться, настаивая, что это неудачная шутка кого-то из сотрудников. Тем не менее, журналу судом не пригрозили, из чего можно сделать вывод, что шутки шутками, а письма-то на самом деле были. - Т.Б.

Подслушивание заказывали?

Если переезд на новое место жительства житейская мудрость приравнивает к пожару, то апгрейд ПО уже начинают сравнивать с вредительской деятельностью какого-нибудь опасного вируса или троянца. Очень остро это почувствовали сотрудники германской спецслужбы, занимающиеся прослушиванием телефонных разговоров лиц, подозреваемых в экстремистской и другой криминальной деятельности.

Как сообщила мюнхенская газета «Sueddeutsche Zeitung», из-за недосмотра техников-программистов местной телефонной компании O2, после очередного обновления программного обеспечения люди стали получать странные телефонные счета за регулярное подсоединение к неизвестному им почтовому ящику для голосовой почты. Например, одному из жителей Берлина пришло уведомление с просьбой заплатить 15,35 евро за 53 подсоединения к одному и тому почтовому ящику в период с 3 по 30 сентября текущего года. Когда же получатель счета попытался позвонить по указанному номеру, то компьютер ему вежливо сообщил, что «авторизация не прошла», после чего связь прервалась. Недоумевающий абонент обратился с жалобой в свою телефонную компанию, та - в компетентные органы. Дело получило огласку, поскольку оказалось, что аналогичные счета за «услугу прослушивания» их номера получили еще по крайней мере полсотни человек.

К счастью для спецслужб, вовремя вмешавшихся и остановивших процесс распечатки и автоматической рассылки счетов из компании O2, конфуз случился, похоже, лишь с теми прослушиваемыми абонентами, номер которых начинался с комбинации +49 179. А суммарно таких людей могло бы оказаться гораздо больше, поскольку количество отслеживаемых телефонов сейчас весьма велико. По информации от провайдеров телекоммуникационных услуг, в Германии постоянно записываются разговоры примерно на двадцати тысячах телефонных линий. - Б.К.

Капля никотина

С первого ноября в некоторых районах Токио вступил в действие запрет на курение на улицах. В стране, где 31% взрослого населения курит, - это более чем странное нововведение. Основной причиной запрета является не забота о здоровье нации, а… борьба с мусором, производимым курильщиками, и сокращение огромного количества несчастных случаев, когда курящие люди случайно обжигают идущих рядом тлеющей сигаретой (что вовсе не кажется притянутым за уши, учитывая толчею на главных улицах города).

Запрет на курение в оживленных местах японской столицы был введен уже месяц назад, но штрафы начали налагаться на нарушителей только с ноября - ранее курильщики отделывались предупреждениями и просьбами потушить сигарету. Теперь же с них будет взиматься две тысячи йен (примерно 17 долларов, на фото - «антиникотиновый патруль» поймал очередного нарушителя). - Т.Б.

Макроэлектроника

Любопытные результаты получил исследователь Эрик Уильямс (Eric Williams), решивший выяснить, как много материальных ресурсов уходит на производство типичной кремниевой микросхемы. Воспользовавшись данными специального технического отчета ООН и американской компании MCT, он установил, что совокупный вес материалов, требующихся для производства среднего чипа, превосходит вес самой микросхемы в шестьсот раз (для сравнения: аналогичная пропорция для автомобиля составляет 1:2). На создание обычного чипа оперативной памяти емкостью 32 Мбайт (весом 2 грамма) идет 32 килограмма воды, 1,6 килограмма топлива и 72 грамма различных химических веществ. Наиболее энергоемким этапом производства является выработка кристаллического кремния, на что уходит в 160 раз больше энергии, нежели на переработку исходного сырья (песка) в первичный кремний. При этом за всю свою жизнь чип потребляет едва ли четвертую часть того количества энергии, что была потрачена на его создание.

В заключение Уильямс отмечает, что забота об окружающей среде со стороны производителей микроэлектроники могла бы быть более заметной, если б те сосредоточились на уменьшении количества энергии, расходуемой на производственный процесс, не ограничиваясь - как делается сейчас - снижением энергопотребления самих чипов. - Е.З.

Квантовое нет

Любопытные эксперименты с квантовой информацией недавно провела международная группа ученых из Словакии, Италии и Ирландии. Им впервые удалось экспериментально реализовать простейшую квантовую логическую операцию U-NOT - квантовый аналог классического отрицания.

Современный компьютер - это сложнейшая комбинация нескольких базовых логических операций, каждая из которых для любого набора нулей и единиц на входе вычисляет определенный набор бит на выходе. Простейшая из логических операций - отрицание - выполняется с единственным битом и ставит в соответствие единице ноль и наоборот. Отрицание легко реализовать на транзисторах.

Как будет устроен настоящий квантовый компьютер, пока не очень ясно, однако вполне возможно, что его тоже удастся построить из некоторого базового набора преобразований квантовой информации. Но как будет выглядеть этот набор или - хотя бы - каков квантовый аналог простейшего классического отрицания? Задавшись этим, казалось бы, элементарным вопросом, ученые обнаружили массу любопытного.

