Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кладбище домашних животных?

Архив
автор : Алексей Кан   19.07.2002

Спрос на электронные аналоги домашних животных есть. Как любые новые технологии, электронные псы и коты входят в нашу жизнь на цыпочках, осторожно, но, надо думать, что в ближайшие несколько лет по мере того, как эти "животные" станут более совершенны и недороги, их популярность резко вырастет.

AIBO (Artifical Intelligence RoBOt).

Семейство: собачьи (предположительно).
Описание: нечто среднее между кошкой, собакой и пылесосом.
Происхождение: создан компанией Sony.
Год открытия: 1999-й.
Главный заводчик: Sony.
Состояние популяции: резкому увеличению численности мешает высокая цена.

Электрический пес

Первая модель AIBO - ERS-110 - увидела свет более трех лет назад, в мае 1999 года. Хотя журналисты сразу же окрестили ее «псом», сама Sony акцент на «собачьей» природе AIBO никогда не делала, а потом и вовсе отказалась от сравнения своего детища с живыми существами. Более того, изначально робот позиционировался как компаньон или друг человека, но не как домашнее животное. Однако покупатели решили иначе.

Первые же владельцы AIBO стали экспериментировать с ними, обмениваться опытом, рассказывать об успехах в тренировке (ведь псы - думается, мы все же можем их так называть, - как и настоящие щенки, приходили в этот мир не слишком смышлеными). Позднее стихийное сообщество переросло в сетевые клубы, где фаны рассказывали о своих любимцах, помещали их фотографии и общались друг с другом.

Трудно себе представить подобное сообщество владельцев КПК или мобильных телефонов - это все-таки инструменты, машины. Псы же зачастую воспринимаются хозяевами как живые существа. «Это не игрушка, - пишет один из счастливых обладателей электронного друга, - AIBO более похож на живое создание» 1.

Так ли это?

Скорее жив, чем мертв…

И да, и нет.

Как мы уже говорили, Sony всячески открещивалась от сравнений своего изобретения со щенками, дабы на AIBO клюнули и любители других домашних животных, например «кошатники». Кроме того, корпорации не хотелось терять довольно узкую прослойку покупателей, которые видели в AIBO не животное, а уникальную игрушку и оригинальное электронное устройство, поэтому второе поколение AIBO выглядело гораздо более футуристично, чем первое. Таким образом, вместо того чтобы сделать

IСybie

Семейство: собачьи.
Происхождение: одна из многих пород, выведенных после успеха AIBO. Гораздо примитивнее «старшего брата», однако намного дешевле.
Главный заводчик: Tiger Electronics.
Состояние популяции: в настоящий момент развитие линейки iCybie прекращено. Tiger Electronics сделала ставку на пушистых электронных котят FurReal.
Особенности: робот выглядит настолько живым, что вы чувствуете себя виноватым, оставляя его дома одного. Во многом iCybie напоминает недорогую версию AIBO: пес передвигается по квартире, не натыкаясь на стены и мебель, исполняет нехитрые трюки, понимает восемь голосовых команд, - однако почти не поддается дрессировке. Собственно, AIBO тоже нельзя назвать способным учеником, но у iCybie с этим делом еще хуже.
Поведение iCybie можно изменить «хакерским» способом - псу посвящен большой раздел на aibohack.com. Разумеется, самостоятельный апгрейд лишает вас права на гарантийное обслуживание.
В российских магазинах iCybie стоит около 400 долларов. При покупке на Amazon обойдется вчетверо дешевле (без учета доставки).

робота максимально похожим на какое-нибудь животное (обычный путь для производителей игрушек), Sony решила дистанцироваться от «живых конкурентов», дабы привлечь технократов 2.

