Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Наблюдатели

Архив
25.09.2002

Создатели "Шоу Трумэна" вряд ли предполагали, что доведенная до абсурда идея реалити-шоу может когда-нибудь обрести жизнь. Вдохновленный телеаттракционами, распространившимися в 1990-е и показывавшими жизнь простых людей в естественной обстановке, Питер Уир написал сценарий, который не должен был когда-нибудь превратиться в экранное действо...

(Наплыв.) Спящий на диване человек открывает глаза и пару секунд смотрит в камеру. Миллионы людей смотрят в его глаза, но он этого не замечает. Не торопясь, встает, одевается и идет умываться. У зеркала в ванной мы видим его окончательно проснувшимся.
- Доброе утро, Трумэн, - говорит человек.
- Доброе утро, Трумэн, - говорят миллионы телезрителей.

Создатели «Шоу Трумэна» - одного из лучших фильмов с Джимом Кэрри - вряд ли предполагали, что доведенная до абсурда идея реалити-шоу может когда-нибудь обрести жизнь. Вдохновленный телеаттракционами, распространившимися в 1990-е и показывавшими жизнь простых людей в естественной обстановке, Питер Уир написал сценарий, который не должен был когда-нибудь превратиться в экранное действо. Главный герой шоу, Трумэн, в отличие от остальных участников шоу не знает, что его снимают. Снимают с самого рождения. Город, в котором живет Трумэн, - огромная съемочная площадка, заполненная статистами. Жена и мать Трумэна - талантливые актрисы. А сам Трумэн - невольная звезда телевидения, даже не подозревающая о своей «звездности».

В сентябре на российском телеканале Рен-ТВ начинается показ очередного реалити-шоу «Русское чудо». Его главные герои до последнего дня не знали, что почти вся их деятельность старательно фиксирует камера. Работники спешно организованного кадрового агентства, на самом деле, оказались в эпицентре телевизионного внимания.

Для пущей убедительности был снят офис в центре Москвы. Офис без окон - вместо них зеркала, за которыми установлены камеры. Вместо клиентов - актеры московских театров и телезнаменитости, давшие подписку о неразглашении.

Почти как в жизни

Независимо от успеха «Русского чуда» стоит отметить, что у пионеров реалити-шоу на российском телевидении, канала ТВ-6 с проектом «За стеклом», реализма было куда больше. При том, что шоу, несомненно, было отрежиссированно (на тривиальные будни смотреть, увы, не так интересно), у него был несомненный плюс. Его можно было смотреть в реальном времени. Возможность эта появилась благодаря решению организовать живую трансляцию через Интернет. Любой человек с «толстым» каналом мог подключиться к серверу и ознакомиться не с режиссерской нарезкой, а увидеть то, что происходит в данную минуту. Пока никто из последователей «За стеклом» на подобное не отважился. Большая часть так называемых «реалити-шоу» доходит до нас в причесанными и «готовыми к употреблению». А зря. Интернет как никакая другая технология потворствует эксгибиционизму, в какую бы красивую обертку тот ни был завернут.

Примеров тому множество. Даже владельцев абсолютно бесцельных и банальных домашних страничек можно заподозрить в этом. Что уж говорить о ставших особенно популярными в последнее время блогах? Разумеется, существует какая-то доля (относительно небольшая) владельцев онлайновых дневников, которым есть что сказать своим читателям. Остальные же ограничиваются описанием собственных переживаний и коллизий судьбы. В русском ЖЖ (www.livejournal.com) даже придумали специальный термин для такого рода постингов. Не отягощенные особым смыслом описания происшедшего за день называются «лытдыбром». Не слишком благозвучное слово происходит от латинского lytdybr, что в русской раскладке читается, как «дневник».

И, конечно, максимальным выражением стремления себя показать и на других посмотреть являются веб-камеры. Как один из наиболее лабильных бизнесов, порнобизнес одним из первых подхватил это техническое новшество и заставил работать на себя. Обнаружить в Сети камеры, установленные в туалетах, женских раздевалках и тому подобных местах, можно без труда. Большая часть из них предполагает платный доступ, но есть и бесплатные камеры, чьи владельцы зарабатывают на рекламе, коей увешана соответствующая страничка. К слову, нет никакой гарантии, что «герои» этих съемок знают, что их снимают. Если исключить камеры, снимающие профессиональных порнозвезд или стриптизерш, в остатке остаются камеры, установленные в квартирах не слишком устойчивых в психическом отношении людей и в общественных местах. Насколько эти общественные места являются декорацией - бог знает.

В Японии, например, подобное подглядывание приняло характер национального бедствия. Там даже придумали специальное название для подобного технократического вуайеризма - «камерокозо». Миниатюрные камеры устанавливаются в общественных туалетах, раздевалках. Кое-кто даже ухитряется спрятать аппаратуру в домах своих знакомых. В некоторой степени из этой субкультуры выкристаллизовывается профессиональная элита, торгующая полученными эдалт-материалами.