Единица квантовой информации - кубит - может одновременно с некоторой вероятностью находиться сразу в двух состояниях. Это так называемое состояние суперпозиции - менять ноль на единицу или наоборот здесь совершенно бессмысленно. Зато естественно считать квантовым отрицанием противоположное состояние суперпозиции, которое перпендикулярно первоначальному. По крайней мере, чистые состояния «ноль» и «единица» в квантовом смысле перпендикулярны друг другу, и «преемственность» при переходе от классической информации к квантовой сохраняется. Но оказалось, что законы квантовой механики таковы, что устройства, которое способно для произвольного кубита вычислить его квантовое отрицание, принципиально не существует. Зато можно реализовать устройство, которое вычислит оптимальное приближение к квантовому отрицанию. Получив эти теоретические результаты три года назад, ученые решили проверить их экспериментально.

В эксперименте кубиты были закодированы в фемтосекундных импульсах лазера, две перпендикулярные поляризации которых означали ноль и единицу. Пропустив импульс сквозь специальный кристалл, можно было приготовить любую квантовую суперпозицию состояний поляризации. Все сконструированное учеными устройство состоит из сложной системы зеркал, кристаллов, разделителей лучей и фотоприемников. Измерения показали, что оно успешно изменяет поляризацию предварительно подготовленных фотонов, реализуя оптимальное приближение к операции квантового отрицания.

Пока трудно сказать, станет ли новое устройство или его аналог составной частью квантовых компьютеров будущего или оно останется экзотическим тупиком на извилистой дороге прогресса. Однако радует, что ученым впервые удалось продемонстрировать, что даже на современном уровне технологии квантовая информация может быть логически обработана успешно и без потерь. - Г.А.

Логика простеших

Детская забава - цепная реакция, порождаемая в колонне из десятков костяшек домино одним упавшим элементом, нашла необычный отклик в работе исследователей из компании IBM. Они использовали тот же принцип для создания самых маленьких в мире логических элементов, размеры которых на пять порядков меньше тех, что используются сегодня в массовой микроэлектронике. Роль костяшек домино выполняли молекулы монооксида углерода, размещенные на подложке из атомов меди. А составление их в ряд и толчок производились при помощи сканирующего туннельного микроскопа. Именно так были построены элементы, выполняющие операции OR (ИЛИ), AND (И), а также их комбинации.

Чтобы наглядно представить себе устройство молекулярных логических элементов, исследователи предлагают вернуться к аналогии с домино: вообразите две колонны костяшек, которые сходятся вместе, завершаясь одним общим элементом. Уронить этот элемент можно, заставив упасть («сработать») любую из подходящих к нему колонн либо обе. Таково устройство элемента OR. К сожалению, заставив молекулярный элемент сработать, ученые пока не могут вернуть его в исходное состояние («поставить костяшки»), но это не помешало им использовать свои наработки для построения достаточно сложных конструкций - самой интересной из которых стал трехвходовой сортировщик размером всего 12х17 нанометров.

Пока проект пребывает в стадии лабораторных исследований, но создатели молекулярной логики уверяют, что дальнейшие работы в этом направлении наверняка окупятся. Как показывают опыты, подобные элементы обладают целым рядом уникальных свойств, которые, возможно, позволят им со временем кое-где потеснить полупроводники. К примеру, их энергопотребление намного меньше, а быстродействие растет с увеличением температуры. - Е.З.

Горящие головы

Необычный подарок получили любители мастерить к Хеллоуину светящиеся в темноте тыквенные рожицы. Отцы-основатели популярного сайта GeekCulture, известные в киберпанковских кругах как Snaggy и Nitrozak, разработали технологию перенесения на тыкву реальных фотопортретов. Для достижения сходства с оригиналом затейники советуют прибегнуть к услугам Photoshop’а. Учитывая специфические свойства материала будущих «скульптур», изображение рекомендуется сделать как можно более контрастным, сведя число градаций серого цвета до трех. Распечатанный на принтере шаблон прикладывается к выпотрошенному представителю славного семейства бахчевых, и переносится на него портняжным шилом. Далее в творческом процессе используются дрель и лобзик, при помощи которых изделие приобретает «товарный вид». Как уверяют ваятели, подобный шедевр «хеллоуинского искусства», подсвеченный изнутри фонариком, производит неизгладимое впечатление на ночного путника, узнавшего знакомые черты лица.

Предоставленные авторами фотографии «пылающих тыкв» так похожи на трехмерные компьютерные модели, что часть публики, к неудовольствию Снэгги и Найтрозэка, сочла их за розыгрыш. Желающим убедиться в честной игре, а также перенять ценный опыт «тыкводелы» адресуют подробное руководство (www.geekculture.com/joyoftech/joystuff/macolanternshowto.html), все стадии творческого процесса в котором проиллюстрированы на примере «волшебных изменений милого лица» героини рекламных роликов Apple Эллен Файсс (Ellen Feiss).

Памятуя о названии праздника - «День всех святых», авторы ноу-хау засучили рукава и создали целую портретную галерею ведущих деятелей компьютерной индустрии. «Пожалуй, теперь я обрел настоящее бессмертие», - заметил причисленный к лику «тыквенных святых» хайтек-колумнист газеты «The New York Times» Дэвид Подж (David Pogue). Затем подумал и добавил: «только увядает оно уже через неделю». - Д.К.


Новости подготовили

Галактион Андреев [ galaktion@computerra.ru ], Тимофей Бахвалов [ timofey@online.ru ],
Владимир Гуриев [ vguriev@computerra.ru ], Николай Давыдов [ ndavydov@game-exe.ru ],
Евгений Золотов [ sentinel@computerra.ru ], Берд Киви [ kiwi@computerra.ru ],
Денис Коновальчик [ dyukon@mail.ru ], Юрий Фролов [ yumfrol@online.ru ].


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.