О внутреннем устройстве AIBO (ERS-2xx) известно немного, хотя энтузиасты не дремлют 3. Сердцем AIBO служит 32-битный MIPS-процессор от Quantum Effective Devices (QED), совместимый с набором инструкций MIPS IV. Максимальная тактовая частота - 200 МГц 4. Оперативная память - два чипа от NEC (D4518163G5-A80, SDRAM [4]) общим объемом 32 Мбайт. ROM - флэш-память от Toshiba (TC58FVB321FT-10, 4 Мбайт [2]). Роль контроллера ввода-вывода исполняет восьмибитный 4-мегагерцовый чип от NEC с 24 Кбайт ROM и 1 Кбайт RAM (D780023AY [5]). Кроме того, на системной плате размещен USB-контроллер от Texas Instruments (TUSB2036) и два чипа от Sony (CXD9561GB [3] и CDX9540TG), назначение которых непосвященным неизвестно. В качестве главного носителя информации используется, конечно же, Memory Stick.

С «железной» точки зрения ERS-31x отличается от предшественника прежде всего процессором. Вместо «камня» от QED используется 200-мегагерцовый процессор от Toshiba (TMPR 4955A [1]), совместимый с набором MIPS IV. Работает он на чуть пониженной тактовой частоте - 192 МГц. Все остальное - без видимых изменений. Память, контроллеры и чипы Sony - те же, только разнесены по разным платам.

Программное обеспечение AIBO - это, в первую очередь, собственная операционная система от Sony - Aperios. Но личность пса (как мы знаем, он проходит все стадии развития от щенка, до взрослого… эээ… животного) заключена в так называемом AIBO Ware. Прошивка поставляется записанной на Memory Stick, причем для каждой модели AIBO существует несколько прошивок, так что теоретически любой пользователь может «перезаписать» личность своего питомца.

Кроме того, владелец AIBO может корректировать или заново создавать повадки пса вручную - с помощью пакета Master Studio или Performer Kit (выпускался для первого поколения AIBO). Дело это довольно муторное, однако имея маломальский опыт программирования, можно писать небольшие скрипты с помощью языка R-Code и тем самым разнообразить поведение своего питомца. Для тех, кому этого мало, существует Open-R SDK, который позволяет писать программки, контролирующие поведение AIBO на более низком уровне. Есть даже книга, посвященная программированию AIBO с использованием Open-R SDK 5, правда, только на японском языке. Следует заметить, что для работы с Open-R SDK минимальных навыков программирования уже недостаточно - необходимо знать C++ и иметь опыт работы с GNU-компиляторами.

Несмотря на внимание масс-медиа к AIBO говорить о том, что электронный пес от Sony покорил мир, пока рановато. 90 процентов всех продаж приходятся на долю японских покупателей. В России продажи AIBO единичны.

Они живут!

Furby - уникальное произведение дизайнерского и маркетингового искусства. Легенда гласит, что в феврале 1996 года, когда шеф одной из крупнейших в мире игрушечных

Furby

Семейство: Furby.

Происхождение: изначально предполагалось, что Furby - пришельцы с далекой планеты. Но перед самым запуском игрушки в производство маркетологи выяснили, что основная целевая аудитория - девочки от 6 до 12 лет - довольно подозрительно относится к инопланетянам. И «вдруг» оказалось, что эти миляги никакого отношения к внеземным цивилизациям не имеют, а живут себе на облаках. Изобретатель Furby Дэйв Хэмптон (Dave Hampton) тоже считал, что Furby - это сова 6.

Год открытия: 1996-й.

Главный заводчик: Tiger Electronics.

Состояние популяции: хотя пик интереса к Furby давно прошел, эти игрушки и по сей день пользуются неплохим спросом. Более того, на базе Furby в Tiger Electronics было создано еще несколько видов интерактивных электронных игрушек (например, разумный моллюск Shelby).

Особенности: способны общаться между собой, произносят простейшие фразы на английском, танцуют, поют, плачут, смеются. Любят ласку. Нуждаются в питании. «Бессмертны» - если владелец забудет покормить Furby, тот заболеет, но не умрет.