Общеизвестно, что большая часть порнографических клипов с участием известных людей - не более чем подделка. Иногда подбирается порнозвезда, имеющая отдаленное сходство со знаменитостью, иногда обходятся и без этого. Реальных съемок такого рода ничтожно мало - знаменитости, как правило, очень щепетильно относятся к своей личной жизни, зная, какой интерес она вызывает у публики. Тем не менее, случаются и проколы. Так, олимпийская чемпионка Наоко Такахаси наверняка изумилась, обнаружив в Сети видеокадры своего купания в ванной. Разумеется, не обошлось без доброго знакомого, установившего в ванной видеокамеру.

Такие «папарацци» в Японии настолько расплодились, что в Токио пришлось создать специальное полицейское подразделение, занимающееся подобными случаями. Даже довольно жестокое наказание (за нелегальную установку камер «оператору» светит год тюрьмы и штраф в 5000 долларов) не останавливает тех, кто хочет заработать или просто удовлетворяет свои не совсем обычные потребности за счет доверчивых соседей.

Докатилась эта мода до России. Клуб «Русские подглядывающие» предлагает своим членам ежедневное обновление видеоклипов и фотографий соответствующего характера - разумеется, за деньги. Интересно, что о степени ответственности члены клуба прекрасно осведомлены. На сайте цитируется 137 статья УК, согласно которой «незаконное собирание и распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам (ст. 23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни…» Конституции РФ) и законным интересам граждан, - наказываются штрафом от двухсот до пятисот МРОТ… либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев». Однако на себя, видимо, эту статью в клубе не примеряли. Она цитируется исключительно как предупреждение для тех, кто размещает свои материалы в Сети, хотя совершенно очевидно, что позволяя (а в данном случае, скорее, поощряя) размещение подобных материалов, владельцы сайта также участвуют в их распространении.

Иногда доходит до курьезов. Директор одного из екатеринбургских магазинов установил в служебном туалете магазина камеру и подключил к телевизору, стоящему у него в кабинете. Забавы директора так и остались бы в тайне, если б любопытные продавщицы не заинтересовались, что он смотрит с таким интересом, и не включили бы «ящик» в его отсутствие. Закончилось все скандалом, массовым увольнением и судебным иском. В качестве оправдания директор заявил, что камеру установил не от хорошей жизни: по его данным, работницы уединялись в туалете, чтобы съесть украденную колбасу. Насколько нам известно, прокурора этот аргумент не удовлетворил (впрочем, процесс еще не закончен).

Ключ в замочной скважине

Отвлечемся немного от порнобизнеса. Он процветает и, наверное, будет процветать, пока область сексуальных отношений останется табуированной (не исключено, однако, что и после этого он будет процветать, только уже на легальных основаниях). Суть в другом. Спрос на «камеру за стенкой», что бы она ни показывала, есть, и немаленький. Говорят об этом и рейтинги реалити-шоу, и популярность «живых журналов», и - не удивляйтесь - популярность игрушек типа The Sims… Странно, но факт. Определенной категории населения эрзац-жизнь кажется интереснее настоящей жизни.

Интернет, как гибкая и дешевая среда распространения подобной продукции, мог бы стать одной из главных составляющих популярности таких шоу. Можно отметить два сдерживающих фактора: высокоскоростные подключения (а это обязательное условие для нормального просмотра видео в Сети) пока довольно редки и не совсем прозрачна схема получения прибыли от трансляции в Интернете. Редкие опыты российских интернетчиков в этом направлении (проект «Три сестры» от eMax, например) носили, скорее, имиджевый характер и способствовали укреплению запустившего их брэнда. Задача получения прибыли не была главной, да и, честно говоря, не очевидно, что можно было получить рекламные сборы, способные оправдать запуск подобного проекта.

Пассивность наших телеканалов тоже понятна. По сравнению с деньгами, которые крутятся сегодня на телевидения, то, что можно собрать в Интернете, - копейки. А усилий надо приложить много. Но как только ситуация с доступом в Интернет изменится и в Сеть придут большие рекламодатели, положение, надо думать, изменится. Если в настоящее время телеканалы используют Интернет как средство интерактивного общения с телезрителями, чему служат сайты-представительства, и недорогую возможность пиара собственных проектов, для чего привлекаются мощные Интернет-компании (партнером Рен-ТВ в проекте «Русское чудо» является Mail.ru, партнером ОРТ в шоу «Последний герой» был Яндекс), то как только Интернет станет действительно привлекательной рекламной площадкой, телеканалы ринутся сюда сами.

Остается надеяться, что интерес к «реалити-шоу» к тому времени спадет. Объединенными усилиями Интернета и телевидения приватность, сколь бы призрачна она ни была, уничтожить довольно легко.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.