Сейчас мало кто помнит, что Furby был далеко не первой электронной интерактивной игрушкой. Фурор, произведенный Furby на Toy Fair 1998, полностью затмил игрушки от Microsoft (Arthur, D.W., Barney) и электронного Винни-Пуха от Mattel. Помимо того, что они значительно уступали Furby в «разумности» и автономности (для работы требовался ПК), у этих игрушек был еще один существеннейший недостаток - их стоимость составляла около 100 долларов. Furby в обычной комплектации стоил всего 30.

империй Hasbro раздумывал, покупать или нет компанию Tiger Electronics, ему на глаза попалось маленькое, ушастенькое и глазастенькое существо, напоминающее гремлина. Вполне возможно, что Hasbro приобрела бы Tiger Electronics и без убогого прототипа Furby. Однако глава компании Алан Хэссенфельд (Alan Hassenfeld), увидев Furby в действии (не зная, насколько работоспособен стоящий на столе прототип, Джефф Джонс (Jeff Jones), вице-президент Tiger Electronics по маркетингу, все же рискнул его включить), сказал, что за всю свою карьеру не видел более крутой игрушки.

Через три дня Tiger Electronics была приобретена Hasbro за триста с лишним миллионов долларов.

Интересно, что, как и многие замечательные новинки, Furby был разработан не исследовательским отделом компании, а энтузиастом, которого нелегкая вовремя занесла в Tiger со своими задумками. Его имя поначалу держалось в тайне: видимо, Tiger Electronics опасалась, что истинный отец Furby, став знаменитым, потребует большего процента от продаж Furby. Было известно только, что изобретатель проживает в одном из американских национальных парков (где-то между Рино, Невадой и Сакраменто). Ранее он работал в компании Mattel, создавал игрушки под компьютеры Atari, работал с Microsoft над Barney (неудачная попытка корпорации выйти на рынок электронных игрушек). Увидев на одной из выставок виртуальных зверьков (возможно, это были какие-то клоны тамагочи a la Giga Pets, а то и оригинал), будущий изобретатель Furby подумал, что было бы неплохо сделать виртуальных персонажей более осязаемыми и, если получится, более разумными. На создание первого Furby ушло несколько месяцев - все это время американский Кулибин работал на голом энтузиазме, за свои деньги, в свое свободное время. Первая версия Furby была не слишком похожа на довольно самостоятельных «гремлинов», поступивших позднее в продажу. Никакой автономности не было и в помине. Впрочем, позднее Furby был усовершенствован своим автором, и в конечном счете в отдел разработок Tiger Electronics поступило существо, способное общаться с товарищами через инфракрасный порт, «обучающееся» английскому и терпеливо разъясняющее детям основы «детскофербийского» (Child Furbish) языка. Механику Furby разрабатывала сторонняя компания, а электронный мозг пришлось конструировать создателю игрушки Дэйву Хэмптону.

Важным отличием Furby от тамагочи было еще и то, что Furby не умирал. Стоическое отношение к смерти, присущее, видимо, японским детям, в Tiger Electronics сочли неподходящим для западного рынка.

Путь от концепта до игрушки на прилавке, как правило, долог и труден. В Tiger Electronics «проверку на вшивость» проходит только одно из двухсот предложенных изобретений. 190 из них отбрасывается на первых этапах. Около десятка добирается до исполнительного комитета, который оценивает перспективность игрушки. Сквозь решето скептицизма совета директоров проходит в лучшем случае две игрушки. Они-то и запускаются в разработку. Как правило, одна из них в конце концов признается неперспективной.

Неудивительно, что с таким подходом путь от идеи до запуска в производство может занимать несколько лет. Furby прошел его за два года, хотя отношение к игрушке в компании было неоднозначное. Часть топ-менеджеров в успех не верила, часть боялась, что Furby перетянет на себя одеяло и негативно повлияет на популярность уже существующих линеек. Тем слаще, вероятно, оказался для компании феноменальный успех разработки.


1 (обратно к тексту) - www.mimitchi.com/aibo/index.htm
2 (обратно к тексту) - В настоящий момент на рынке присутствует несколько моделей AIBO: ERS-110, 111 (уже не выпускаются и доступны только в б/у-варианте), 210, 220, 210A, 220A, 311, 312, 31L, 311B, 312B, 311B/X Каждое следующее поколение AIBO дешевле предыдущего. Самый дешевый вариант - 31L, «облегченная» версия 31x стоимостью 600 долларов. Стандартная версия AIBO третьего поколения стоит долларов 800-850. Начиная с версии 3xx у AIBO новый дизайн, не очень похожий на предыдущие варианты.
3 (обратно к тексту) - www.aibohack.com
4 (обратно к тексту) - Sony утверждает, что в версиях с индексом A (210A/220A) процессор работает с тактовой частотой 384 МГц.
5 (обратно к тексту) - Introduction to Open-R programming.
6 (обратно к тексту) - www.mimitchi.com/html/furbn3.htm

Robokoneko

Семейство: кошачьи.
Происхождение: исследовательская разработка компании Genobyte.
Главный заводчик: Genobyte.
Состояние популяции: в настоящее время нет ни одной действующей модели. Проект компании Genobyte -построение искусственного мозга, состоящего из миллиардов нейронов, - должен быть закончен в 2003 году. А кошка-робот - лишь побочная ветвь, призванная проверить построенный мозг на практике.

Впрочем, не обошлось и без неприятных казусов. К рождественскому сезону 1998 года компания не успела поставить в американские розничные сети достаточное количество игрушек. Рынок к этому времени был уже очень накален - восторженные отзывы тех, кто видел Furby на специализированных выставках, и активнейшая рекламная кампания сделали свое дело. Доходило до того, что некоторые Интернет-магазины наудачу набирали заказы на Furby и позднее возвращали деньги покупателям, будучи не в состоянии доставить заказанные игрушки. Появилось даже несколько липовых магазинов, промышлявших обыкновенным мошенничеством. Счастливчики, которым повезло приобрести Furby первыми, спекулировали ими на Интернет-аукционах - цены за игрушку стоимостью 30-35 долларов доходили до трех сотен. Интересно, что сейчас первое поколение Furby считается раритетом и вряд ли стоит дешевле. Виной тому усовершенствования, сделанные Tiger Electronics при подготовке следующей инкарнации Furby. Так, первые «гремлины» не обладали функцией глубокого сна и просыпались от любого толчка, что мешало спать детям, которые не хотели расставаться со своими любимцами даже на ночь. Кроме того, в первой партии оказалось довольно много игрушек с бракованной механикой. Сегодня это уже не игрушки, а предмет коллекционирования, благо Furby различного окраса и поведения расплодилось много.

Furby также популярный объект для хакинга. Практически сразу же после того, как Furby стала продаваться через Сеть, появились сайты, посвященные «внутренностям» игрушек. Первая подобная страница просто содержала серию фотографий, на которых было изображено, как любопытный владелец разбирает сломавшегося Furby на составляющие. В дальнейшем появились и более серьезные ресурсы: сегодня в Сети нетрудно найти сайты, на которых размещены специальные программы для управления Furby (www.veg.nildram.co.uk/furby.htm, www.blueneptune.com/~maznliz/marius/furby.shtml, www.homestead.com/hackfurby, www.phobe.com/furby/hacking.html) или инструкции по взлому, после которого Furby меняет поведение. Впрочем, многого из Furby не вытянешь - хваленая обучаемость игрушки, скорее, уловка маркетологов, чем технологическое достижение. Из не слишком популярных игрушек от Microsoft выжать можно было гораздо больше (правда, при их взломе владелец игрушки рисковал втрое большей суммой). Особо продвинутые могли (да и сейчас могут) приобрести специальный upgrade kit 7, позволяющий заменить одну из плат, используемых в Furby, чтобы это устройство можно было перепрограммировать (86 долларов с доставкой). Естественно, что Tiger Electronics к этой самодеятельности никакого отношения не

NeCoRo

Семейство: кошачьи.
Происхождение: разработка компании Omron. Поскольку Omron нельзя назвать сильным игроком на рынке игрушек, NeCoRo служит скорее хорошим маркетинговым средством для продвижения других продуктов компании.
Главный заводчик: Omron.
Состояние популяции: с ноября 2001 года продано пять тысяч кошек. Продажи осуществляются только в Японии. Будет ли Omron выпускать новые версии NeCoRo, неизвестно. Стоимость каждой особи - 185 тысяч иен.
Особенности: запоминает свое имя, если оно неоднократно повторяется, и начинает отзываться на него. Способна испытывать различные эмоции (собственная технология Omron - Mind and Consciousness). Запрограммирована так, что создается иллюзия роста: только что купленная кошка напоминает скорее котенка и постепенно меняет поведение. Самостоятельно передвигаться не может, однако каждая из конечностей имеет две степени свободы - для игры и большей естественности движений.

имеет, и, пытаясь использовать Furby таким образом, его владелец лишается каких бы то ни было гарантий

Яйцо без курицы

Наверное, нет особенного смысла рассказывать, что такое тамагочи. Даже самые далекие от информационных технологий читатели, по меньшей мере, видели эти игрушки в продаже. Сама компания Bandai описывает тамагочи как «небольшое домашнее животное из киберпространства, которое нуждается в любви для выживания и роста». Другими словами, если хозяин любит своего питомца и заботится о нем, то тамагочи растет. Если владелец не слишком много уделяет времени обитателю яйца - тамагочи вырастает жалким и уродливым. Если совсем забывает - тамагочи умирает. Впрочем, смерть тамагочи (которую дети подчас воспринимают по-настоящему) с точки зрения взрослых не окончательна - яйцо можно перезагрузить и начать все с начала. Правда, тамагочи вырастет уже немножко другой.

Первые тамагочи появились на японском рынке 23 ноября 1996 года. Как и в случае с Furby, за тамагочи, по большому счету, стоит не исследовательский отдел, а один-единственный человек - Маита Аки. Тридцатилетняя бездетная японка умудрилась создать, пожалуй, наиболее близкое концептуально к домашним животным электронное существо, хотя с технологической точки зрения тамагочи, конечно, далеко не так интересны, как AIBO, и вообще примечательны не с технологической, а психологической точки зрения.

Карманные видеоигры для японских детей дело привычное, однако Аки пришла в голову золотоносная идея сделать сутью игры воспитание виртуального существа. Идея пришла к Маите случайно, во время просмотра рекламного ролика, в котором мальчик хотел взять с собой в детский сад черепаху. Понятное дело, что ребенку черепаху взять с собой не разрешили, однако Аки придумала существо, которое ребенок мог бы взять с собой, куда бы он ни шел.

После феноменального успеха на японском рынке компания Bandai вышла на рынок США (правда, в американском варианте тамагочи не умирал, а улетал от своего хозяина; чуть позднее вышли и японские тамагочи со счастливым финалом) и уже к концу 1997 года «тамагочиманией» был охвачен весь мир. Интересно, что сама Маита Аки никаких выгод от успеха своего детища не получила. Тема тамагочи дома у Маиты - табу.

Между тем с тамагочи произошла почти та же история, что и позднее с Furby - объемы производства были не рассчитаны на возникшую популярность игрушки. За первые несколько месяцев продаж в Японии было реализовано более 5 миллионов яиц, однако этого количества было явно недостаточно - на  аукционах цена за одно яйцо доходила до тысячи долларов. Резко возросла подростковая преступность за счет «грабежей» тамагочи, когда подростки отнимали у других детей виртуальные игрушки. К моменту появления тамагочи на рынке американские торговые сети разместили предварительных заказов более чем на 6 миллионов игрушек - и не зря. Только за первые сутки продаж в манхэттенском супермаркете Шварц было продано более десяти тысяч тамагочи.

Впрочем, вакуум был довольно быстро заполнен - инициативу подхватили как другие компании, создавшие схожие по

Fur-Real

Семейство: кошачьи.
Происхождение: точно неизвестно. По концепции похожа на кошку NeCoRo от компании Omron, хотя Fur-Real гораздо проще.
Главный заводчик: Tiger Electronics.
Состояние популяции: продажи идут в общем-то неплохо.
Особенности: электронное существо, очень похожее на настоящую кошку. Fur-Real не способны передвигаться самостоятельно: основное их назначение - адекватно реагировать на ласку. Когда хозяин поглаживает кошку, та начинает ластиться и мурлыкать.

концепту игрушки (та же Tiger Electronics выпустила Giga Pets), так и безвестные китайские предприниматели, клепавшие в невероятных количествах клоны тамагочи всех размеров и расцветок.

К удивлению Bandai, к тамагочи проявили интерес люди практически всех возрастов - с яйцами в карманах разгуливали и солидные бизнесмены, и домохозяйки. Были даже выпущены мобильные телефоны со встроенными тамагочи.

Следующий?

Спрос на электронные аналоги домашних животных (а функционально все описанные игрушки под это определение идеально подходят), вне всяких сомнений, есть. Как любые новые технологии, электронные псы и коты входят в нашу жизнь на цыпочках, осторожно, но, надо думать, что в ближайшие несколько лет по мере того, как эти «животные» станут более совершенны и недороги, их популярность резко вырастет. Со временем мы научимся делать действительно обучаемых в интерактивном режиме роботов, и домашние животные, не приспособленные, положа руку на сердце, для жизни в мегаполисах, станут историей. Возможно, так для них будет лучше.

А для нас?

Poo-Chi

Семейство: собачьи.
Происхождение: нечто среднее между Furby, тамагочи и AIBO. Разработан компанией Sega.
Главный заводчик: Tiger Electronics
Состояние популяции: за первые восемь месяцев продаж реализовано более десяти миллионов экземпляров.
Особенности: отлично разрекламированная игрушка, которая ничем особенным похвастать не может. Несмотря на неизбежные сравнения с AIBO (как-никак обе похожи на собак) имеет с японским псом мало общего. Ближайший родственник - Meow-Chi. Как нетрудно догадаться, это концептуально похожий на Poo-Chi аналог котенка.


Тамагочи

Семейство: тамагочи.
Происхождение: потерпевшие крушение инопланетяне. Обнаружены профессором Банзо и его ассистенткой Микачу. Яйца, в которых живут тамагочи, предназначены для защиты инопланетян от земной атмосферы. Средняя продолжительность жизни - от 10 до 18 дней.
Год открытия: 1996-й.
Главный заводчик: Bandai.
Состояние популяции: ажиотаж вокруг тамагочи уже закончился, однако популярность их была столь велика, что даже предположить, какое количество тамагочи разбрелось по свету, не представляется возможным. К тому же подделывали тамагочи намного чаще, чем Furby: так, вся Россия была завалена китайскими поделками, производителей которых вряд ли можно заподозрить в выплате лицензионных отчислений Bandai. Сама компания тоже выпустила в свет множество разновидностей тамагочи (Angelgotchi и пр.). Кроме того, были выпущены и схожие по концепту видеоигры, такие, например, как Digimon.
Особенности: смертны. При плохом уходе могут умереть или уйти.


7 (обратно к тексту) - www.appspec.net/products/UpgradeKits/FurbyUpgrade.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.